детские
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Путешествие по лиственному лесу : Внеклассная работа

Ведущий. Мы начинаем наше путешествие по Атаманскому лесу. Но путешествовать мы будем не одни, с нами отправляются в путь лесничий и члены жюри.

Лесничий. А вы знаете, почему лес так называется? Впервые название “Атаманский лес” в архивных документах появилось в конце XVIII века.

Атаманский лес входил в состав Большого городского леса, который окружал территорию города (Городище, Соковое, Ямское, Сорокина.) А свое название Атаманский лес получил от близ лежащего села Верхне-Атаманское. Сейчас Атаманский лес входит в состав Старооскольского лесничества образованного в 1937 году.

Ведущий. Итак, в путь! Ведь путь предстоит долгий.

Лесничий. Первая станция “Береги лес!”. Вы должны вспомнить правила поведения в лесу.

Ведущий.

И поля, и деревья, и речки,
Красоту свою прячут от нас,
И как кони боятся уздечки,
Так боятся они наших глаз.

Ветер шепчет деревьям тревожно:
“Берегитесь, идет человек!”
И смолкают они осторожно,
Словно так и молчали вовек…
Т.Кулакова

Каждой команде выдается по четыре знака-символа. Участники по очереди называют правила поведения в лесу, согласно знаку-символу:

  1. Не ломайте ветви деревьев и кустарников.
  2. Не повреждай кору деревьев.
  3. Не рви цветов в лесу и на лугу.
  4. Нельзя брать яйца птиц из гнезд.
  5. Не разводите костер в лесу, если в этом нет острой необходимости.
  6. Нельзя разорять муравейники.
  7. Не сбивайте грибы, даже не съедобные.
  8. Нельзя раскапывать норы и тревожить лесных зверей.
  9. В лесу запрещается включать на полную мощность транзисторы и магнитофоны, поднимать крик и шум.
  10. Отдыхая в лесу, не забывайте, что вы находитесь в гостях у природы, а потому не оставляйте после себя беспорядка.

Ведущий. Вы справились с заданием, и мы можем отправляться дальше.

Здесь в зарослях лесных,
Где все для сердца мило,
Где чистым воздухом так сладостно дышать,
Есть в травах и цветах целительная сила
Для всех, умеющих их тайну разгадать.

Лесничий. Идемте же в лес и поищем там лекарственные растения.

Итак, мы на станции “Зеленая аптека”.

Участники получают гербарий растений леса и карточки-иллюстрации. Они должны найти лекарственные растения и рассказать о них.

Дуб обыкновенный. Лекарственным сырьем служит кора, реже желуди.

Препараты дуба обладают вяжущим, противовоспалительным и противоглистным действием. Отвары коры используют при воспалительных заболеваниях слизистой оболочки полости рта, зева, глотки, при стоматите и кровоточивости дёсен. Внутрь его принимают при поносах, хронических заболеваниях кишечника, мочевыводящих путей и мочевого пузыря.

Ясень обыкновенный. Лекарственным сырьем служат листья и кора. Препараты, приготовленные из ясеня обладают следующими действиями: кровоостанавливающим, жаропонижающим, тонизирующим, ранозаживляющим, антигельминтным, слабительным, противомикробным, отхаркивающим, мочегонным, фунгистатическим.

Отвар из листьев и коры ясеня используют при болезнях печени, мочекаменной болезни, бронхите, воспалении легких, туберкулезе легких, воспалительных заболеваниях почек, ревматизме, полиартрите, радикулите, подагре, дизентерии, а также в качестве противоглистного средства.

Боярышник кроваво-красный. Лекарственным сырьем служат цветки, плоды, листья.

Препараты боярышника используют при заболеваниях сердца, особенно при утомлении сердечной мышцы. Они избирательно расширяют коронарные сосуды и сосуды головного мозга, понижают возбудимость нервной системы, усиливают снабжение сердца и мозга кислородом, улучшают обмен веществ, нормализуют ритм сердца, нормализуют сон и общее состояние организма.

Липа сердцевидная. Используются соцветия вместе с прицветниками. Настой липового цвета обладает потогонным, жаропонижающим, бактерицидным, диуретическим, слабым спазмолитическим и секретолитическим свойствами. Используются цветки липы в виде настоя и отвара при простудных заболеваниях, при суставном ревматизме, ангине, невралгии, головных болях. Наружно при воспалительных заболеваниях полости рта, зева в качестве полоскания, при выпадении волос.

Купена лекарственная. Лекарственным сырьем служат корневища, трава, листья, иногда ягоды. Препараты листьев обладают обволакивающим, противовоспалительным, обезболивающим, кровоостанавливающим действиями. Применяют при ревматизме, болях в пояснице, геморрое, подагре, ушибах и кровоточащих ссадинах.

Земляника лесная. Используются листья и плоды. Применяется при диарее, воспалениях желудочно-кишечного тракта, ночных поносах; наружно при геморрое, мокнущих ранах, в виде компрессов, в качестве мочегонного средства при лечении подагры, почечных и печеночных камней, при цинге и других авитаминозах.

Фиалка двулистная. Лекарственным сырьем служат корневища и цветки. Препараты обладают отхаркивающим, противовоспалительным, противомикробным, мочегонным, болеутоляющим, слабительным, успокаивающим, желчегонным, снижающим артериальное давление действием. Используется при туберкулезе, воспалении бронхов, легких и плевритах, нарушении обмена веществ, ревматизме, мочекаменной и желчекаменной болезнях.

Лапчатка прямостоячая, или калган. Лекарственным сырьем служит корневище. Отвар обладает вяжущим, кровоостанавливающим, незначительным противомикробным и дезодорирующим действиями. Применяют при поносах, желудочных кровотечениях, для полоскания полости рта и глотки при ангине и кровоточивости десен, лечения ран, язв и различных кожных заболеваниях.

Медуница лекарственная. Используются листья и надземная часть во время цветения. Обладает противовоспалительным и вяжущим мягчительным, мочегонным, кровоостанавливающим и ранозаживляющим свойствами.

Ведущий. Молодцы, а теперь снова в путь.

Лесничий. Когда вы идете в лес, лучше взять с собой карту местности или компас. Однако представьте, что вы оказались в незнакомом лесу без компаса, и вы заблудились. Как вы определите стороны горизонта?

Уважаемые болельщики, это вопрос для вас. Поддержите своих друзей (за правильный ответ один балл).

– С северной стороны ствола дерева веток меньше, чем с южной стороны.

– В жаркий день на стволах сосен и елей выступает смола. Замечено, что на южной стороне деревьев смолы появляется значительно больше, чем на северной стороне.

– В пасмурную погоду на северной стороне дерева можно увидеть темную полосу, образующуюся от застоя влаги. Особенно она заметна на сосне.

– На открытой лесной поляне ягоды (земляника, брусника, черника, голубика) начинают вызревать в первую очередь с южной стороны. Дольше всего зеленый оттенок ягоды удерживается к северу полянки.

– Муравейники почти всегда располагаются под деревьями, пнями и кустами с южной стороны. Южная сторона муравейника отлогая, северная – значительно круче.

– Мхи и лишайники больше располагаются с северной стороны деревьев.

Ведущий. А не пора ли нам отдохнуть? Итак, привал под названием “Поэтический”. (Команды читают стихи.)

В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику дана.
С утра обремененная работой,
Трудом лесов, заботами полей,
Природа смотрит как бы с неохотой
На нас, неочарованных людей.
Н.А.Заболоцкий.

Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм –
С цветами тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
С. Смирнов

Есть наслаждение и в дикости лесов,
Есть радость на приморском бреге,
И есть гармония в сем говоре валов,
Дробящихся в пустынном беге.
Я ближнего люблю, но ты природа-мать,
Для сердца ты всего дороже!
С тобой, владычица, привык я забывать
И то, чем был, как был моложе,
И то, чем стал под холодом годов.
Тобою в чувствах оживаю:
Их выразить душа не знает стройных слов,
И как молчать об них, не знаю.
К. Батюшков

Не видно птиц. Покорно чахнет
Лес, опустевший и больной.
Грибы сошли, но крепко пахнет
В оврагах сыростью грибной.
Глушь стала ниже и светлее,
В кустах свалялася трава,
И, под дождем осенним тлея,
Чернеет темная листва.
И. Бунин

Ведущий. Отдохнули, и снова в путь. Следующая станция, к которой мы подходим, называется “Орнитологическая”.

Лесничий. Птицы – друзья леса. Они уничтожают огромное количество насекомых, вредителей леса.

Каждая команда получает набор картинок с изображением птиц. Участники определяют, какие птицы обитают в лесу, и чем они питаются, перелетные или зимующие, и заполняют таблицу.

Ведущий. Пока команды готовятся, давайте послушаем голоса птиц (звучат голоса птиц).

А теперь посмотрим инсценировки, подготовленные нашими болельщиками.

Итак, “Птичьи разговоры”.

“Рябчик и соловей”.

– Люблю я весенние цветы соловей!

– И я люблю, – такие они красивые!

– Да нет, Соловей, не то.

– Такие они ароматные!

– Да нет, не то.

– Так что же, коли не то?

– Вкусные они, Соловей, очень, особенно незабудки. Незабываемый вкус.

“Сорока и оляпка”

– О – о – ой! Оляпка, никак купаться в полынье вздумала?

– И плавать и нырять!

– А замерзнешь?

– У меня перо теплое!

– А намокнешь?

– У меня перо водоотталкивающее!

– А утонешь?

– Я плавать умею!

– А – а – а… проголодаешься после купания?

– А я для того и ныряю, чтобы водяным жучком закусить.

Ведущий. Спасибо, вам болельщики за поддержку своих команд.

Лесничий. Я думаю, что команды уже подготовили свои ответы.

Ответы команд.

Первая команда.

Черная Ворона.

Семейство Вороновые. Отряд Воробьинообразные. Корм животного, так и растительного происхождения. Оседлые.

Большой Пестрый Дятел.

Семейство Дятловые. Отряд Дятлообразные. Питается насекомыми и их личинками. Оседлый.

Сойка.

Семейство Вороновые. Отряд Воробьинообразные.Питается семенами.

Зарянка.

Семейство Певчих Воробьиных. Отряд Дроздовые. Питается насекомыми, разнообразными ягодами и семенами.

Снегирь.

Воробьинообразные. Семена деревьев, сочными ягодами рябины. Птенцов выкармливают еще и насекомыми.

Вторая команда.

Сорока.

Семейство Вороновых. Поедает мелких грызунов, насекомых.

Большая Синица.

Семейство Певчих Воробьиных. Отряд Воробьинообразные. Семена растений, гусеницы.

Поползень обыкновенный.

Семейство Певчих Воробьиных. Отряд Поползневые. Питается насекомыми, семенами, орехами.

Удод.

Семейство Ракшеобразные. Отряд Удодовые. Питается насекомыми и червями.

Зяблик.

Семейство Певчих Воробьиных. Отряд Вьюрковые. Питается семенами и другими растительными кормами, а также насекомыми.

Лесничий. Мы приближаемся к станции “Энтомологической”.

Энтомология – наука, изучающая насекомых. К этому классу принадлежит около 70% общего числа обитающих на Земле видов животных. По разным источникам, число изученных видов насекомых колеблется от 600 000 до 2000000.

Длина самого крупного насекомого (тропического палочника) – 20-33 см, самых маленьких (трихограммов) – 0,2 мм.

Ведущий. Уважаемые путешественники, мы прибыли на станцию “Энтомологическую”. Получите карточки с заданиями. Участники должны назвать насекомых, и указать чем питаются. (Предлагается коллекция собранных насекомых).

Богомол обыкновенный. Питается насекомыми.

Саранча перелетная. Поедает огромное количество растительности.

Верблюдка настоящая. Питается мелкими насекомыми.

Красноклоп обыкновенный. Питается мертвыми насекомыми, растениями, и соком растений.

Цикадка ясеневая. Прокалывает кору растения и сосет сок.

Жук-олень. Питается вытекающим из стволов деревьев соком.

Жужелица лесная. Это ночной хищник.

Могильщик черный. Это один из самых активных санитаров леса. Стоит лишь появиться трупику небольшого животного – мыши, птицы, зайца – как к нему со всех сторон начинают сбегаться жуки – могильщики.

Комар-пискун. Питается соком растений, в рацион самок включается кровь.

Голубянка красивая. Гусеницы – хищники, поедающие тлей, червецов, личинок муравьев.

Скакун лесной. Питается насекомыми и их личинками.

Большой дубовый усач. Питается растительной пищей.

Полосатый дубовый клит. Питается растительной пищей.

Божьи коровки. Уничтожают тлю, высасывают сок из растения.

Двулистные златки. Поедают ветви, листву, кору, цветки. Личинки выедают кору дуба.

Щелкун краснокрылый. Вреда не приносит, так как развивается в гнилой древесине.

Майский жук. Объедает листья. Личинки поедают корни растения.

Плодожил орешниковый. Растительнояден.

Ольховый листоед. Питается преимущественно листьями ольхи.

Листовертка дубовая. Гусеница приносит большой вред, поедая листья дуба.

Шмель лесной. Питается нектаром и пыльцой растения.

Ведущий. – Вы знаете, что насекомые – очень древняя группа животных: из них первые бескрылые насекомые появились 350 – 400 млн. лет назад.

– Первые попытки классификации насекомых сделал древнегреческий философ Аристотель, который выделил среди “животных без крови” группу “энтомо”.

– Первый в мире зоопарк для насекомых основал в Вашингтоне Смитсонианский институт.

– Пятая часть мирового урожая зерновых пожирается вредными насекомыми – этим хлебом можно накормить страну с населением 200 млн. человек в течение года.

– Самым сильным по отношению к собственному весу из животных является жук-носорог. При массе в 14 г он способен тащить груз в 1580 г.

– Самым многочисленным из насекомых является муравей. Известно около 15000 различных видов муравьев.

Лесничий. Пока команды готовятся, для болельщиков проведем конкурс “Энтомология в сказках”.

Давайте постараемся вспомнить насекомых, с которыми мы встречались на страницах книг.

  1. “Сказка о царе Салтане” А.С.Пушкина князь Гвидон превращается в комара, муху, шмеля.
  2. Cказка “Буратино”. Лесной доктор – насекомое богомол.
  3. Сказка “Дюймовочка”. Один из женихов Дюймовочки – майский жук.
  4. “Баранкин, будь человеком” В.Медведева. Герои превращались в бабочек (махаона и капустницу), а затем в муравьев.
  5. Книга Р. Киплинга “Маугли”. Был Маленький Народ – дикие пчелы, которые не переносили запаха чеснока.
  6. Книга Я.Ларри “Необыкновенные приключения Карика и Вали”. Огромная стрекоза и трава высокая, как зеленая стена леса.

Ведущий. Наши команды выполнили задания, и мы готовы снова двинуться в путь.

Лесничий. Пора сделать остановку. Нас ждет привал “Музыкальный”.

Команды исполняют песни о природе (“Березовы сок” – М. Матусовский, В.Баснер, “Отговорила роща золотая” – С.Есенин, Г. Пономаренко).

Ведущий. Пора в дорогу. Нам осталось посетить одну станцию “Следопыты”.

Лесничий. Снег спрятал под собой многое из жизни природы. И он же раскрывает перед нами тайны лесной жизни. Нужно лишь научиться читать “белую книгу следов”. Это не так легко и просто, как может показаться на первый взгляд. На разном снегу один и тот же зверек оставляет разные следы. Всегда лучше заниматься следопытством по пороше; что ни след, то свежий. Только присмотритесь внимательней.

Ведущий. Вот мы и добрались до последней станции. Команды получите задания. На картинках изображены следы животных, обитающих в Атаманском лесу.

Пока команды готовятся, мы посмотрим инсценировку “Охотники на привале”. (Действующие лица расположены в тех же позах, что и на картине В.Г.Перова, но вместо убитой дичи на первом плане – авоська с консервами и несколько бутылок минеральной воды.)

Первый охотник (продолжая рассказ): Иду я, значит, по лесу, а на меня из-за кустов волчище! Пасть – то! Глаза горят!

Второй охотник (перебивая): Ну, ты и хватил, Петрович!

Первый охотник: А что?

Второй охотник (насмешливо): А то, что волков в этих лесах годов сорок как истребили!

Третий охотник: Да не спорьте вы! Петрович, давай дальше!

Первый охотник: Да… А этот волк,… То есть я вспомнил, это лиса была. Точно! Рыжая такая, хвостом туда-сюда! Я ее на мушку взял…

Второй охотник (хохочет): Ой, не могу! Не могу! Надо же, лису увидел!

Третий охотник (примирительно): Ну, чего ты к нему пристал?

Второй охотник (с вызовом): А, чего он! (Первому.) Может ты, лес с зоопарком перепутал?

Первый охотник (смущенно): Ничего я не перепутал…

Второй охотник: Вот в зоопарке звери точно водятся. Мы их в разных странах закупаем, поскольку в наших лесах из животного мира одни туристы остались.

Первый охотник (смущенно): Ничего я не перепутал… А может, я того… и впрямь в темноте перепутал? Ну, конечно! Это не лиса была! А этот как его? С ушами, он все от волка бегает.

Третий охотник: Заяц, что ли?

Первый охотник: Точно, косой такой…

Второй охотник: (третьему): Не слушай ты его. Это он с мультиком перепутал. Правда, Петрович? Там еще волк все время кричит: “Ну, заяц, погоди!” Он у тебя так не кричал?

Первый охотник: Ох, и скучный ты человек!

Второй охотник: Не скучный, а трезвомыслящий.

Первый охотник: (в сердцах) Думаете, я не знаю, что наши леса пустые и вытоптанные стоят? Что в них поганки и те уже не растут? Да я ружья-то с собой давно не ношу.

Один чехол, для вида. Что же мне, и помечтать нельзя?

Второй охотник: Ладно, не сердись, Петрович. У самого тоскливо на душе. Давайте лучше порадуемся за тех хищников, что от нас, людей, убереглись! Дай им Бог хорошего потомства.

Ведущий. Итак, команды готовы. Жюри подводит итоги конкурса. (Награждение команд).

Лесничий. Вот и закончилось наше путешествие по Атаманскому лесу. Любите природу!

Чтобы любить природу, нужно её знать. Рассказывает о выводах, сделанных на основе проведенных исследований.

На основе проведенных исследований можно сделать следующие выводы:

  1. Флористический состав атаманского леса составляют 41 вид растений.

  2. К ранневесенним растениям относится 11 видов растений. Ритм развития травянистых ранневесенних растений связан с развитием листьев на деревьях. Количество ранневесенних растений сокращается, видно из проведенных исследований.
  3. Видовой состав лекарственных растений обследованной территории насчитывает 25 видов. Количество их уменьшается, из-за неумеренного сбора.
  4. Флорестиче6ский состав Атаманского леса насчитывает 51 вид.
  5. В результате исследований выявили причины, влияющие на уменьшение численности растений:
  • а) неумеренный сбор (район очень оживленный);
  • б) вытаптывание (проходят дороги, ведущие на дачные участки);
  • в) сильное загрязнение леса бытовым мусором;
  • г) выхлопные газы, из – за близости крупных автодорог;
  • д.) близость крупных предприятий (СГОК – огромные выбросы пыли при взрывах, цементный завод – цемент и пылеватые частицы.)

Мы приглашаем всех желающих принять участие в работе школьного научного общества, занимающегося изучением животных и растений Атаманского леса.

Ведущий:

…Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда её жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей!
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую:
Не жги ее напропалую
Нас мало, а она – одна!
В.Шефнер

Лесничий. Большое спасибо! До встречи!

Звучит песня “Беловежская пуща”.

© Блог Димы Шпилера / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Cтрах и как с ним бороться :: Арест мальчика, читавшего Шекспира на Арбате :: Как научить ребенка постоять за себя? :: Реконструкторский турнир :: Циклическая структура в алгоритмах :: Монстры на каникулах 3 ( Hotel Transylvania 3 ), 2018 :: Дом и дача/Мебель/Детская мебель/Парты и стулья/Мебель/Детская/Столики и Стульчики/Столы детские / Дэми / Стол учебный СУТ 15-03 ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.

Обитель зла: Последняя глава ( Resident Evil: The Final Chapter ), 2016

В предыдущей части франшизы Вескер предал Элис в Вашингтоне, и героиня лишилась своих сверхъестественных способностей и стала уязвимой для врагов. Однако она не бросила бороться за выживание человечества. Вместе со своими старыми знакомыми Элис отправляется туда, где все начиналось – в Раккун Сити. Тем временем корпорация «Амбрелла» готовит последний сокрушительный удар по выжившим в апокалипсисе людям. Элис предстоит сразиться с ордами зомби и новыми монстрами-мутантами ради спасения остатков человечества.

Детский оздоровительный лагерь: Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Детский оздоровительно-образовательный лагерь "Юность"

В предыдущей части франшизы Вескер предал Элис в Вашингтоне, и героиня лишилась своих сверхъестественных способностей и стала уязвимой для врагов. Однако она не бросила бороться за выживание человечества. Вместе со своими старыми знакомыми Элис отправляется туда, где все начиналось – в Раккун Сити. Тем временем корпорация «Амбрелла» готовит последний сокрушительный удар по выжившим в апокалипсисе людям. Элис предстоит сразиться с ордами зомби и новыми монстрами-мутантами ради спасения остатков человечества.

План-конспект занятия по сольфеджио «Игровые формы работы на уроке сольфеджио». 1-й класс музыкальной школы

Метод дидактической игры на уроках сольфеджио применяется, в основном, для учащихся младшего школьного возраста. Он делает занятия увлекательными и интересными, позволяет поддерживать у детей интерес к учебной деятельности, осуществлять её более успешно. Данный план-конспект занятия по сольфеджио раскрывает различные игровые формы работы на уроке с учащимися 1-го класса.


Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

Праздник, посвященный 100-летию Н.Носова
контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD