детские
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Серия уроков по физике. Тема: "Электризация тел. Виды зарядов и их взаимодействие" : Физика

Цель: изучить тему электризация тел и виды зарядов.

Задачи урока:

1. Образовательные
- сформулировать понятие электризации тел, виды зарядов.
- изучить виды взаимодействия зарядов.

2. Развивающие

- продолжить формирование умений сравнивать явления, делать выводы и обобщения по данной теме.

3. Воспитывающие

- показать значение опытных фактов и эксперимента в жизни человека.

Тип урока: урок первичного ознакомления с материалом и практического применения знаний и умений.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала ( опорный конспект)

- электрические явления (янтарь, электрон)
-электрический заряд (q), Кл- мера электрических взаимодействий.
- Электризация- способ возникновения заряда у тела.

Положительные – такие же,
как на стекле, потертом о шелк
Отрицательные- такие же, как на янтаре
( эбоните),  потертом о мех или шерсть.

  Этот опорный конспект, как и последующие, можно отксерокопировать и раздать каждому учащемуся (если есть такая возможность), можно спроецировать на экран с помощью кодоскопа или в процессе объяснения урока писать его на доске.

При объяснении демонстрируется:

1. Опыт 116(1),

2. Опыт 117(1).

3.  Притяжение наэлектризованной палочкой тонкой струи воды, подкрашенной мелом или молоком на темном фоне.

3. Закрепление.

Как взаимодействуют заряды? (При ответах на этот вопрос можно приготовить и продемонстрировать кодограммы).

А) Три пары легких шариков подвешены на нитях. Какая пара шариков: не заряжена? Имеет одноименные заряды? Имеет разноименные заряды?

Б) Как будут взаимодействовать магниты, изображенные на рисунке?

                       

В) Нарисовать знак + или - на бумажных гильзах.

4. Д\з: § 25.26, вопросы к параграфам.

Урок 2. Электроскоп. Электрическое поле.

Цель: познакомится с новым прибором- электрометром, начать знакомство с электрическим полем.

Задачи урока:

1. Образовательные

- познакомить учащихся с новым прибором.

- ввести новое понятие “электрическое поле”.

- продолжить работу по формированию умений работать с тестом.

2. Развивающие

- работать над формированием умений анализировать свойства и явления на основе знаний.

3. Воспитательные

- раскрыть значение накопления фактов и их уточнений при познавании явлений.

- познакомить учащихся с взаимосвязью и обусловленностью явлений окружающего мира.

Тип урока: урок повторения и усвоения новых знаний.

Ход урока.

1. Проверка усвоения материала предыдущего урока, разминка (10 минут).

- Откуда происходит слово “электричество”?

- Где используют электричество?

- Что такое заряд? Его обозначение и единицы измерения.

- Сколько видов зарядов?

- Какие заряды называются положительными?

- Какие заряды называются отрицательными?

- Что такое электризация?

- Как взаимодействуют заряженные тела?

Индивидуальные задания (10 минут).

Вариант 1.

1. Стекло при трении о шелк заряжается:

а) положительно; б) отрицательно.

2. Если наэлектризованное тело отталкивается от эбонитовой палочки, потертой о мех, то он заряжается:

а) положительно; б) отрицательно.

3. Три пары шариков подвешены на нитях. Какая пара шариков не заряжена?

4.Какая пара шариков (см. тот же рисунок) имеет одноименные заряды?

А)1; Б)2; В)3; Г)4.

5. Какая пара шариков имеет (см. тот же рисунок) имеет разноименные заряды?

А)1; Б)2; В)3; Г)4.

Вариант 2.

При натирании о мех каучук электризуется:

А) положительно; Б) отрицательно.

2. Если заряженное тело притягивается к стеклянной палочке, натертой о шелк, то оно заряжено:

А) положительно; Б) отрицательно.

3. Три пары шариков подвешены на нитях. Какая пара шариков имеет одноименные заряды?

4.Какая пара шариков (см. тот же рисунок) имеет одноименные заряды?

А)1; Б)2; В)3; Г)4.

5. Какая пара шариков имеет (см. тот же рисунок) имеет разноименные заряды?

А)1; Б)2; В)3; Г)4.

2. Объяснение нового материала.

- Как можно определить заряжено ли тело?

По притяжению к нему По взаимодействию его других тел. С другим заряженным телом.

- На взаимодействии одноименно заряженных тел основано действие прибора, обнаруживающего электризацию тел - электроскопа.

Устройство и виды электроскопов.

- Проводники и непроводники (диэлектрики) электричества. Их примеры.

- Электрическое поле - особый вид материи (не вещество), оно возникает вокруг заряда и действует на другой заряд с некоторой силой.

- Электрическая сила зависит от :

Q- заряда, создающего поле.

q- заряда внесенного в это поле.

r- расстояния между ними.

Сила тем больше, чем больше Q,q и тем меньше, чем больше r.

3. Закрепление.

1) Какой металл используется главным образом в качестве проводников в электрической сети?

А) алюминиевый; Б) медный; В) железный.

2) Человек притронулся пальцем к заряженному электроскопу. В каком случае листочки электроскопа сразу опадут?

А) человек стоит босиком на земле;

Б) человек стоит в резиновых сапогах.

3) Для чего при перевозке бензина к корпусу автоцистерны прикрепляется цепь, нижний конец которой касается земли?

А) для защиты от удара молнии;

Б) для того, чтобы образовавшиеся при перевозке заряды не накапливались.

4. Д\з:§ 27, 28. Практическое задание 8 (изготовление и испытание электроскопа).

Урок 3. Делимость заряда. Электрон.

Цель: Познакомится с новыми понятиями: “заряд”, “минимальный электрический заряд”.

Задачи урока:

1. Образовательные

– ввести первоначальные представления о дискретности электрического заряда.

- продолжить работу с ознакомлением учащихся с элементами экспериментального метода исследования явлений.

- продолжить работу по формированию умений работать с тестом

2. Развивающие

– продолжить работу по формированию умений делать выводы

- продолжить работу по формированию умений обобщать данные на основе имеющихся знаний о зарядах и их взаимодействии.

3. Воспитательные

– показывать значение причинно-следственных связей в познаваемости явлений.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

1. Проверка усвоения материала прошлого урока (разминка):

- Как определить, заряжено ли тело?

- На каком явлении основано устройство электроскопа?

- Как по углу расхождения листочков электроскопа судят о его заряде?

- Чем отличается пространство, окружающее наэлектризованное тело, от пространства, окружающего не наэлектризованное тело?

- Электрическое поле и его свойства.

- Как можно обнаружить электрическое поле?

Тестовое задание (5-7 минут).

1) Как называется прибор, при помощи которого выясняют, наэлектризовано ли тело?

А) теплоприёмник.

Б) динамометр.

В) барометр.

Г) электрометр.

2) Какие из перечисленных веществ относятся к проводникам: 1) металлы, 2) дерево, 3) растворы кислот?

А) только 1.

Б) только 2.

В) только 3.

Г) 1 и 3.

3) Какие из перечисленных веществ относятся к диэлектрикам: 1) металлы, 2) дерево, 3) растворы кислот?

А) только 1.

Б) только 2.

В) только 3.

Г) 1 и 3.

4) Что является источником электрического поля?

А) любое тело.

Б) тело, заряженное положительным зарядом.

В) тело, заряженное отрицательным зарядом.

Г) любое заряженное тело.

5) Сила, с которой электрическое поле действует на внесенный в него электрический заряд, называется:

А) силой притяжения.

Б) силой отталкивания.

В) силой движения.

Г) электрической.

2. Объяснение нового материала.

На демонстрационном столе: из двух, стоящих на столе одинаковых электрометров один электризуют. Соединяют наэлектризованный электрометр с не наэлектризованным при помощи разрядника, при этом показания стрелки наэлектризованного электрометра уменьшатся на несколько делений, а показания стрелки второго электрометра увеличиваются на такое же число делений. Убрав соединительный проводник, разряжают один из электрометров и вновь повторяют опыт. Проделав опыт 2-3 раза, делают вывод о том, что электричество делимо. (2).

Опорный конспект.

1) Опыт с делением заряда электроскопа. Заряд имеет величину.

2) Есть ли предел деления заряда?

В опытах А.Ф. Иоффе и А. Милликена установлен: да.

3) Минимальный, далее не делимый заряд называют элементарным.

4) Частица с элементарным отрицательным зарядом – электрон.

Заряд электрона е = -1,6*1 Кл.

Масса электрона m= 9,1* 10 кг.

5) Заряд частицы не может быть меньше элементарного заряда, он может быть только в целое число раз больше элементарного заряда.

3 Закрепление: Упражнение 12 (1,2).

4 Домашнее задание: 29, вопросы к параграфу.

Урок 4. Строение атома.

Цель: познакомиться со строением атома.

Задачи урока:

1. Образовательные

- дать представление об атоме и молекуле как о модели строения вещества.

- выделить значение средств экспериментального исследования (приборов) в процессе познания.

- продолжить работу по формированию умения систематизации и обобщения знаний.

2. Развивающие

- работать над формированием умений делать логические заключения на основе анализа уже известных связей.

- продолжить работу по формированию умений обобщать опытные данные на основе имеющихся знаний о строении вещества.

3. Воспитательные

- раскрыть значение накопления фактов и их уточнения при познаваемости явлений.

- продолжить знакомство учащихся с взаимосвязанностью и обусловленностью явлений окружающего мира.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

1. Фронтальный опрос- беседа.

  • Можно ли каким-либо образом уменьшить заряд тела?
  • Можно ли разделить заряд шара пополам? На три части? Четыре? Пять? Каким образом?
  • Можно ли делить электрический заряд до бесконечности?
  • Есть ли предел деления заряда? Чему он равен?
  • Как выразить количество N элементарно заряженных частиц в крупинке зарядом q?
  • Что можно сказать о массе электрона по сравнению с массой самого легкого атома- водорода?

Т.о. подводим итоги:

Масса электрона много меньше массы атома.

Заряд электрона - отрицательный.

Атом каждого вещества – частица нейтральная, т.е. заряда не имеющая.

Возникает вопрос: т.к. электрон гораздо меньше атома, то он должен входить в его состав.

Кроме отрицательных электронов внутри атомов должны быть ещё какие-то положительные частицы, чтобы отрицательный заряд компенсировался положительным, т.к. атом нейтрален.

2. Объяснение нового материала сопровождается показом слайдов “атомное ядро”.

Опорный конспект.

1) Первая модель атома: “пудинг с изюмом”.

2) Опыт Резерфорда (не подтвердил гипотезу первой модели).

Ядерная модель атома:

    • В центре атома находится положительно заряженное ядро, размеры которого в десять тысяч раз меньше размеров атома.
    • Вся масса атома практически сконцентрирована в ядре.
    • Вокруг ядра на огромных расстояниях от него вращаются электроны. Их столько, что суммарный отрицательный заряд равен положительному заряду ядра.

3) Состав ядра.

Частицы с положительным Частицы, не имеющие

элементарным зарядом q =/e/ электрического заряда q=0

4)Сколько протонов и нейтронов содержит ядро атома химического элемента? Работа с ПСЭ Менделеева.

Э - название элемента в ПСЭ Менделеева.

N - порядковый номер элемента (совпадает с зарядом ядра атома). Количество протонов в ядре можно определить по порядковому номеру.

М - массовое число атома, равно сумме количества протонов и нейтронов в ядре. Оно равно относительной атомной массе элемента, округленной до целого числа. Количество нейтронов в ядре любого атома равно разности М и N.

5) Понятие о положительном и отрицательном ионах.

3.  Закрепление:

Задание 1. Закончить фразы:

1) Атом состоит из ядра и ….

2) Ядро атома состоит из нейтронов и ….

Задание 2. Заполнить пропуски, указав либо знак заряда, либо название частицы, имеющей указанный знак.

1) Частицы ядра имеют следующий заряд: нейтроны-….,

а ….- положительный.

2) Ядро имеет …. заряд.

3) Атом имеет …. заряд.

4) Отрицательный заряд имеют …..

Задание 3. Сравнить величины зарядов ядра и электронной оболочки (больше, меньше, равны).

Задание 4. Сравнить знак заряда ядра и электронной оболочки.

4. Домашнее задание: 30, упр. 13.

Урок 5. Объяснение электрических явлений.

Цель: изучить тему электрические явления и проверить знания по ранее изученному материалу.

Задачи урока:

1. Образовательные

- ввести новое понятие “электрическое явление”.

- продолжить работу по формированию умений работать с тестом.

-продолжить работу с ознакомлением учащихся с элементами экспериментального метода исследования явлений

- обобщить и систематизировать пройденный материал.

2.  Развивающие

- продолжить работу по формированию умений делать логические заключения на основе анализа уже известных связей и анализировать свойства и явления на основе знаний.

3.  Воспитательные

- продолжить знакомить учащихся с взаимосвязью и обусловленностью явлений окружающего мира.

- показывать значение причинно-следственных связей в познаваемости явлений.

Ход урока.

4. Фронтальный опрос.

  • Что можно сказать о строении атома?
  • Каковы основные положения ядерной модели атома по Резерфорду?
  • Отрицательные электроны и положительное ядро атома взаимодействуют между собой? Как?
  • Почему электроны не попадают на ядро?
  • Почему атом в целом нейтрален?
  • Что такое положительный ион? отрицательный ион?
  • Каков состав ядер атомов?
  • Что такое протон?
  • Что такое нейтрон?
  • Что можно сказать о массах протона и нейтрона?

Работа с таблицей ПСЭ Менделеева. Рассматриваем строение атомов и их ядер: С, Zn, Cu, Fe, N и др.

2. Объяснение нового материала.

1. Понятие об электронной теории, различные электростатические явления.

2. Объяснение проводимости проводников (металлов) и непроводимости изоляторов (откуда берутся свободные электроны проводника).

Перемещение электронов под действием электрического поля (быстро из-за малости массы электронов).

3. Объяснение некоторых электрических явлений:

  • Электризация трением
  • Притяжение незаряженной гильзы к заряженной палочке.
  • Изменяется ли масса шаров электроскопов при соединении проводников заряженного электроскопа с незаряженным?

4. Заземление: чем больше размер проводящего незаряженного тела, тем больший заряд “переходит” на него при его соединении с заряженным.

Д/з: §31, упр. 14.

Зачетная работа.

1 вариант.

1) Каков знак заряда атома? (положительный)

2) Почему атом в целом электронейтрален ? (заряд ядра по модулю равен заряду всех электронов атома, взятому по модулю)

3) Как зарядится атом гелия, если он потеряет один электрон? (положительно)

4) Какие вещества являются хорошими проводниками? (металлы)

5) Почему металлы являются хорошими проводниками? (есть свободные электроны)

6) Вокруг ядра алюминия движется 13 электронов. В ядре атома содержится 27 частиц. Сколько нейтронов содержится в атоме? (14 нейтронов).

7) Изменится ли масса шара, заряженного положительно, если к шару прикоснуться пальцем? Почему? (да, увеличится, придут электроны с земли).

2 вариант.

1) Укажите, какая часть атома несет положительный заряд, какая- отрицательный.(ядро- положительный, электрон- отрицательный).

2) В каком случае атом превращается в положительный ион? (атом, потерявший один или более электронов, превращается в положительный ион)

3) Почему ремнем и шкивом, на который он надет, при работе время от времени проскакивают искры? (происходит электризация трением).

4) Какие вещества являются изоляторами? (это резина, пластмасса, фарфор, бумага и т.д.)

5) Почему можно наэлектризовать трением эбонитовую палочку, держа её в руке, а металлический стержень нельзя?

6) В ядре атома углерода содержится 12 частиц. Вокруг атома движется 6 электронов. Сколько в ядре этого атома протонов и нейтронов? (6 протонов и 6 нейтронов).

7) Почему оставленный заряженным электроскоп со временем разряжается? (подлетающие пылинки электризуются сопротивлением).

Оценка

5- за верное выполнение всех заданий.

4- шести заданий.

3- за выполнение 5 заданий.

© Блог Димы Шпилера / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Конспект открытого урока по окружающему миру в 1-м классе по теме: "Осень"(обобщение) :: Конспект урока естествознания в 3-м классе по теме: "Прирожденные разрушители" (грибы) :: Дидактический материал по теме: "Слова с удвоенными согласными" :: Основные направления и этапы работы с детьми в период адаптации в школе :: Планирование урока иностранного языка с использованием средств информационных технологий и образовательных электронных ресурсов :: Ральф - 2 (Ralph Breaks the Internet: Wreck-It Ralph 2), 2018 :: Комоды / MOON TRADE / Комод Финк 43 Модель 804 ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD