детские
Хелси и Смарт официальный сайт
Хелси и Смарт официальный сайт

К вопросу об интеграции учебных предметов : Физика

Встречаем год свиньи!

Физика занимает особое место среди школьных дисциплин. Как учебный предмет она создает у учащихся представление о научной картине мира, показывает гуманистическую сущность научных знаний, их нравственную ценность. Физика формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение и убеждения, т.е. способствует воспитанию личности. К большому сожалению, интерес к наукам в последние годы резко упал. Мало найдется в школе учеников, кому интересно заниматься наукой. Сегодня ученики стремятся в первую очередь уйти от математики, физики и т.д.

Все отрасли современной науки тесно связаны между собой, поэтому и школьные учебные предметы не могут быть изолированы друг от друга. Интеграция в процессе обучения способствует более прочному и глубокому усвоению знаний, формированию научных понятий и законов, совершенствованию учебно-воспитательного процесса и его организации, взаимосвязи явлений в природе и обществе. Это имеет огромное воспитательное значение. Ученых объединяют общие принципы познания природы, поэтому очень часто результаты исследований переносятся из одной науки в другую. Вот почему в учебном процессе и важна роль интеграции.

В последнее время много говорят об интеграции физики и астрономии. Но физику можно интегрировать и с литературой, историей, искусством. Для меня стали девизом слова Л.Д. Ландау: “Грош цена вашей физике, если она застилает для вас все остальное, шорох леса, краски заката, звон рифм… Любая замкнутость прежде всего свидетельствует об ограниченности. Физик, не воспринимающий поэзии, искусства, - плохой физик”.

Существует мнение, что наука и искусство на уроках физики несовместимы, я считаю его ошибочным. Достаточно вспомнить мыслителей Древней Греции, которые успешно совмещали поэзию и науку, М.В. Ломоносова, Леонардо да Винчи, И.-В. Гёте, увлечение Дж. Максвелла поэзией, А. Эйнштейна музыкой. Таких примеров очень много, история физики богата примерами, которые доказывают, какую большую роль в творческом процессе ученых играли чувства, вызванные произведениями искусства.

Влияние на учащихся произведений искусства объясняется большой ролью чувств и эмоций в формировании личности. Физика выступает не только в роли фундаментальной естественно-математической науки, но и как важнейший элемент общечеловеческой культуры. Кроме использования литературного, исторического материала на уроках, я провожу серию внеклассных мероприятий, объединенных одной темой “Физика и искусство”: “Мир Леонардо”, “Диалог с Циолковским”, “Ломоносов – великий сын России”, “Цвета тел”, “И.-В. Гёте как ученый”.

Предлагаю вашему вниманию сценарий одного из этих мероприятий

Устный журнал “Ломоносов – великий сын России”.

Наука, Творчество, Прогресс - эти слова так прочно вошли в нашу жизнь, так слились с ней, что мы часто даже не задумываемся, какой огромный смысл, какая гигантская человеческая деятельность стоит за ними. А если мысленно вернуться на несколько столетий назад?.. Наше внимание привлекут отдельные фигуры творцов новой мысли, энтузиастов и тружеников знания, которым приходилось почти что в одиночку, среди суеверий и псевдонаучных идей прокладывать новые дороги в науке. Одной из таких наиболее знаменательных и величественных фигур в истории естествознания был русский исследователь Михаил Васильевич Ломоносов – сын крестьянина-помора из-под города Холмогоры.

Страница 1. Детские и юношеские годы.

Детские и юношеские годы М. В. Ломоносова прошли на Беломорском Севере – в крае с богатыми культурными традициями, среди отважных и предприимчивых людей, наделенных большим чувством собственного достоинства и обладающих значительными по тем временам познаниями в области мореплавания, судостроения, сельского хозяйства и торговли.

Великий ученый, ставший гордостью своей Родины, родился в семье помора Василия Дорофеевича Ломоносова 8 ноября 1711 года (по старому стилю) в деревне Мишанинской, расположенной на острове в устье Северной Двины, против города Холмогоры.

Уже с детства Михаил Ломоносов начал тяжелую трудовую жизнь. Десятилетним мальчиком сопровождал он отца в его далеких и часто опасных путешествиях.

Инсценировка “На море”

Отец. Ныне год сулит быть ледовым. Карское море будет долго льдом забито.

Михайло. Пошто знаешь?

Отец. Если хочешь узнать, где льды встретишь, примечай, куда ветры дуют. А они давно дуют на восток.

Михайло. Почему говорят, что ты удачлив в рыбной ловле?

Отец. Знаю жизнь моря.

Михайло. Как это?

Отец. К примеру, следи, куда чайка летит и рыбу пойманную несет. У чаек гнезда на берегу. Стало быть, летит туда птенцов кормить. Гляди за чайкой с рыбой и узнаешь, где земля. Иной раз в дальнем плавании только так и угадаешь, в какой стороне должон быть остров.

Михайло. Отчего вода каждый день приливает и отливает и всегда в одни и те же часы?

Отец. Этого никто не знает.

Михайло. А это что?

(На экране – плывущие айсберги)

Отец. Это ледяные горы плывут.

Михайло (восхищенно). Смотри, смотри, отец! (Показывает вверх.) какие красивые цветные полосы на небе! Они трепещут, колеблются.

Отец. Сполох играет.

Михайло. А пошто?

Отец. Не ведаю.

Михайло. А всегда ли он такой яркий, как сегодня?

Отец. Он разгорается сильно в марте и в конце сентября.

Михайло. Почему?

(Отец молчит.)

Ведущий. Василий Дорофеевич мог научить сына всему, что должен знать северный рыбак, но не мог объяснить этих и многих других явлений природы. Не мог не только он. Это было неизвестно и науке.

На отцовском галиоте “Чайка” побывал маленький Ломоносов на Двине, в Белом море, в Северном Ледовитом океане. С большим интересом наблюдал он жизнь и природу родного края, обычаи и нравы его обитателей. Особенно большое впечатление произвели на него верфи Северной Двины, где строились военные корабли. С изумлением следил Ломоносов, как руками человека создается величественный корабль. На поморских солеварнях Белого моря он хорошо изучил производство соли. Интерес к промышленности сохранился у Ломоносова на всю жизнь.

Все виденное мальчиком вызывало необычайную в ребенке его лет жажду знания. Возвращаясь из плавания, Ломоносов брался за книги. Рано научившись читать, он вскоре знал наизусть те немногие книги, которые смог достать. Однако это были церковные книги, и в них он не находил ответа на интересовавшие его вопросы. С большим трудом удалось ему достать немногочисленные в то время недуховные книги. “Славянская грамматика” Смотрицкого и “Арифметика” Магницкого открыли мальчику неизвестный до сих пор мир – мир знания.

Несчастливой была домашняя жизнь Михаила Ломоносова. Мать его, Елена Ивановна Сивкова, умерла, когда он был еще ребенком. “Имеючи отца хотя по натуре доброго человека, однако в крайнем невежестве воспитанного, и злую завистливую мачеху, которая всячески старалась произвести гнев в отце моем, представляя, что я всегда сижу попусту за книгами, для того многократно я принужден был читать и учиться, чему возможно было, в уединенных и пустых местах и терпеть стужу и голод…” Преследования мачехи и непреодолимое стремление к знанию заставили Ломоносова решиться уйти из родного дома.

Зимой 1730 года он ушел с обозом в Москву. Здесь в январе 1731года Ломоносов поступил в Заиконоспасскую славяно-греческую академию- первое высшее учебное заведение Московской Руси. Нелегки были годы учебы. Вот как об этом он вспоминал впоследствии: “Имея один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше, как на денежку хлеба и на денежку квасу, остальные на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет и наук не оставил”. В этих трудных условиях, усугубляемых насмешками младших школьников, - “смотри-де какой болван лет в двадцать пришел латыне учиться”, - Ломоносов сумел проявить блестящие способности, пройдя первые три класса за один год.

В 1735 году Сенат издал указ о направлении в Петербургскую Академию наук способных учеников из монастырских школ. Из Славяно-греко-латинской академии потребовали двадцать человек, но пригодных оказалось только двенадцать, среди них и Ломоносов. 1 января 1736 года он уже был в столице, и вскоре его зачислили студентом академического университета.

Страница 2. “ Все испытал и все проник”

Деятельность Ломоносова с первых же шагов отмечена важными для русской науки начинаниями. Первым было строительство первой в России химической лаборатории…Вторым делом было издание ломоносовского перевода “Экспериментальной вольфианской физики”…Этим переводом русская физика получила не только учебник на русском языке, но основы русского научного языка.

Во время учебы в Магдебургском университете Ломоносов познакомился с работами английского физика, химика и философа Роберта Бойля. Идеи Бойля, относящиеся к молекулярному строению материи, произвели на него огромное впечатление. Впоследствии Ломоносов уделял этим вопросам много времени и творческих усилий.

После возвращения в Россию, он был назначен сначала адъюнктом, а затем профессором Петербургской Академии Наук.

В литературных творениях Ломоносова всегда находили отражение его чувства естествоиспытателя, наблюдающего величественные явления природы. Вот строки, посвященные деятельности Солнца из “Утреннего размышления”:

“Когда бы смертным толь высоко
Возможно было возлететь,
Чтоб к Солнцу бренно наше око
Могло приближившись, воззреть,
Тогда б со всех открылся стран
Горящий вечно Океан.
Там огненны валы стремятся
И не находят берегов;
Там вихри пламенны крутятся,
Борющись множество веков;
Там камни, как вода, кипят,
Горящи там дожди шумят”.

Ломоносов так ярко и впечатляюще описывает явления, происходящие на Солнце, словно он там побывал, а ведь они стали доступны наблюдению лишь в конце XIX века.

С целью распространения просвещения и научных знаний в России Ломоносов задумал и прочитал публичные лекции по физике на русском языке. Одновременно ученый приступил к строительству химической лаборатории, в которой позднее провел тысячи опытов, в том числе связанных с изготовлением цветного стекла и смальты для мозаичных картин. Разработав рецепты изготовления окрашенных непрозрачных стекол различных оттенков, М.В. Ломоносов приступил к изготовлению мозаик.

Мозаичная картина “Полтавская баталия” поражает своей красотой и размерами: ее длина – 6,4 м, высота – 4,8 м. Эту картину составляли под руководством М.В. Ломоносова семь человек. На ее изготовление пошло около 900 тыс. кусков стекла.

Всего в мастерских М.В. Ломоносова было выложено около сорока мозаичных картин, из них найдена только 21. Судьба остальных картин неизвестна.

Когда химической лаборатории еще не было, Ломоносов занимался преимущественно исследованиями в области физики. Так, в диссертации “Размышления о причине теплоты и холода”, он отстаивал мысль о том, что тепловые явления полностью объясняются движением составляющих тело частиц. Эта работа опередила время более чем на столетие. Ломоносов не только декларировал свои взгляды, но и подтверждал их оригинальными и точно поставленными опытами.

На базе точных опытов, в том числе и в запаянных сосудах, он пришел к закону сохранения материи: “… все встречающиеся в природе изменения происходят так, что если к чему-либо нечто прибавилось, то это отнимается у чего-то другого…”. Заметим, что закон сохранения материи Ломаносов сформулировал за 17 лет до Лавуазье.

Вместе с академиком Рихманом Ломоносов проводил опыты по изучению природы молнии. Они обнаружили электрическую природу этого явления задолго до Франклина. Один из этих опытов закончился для Рихмана трагически.

В 1761 г. Ломоносов наблюдал с помощью сконструированного им самим телескопа редкое астрономическое явление – прохождение Венеры по диску Солнца. В разных точках Земли это явление наблюдали многие астрономы и отметили расплывчатость краев диска Венеры, но не сделали из наблюдений необходимого вывода. Лишь Ломоносов дал правильное объяснение, заключив, что на Венере имеется атмосфера. К сожалению, в ту пору ученый мир не заметил замечательного открытия Ломоносова, и оно было переоткрыто лишь спустя 121 год.

Заслуживает упоминания изобретенная Ломоносовым “ночезрительная труба”, позволяющая в темноте лучше видеть окружающие предметы. Большое внимание Ломоносов уделял наблюдениям за полярными сияниями и размышлениям над их природой.

8 мая 1759 г. ученый выступил с речью “Рассуждение о большей точности морского пути”, в которой изложил решение задачи об определении местоположения судна в море как в ясную, так и в пасмурную погоду. В ней затронуты вопросы земного магнетизма, предложен способ астрономических наблюдений, позволяющий избежать влияния качки корабля.

В 1761 г. Ломоносов представил в Шведскую Академию наук “Мысли о происхождении ледяных гор в северных морях”, где доказал, что айсберги не могут образовываться из морской воды, как думали тогда, они обязаны своим происхождением крутым морским берегам.

Интересна записка Ломоносова великому князю Павлу Петровичу “Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в восточную Индию”, где он развил мысль о возможности использования северного морского пути для сообщения с различными частями империи и выхода на восток.

Глубокие мысли, намного опередившие свое время, высказаны Ломоносовым о строении земли. Этому посвящено большое произведение “О слоях земных”, в котором он развил эволюционные идеи и указал основанные на них приемы поиска полезных ископаемых. Эти идеи были приняты в науке лишь в конце ХIX века.

М.В. Ломоносов был резким противником вмешательства религии в дела науки. В статье о прохождении Венеры по диску Солнца он написал такие слова: “Не здраво рассудителен математик, ежели он хочет божескую волю вымерять циркулом. Таков же и богословия учитель, если он думает, что по псалтире научиться можно астрономии или химии”. Там же он рассуждает о движении Земли вокруг Солнца и приводит небольшое стихотворение об остроумном поваре:

Случились вместе два астронома в пиру
И спорили весьма между собой в жару.
Один твердил Земля, вертясь, круг Солнца ходит;
Другой, что солнце все с собой планеты водит.
Один Коперник был, другой слыл Птолемей.
Тут повар спор решил усмешкою своей.
Хозяин спрашивал: “ты звезд теченье знаешь?
Скажи, как ты о сем сомненье рассуждаешь?”
Он дал такой ответ: “Что в том Коперник прав,
Я правду докажу, на Солнце не бывав,
Кто видел простака из поваров такова,
Который бы вертел очаг кругом жаркова?”

По инициативе и проекту Ломоносова был создан Московский университет. И здесь ученый остался верен себе – постарался с самого первого дня влить в свое детище зачатки вольнолюбивых демократических корней. Демократический и прогрессивный характер университета сказался, в частности, в том, что в его программе отсутствовал такой предмет, как богословие, и среди его первоначальных трех факультетов не было богословского. Изучая природу и ее явления, Ломоносов объяснял их исключительно на основе законов природы, отвергая ссылки на сверхъестественные силы. Всеми доступными ему средствами он боролся с религиозным мышлением. Эта сторона его деятельности вызывала неудовольствие не только церкви, но и правительства. Недаром Екатерина II распорядилась опечатать и изъять все бумаги Ломоносова сразу же после его смерти. Часть этих бумаг, и весьма значительную, до сих пор не удалось найти.

Незадолго до смерти М.В. Ломоносов писал: “За то терплю, что стараюсь защитить труды Петра Великого, чтобы выучились россияне, чтобы показали свое достоинство”. Россия, только что пережившая бурное время петровских преобразований, менее всего была склонна испытывать чувство “неполноценности” перед Европой. Учиться у западных соседей, безусловно, было необходимо. Но учиться – полагаясь на “свое разумение”. Только такое ученье могло быть плодотворным, ибо и сама Россия несла с собою уникальные ценности в сокровищницу мировой культуры. Не было в середине XVIII века другого поэта, который бы так же страстно, убежденно и талантливо, как Ломоносов, отстаивал в своих стихах эту истину.

“Бесспорных гениев, с бесспорным “новым словом” во всей литературе нашей было всего только три: Ломоносов, Пушкин и частью Гоголь”, - писал Достоевский. Забота о благе Родины; мучительные поиски истины; взволнованное переживание красоты и единства окружающего мира; отчаяние человека, изнемогшего в борьбе со своими врагами, беззащитного и одинокого; радостное чувство родства с великим народом, его историей, драматической и славной, и какая-то немыслимая, прямо-таки ностальгическая тоска по будущему, ради которого и совершался его титанический гражданский и творческий подвиг… – все это нашло выражение в стихах Ломоносова.

Страница 3. Родина чтит своего великого сына.

В марте 1765 г. Ломоносов простудился и 4 апреля (по ст. стилю) скончался. Перед смертью он говорил другу своему Штелину: “Я пожил, потерпел и умираю спокойно. Жалею только, что не мог завершить все, что делал для родины, для блага науки в России, для славы Академии. Не тужу о смерти, дети отечества вспомнят обо мне”.

Великое имя и дела Ломоносова вдохновляли и продолжают вдохновлять русскую научную мысль. Настало время для осуществления его заветной мечты о могуществе русской науки, и по-новому звучит призыв:

О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.

“Ломоносов страстно любил науку, но думал и заботился исключительно о том, что нужно для блага его родины. Он хотел служить не чистой науке, а только отечеству” (Н.Г. Чернышевский).

Имя Ломоносова присвоено в 1940 г. основанному им Московскому университету, а в 1925 г. – первому в России фарфоровому заводу.

В 1947 г. в Ленинграде учрежден Музей М.В. Ломоносова. Дом-музей ученого открыт и на его родине – в селе Ломоносово Архангельской области.

Именем Ломоносова названы: г. Ораниенбаум (1948 г.), вблизи которого ученый основал фабрику цветного стекла, один из кратеров на обратной стороне Луны, проспект в столице нашей Родины.

В 1951 г. Академия Наук СССР учредила Золотую медаль им. М.В. Ломоносова, присуждаемую за выдающиеся фундаментальные научные работы.

Пожалуй, никто так ярко и широко не сказал о Ломоносове, как А.С. Пушкин: “Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник: первый углубляется в историю отечества, утверждает правила общественного языка его, дает законы и образцы классического красноречия, с несчастным Рихманом предугадывает открытия Франклина, учреждает фабрику, сам сооружает махины, дарит художества мозаическими произведениями и наконец открывает нам истинные источники нашего поэтического языка”.

…Да, велико его значенье –
Он, верный русскому уму,
Завоевал нам Просвещенье,
Не нас поработил ему…
(Ф.И. Тютчев)

Наш земляк В.Г. Белинский так сказал о Михаиле Васильевиче Ломоносове: “Вся жизнь его была прекрасным подвигом, беспрерывною борьбою, беспрерывною победою… Он всем занимался с жаром, любовию и успехом… Ученый, поэт и литератор, не по случаю, а по призванию, он преодолел тысячи препятствий, и во всю жизнь остался человеком, ученым, тружеником…”.

Литература:

  1. Астафуров В.И. М.В. Ломоносов: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1985.
  2. Дягилев Ф.М. Из истории физики и жизни ее творцов: Кн. для учащихся.- М.: Просвещение, 1986.
  3. М.В. Ломоносов. Стихотворения / Сост., предисл. и примеч. Е.Н. Лебедева. – М.: Сов. Россия, 1985.
  4. “Физика в школе” - № 4, 1986; № 1, 1987.
  5. “Математика в школе” - № 5, 1986.

© Блог Хелси и Смарт / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Вопросы и задания для групповой учебной деятельности по истории России :: Диагностическая методика "Разноцветные странички" :: Продуктивное использование поэтических произведений при обучении французскому языку :: Викторина по страноведению для 8-х классов "Do you Know Creat Britain?" :: Урок "Cinema. The Titanic". Внеклассное мероприятие: "Литературный вечер, посвященный творчеству С.Есенина и Р.Бернса" :: Основные вехи политической истории России во второй четверти XVIII века. Период дворцовых переворотов :: Урок-суд по истории в 9-м классе: "Сталин: "отец народов" или "враг народа"?" ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:


Школьные занятия: Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD