детские
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Элементы проблемного обучения при решении физических задач : Физика

Проблемное обучение – такая организация учебных занятий, которая предполагает создание проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.

Структура деятельности учителя и учащихся:

Рисунок 1

Существуют определенные требования к проблемным ситуациям.

1. Проблемная ситуация должна быть такой, чтобы уже первоначальный анализ её вызывал у уч-ся одновременно и чувство затруднения, и чувство предстоящего успеха, чтобы возникло не только противоречие, но и возможность снятия его, то есть необходимо соблюдать принцип доступности. Если проблемная ситуация слишком трудна, то ученик теряет надежду на её решение, если слишком проста, уч-ся теряет интерес к предстоящему решению.

2. Проблемная ситуация должна содержать в себе элемент нового, интересного для уч-ся; это способствует включению школьника в активный познавательный процесс. Интерес к решению проблемных ситуаций возникает при разнообразии их по содержанию и по форме выражения.

В своей работе я использую проблемные ситуации при:

    • изучении нового материала;
    • проведении демонстрационного и фронтального эксперимента;
    • решении физических задач;
    • выполнении учащимися домашних работ

Проблемность обучения при решении физических задач предполагает систематическое применение в процессе обучения творческих задач и задач-проблем.

Виды проблемных задач:

вычислительные задачи "с числами и без чисел";
качественные задачи;
графические задачи;
экспериментальные задачи;
задачи – рисунки;
задачи – софизмы;
задачи – оценки.

Творческая задача – задача, в которой отсутствуют данные, необходимые для прямой или косвенной подсказки идеи решения (то есть превращает её в проблему).Уч-ся могут успешно решать её лишь после того, как они достаточно хорошо усвоят материал темы и приобретут некоторые навыки в решении задач.

Творческие задачи я использую на завершающем этапе изучения материала темы. В качестве примера приведу некоторые задачи для учащихся 7 класса по теме “Плотность вещества”( программа С.В.Громов, Н.А.Родина)

Задачи: 1. Даны стальная спица и мензурка с водой. Как с их помощью определить плотность кусочка пробки?

2. Определите массу деревянного бруска с помощью одной линейки.

3. Сколько кирпичей с размерами мм можно перевезти на машине грузоподъемностью 4т?

Основное назначение задач-проблем – развитие умственных способностей уч-ся в процессе самостоятельного решения.

Приведу пример использования графической задачи в 8 классе по теме “Законы Ньютона” (программа С.В.Громов, Н.А.Родина)

Задание: По графику, представленному на рисунке, найти все, что можно, если масса тела 2 кг.

.

Задачи данного типа развивают творческие способности учащихся, логическое мышление и выводят на более высокий уровень обучения физики.

По графику ребята очень легко могут найти кинематические величины: скорость, ускорение, перемещение, определят характер движения, но т.к проблемные задачи должны содержать элемент нового, то новое для них - это нахождение силы и построение графика силы.

Решение:

I.АВ:

  1. (по графику)

  2. ;
  3. так как , то движение равномерное
  4. , так как движение равномерное
  5. , S = 2.5м

II.ВС:

  1. (по графику)

  2. ;

  1. движение равнозамедленное
  2. ,
  3. ,
  4. ,

III.СД:

  1. (по графику)

  2. ;

  1. тело покоится

Кроме перечисленных величин, некоторые учащиеся, предлагают построить графики ускорения и силы.

В своей работе я использую следующие формы организации работы учащихся при решении задач:

  1. Коллективное решение задач
  • Решение учителем у классной доски (учитель ставит вопросы и, таким образом, задача решается от начала до конца; по готовой записи на доске, четко и не спеша, учитель рассказывает решение задачи.) Ребята ничего не записывают, так как продуктивность восприятия при ведении записей резко падает. После разбора задачи ученики воспроизводят записи с доски в тетрадь.
  • Решение задачи учениками под руководством учителя (учитель ставит вопросы, ученики отвечают на них, делая соответствующие записи в тетради).
  1. Индивидуальное решение задач.
  • Предлагаются несколько задач разной степени сложности, ученик сам выбирает задачи для решения по силам.

  • Постановка учебной проблемы с помощью задач не только стимулирует у учащихся повышенный интерес к новому материалу, но и дает возможность закрепить имеющиеся знания и осуществить связь полученных ранее знаний с новыми.

Литература:

  1. Малафеев Р.И. Проблемное обучение физики в средней школе, 1980.–127 с.
  2. Суворов В.И. Создание на уроке проблемной ситуации. Физика в школе.1982.№3, с 33–35.
  3. Мирзоев Б. Проблемная формулировка качественных задач. Физика в школе. 1982. №1, с.45.
  4. Зверева Н.М. Активизация мышления учащихся на уроках физики. 1980.112 с. 

© Блог Димы Шпилера / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Внеклассное занятие по чтению на тему: "Зимушка-зима" в форме викторины "Поле чудес" :: Итоговый урок по физике по изученному курсу 7-го класса :: Интегрированный урок в 7-м классе: повторение и обобщение по физике с элементами экологического воспитания по теме: "Первоначальные сведения о строении вещества. Взаимодействие тел" :: Урок русского языка во 2-м классе: "Развитие умения задавать вопросы что? кто? к словам" :: Урок информатики в 9-м классе "Базы данных. Система управления базами данных" :: Тёмный Феникс ( X-Men: Dark Phoenix ), 2018 :: Дом и дача/Мебель/Мебель для спальни/Для дачи/Мебель для дома/Мебель для отдыха/Матрасы / Столлайн / Матрас полутораспальный Галактика сна-Орфей 1400x2000 ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Сценарий выпускного вечера "Школьное радио 3FM"

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Урок: "Экскурсия — урок"

Урок по теме "Экскурсия в зимний лес". Приоритетное значение в деле воспитания любви к природе имеет непосредственное наблюдение в мире животных и растений. Лучше всего это делать во время проведения организационных экскурсий в лес, парк, к реке.

Детский оздоровительный лагерь: Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Детский оздоровительно-образовательный лагерь "Юность"

Урок по теме "Экскурсия в зимний лес". Приоритетное значение в деле воспитания любви к природе имеет непосредственное наблюдение в мире животных и растений. Лучше всего это делать во время проведения организационных экскурсий в лес, парк, к реке.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.

Проблемы загрязнения окружающей среды

Работа приурочена к Году экологии в России и посвящена загрязнению окружающей среды.


Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

Методическая разработка урока по географии в 11-м классе "Проблема здоровья и долголетия"
контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD