детские
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Интегрированный урок информатики и физики в системе Electronics Workbench : Физика

Использование интегрированных программных систем схемотехнического моделирования аналоговых и цифровых радиоэлектронных устройств (Micro-Cap V, DesignLab 8.0, Aplac 7.0, System View 1.9, Circuit Maker 6.0, Electronics Workbench) позволяют решать следующие задачи:

создание модели принципиальной электрической схемы устройства и ее редактирование; расчет режимов работы модели; расчет частотных характеристик и переходные процессы модели;

провести оценку и анализ модели; наращивать библиотеку компонентов; представлять данные в форме, удобной для дальнейшей работы; разработка печатных плат; подготовку научно-технических документов и д. р.

Данная статья посвящена системе Electronics Workbench разработанная фирмой Interactive Image Technologies. Особенностью системы является наличие контрольно-измерительных приборов, по внешнему виду и характеристикам приближенных к их промышленным аналогам. Система легко усваивается и достаточно удобна в работе.

Знакомство с системой Electronics Workbench

Запустив интегрированный пакет Electronics Workbench, вы увидите диалоговое окно и окно редактирования (рис. 1). Окно редактирования заполнено некоторыми компонентами. Диалоговое окно Electronics Workbench содержит поле меню, библиотеку компонентов и линейку контрольно-измерительных приборов расположенных в одном поле. Поле меню аналогичное с многими Windows-приложениями. Опции главного меню легко изучить самостоятельно.

Рис. 1

Несколько более подробно остановимся на некоторых компонентах и конрольно-измерительных приборах. На рисунке 1 в окне редактирования, начиная слева сверху, двигаясь направо, приведены обозначения следующих компонентов и конрольно-измерительных приборов: заземление, батарея, источник постоянного тока, источник переменного синусоидального тока (эффективное значения тока, частота, фаза), источник переменного синусоидального напряжения (эффективное значение тока, частота, фаза), резистор, конденсатор, катушка (индуктивность), трансформатор, переключатель, электролитический конденсатор, конденсатор переменной емкости, катушка переменной индуктивности, диод, стабилитрон, светодиод, диодный мост, диод Шокли, n – p – n транзистор, p – n –p транзистор, далее 4 вида полевых транзисторов, вольтметр, амперметр, лампа накаливания (напряжение, мощность), светодиод (цвет свечения), мультиметр, осциллограф, измеритель амплитудно-частотных и фазо-частотных характеристик.

Алгоритм технологии подготовки и запуска электрических схем

1. Выбор необходимых компонентов электрической схемы и расположение их в окне редактирования Electronics Workbench 5.12.

Для этого подводим указатель мыши к одной из пиктограмм библиотеки компонентов или линейке контрольно-измерительных приборов и щелкаем левой кнопкой мыши. Выпадает одна из выбранных групп компонентов. Для того, чтобы выбрать необходимый, подводим указатель мыши к компоненту, нажимаем левую кнопку мыши (не отпускаем кнопку), перемещаем компонент на окно редактирования, отпускаем кнопку.

2. Ввод и изменение параметров выбранных компонентов.

Подводим указатель мыши к компоненту в окно редактирования и щелкаем два раза левой кнопкой мыши. Выпадает меню, состоящее из нескольких опций. Рассмотрим два из них:

Label – необходим для написания обозначения компонента;

Value – необходим для простановки значений компонента.

В контрольно-измерительных приборах при необходимости, например, в вольтметрах и амперметрах, при внесении параметров в опции Label, указываем для какого тока постоянного или переменного; в Mode выбираем DC – для постоянного тока, AC – для переменного.

3. Соединение компонентов электрической схемы.

После размещения компонентов и простановки параметров производится соединение их выводов проводниками. При этом необходимо учитывать, что к выводу компонента можно подключить только один проводник. Для выполнения подключения указатель мыши подводим к выводу компонента и после появления жирной точки (указатель соединения) нажимаем левую кнопку мыши, и появляющийся при этом проводник протягиваем к выводу другого компонента до появления на нем такой же жирной точки, после чего кнопку мыши отпускаем, соединение готово. Если соединение нужно разорвать, указатель мыши подводим к одному из выводов компонента или к точке соединения и при появлении указателя соединения нажимаем левую кнопку, проводник отводим на свободное место рабочего поля, после чего кнопку отпускаем. Если необходимо вывод компонента подключить к имеющемуся на схеме проводнику, то из вывода компонента проводник указателем мыши подводим к указанному проводнику и после появления точки соединения кнопку мыши отпускаем. Отметим, что прокладка соединительных проводов производится автоматически, причем препятствия – компоненты и проводники огибаются по ортогональным направлениям (по горизонтали или вертикали).

Подключение электрической схемы к питанию.

В правом верхнем углу диалогового окна расположена пиктограмма

0 1

0 – отключено питание;

1 – включено питание. После включения питания на контрольно-измерительных приборах регистрируются характеристики и значения собранной модели электрической схемы.

Некоторые возможности электронной лаборатории

Цель данной работы: получить навыки работы Electronics Workbench для решения типовых задач.

Прежде чем приступать к разработке или к выполнению лабораторных работ в системе Electronworkbench, необходимо приобрести навыки работы с этой системой. Поэтому рассмотрим несколько заданий.

Задание 1. Создать электронную модель однородного участка электрической цепи в электронной лаборатории Electronics Workbench (рис. 2). Проверить справедливость закона Ома для этой цепи. Поэкспериментируйте с изменением внутренних сопротивлений амперметра и вольтметра.

Рис. 2

Рис. 3

Рис. 4

Параметры компонентов цепи редактируются в окнах, открывающихся двойным щелчком мыши на элементах схемы.

Задание 2. Изучить прибор осциллограф. В режиме В/А осциллографа получить фазовую диаграмму (рис. 4)

Решение. Для этого собрать схему, показанную на рис. 3

Воспользуемся функциональным генератором для получения вольтамперной характеристики резисторов (рис.3), подавая на резистор R1 пилообразное напряжение. Длительность первого полупериода установим равной 99% периода. Напряжение генератора будем подавать на канал А осциллографа с резистора R1. Напряжение, прямо пропорциональное силе тока, будем подавать на канал В осциллографа с дополнительного резистора R2 по схеме характериографа.

Задание 3. Получить диаграмму в графическом формате.

Решение. Сохранение диаграммы в графическом формате и ее редактирование осуществляется с помощью программы Аналитические графики (Analysis Graphs) (рис.5).

Рис. 5

Для установки параметров осей, графиков и линий сетки щелчком правой кнопки мыши вызывается контекстное меню, в которой надо выбрать команду Свойства.

Задание 4. Создать текстовый файл.

Решение. Для этого найти устройство записи данных Write Data в приложении Electronics Workbench (рис.6). Это устройство позволяет сохранить в текстовом файле (данные из текстового файла приведены ниже рис.6) уровни потенциала в 8 точках измерения. Эти данные можно вставить в окно Описаний электронной лаборатории Electronics Workbench .

Рис. 6

Результаты получаемые из текстового файла типа txt.

ASCII output data for Electronics Workbench circuit 222.ewb

Time V1 V2
0.5312 0.731313 0.00731313
0.5712 1.53939 0.0153939
0.6112 2.34747 0.0234747
0.6512 3.15556 0.0315556
0.6912 3.96364 0.0396364
0.7312 4.77172 0.0477172
0.7712 5.5798 0.055798
0.8112 6.38788 0.0638788
0.8512 7.19596 0.0719596
0.8912 8.00404 0.0800404
0.9312 8.81212 0.0881212
0.9712 9.6202 0.096202
0.99 10 0.1

Задание 5. Копировать любую область окна Electronics Workbench.

Решение. В Electronics Workbench можно имитировать и ручной режим проведения опыта: увеличивать напряжений на резисторе 100 Ом, уменьшая сопротивление переменного резистора нажатием клавиши R (или любую, назначенную пользователем) согласно определенному декременту. Показания приборов в этом случае просто вводятся с клавиатуры в окно Description. На рис. 7 изображен скопированный в буфер обмена результат такого эксперимента.

img7.jpg (21860 bytes)

Рис. 7

Копирование любой области окна Electronics Workbench 5.12 производится с помощью команды Копировать как точечный рисунок (Copy as Bitmap), просмотр содержимого буфера обмена – с помощь команды Показать буфер обмена (Show Clipboard) в меню Правка (Edit). Копированный таким образом рисунок также можно вставить в текст Word.

Приведем примеры для самостоятельной работы..

1. Цепи постоянного тока

Цель: Изучить закон Ома для участка цепи.

Оборудование: Электронная лаборатория Electronic Workbench 5.12.

Закон Ома для участка цепи: ток в проводнике I равен отношению падения напряжения U на участке цепи к ее электрическому сопротивлению R: I=U/R.

Рис.8. Простейшая цепь постоянного тока

 

Задание 1. Сформулируйте закон Ома для участка цепи. Чем отличатся от закона Ома для полной цепи?

Задание 2. Что представляет собой режим холостого хода и режим короткого замыкания?

Задание 3. Для схемы на рис.8 проведите моделирование режимов холостого хода и короткого замыкания и сравните полученные результаты с расчетными.

2. Выпрямление с фильтрацией

Постановка задачи.

Выпрямление - способ получения постоянного тока, например, для питания радиотехнических устройств. Объект выпрямления - электрическое напряжение переменного тока. Цель фильтрации при выпрямлении - ослабить переменную составляющую выпрямленного напряжения.

Здесь необходимо промоделировать работу (рис.9) фильтра выпрямителя. На входе фильтра действует выпрямленное напряжение Е(t) одно- или двухполупериодное, полученное из переменного синусоидального напряжения. Для ослабления переменной составляющей в схеме фильтра имеется реактивный элемент: конденсатор емкостью С. Фильтр работает на нагрузку сопротивлением Rн.

Рис.  9

Задания к работе

Собрать схему выпрямления и фильтрации тока по однополупериодной схеме. Провести моделирование выпрямления тока. Исследовать в зависимости от параметров фильтра как изменяется выходное выпрямленное значение напряжения.

Заменить выпрямитель двухполупериодным. Рассмотреть насколько отличаются результаты моделирования.

Результаты моделирования. На рис.10 изображены: входное Е(t) и выходное u(t), напряжение фильтра для однополупериодного выпрямителя. Выбор определенного напряжения Е(t) осуществляется путем моделирования входного поля на входе фильтра. С помощью изменения параметров фильтра r, C и нагрузки RH. можно оценить качество фильтрации

Рис. 10

© Блог Димы Шпилера / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Роль педагогических советов в повышении профессиональной компетентности учителя :: Социально-педагогическая программа "Мы вместе" :: Открытый урок технологии по теме: "Сервировка стола к ужину" с использованием национально-регионального компонента" :: Сценарий праздника "Последний звонок — 2005" :: Урок алгебры в 7-м классе "Многочлен и его стандартный вид" :: Красавица и чудовище ( Beauty and the Beast ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель для спальни/Мебель/Детская/Детские кровати от 3 лет/Матрасы / Столлайн / Матрас Классик-Стандарт 900x1950 ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Самое популярное:
Итоговая контрольная работа по органической химии. 9-й класс

Контрольная работа предназначена для итогового контроля знаний обучающихся 9-го класса по органической химии. В 9-м классе ученики знакомятся с основами органической химии, получают первичные знания о органических веществах и их свойствах. Знания по данной теме содержатся в экзаменационных заданиях. Работа включает тестовую часть и часть, требующую навыков составления формул гомологов и изомеров. Данные навыки пригодятся обучающимся при изучении органической химии 10-м классе.

Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Детский оздоровительный лагерь: Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Детский оздоровительно-образовательный лагерь "Юность"

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Самостоятельная работа "Строение атома и атомного ядра". 9-й класс

В работе проверяются знания о строении атома и атомного ядра, умения работать с информацией, представленной в виде связного текста физического содержания, решать задачи на нахождение энергии связи и дефекта масс.


Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

Урок русского языка "Официально-деловой стиль" (6-й класс)
контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD