детские
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Урок физики в 11-м классе естественно-математического профиля: "Законы геометрической оптики" : Физика

Цели урока:

  • Изучить законы геометрической оптики с помощью интерактивного компьютерного курса "Открытая физика 1.1".
  • Способствовать развитию навыков и умений: решения задач на законы геометрической оптики; работы с компьютером; самостоятельной деятельности по добыванию знаний; ораторского искусства.
  • Применять правила работы с компьютером, способствующие сохранению здоровья учащихся. Продолжить привитие навыков осознанного бережного отношения к своему здоровью. Способствовать воспитанию уважения к достижениям мировой науки, развитию интеллекта, кругозора учащихся.

 

Этапы урока Задачи этапа
и необходимые
действия
Работа учащихся при усвоении
и закреплении материала урока

1 этап

1. Повторить основные понятия геометрической оптики: луч и волновой фронт.

2. Выяснить границы применимости геометрической оптики.

  1. Запишите тему Урока в тетрадь.
  2. Выслушайте сообщения учащихся Морозовой В.И. Макаровой М. по вопросу “ Волновой фронт. Луч. Геометрическая оптика”
  3. Запишите определения луча и волнового фронта.
  4. Запишите определение понятия " геометрическая оптика".

2этап

Изучение
законов
геометрической
оптики и их
исследование
с помощью компьютера.

1. Повторите правила работы с компьютером, предупреждающие утомляемость глаз и физическое утомление.

2. Изучение законов геометрической оптики с помощью интерактивного курса " Открытая физика 1.1".

 

 

 

 

3. Исследовательская работа с помощью компьютера.

 

 

 

4. Проверка усвоения законов геометрической оптики учащимися с помощью компьютера.

5. Историческая справка.

6. Упражнения по предупреждению утомляемости, пауза.

  1. Выслушайте и повторите правила работы с компьютером (Учитель Эглит Н.В.).
  2. Откройте с рабочего стола программу " Открытая физика 1.1".
  3. Откройте тему " Оптика".
  4. Выберите для просмотра законы отражения и преломления.
  5. Включите звук нажатием мышкой на знак " громкоговоритель" и прослушайте информацию.
  6. Включите изображение текста, нажатием мышью на знак " страницы", и прочитайте материал.
  7. Посмотрите опыты, демонстрирующие законы отражения и преломления, предлагаемые учителем.

 

  1. Проверьте, выполняется ли закон отражения света с помощью компьютерной модели. Для этого несколько раз поменяйте угол падения. Посмотрите, как при этом меняется угол отражения. Сделайте вывод.
  2. Меняя значение показателя преломления стекла, выясните, как меняется величина угла преломления для оптически более плотной и оптически менее плотной среды. Сделайте вывод.
  1. Проверьте свои знания, решив задачу, предлагаемую компьютером. Для этого нажмите знак "??".
  2. Сверьте ответ, полученный вами с ответом компьютера, нажав на окно" ответ". Оцените своё решение.
  1. Прослушайте историческую справку о законах геометрической оптики.
  1. Выполните упражнения, предлагаемые учителем информатики Эглит Н.В., по предупреждению утомляемости и снятию напряжения.
  2. Перейдите на свои рабочие места.

3 этап

Теоретическая база законов геометрической оптики

1. Принцип Гюйгенса.

 

 

 

 

 

2. Вывод закона Снелиусса на основе принципа Гюйгенса.

  1. Выслушайте сообщение по теме
  2. " Принцип Гюйгенса".

  3. Выполните рисунок и запишите в рабочую тетрадь формулировку принципа Гюйгенса, пользуйтесь учебником “ Физика 11” Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев стр. 160(Издание 2003 года); стр. 96(издание 1991 года).

 

  1. Прослушайте сообщение Шпека Алёны по теме" Вывод закона Снелиусса".
  2. Запишите в тетрадь формулы для определения относительного показателя преломления среды через скорости света в различных средах.
  3. Запишите, от чего зависит показатель преломления вещества, его физический смысл.
  4. Запишите определение абсолютного показателя среды и его формулу, пользуясь учебником

Стр.165(изд.2003 года)
Стр. 100(изд. 1991года).

4 этап

Домашнее задание

1. Задание домашней работы
  1. Запишите домашнее задание:
  2. № 60-62( изд. 2003 года)
    № 41-43( изд. 1991 года).

  3. Решите задачи.

5 этап

1. Подведение итогов. Оценка деятельности учащихся за урок.
  1. Ответьте на вопросы анкеты по итогам урока.
  2. Выставите отметки в дневники.

 

 

 

АНКЕТА

  1. Как звучала тема урока?
  2. Какие цели стояли перед вами в начале урока?
  3. Какой этап урока оказался для вас наиболее сложным, и в чём выразилась сложность?
  4. Какие бы упражнения по предупреждению утомляемости на уроках предложили бы вы? На каком этапе урока они были бы наиболее целесообразными?
  5. Ваше эмоциональное состояние в конце урока (выберите, соответствующее вам): усталость, удовольствие, утомление, удовлетворение, напряжённость, безразличие, хорошее настроение, злость, радость, др.

 

    ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Световой луч- это линия, направленная от источника в сторону распространения волны.
Волновые фронты - это поверхности постоянной фазы световой волны.
Законы геометрической оптики.

  • Закон прямолинейного распространения.
  • Закон отражения.
  • Закон преломления.

От чего зависит относительный показатель преломления среды:

  1. от характеристик самого света длины волны, частоты.
  2. от скорости распространения света в данной среде, которая зависит от физического состояния среды: температуры, плотности вещества, наличия в нём упругих напряжений.

ЗАДАЧИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО
РЕШЕНИЯ ДОМА ( этап 4)

1 вариант

Определите скорость света в воде, если её абсолютный показатель преломления 1,33.

2 вариант

Луч переходит из воды в стекло. Угол падения равен 35°. Найдите угол преломления.

Дополнительное задание.

1.Вода освещена светом с длиной волны 700 нм. Какова длина волны этого света в воде?
2. Луч переходит из воды в стекло. Угол падения равен 35°. Найдите угол преломления.

© Блог Димы Шпилера / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Внеклассное занятие по теме: "Веселые старты", "Веселые старты за партой" :: Конспект урока русского языка во 2-м классе по теме: "Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какие?" :: Описание урока "Одуванчик — лекарственное растение" :: Урок-игра по природоведению. Тема: "Осенние, зимние и весенние изменения в живой и неживой природе" :: Программа элективного предмета по физическому воспитанию "Культура здоровья" :: Ёлки новые, 2017 ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

06.12.17: Ямагатский грипп, надвигающийся на Россию: чем страшен, а чем нет? (Спойлер: прививки в данном случае не помогут)

05.12.17: Травля в детских коллективах (да и не только детских): коротко и образно в изложении Валерия Воскобойникова

01.12.17: Напоминаем, что мы уже больше 10 лет отбираем для Вас самые лучшие сценарии новогодних праздников и утренников для детей!

02.11.17: «Стрепсилс» изымают из аптек: почему и что это для нас значит? (Спойлер: да, в общем-то, ничего)

30.10.17: Подробности об эпидемии пневмонии-2017

25.10.17: Что такое "внебольничная пневмония" 2017 года?

22.10.17: Особенности гриппа "Мичиган" (штамм сезона 2017-2018 гг.)

09.09.17: Чемпионский титул или смартфон? Выбор для подростка

26.08.17: Букеты из чая, кофе и конфет

11.08.17: Готовимся к 1 сентября: Модные букеты 2017

16.07.17: До какого возраста и на каком сиденье необходимо автокресло ребенку. Изменения в ПДД с июля 2017

09.07.17: Влияют ли позы партнеров на вероятность успешной беременности и если да, то как.

02.07.17: Режутся зубки у ребенка: чем снимать боль



Подписаться на новые статьи:


Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

контакты
 
Рейтинг@Mail.ru