детские
Хелси и Смарт официальный сайт
Хелси и Смарт официальный сайт

Методическая разработка воспитательного мероприятия по теме: "И вспомнить страшно, и забыть нельзя" : Внеклассная работа

Тема: “И вспомнить страшно, и забыть нельзя”

Форма: вечер Памяти

Цели:

обучающаяпознакомить с партизанским движением на Брянщине в Выгоничском районе, с книгой А.Ф. Мосина, комиссара партизанского отряда “Дневник партизана”, способствовать объединению поколений ХХ – XXI в.в., пробудить познавательный интерес к партизанскому движению на Брянщине;

воспитательнаявоспитывать патриотизм, любовь к родному краю, формировать интерес и уважение к истории Брянщины, создать атмосферу единения зрителей и участников;

развивающаяразвивать знания о партизанском движении на Брянщине в Выгоничском районе Брянской области периода оккупации 1941–1943 г.г.

Место проведения: актовый зал ББМК.

Время проведения: 15.00 ч. 2 марта 2005 г.

Оснащение: видеофрагменты из художественных фильмов о войне, фонограммы песен военной поры: “Рио-Рита”, “Шумел сурово Брянский лес”, “Темная ночь”, “Синенький скромный платочек”, “Эх, дороги”, “Случайный вальс”, плакаты: “Все для фронта, все для Победы”, “Родина–мать зовет”, модель “Вечный Огонь”, щит, задрапированный маскировочной сеткой, – символ войны.

Оформление зала: соответствует теме вечера.

ПЛАН ПОДГОТОВКИ ВЕЧЕРА
“И вспомнить страшно, и забыть нельзя”


п/п

Наименование мероприятия

Дата

Ответственные

1.

Организационное заседание, составление плана по подготовке вечера:

а) подбор актеров, чтецов;
б) создание сценария;
в) назначение ответственного за фотосъемку, фотографирование;
г) подбор костюмов;
д) приглашение гостей

2
февраля

преподаватели:
Анищенко Е.В.
Ковалькова И.Г.

студенты:
Меркулова В.
Павлюк Ю.
Зюкина Т.

2.

Работа с участниками вечера: знакомство со сценарием, распределение ролей

5-10
февраля

Меркушова Е.

преподаватели:
Ковалькова И.Г.
Анищенко Е.В.

3.

Оформление зала: тема “И вспомнить страшно, и забыть нельзя”, плакаты “Родина – мать зовет”, “Все для фронта, все для Победы”, декорации

к 28
февраля

гр. 3фм6
Чинякова М.
гр. 2фм3
Меркушова Е.

4.

Репетиции с участниками вечера

20-26 февраля

преподаватели:
Ковалькова И.Г.
Анищенко Е.В.

участники

5.

Репетиция с ведущими вечера

28
февраля

Ковалькова И.Г.
Анищенко Е.В.

ведущией

6.

Генеральная репетиция вечера и оформление зала

1 марта

гр. 3фм6,
гр. 2фм3,
гр.3м3,
гр.2л7,
гр, 1фм3,
гр.2ф5

Ковалькова И.Г.
Анищенко Е.В.

7.

Дизайн и верстка

14
апреля

Поживилко А.А.

Сценарий проведения вечера памяти
“И вспомнить страшно, и забыть нельзя”

Ведущий:

– Добрый день, дорогие друзья!

Сегодня мы открываем декаду специальности “Фармация” вечером Памяти “И страшно вспомнить, и забыть нельзя”, посвященным 60-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Разрешите представить наших гостей:

Силютин Александр Михайлович – заместитель главы администрации

Назарова Татьяна Сергеевна – начальник отдела культуры и молодежной политики администрации Бежицкого района

Моцар Галина Георгивна - директор муниципальных библиотек г. Брянска

Мизерова Нина Александр – заслуженный работник культуры РФ

Ронжин Александр Венедиктович – заместитель начальника управления по делам архивов администрации Брянской области

Клецкин Феликс Иванович, председатель районного Совета ветеранов войны, труда.

Слово для приветствия предоставляется заместителю главы администрации Бежицкого района Силютину Александру Михайловичу (выступление Силютина Александра Михайловича)

Занавес открывается

Правая сторона сцены – квартира - семья Мосиных празднует день рождения Ани. Молодежь танцует вальс.

Нина: – Какая ты веселая, Анюта!

Аня: – Очень веселая, Ниночка! Замечательный день, сестренка! Глаша, Аркаша сыграйте нам (звучит аккордеон)

Феодосия Максимовна, мать Нины и Ани: – Доченька, Анечка, тебе исполнилось 17 лет!

(Друзья окружают именинницу)

Друзья: - 17лет! 17лет!

Друг 1: Нарвать уши имениннице!

Друг 2: Чтобы быстрее росла!

Друг 3: И умнее была!

(фонограмма “Рио-Рита”)

Аня: – Мамочка, папочка, ребята, от счастья в глазах разноцветные круги, даже вас не вижу.

Друг 1: – Хочу прорваться через все круги и сказать: “Дорогая Аня! Мы все тебя любим и поздравляем с днем рождения. Желаем долгой счастливой жизни”.

Друг 2: – Смотрите, смотрите, голуби!

Друг 3: Это добрый знак! Вот так и мы скоро разлетимся…

Аня: – Одни на учебу, другие на новостройки, кто-то в городе останется.

Друг 1: – Ты, Анюта, в ГИТИС? Ведь давно мечтаешь стать актрисой?

Аня: – Да, да, я обязательно буду играть в театре.

Друг 2: – А расставаться жаль. Росли вместе. Учились в одном классе.

Александр Федорович: – А вы и не расставайтесь. Каждый из вас пойдет своим путем, но дорога-то у вас одна – общая. А встречаться будете каж- дый год на этом месте, в тот же час.

Друг 1: – Правильно.

Друг 2: – Верно! Верно!

Друг 3: – И так всю жизнь!

(фонограмма “А годы летят, наши годы, как птицы, летят…”)

Аня:

– Я люблю тебя, Брянщина, очень,
И в какие б ни ехал края,
Вы со мной, соловьиные ночи,
И роскошная зелень твоя.

Нина:

– Есть, возможно, уголок красивей,
Есть богаче, шире есть края,
Только мне из всей моей России
Ближе сердцу Брянщина моя.

Друг 1:

– Говорят, что все красивы реки …
Только ни на все, ни на одну
Променять я не хочу вовеки
Средь лесов текущую Десну.

(Звучит голос Левитана (фонограмма)
“От Советского Информбюро”

Замирают гости и именинница.

На фоне видеокадров о войне звучит I куплет песни “Священная война”.

Левая сторона сцены – щит, задрапированный маскировочной сеткой, - как символ войны, на нем плакаты: “Все для фронта, все для победы”, “Родина – мать зовет”.

Уходят по очереди за щит Аня, Нина, 1-й друг и все гости.

Чтец:

– Мы предчувствовали полыханье
Этого трагического дня.
Он пришел. Вот жизнь моя, дыханье.
Родина! Возьми их у меня!
Я люблю тебя любовью новой,
Горькой, всепрощающей, живой,
Родина моя в венце терновом,
С темной радугой над головой.
Он настал, наш час, и что он значит –
Только нам с тобой знать дано
Я люблю тебя – я не могу иначе.
Я и ты – по-прежнему – одно.

(О. Бергольц “Мы предчувствовали полыханье”)

(аудио “Шумел сурово Брянский лес”)

Ведущий 1:

В годы Великой отечественной войны Брянская область получила широкую известность как Центр легендарного партизанского края. На Брянщине было создано и действовало 139 партизанских отрядов, объединенных в 27 партизанских бригад, в которых насчитывалось более 60 тысяч народных мстителей.

Постепенно расширяясь, партизанское движение превратилось в один из крупных политических и военно-стратегических факторов, обеспечивающих Победу Советского Союза над фашистской Германией. Партизанский край являлся своеобразным бастионом Советской власти за линией фронта.

В течение двух лет длилась смертельная схватка народных мстителей с гитлеровскими оккупантами. Ни днем ни ночью не давали покоя врагу партизаны.

Ведущий 2:

Уже в июне 1941 года на город Брянск упали первые бомбы.

Большая часть трудящихся в первые же дни войны ушла на фронт. Оставшимся предстояло выехать в тыл страны с эвакуированными заводами, чтобы и там ковать оружие Победы. На необжитых местах они самозабвенно трудились, выполняя свой гражданский долг, ни на минуту не забывая слова “Все для фронта, все для Победы”.

Ведущий 1:

Об истории партизанского движения Брянщины написано много книг, в том числе и самими бывшими партизанами.

Достаточно вспомнить хотя бы такие издания, как К.С. Тихоненкова “Записки партизанского комиссара”, Ф.А. Костина “О друзьях-товарищах”, В.И. Кочанова “Люди лесного фронта”, А.Ф. Мосина “Дневник партизана” (литературная обработка осуществлена А.В. Ронжиным).

Ведущий 2:

Сегодня мы обратимся к книге Мосина Александра Федоровича “Дневник партизана”. Это воспоминания начальника штаба партизанского отряда им. Лазо, ценный источник по истории партизанского движения в Выгоничском районе Брянской области периода оккупации 1941-1943 г.г.

Александр Федорович награжден орденами Красной Звезды и Красного Знамени, медалью “Партизану ВОв I степени”

(фонограмма “Шумел сурово Брянский лес”)

Чтец:

Черное небо в багровом огне.
Пот на глаза накатил пелену,
Что я могу рассказать о войне
Мальчикам, думающим про войну?

Мальчикам, думающим, что война –
Это знамен полыхающий шелк,
Мальчикам, думающим, что она –
Это горнист, подымающий полк.

Я говорю, что война – это путь,
Путь без привала и ночью и днем,
Я говорю, что война – это грудь,
Сжатая жестким ружейным ремнем.

Я говорю им о том, что война –
Это шинели расплавленный жгут,
Я говорю им о том, что она –
Это лучи, что безжалостно жгут.

Это мосты у бойцов на плечах,
Это завалы из каменных груд,
Это дозоры в бессонных ночах,
Это лопаты, грызущие грунт,
Это глаза воспаливший песок,
Черствой буханки последний кусок.

(Б. Лифшиц)

(исполняется песня “Огонек”)

Мосин А.Ф.: – Я, Мосин Александр Федорович, в октябре 1941г. вместе с другими коммунистами покинул Бежицу, объятый пламенем город. Видел, как горят заводы, – враг уже везде. Ехал через Крыловку. Попал в лапы фашистов. В Бояновичах бежал по направлению к деревне Пастушье.

Ночевал в доме Бориса, по кличке Грязный, с которым когда-то вместе одно время работал в депо железнодорожного цеха. Он стал моим проводником. Обошли с ним Свень стороной и направились к поселку “Пятилетка”. С собой взял одну винтовку с патронами, пистолет ТТ.

Двигались к Полужью. Обошли станцию и направились на Залядку. Собрал 9 винтовок и патронташ – спрятал и сделал пометки, чтобы потом забрать.

20 октября 1941г. в Шаповском лесу с бывшим директором МТС Выгоничского района Тишиным и заведующим районного отдела народного образования Клочковичем пришел в отряд, где встретил знакомых: А.Я. Кучерявенкова, И.С. Мажухина, В.А. Рыскова. Секретарь подпольного райкома партии Фильковский потребовал партбилет. Так кончились мои скитания, и 20 октября 1941г. я был принят в партизанский отряд.

С группой партизан в составе 10 человек под командованием С.Д. Клочковича направлен в поселок “Пятилетка”. Нашли 4 винтовки. Забрав и припрятанное мной ранее оружие, возвратились в лагерь.

(фонограмма “Мы не успели оглянуться, а сыновья уходят в бой” - I куплет)

Командир партизанского отряда имени Лазо Клочкович,
товарищ Мосина Александра Федоровича:

– К декабрю 1941 года отряд, насчитывающий не менее 50-ти человек, встретился с партизанским отрядом, которым командовал Стрелец.

Командир отряда Стрелец:

– Мой отряд состоял из 18 военных окруженцев. Я предложил начать рельсовую войну и провести совместную операцию с Клочковичем. Выбрали объект диверсии – мост на реке Свень.

Клочкович: – Четвертого декабря 1941 года вместе со Стрельцом отряд имени Лазо приступил к выполнению боевого задания. К вечеру следующего дня вышел к мосту.

Стрелец: – В моем отряде была одна девушка – Нина Сазонова, опытная разведчица. Она доложила о том, что мост охраняют трое полицаев. Переоделся крестьянином, заткнул за пояс топор, в карман полушубка переложил пистолет… Винтовки были приставлены к перилам моста – полицаи прикуривали. В одно мгновение выхватил топор и зарубил их.

Клочкович: – Мои ребята бросились к мосту и заминировали его. Через 20 минут последовали 2 мощных взрыва. Несколько дней немцы ремонтировали мост. Поезда постоянно застревали на пути к фронту. Эта операция на железной дороге произошла вблизи станции Брянск-2. Мы остановились в деревне Залядка.

Стрелец: – Вскоре, после взрыва моста на реке Свень, разведчица Нина Сазонова пошла в Выгоничи разведать силы противника. На обратном пути девушку задержали полицаи. Она подвергалась страшным пыткам. Её ставили босыми ногами на раскаленную железную печь, травили овчарками, кололи шилом, но она осталась верной Родине и присяге до последнего дыхания: не обмолвилась и словом о силе и вооружении своего отряда. Палачи, ничего не добившись, расстреляли Нину Сазонову.

(фонограмма “Темная ночь”)

Ведущий:

1941 год. После страшной бомбежки Мосин Александр Федорович вывез свою семью вместе с семьями сослуживцев в Орловскую область и обещал скоро забрать её. Но вместо возвращения домой его семье пришлось уезжать в глубокий тыл. Оказались его родные: жена, Феодосия Максимовна, дочери, Аня и Ниночка (Белочка, как называл он младшенькую) - в Уральском городе, Нижнем Тагиле. Теперь лишь письма стали связывать близких.

Знали люди, что война – это пропасть, гибель. Но матери, жены ждали маленькие треугольники как символ верности и надежды.

(фонограмма “Синенький скромный платочек ”)

Чтец:

Треугольником сложен пожелтевший листок,
В нем и горькое лето, и сигналы тревог,
В нем печаль отступленья в тот отчаянный год,
Рвется ветер осенний и команда: “Вперед!”
Даже смерть отступает, хоть на несколько дней,
Где солдатские письма шли дорогой своей.
И с поклоном последним письма, полные сил,
От погибших сраженьях почтальон приносил.
Письма с фронта вобрали и судьбу, и любовь,
И бессонную правду фронтовых голосов.
В письмах вера солдата в наши мирные дни…
Матерей и любимых согревают они.
Прошу вас, храните солдатские письма,
Они и просты, и порою грустны,
В них столько надежды и вечного смысла,
Прошу вас, храните солдатские письма,
Тревожную память людской доброты!

(Исполняется песня “Храни меня, мой талисман”)
а-капелла

Феодосия Максимовна, жена Мосина А.Ф. читает письмо с фронта:

- Здравствуйте, дорогие мои Феня, Анечка, Ниночка!

Чувствую себя хорошо, ноги не болят даже при переходах 40-50 км, чувствую ничего. От молодежи не отстаю, а там, где надо, показываю пример.

Феня, хочу тебе написать о зверствах гитлеровцев и их приспешников – наших изменников Родины – полицаях. Опишу тех, кого ты, дорогая Феня, знаешь.

Старик Мосин фашистами был зарезан штыками. Они нанесли ему 16 ран, лежащему на печке, за то, что он не смог по болезни подняться с печи и открыть им дверь.

Мосина Алексея Егоровича жестоко казнили, напуская собак, при допросах пальцы закладывали в дверь, раскаленным шомполом выжгли на спине слово “партизан”. Отрезали уши, сильно избили и бросили в снег против станции в ров, даже не пристрелив, где он умер, истекая кровью. Этот герой не выдал меня. Партизан принял дикие пытки. И всё за то, что он отвез меня к теще в Гаврилково. Он всю жизнь будет перед моими глазами – я обязан ему жизнью…

Мою сестру Таню мучили, пытали и расстреляли за связь со мной, за связь с партизанами. Подобных зверств очень много. Жуткое состояние …

Нина, младшая дочь Мосина А.Ф., читает письмо отца:

- Здравствуй, милая, любимая Ниночка!

Родная моя, я знаю, что вам без меня трудно, что у мамы здоровье плохое и что материально вам тяжело. Ну что ж, милая крошка, война, все тяжести нужно переживать. Сейчас весь народ живет в трудностях. Я, Ниночка, нахожусь в тылу врага в наших Брянских лесах. Я ни один, нас – партизан – много и нам нелегко.

А жителям, Ниночка, ещё тяжелей. Когда мы освобождаем деревни, села, то обнаруживаем на улицах трупы мужчин, женщин, детей повешенных; трупы в колодцах, домах. Но партизаны не сидят, сложа руки, мы фашистов бьем. Я лично сам пустил под откос два воинских эшелона врага с техникой. За это меня представили к Правительственной награде. Партизаны все храбрые, стойкие, молодцы. Ниночка, война скоро закончится, и все мы будем вместе. Береги маму.

Целую крепко-крепко, твой папа.

(фонограмма “Синенький скромный платочек”)

Чтец:

Этот маленький белый листок
Посылаю в землянку к тебе,
Чтобы строчками этими мог
Часто думать в бою обо мне,
Не давая пощады врагу,
Чтоб, в землянке порой находясь,
Знаю я: презираешь ты смерть
Ради нашей с тобою любви,
И мне хочется чуть посмотреть
На черты дорогие твои
Но ведь, милый, грохочет война,
Рыщет враг по просторам родным,
И любовь наша, наша судьба.

(фонограмма “Темная ночь”)

Крастелёв, командир разведывательной группы партизанского отряда:

- К концу октября 1942 г. обстановка для Выгоничских партизанских отрядов сложилась тяжёлая. Немецкое командование с целью уничтожения народных мстителей предприняло большую карательную экспедицию. Немцам удалось потеснить народных мстителей с левобережья Десны, занять и полностью сжечь деревни Никольское, Залядку, Малиновку, Ревны, Журавку. Жители были угнаны в концентрационные лагеря.

Выгоничские партизаны ушли в глубину лесного массива. Хотя теперь они находились сравнительно далеко от железной дороги, немцы не только не ослабили охрану путей, но и значительно усилили её. Особенно укрепили подходы к полотну.

Командование отрядов в течение октября выслало несколько диверсионных групп на участок Полужье – Брянск. Но всем им приходилось возвращаться, не выполнив задания, так как обнаруживались охраной или натыкались на укреплённую зону.

По тем же причинам не удалось заминировать железнодорожное полотно и возле Почепа.

Мириться с тем, что к фронту беспрепятственно шли вражеские эшелоны, партизаны не могли. Начальник штаба партизанского отряда им. Лазо А.Ф. Мосин предложил дерзкий вариант: произвести диверсию там, где немцы её не ждут, как говорится, под самым их носом. Но прежде надо было произвести тщательную разведку.

Второго ноября тов. Мосин вместе с партизаном тов. Запольским направились к Выгоничам. Подошли к ним с западной стороны, замаскировались и весь день наблюдали за железнодорожной линией. Они установили, что слабее охраняется участок от станции до водокачки.

Диверсию было решено произвести на этом отрезке.

На следующий день диверсионная группа в составе: Иванченкова, Дробышевского, Ковалёва, Запольского и Мосина вышла на выполнение задания. В полночь подошли к назначенному месту. Вдоль железнодорожного полотна немцы пускали осветительные ракеты с интервалом в 10–15 минут.

Ползком по болоту, несмотря на слякоть, подползли к железнодорожной линии. Как только очередная ракета погасла, ребята бросились на полотно. Быстро, без шума и суеты поставили две мины, убрали землю, очистили рельсы. Вся работа была проделана за какие-то 8–10 минут.

Отходить от линии нужно было тоже осторожно, чтобы не заметила охрана. И опять по болоту ползком по холодной топи группа скрылась незамеченной.

Когда отошли на расстояние 3–4 км, услышали двойной взрыв.

Стало ясно, что это сработали поставленные ими мины. Через сутки пришедшие из Выгоничей разведчики сообщили, что в результате крушения разбито разбито 18 крытых вагонов, 9 платформ, 9 автомашин и убито четверо вражеских солдат.

(фонограмма “Шумел сурово Брянский лес”)

Партизан 1:

… Стоял тёплый день 1942 г. Разлив на реке Десна спадал, показались гривы на лугах. Оккупанты из лопушского гарнизона затеяли “народное” гулянье на лугу, напротив больницы. Играл аккордеон, людей заставляли танцевать. Мы решили сорвать фашистскую затею.

Партизаны видели и слышали, как немцы нахально ведут себя по отношению к девушкам и женщинам, как они горланят похабные песни. И как бы в отместку открыли миномётный огонь по служебным помещениям оккупантов, расположенных в Лопуши.

Немцев как ветром сдуло с берега.

Тут же с горки заработал вражеский крупнокалиберный пулемёт. Но ненадолго. На батарее противника раздался взрыв, и её заволокло густым дымом и пылью. Партизаны, выбросив ещё несколько мин, отправились в обратный путь. Гулянье, затеянное фашистами, не удалось. Вся прислуга минометной батареи была разбита.

Партизан 2:

Тот путь был не из лёгких. В 1942 г. покров снега достигал глубины свыше метра. Лыж не было. Мы шли глубоким снегом, сильно устали, очень часто делали привалы. На исходный рубеж пришли только лишь к 2 4 часам. Разведчики, несмотря на усталость, облачившись в свои

белые маскхалаты, ушли к сёлам. Как только возвратилась разведка и положила результат наблюдения, командир скомандовал:

“Рассыпным строем, без шума – к вражескому логову!” Ровно в два часа ночи партизаны бесшумно сняли часовых, караульное помещение забросали гранатами, открыли шквальный огонь по врагу.

Партизанская атака развивалась успешно. В первых рядах штурма вражеских позиций шли коммунисты и комсомольцы. Но, несмотря на внезапность нападения, гитлеровцы долгое время сопротивлялись. Бой шёл больше часа. Потом нервы врага сдали, он начал он начал отступать. Немногим фашистским злодеям удалось удрать. Тринадцать захватчиков, два матерых предателя были взяты в плен живыми. В разгромленных трех вражеских гарнизонах партизаны захватили много оружия и боеприпасов, которые пригодились в последующих боях.

Штабной 1:

- Из боевого донесения командира партизанских отрядов Выгоничского района Тарасова:

“Доношу, что в 21. 00 5. 11. 42 г. группой подрывников партизанского отряда им. Лазо под командованием Артомонцева в составе кузнецова, Горелова, Дробышевского, Мохарёва в районе ст. Плужье на 30 км пущен под откос вражеский эшелон, шедший по маршруту Гомель–Брянск. В результате крушения паровоз полностью выведен из строя, разбито 11 платформ с 7 автомашинами, убито до 150 человек”.

(ЦНИБО ГАБО, ф. П-1650, оп. 1, д. 229, л. 2; д. 230, л. 20)

Штабной 2:

- Из исторической справки о развитии партизанского движения в Выгоничском районе.

“4 февраля 1943 года группа в составе Березовского, Столова, Запольского под командованием Мосина на железной дороге Гомель–Брянск в районе Полужья на 31 км. пущен под откос воинский эшелон противника, в итоге крушения паровоз выведен из строя, разбито 4 крытых вагона с живой силой, 7 платформ с автомашинами и бронемашинами, убито и ранено до 40 гитлеровцев”.

(ЦНИБО ГАБО, ф. П-1650, оп. 1, д. 324, л. 23)

(фонограмма “Случайный вальс”)

Чтец:

Нынче у нас передышка завтра – вернёмся к боям.
Что ж твоей песни не слышно, Друг наш, походный баян?
Кто сказал, что надо бросить песни на войне?
После боя сердце просит музыке вдвойне.

Исполняются партизанские частушки:

От Москвы и до Берлина
Дороженька узкая …
Сколько Гитлер не воюй,
А победа русская!

К нам на славный брянский лес
Не однажды Гитлер лез,
Но наткнулся на порог –
Одолеть его не смог!

Уж ты птица, птица, птица,
Ты лети, как ураган;
Плохо Гитлеру живётся
От налёта партизан!

Я сорву сирень – цветочек,
На дорогу положу,
Партизанскому отряду
Путь прямее укажу!

Ведущий:

Песни военных лет – музыкальная летопись ВОв. Они часто рождались на нелёгких фронтовых дорогах, на передовых. Опалённые войной, они помогали жить, верить в Победу.

Говорилось, что фронтовая песня – это вторая винтовка. Боец-песенник будет сражаться до последнего не сдаваясь, не отступая.

Песня “В землянке”

Чтец:

Мы знаем, что нынче лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
Не горько остаться без крова –
И мы, сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесём,
И внукам дадим, и от плена спасём навеки!

(А. Ахматова)

Ведущий:

Стихи, сочинённые партизанами, убивали войну, уничтожали страх, объединяли людей, как бы натягивали нить между фронтом и тылом, между передовой и родным домом. Это стихи, написанные неизвестным партизаном, сотни раз перечитывались бойцами как заклятье.

Чтец:

Вот они, дороги, - в зареве тревоги…
У бойца на сердце спрятано письмо.
Лучше смерть на поле, чем позор в неволе,
Лучше злая пуля, чем раба клеймо.
Бомба разорвётся – почва затрясётся,
Но дрожать от бомбы смелым не к лицу.
Бомба разорвётся – облако взовьётся,
Перейдёт винтовка к новому бойцу.
Но пока что смерти подступ отдалён.
И опять в атаку комиссар Курнявцев
На геройский подвиг поднял партизан.
Шёл боец в атаку – проявил отвагу,
На гранатной ручке не дрожит рука,
Приходилось туго гитлеровским слугам
От его стального острого клинка…
Почтальон приходит – письмецо приносит
И знакомый почерк узнает семья.
Расскажите людям, если кто вас спросит,
Что не зря послала Родина меня…
Эх, какая встреча будет не вокзале
В день, когда с Победой кончится война.

(исполняется танец “Смуглянка”)

Фельдшер партизанского отряда А. Каничева:

… В боях в 18-м квартале Навлинского лесничества разведчику Анатолию Сенину миной ниже колена перебило левую ногу, раздробило и пятку правой ноги. Раненого вынесли с поля боя, кое-как перевязали. Хотела я осмотреть его, но не было никакой возможности – кругом шёл жаркий бой. До зубов вооружённый враг подбрасывал всё новые силы.

К вечеру партизаны были вынуждены отступить на более выгодные позиции, а раненых переносить на другое место. Не могла без слёз смотреть, как на подстилке мечется в жару, кусает себе губы тяжелораненый Анатолий Сенин.

Помню слова нашего врача: “Товарищ фельдшер! Готовьте к операции. Нужно немедленно ампутировать ногу. Иначе умрёт!”

О, ужас! Ведь хирургических инструментов нет.

Мы должны спасти ему жизнь! Об эвакуации на Большую Землю речи быть не может. Скорее! Скорее! Остались секунды. Пила-ножовка. Срочно кипятить.

Подошла врач Любовь Васильевна Тодорцева. Приступаем к операции. Раненому я ввела новокаин. Расчистив рану, врач Унковская начала пилить кость.

Толя сначала терпел, стиснув зубы до крови, и только качал головой. Потом не выдержал, начал кричать. Мне одной удерживать ногу стало тяжело, на помощь пришла Тодорцева: “Потерпи, Толечка, потерпи, родной. Сейчас всё будет готово…”.

Кость была отпилена. Врач Унковская от нервного напряжения повалилась на траву. Её сменила Тодорцева. Взяла напильник и приступила к зачистке кости. Натянула кожу, зашила рану, проговорила: “Ну вот, миленький, всё готово…”.

Уже на следующий день у Сенина снизилась температура. Он стал разговаривать, есть.

За время войны таких операций я пережила очень много.

(видеофрагменты)

Александр Федорович Мосин: - 19 июля 1943г. я был ранен и отправлен на Большую Землю. Через несколько месяцев после операции в госпитале мне предоставили отпуск, и я приехал в Нижний Тагил.

Нина: – Папка, папка приехал!

Феодосия Максимовна: – Господи, какими судьбами, Саша…

Александр Федорович: – Здравствуй, дорогая Феня! Милая, как ты постарела…

Феодосия Максимовна: – Много пришлось пережить в это ужасное время: наших девочек, Нину и Аню, спасала. Зерно караулила зимними ночами в поле. Волки выли, аж дух захватывало от страха… А что делать?

Детей кормить надо было. Анюта – студентка, Нинуля – школьница. От тебя, Саша, ни весточки – думали убили. Каждое утро в карманах хоть немножко, но зерна приносила, толкла в ступке, кашу варила. На преступление шла.

Александр Федорович: – Ниночка, родная, как ты выросла, возмужала.

Нина: – Нам, эвакуированным, не давали пайки. Мама часто болела. Сердце слабое, часто в больнице лежала. Я в детском саду воспитателю помогала. У меня получалось. Дети слушались. Мне служащую карточку выдали на питание. Мамочка меня называла “спасительницей”, “кормилицей”.

Александр Федорович: – Горжусь тобой, Нина. Потерпи, моя доченька!

Чтец:

Мы чашу горя выпили до дна,
Но враг не взял нас никаким измором.
И жизнью смерть была побеждена.
И победили человек и город.

Чтец:

И у мертвых безгласных
Есть отрада одна:
Мы за Родину пали, и она спасена.

Нам свои боевые не носить ордена.
Вам – все это, живые, нам – отрада одна!
Что не даром боролись мы за Родину – Мать.
Пусть не слышен наш голос – вы должны его знать.

Чтец:

Отбоя нет от толп народных
Верст семьдесят подряд,
А мы идем в рядах походных,
А мы – не на парад…
А нам нельзя не раскричаться –
И на зубах песок.
А нам нельзя поцеловаться –
Песок к губам присох.

Мы отвечали, как умели,
Восторгам шумных сел.
Но только танки все шумели –
Водитель – молча вел.
Еще мы павших не забыли,
И больно нам кричать.
Пусть нас простят. Мы победили.
Нам можно помолчать.

(М. Львов)

(исполняется песня “Журавли”)

Ведущий:

Величайшие жертвы понесла страна. Она сделала все возможное и невозможное ради уничтожения злейшего врага человечества – гитлеровского фашизма, во имя свободы своего народа и спасения народов Европы от рабства и уничтожения.

Будут приходить на смену друг другу поколения. Среди всех поколений было особое. Они спасло тех, кто родился после войны, отдало свою молодость ради жизни на земле.

Чтец:

Не обожженные сороковыми,
Сердцами вросши в тишину, -
Конечно, мы смотрим глазами иными
На вашу большую войну.
Мы знаем по сбивчивым, трудным рассказам
О горьком победном пути,
Поэтому должен хотя бы наш разум
Дорогой страданья пройти.
И мы разобраться обязаны сами
В той боли, что мир перенес.
… Конечно, мы смотрим иными глазами –
Такими же, полными слез.

Чтец:

Пока он жив и почестей достоин,
Пока крепит Отечество свое …
Но будет день –
Уйдет последний воин
Далекой той войны
В небытие.
Вы, юные, позиций не сдавайте,
Для вас он рвал захватчиков кольцо,
Смотрите – навек запоминайте!
Живого победителя лицо.

Чтец:

Погибшие живут среди живых,
Ушедшие ушли, чтобы вернуться,
Во всех сердцах, во всех домах людских
Неслышные шаги их раздаются
Забыть их – значит их предать!
Стать равнодушным хуже, чем убийцей…
И не чугун, не бронза, не гранит,
Которые не раз бывали лживы,
А память поколений их хранит,
Вот почему посмертно они живы!
Мы учимся сегодня, чтобы завтра строить,
Чтоб небосвод был вечно голубой.
Нет, не забудем никогда героев,
Что ради жизни шли в бессмертный бой.

Ведущий: Мы просим выйти на сцену дочь комиссара партизанского от ряда Мизерову Н.А. и Ронжина В.А.

Эти удивительные люди смогли собрать и обработать литературно уникальный материал об Александре Федоровиче Мосине, благодаря чему мы имеем сегодня возможность лучше узнать историю партизанского движения по Брянщине.

Вам, слово, дорогие гости.

Выступление Мизеровой Н.А., Ронжина В.А., осуществлявшего литературную обработку дневников записей Мосина А.Ф.

(песня “Я приглашу на танец память”)

Чтец:

Запоминайте нас, пока мы есть!
Ведь мы еще на многое годимся,
Никто не знает, сколько мы продлимся,
А вот сейчас мы с вами, рядом, здесь.
А чтобы жить нам светлою судьбою
И взмыть под звезды выше во сто раз –
Возьмите все хорошее от нас,
А минусы мы унесем с собою.

Ведущий:

Слово предоставляется Клецкину Феликсу Ивановичу, председателю районного ветеранов войны и труда Совета.

(выступление Клецкина Ф.И.)

Мы помним о вас, наши деды,
Вы Родину нашу спасли,
И в день юбилейный – Победы
К Огню мы цветы принесли.

Вы жизни своей не щадили
На фронте, в лесах и в тылу.
Отчизну свою защитили,
Мы все перед Вами в долгу.

Студенты выходят на сцену. Слово предоставляется директору ББМК Тимошенко В.А.

(выступление Тимошенко В.А.)

Со словами благодарности обращается к студентам начальник отдела культуры и молодежной политики администрации Бежицкого района Назарова Т.С.

(выступление Назаровой Т.С.)

фотография на память

Литература:

1. Волохов В. Брянск “Очерк прошлого и настоящего одного из старейших русских городов”.

2. Мосин А.Ф. “Дневник партизана” - Брянск, 2003.

3. Мизерова Н.А. “Эхо далеких лет” - Брянск, 2004.

4. Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия. Пособие для студентов нац. отделений пединститутов / издательства “Просвещение”, 1993.

5. Бабушкин А.Н. “Брянская область”, 1958.

6. Сапегин Б.В. “Шумел сурово Брянский лес” - издательство “Брянский рабочий”, 1958.

7. “Песни Брянщины” - издательство “Брянский рабочий”, 1960.

© Блог Хелси и Смарт / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Основные положения реформы 1861 г. :: Повторительно-обобщающий урок по теме: "Россия при Петре I" в 7-м классе :: Конспект итогового занятия-соревнования по физкультуре "Путешествие в страну Спорта и Здоровья" :: Комфорт. Технология воспитательно-образовательной работы с детьми раннего возраста в группе кратковременного пребывания :: Немного теории из практики по теме "Обучение чтению на французском языке" :: Урок английского языка в 5-м классе: "JUNGLE SCHOOL" :: Коварство и любовь ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD