детские
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Элементы проблемного обучения при решении физических задач : Физика

Проблемное обучение – такая организация учебных занятий, которая предполагает создание проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.

Структура деятельности учителя и учащихся:

Рисунок 1

Существуют определенные требования к проблемным ситуациям.

1. Проблемная ситуация должна быть такой, чтобы уже первоначальный анализ её вызывал у уч-ся одновременно и чувство затруднения, и чувство предстоящего успеха, чтобы возникло не только противоречие, но и возможность снятия его, то есть необходимо соблюдать принцип доступности. Если проблемная ситуация слишком трудна, то ученик теряет надежду на её решение, если слишком проста, уч-ся теряет интерес к предстоящему решению.

2. Проблемная ситуация должна содержать в себе элемент нового, интересного для уч-ся; это способствует включению школьника в активный познавательный процесс. Интерес к решению проблемных ситуаций возникает при разнообразии их по содержанию и по форме выражения.

В своей работе я использую проблемные ситуации при:

    • изучении нового материала;
    • проведении демонстрационного и фронтального эксперимента;
    • решении физических задач;
    • выполнении учащимися домашних работ

Проблемность обучения при решении физических задач предполагает систематическое применение в процессе обучения творческих задач и задач-проблем.

Виды проблемных задач:

вычислительные задачи "с числами и без чисел";
качественные задачи;
графические задачи;
экспериментальные задачи;
задачи – рисунки;
задачи – софизмы;
задачи – оценки.

Творческая задача – задача, в которой отсутствуют данные, необходимые для прямой или косвенной подсказки идеи решения (то есть превращает её в проблему).Уч-ся могут успешно решать её лишь после того, как они достаточно хорошо усвоят материал темы и приобретут некоторые навыки в решении задач.

Творческие задачи я использую на завершающем этапе изучения материала темы. В качестве примера приведу некоторые задачи для учащихся 7 класса по теме “Плотность вещества”( программа С.В.Громов, Н.А.Родина)

Задачи: 1. Даны стальная спица и мензурка с водой. Как с их помощью определить плотность кусочка пробки?

2. Определите массу деревянного бруска с помощью одной линейки.

3. Сколько кирпичей с размерами мм можно перевезти на машине грузоподъемностью 4т?

Основное назначение задач-проблем – развитие умственных способностей уч-ся в процессе самостоятельного решения.

Приведу пример использования графической задачи в 8 классе по теме “Законы Ньютона” (программа С.В.Громов, Н.А.Родина)

Задание: По графику, представленному на рисунке, найти все, что можно, если масса тела 2 кг.

.

Задачи данного типа развивают творческие способности учащихся, логическое мышление и выводят на более высокий уровень обучения физики.

По графику ребята очень легко могут найти кинематические величины: скорость, ускорение, перемещение, определят характер движения, но т.к проблемные задачи должны содержать элемент нового, то новое для них - это нахождение силы и построение графика силы.

Решение:

I.АВ:

  1. (по графику)

  2. ;
  3. так как , то движение равномерное
  4. , так как движение равномерное
  5. , S = 2.5м

II.ВС:

  1. (по графику)

  2. ;

  1. движение равнозамедленное
  2. ,
  3. ,
  4. ,

III.СД:

  1. (по графику)

  2. ;

  1. тело покоится

Кроме перечисленных величин, некоторые учащиеся, предлагают построить графики ускорения и силы.

В своей работе я использую следующие формы организации работы учащихся при решении задач:

  1. Коллективное решение задач
  • Решение учителем у классной доски (учитель ставит вопросы и, таким образом, задача решается от начала до конца; по готовой записи на доске, четко и не спеша, учитель рассказывает решение задачи.) Ребята ничего не записывают, так как продуктивность восприятия при ведении записей резко падает. После разбора задачи ученики воспроизводят записи с доски в тетрадь.
  • Решение задачи учениками под руководством учителя (учитель ставит вопросы, ученики отвечают на них, делая соответствующие записи в тетради).
  1. Индивидуальное решение задач.
  • Предлагаются несколько задач разной степени сложности, ученик сам выбирает задачи для решения по силам.

  • Постановка учебной проблемы с помощью задач не только стимулирует у учащихся повышенный интерес к новому материалу, но и дает возможность закрепить имеющиеся знания и осуществить связь полученных ранее знаний с новыми.

Литература:

  1. Малафеев Р.И. Проблемное обучение физики в средней школе, 1980.–127 с.
  2. Суворов В.И. Создание на уроке проблемной ситуации. Физика в школе.1982.№3, с 33–35.
  3. Мирзоев Б. Проблемная формулировка качественных задач. Физика в школе. 1982. №1, с.45.
  4. Зверева Н.М. Активизация мышления учащихся на уроках физики. 1980.112 с. 

© Блог Димы Шпилера / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Сценарий новогоднего праздника :: Кроссворды "Морской бой" :: Клубы выходного дня. Деление многозначных чисел на однозначные :: Урок рефлексии "Единицы площади", 2-й класс (по технологии деятельностного метода) :: Урок математики "Координатная плоскость". 6-й класс :: Лего Фильм: Бэтмен ( The LEGO Batman Movie ), 2017 :: Садовая и дачная мебель/Плетеная мебель / MnogoMeb / Стол круглый (D-80) ВЛ 02/01А ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:


Warning: include(/home/u190093/detishka.ru/www) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/detishka.ru/www/inc/bot.html on line 329

Warning: include(/home/u190093/detishka.ru/www) [function.include]: failed to open stream: No such device in /home/u190093/detishka.ru/www/inc/bot.html on line 329

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/detishka.ru/www/' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/detishka.ru/www/inc/bot.html on line 329

1 сентября, в День Знаний, уроки должны быть особенными, запоминающимися и задающими тон на весь учебный год!

Элементы проблемного обучения при решении физических задач : Физика

Проблемное обучение – такая организация учебных занятий, которая предполагает создание проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.

Структура деятельности учителя и учащихся:

Рисунок 1

Существуют определенные требования к проблемным ситуациям.

1. Проблемная ситуация должна быть такой, чтобы уже первоначальный анализ её вызывал у уч-ся одновременно и чувство затруднения, и чувство предстоящего успеха, чтобы возникло не только противоречие, но и возможность снятия его, то есть необходимо соблюдать принцип доступности. Если проблемная ситуация слишком трудна, то ученик теряет надежду на её решение, если слишком проста, уч-ся теряет интерес к предстоящему решению.

2. Проблемная ситуация должна содержать в себе элемент нового, интересного для уч-ся; это способствует включению школьника в активный познавательный процесс. Интерес к решению проблемных ситуаций возникает при разнообразии их по содержанию и по форме выражения.

В своей работе я использую проблемные ситуации при:

Проблемность обучения при решении физических задач предполагает систематическое применение в процессе обучения творческих задач и задач-проблем.

Виды проблемных задач:

вычислительные задачи "с числами и без чисел";
качественные задачи;
графические задачи;
экспериментальные задачи;
задачи – рисунки;
задачи – софизмы;
задачи – оценки.

Творческая задача – задача, в которой отсутствуют данные, необходимые для прямой или косвенной подсказки идеи решения (то есть превращает её в проблему).Уч-ся могут успешно решать её лишь после того, как они достаточно хорошо усвоят материал темы и приобретут некоторые навыки в решении задач.

Творческие задачи я использую на завершающем этапе изучения материала темы. В качестве примера приведу некоторые задачи для учащихся 7 класса по теме “Плотность вещества”( программа С.В.Громов, Н.А.Родина)

Задачи: 1. Даны стальная спица и мензурка с водой. Как с их помощью определить плотность кусочка пробки?

2. Определите массу деревянного бруска с помощью одной линейки.

3. Сколько кирпичей с размерами мм можно перевезти на машине грузоподъемностью 4т?

Основное назначение задач-проблем – развитие умственных способностей уч-ся в процессе самостоятельного решения.

Приведу пример использования графической задачи в 8 классе по теме “Законы Ньютона” (программа С.В.Громов, Н.А.Родина)

Задание: По графику, представленному на рисунке, найти все, что можно, если масса тела 2 кг.

.

Задачи данного типа развивают творческие способности учащихся, логическое мышление и выводят на более высокий уровень обучения физики.

По графику ребята очень легко могут найти кинематические величины: скорость, ускорение, перемещение, определят характер движения, но т.к проблемные задачи должны содержать элемент нового, то новое для них - это нахождение силы и построение графика силы.

Решение:

I.АВ:

  1. (по графику)

  2. ;
  3. так как , то движение равномерное
  4. , так как движение равномерное
  5. , S = 2.5м

II.ВС:

  1. (по графику)

  2. ;

  1. движение равнозамедленное
  2. ,
  3. ,
  4. ,

III.СД:

  1. (по графику)

  2. ;

  1. тело покоится

Кроме перечисленных величин, некоторые учащиеся, предлагают построить графики ускорения и силы.

В своей работе я использую следующие формы организации работы учащихся при решении задач:

  1. Коллективное решение задач
  1. Индивидуальное решение задач.
  • Предлагаются несколько задач разной степени сложности, ученик сам выбирает задачи для решения по силам.

  • Постановка учебной проблемы с помощью задач не только стимулирует у учащихся повышенный интерес к новому материалу, но и дает возможность закрепить имеющиеся знания и осуществить связь полученных ранее знаний с новыми.

Литература:

  1. Малафеев Р.И. Проблемное обучение физики в средней школе, 1980.–127 с.
  2. Суворов В.И. Создание на уроке проблемной ситуации. Физика в школе.1982.№3, с 33–35.
  3. Мирзоев Б. Проблемная формулировка качественных задач. Физика в школе. 1982. №1, с.45.
  4. Зверева Н.М. Активизация мышления учащихся на уроках физики. 1980.112 с. 
Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

Урок-презентация учебных проектов по всеобщей истории в 5-м классе "Культура Древней Греции"
контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD