детские
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Из опыта работы физико-технической секции НОУ "Поиск" : Физика

НОУ “Поиск” приглашает!
НОУ “Поиск” зазывает:
- Приходите, и дерзайте,
И науку познавайте!

Если в вас живет Ньютон,
Вы откроете закон.
Если нравится вам Блок,
Вы поэзии знаток!

Если в общество придете,
Только пользу здесь найдете.
Будете предметы знать
На “четыре” или “пять”.

Скука вас здесь не застанет,
Ну, а лень и не пристанет.
Мысли творческой полет
Устремляет вас вперед!

Знаний вам расширит круг
НОУ “Поиск” - лучший друг!

Свободина Наташа, 9а класс

Научное общество учащихся (НОУ) “Поиск” средней школы №15 действует с января 2001 года. Это добровольное творческое формирование учащихся, стремящихся совершенствовать свои знания в определенной области науки, развивать свой интеллект, приобретать умения и навыки научно-исследовательской и опытной деятельности под руководством учителей.

Главная задача общества – дать возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности с учетом индивидуальных особенностей и склонностей. Важно именно в школе каждому найти свой интерес в различных областях науки и техники, выйти на дорогу поиска в науке, жизни и постараться наиболее полно раскрыть свои способности.

НОУ “Поиск” дает возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях. Каждый член НОУ “Поиск” активно включается в процесс самообразования и саморазвития.

Научная деятельность нашей школы – это составная часть обучения и воспитания учащихся 7 – 11 классов, изъявивших желание принять участие в этой деятельности.

Численный состав НОУ “Поиск”

2000-2001 у.г.

2001-2002 у.г.

2002-2003 у.г.

2003-2004 у.г.

2004-2005 у.г.

2005-2006 у.г.

75

78

102

98

115

168

Научная деятельность включает в себя организационные, трудовые и творческие процессы по управлению этой деятельностью, организацию выполнения ученических научно-исследовательских работ. Порядок выполнения этих работ регламентируется Положением об ученической научно-исследовательской работе. Данное положение одобрено советом НОУ средней школы №15 и утверждено приказом директора школы.

Выполнение ученических научно-исследовательских работ и научная деятельность в целом преследует следующие цели:

  • Развитие творческих способностей школьников и выработку у них исследовательских навыков;
  • Формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе
    творческого поиска и выполнения исследований;
  • Самопроверку учащимися своих наклонностей, профессиональной ориентации и
    готовности к предстоящей трудовой деятельности;
  • Самовоспитание у учеников целеустремленности и системности в учебной,
    настоящей и предстоящей трудовой деятельности;
  • Самоутверждение учащихся благодаря достижению поставленной цели и
    публикации полученных результатов;
  • Выявление одаренных подростков и обеспечение реализации их творческих возможностей;
  • Получение дополнительной научно-технической информации,
    используемой в учебно-воспитательном процессе.

Последние годы в школах России и в нашей школе в том числе, стала популярной научно-исследовательская работа детей. Школьный учитель становится первым научным руководителем своих подопечных, способным поддержать и развить интерес в своей области знаний.

В этом учебном году мы подвели итоги пятилетней работы НОУ “Поиск”. Провели районный семинар по теме “Система работы научного общества учащихся “Поиск”. По просьбе присутствовавших на семинаре издали методическое пособие для руководителей НОУ, заместителей директоров по научной работе, для учителей предметников. В данном пособии показали систему работы НОУ, систему работы с одаренными и просто заинтересованными в образовании учащимися. В сборник вошли разные виды творческих работ учащихся и учителей: информационно-реферативные, проблемно-реферативные, экспериментальные, натуралистические, описательные, исследовательские.

Идут годы, меняется численный и качественный состав общества, меняются и формы работы. В этом году к традиционным направлениям работы НОУ добавились несколько новых, теперь в обществе действуют восемь секций: математическая, физико-техническая, экономическая, эко-биологическая, естественно-географическая, линг-вистическая русского языка и литературы, историко-краеведческая, психолого-педагогическая.

Охват учащихся большой, но это совсем не значит, что все пойдут в настоящую науку. Мы всем коллективом работаем над социальным заказом общества на способных людей в экономике, культуре, менеджменте, программировании, преподавании отдельных предметов.… Создаем благоприятные условия для детей с повышенным уровнем развития. Ищем юные таланты, чтобы сохранить интеллектуальную элиту страны. Кропотливая, каждодневная работа учителей нацелена на обучение одаренного ученика азам исследовательской работы.

Руководители секций придерживаются “Положения о НОУ”, которое регламентирует деятельность НОУ, его задачи, содержание и формы работы, права и обязанности его членов, структуру, состав, права и обязанности руководящих органов, материальную базу.

При работе с одаренными детьми возникают проблемы, решение которых возможно лишь при участии представителей высшей школы. Для решения данных проблем наша школа сотрудничает с Читинской медицинской академией, Забайкальским государственным педагогическим университетом, Классическим университетом, Борзинским медицинским училищем. Доценты, старшие преподаватели, кандидаты наук названных учебных заведений читают лекции, проводят практические занятия.

Коллектив единомышленников ведет большую, нужную работу в НОУ “Поиск”. Я думаю, что успехи и неудачи, проблемы и находки нашего научного общества могут оказаться поучительными для тех, кто моложе, и для тех, кто интересуется данной работой.

В каждой секции имеется своеобразие форм и методов научно-исследовательской работы. Я приглашаю познакомиться с некоторыми формами и методами работы физико-технической секции.

Развитие интеллекта через самостоятельную творческую деятельность
(из опыта работы творческих групп физико-технической секции)

I творческая группа (10-11 классы) занимается:

  • Сбором научной литературы для поступающих.
  • Составлением решебников.
  • Решением задач повышенной сложности.
  • Знакомятся с различными формами экзаменов.
  • Пишут рефераты с элементами исследования.
  • Работают с научной литературой.
  • Проводят научно-познавательные конференции.
  • Участвуют в диспутах, интеллектуальных играх.
  • Проводят съемки фильмов и монтируют с помощью компьютера.

II творческая группа (9 классы) занимается:

  • Изготовлением таблиц, динамических таблиц (за пять лет изготовлено 60 таблиц).
  • Составлением алгоритмов решения задач.
  • Решением задач повышенной сложности.
  • Работой с научной литературой.
  • Работой со справочной литературой.
  • Написанием проектов по моделям и приборам.
  • Написанием научных статей.

III творческая группа (8 классы) занимается:

  • Коллективной работой (сбор экспонатов для мини-музея “физики и техники”).
  • Созданием мини-музея.
  • Работой со справочной и научной литературой.
  • Пробуют писать научные статьи.
  • Проводят экскурсии в мини-музее (публичные выступления).
  • Учатся писать проекты к изготовленным приборам, моделям и защищают их.

IV творческая группа (7 классы) занимается:

  • Занимательной физикой, интеллектуальными играми.
  • Занимательными опытами.
  • Моделированием простейших приборов.
  • Публичными выступлениями с опытами и моделями.
  • Работой с научной литературой.

Проводит праздничный запуск (12 апреля) воздушных змеев

Творческая деятельность – деятельность, способствующая развитию целого комплекса качеств творческой личности: умственной активности; быстрой обучаемости; смекалки и изобретательности; стремления добыть знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы; самостоятельности в выборе и решении задачи; трудолюбия; способности видеть общее, главное в различных и различное в сходных явлениях. Результатом такого обширного и эффективного развития качеств, необходимых для творческой деятельности, должен стать самостоятельно созданный (творческий) продукт: модель, макет, стихотворение…

Домашние исследования, домашние лабораторные работы дают возможность, условия для творческой деятельности над интересным для учащихся материалом, когда главное усилие направлено не на запоминание того, что написано в учебнике, а на правильную постановку эксперимента и обдумывание его результатов.

Самостоятельная работа над домашним экспериментом является необходимым этапом усвоения учащимися знаний, развития их мышления, творческих способностей, формирования и развития умений и навыков. В основу работы по домашним экспериментальным заданиям положены три основные задачи:

  • Доводить изучение каждого физического явления до осязательного и действительного восприятия его учащимися.
  • Задания должны быть интересными по содержанию, простыми по выполнению и оборудованию, не требовали бы от учащихся почти никаких материальных затрат.
  • Работы должны заключать в себе широчайшее проявление собственной инициативы, творчества, исканий нового.

Изготовление самодельных приборов не самоцель, а средство обязательного и пытливого изучения физики. Искание нового проходит красной нитью через большинство опытов. Сущность данной работы состоит в творческом изучении физики. При постановке работ в исследовательской форме учащиеся приходят к решению проблемы на основе обобщения экспериментальных результатов. Такая форма постановки экспериментов является мощным средством развития интереса к предмету, способствует подготовке учащихся к самостоятельной творческой работе.

У ребят домашний эксперимент вызывает различные эмоции: удовольствие, уверенность в своих знаниях, восхищение, удивление, любопытство, недоумение. При проведении исследований ученики овладевают умениями вести целенаправленные наблюдения, фиксировать их результаты, анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать обнаруженные факты, осуществлять их проверку. Вырабатывают в себе умение прогнозировать результат исследования, проводить несложные эксперименты, получают навыки работы с книгой, справочной литературой, систематическими и алфавитными каталогами, библиографией. Результаты исследований излагают перед учащимися класса или классов (на научной школьной конференции), оформляют в виде рефератов, статей, брошюр…

Система пятилетней работы физико-технической секции

Теоретические занятия

Практические занятия

  1. Знакомство с положением
    НОУ “Поиск”
  2. Как написать реферат?
  3. Как исследовать проблему?
  4. Что такое ЕГЭ?
  5. Как подготовиться к ЕГЭ?
  6. 50 советов выпускнику.
  7. Консультации для ребят заочной физико-математической школы при МИФИ.
  8. Организация записи в физико-математическую школу (9-10 кл).
  9. Этапы работы над научным
    исследованием.
  10. Исследовательские умения,
    необходимые школьнику
    для написания научно-исследовательской работы.
  11. Использование метода проектов
    в изучении физики, техники,
    технологии?
  12. Как правильно оформить реферат?
  1. Встреча в библиотеке “Как правильно пользоваться фондом школьной библиотеки?”
  2. Как вести поиск нужной информации?
  3. Специализированные словари.
  4. Работа со справочниками.
  5. Работа с библиографическими изданиями.
  6. Работа с периодическими изданиями.
  7. Психология на службе НОУ
    а) Как готовиться к экзамену?
    б) Как избежать перенапряжения?
    в) Советы учащимся для лучшего усвоения материала?
    г) Как вести себя на экзамене?
  8. Составление решебников по физике.
  9. Создание банка тестов по физике.
  10. Работа кружка “Физико-техническое моделирование”.
  11. Съемка и компьютерный (нелинейный) монтаж фильмов.
  12. Изготовление моделей современных строительных дорожных машин.
  13. Работа над социально-значимым проектом “Досуговый центр” (2005 г.)
  14. Работа над проектом “Башня” (2003 г.)

Творческие занятия

Исследовательско-итоговая работа

  1. Мозговой штурм “НОУ”.
  2. Диспут “Кому нужна наука?”
  3. КВН по физике.
  4. “МКТ. Термодинамика” в вопросах и ответах.
  5. Изготовление моделей приборов.
  6. Диспут “Кто мы? Откуда мы?” (2001г.)
  7. Съемка фильмов.
  8. Праздник по техническому моделированию “Запуск воздушных змеев”.
  9. Организация интеллектуальных игр.
  10. Диспут “Влияние ЭВМ на организм человека”
  11. Съемка фильма “Наша галактика”
  12. Работа над самодельными пособиями “Сам себе репетитор”.
  13. Организация консультаций по пособиям “Сам себе репетитор”
  14. Выставка поделок, моделей для уроков физики “Все для уроков”
  15. Съемка и монтаж фильма по итогам конференции “Земля – планета земной группы”
  16. Диспут “Образование через всю жизнь?!”
  17. Монтаж фильмов с помощью компьютера.
  18. Проект научно-исследовательской работы “Простые механизмы”
  19. Работа над проектом “Современные машины”
  20. Компьютерный монтаж фильмов и школьных газет.
  1. Творческая встреча “Здравствуй, физика”
  2. Подготовка и проведение конференции “Состав солнечной системы” (ноябрь 2000)
  3. Подготовка и проведение научно-познавательной конференции
    “Звездное небо” (ноябрь 2001 г.)
  4. Подготовка рефератов с элементами исследования
  5. Подготовка научно-познавательной конференции “Наша галактика” (ноябрь 2002 г.)
  6. Издание рукописного сборника “Сам себе репетитор” I том (2003г.)
  7. Издание рукописного сборника “Сам себе репетитор” II том (2004г.)
  8. Подготовка и проведение конференции “Планета Земля – планета загадок” (ноябрь 2004 г.)
  9. Защита проекта “Сам себе репетитор”
  10. Подготовка и проведение научно-познавательной конференции “Чем опасна планета Земля для пришельцев?”
  11. Рефераты с элементами исследования.
  12. Научно-исследовательская работа
    “Простые механизмы”
  13. Компьютерная презентация “Воздушный змей – самый древний летательный аппарат”
  14. Написание проектов и их защита.

Возможности физико-технической секции НОУ “Поиск” в 2003-2004 учебном году расширились, так как был открыт кружок “физико-техническое моделирование” (руководитель – Бакшеев Александр Николаевич, учитель технологии). Силами физико-технического кружка конструируются и моделируются приборы, в дальнейшем используемые на уроках физики, астрономии. Например, при осуществлении проекта “Воздушный змей – самый древний летательный аппарат” были изготовлены практически все самые распространенные (действующие) модели змеев. Наряду с изготовлением и запуском змеев изучался теоретический материал (подъемная сила – что это и отчего зависит), снимался видеоматериал. В дальнейшем весь собранный материал был обобщен и оформлен в виде проекта с приложением (15-ти минутный видеоролик об истории возникновения и теоретических предпосылках полета воздушного змея).

За пять лет была проведена большая работа, позволяющая расширить кругозор учащихся в области достижений отечественной и зарубежной науки. Ребята овладели знаниями выходящими за пределы учебной программы по физике и астрономии; почувствовали вкус поисково-исследовательской деятельности; научились методам и приемам научного исследования; научились работать с научной литературой; стали пропагандистами в области физики и астрономии. Многие ребята, которые прошли через физико-техническую секцию НОУ “Поиск”, самоопределились на технические профессии и продолжают обучение в вузах страны. Каждый год, в день “Последнего звонка”, выпускники, прошедшие НОУ, получают диплом особого образца. Образец данного диплома представляю <рисунки 1>, <рисунок2>.

© Блог Димы Шпилера / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Интегрированный урок по теме: "Вода — уникальное вещество природы" :: Открытый урок по физике по теме: "Влажность воздуха" :: Урок чтения по творчеству С.Есенина, стихотворение "Лебедушка" :: Открытый урок по математике в 1-м классе на тему: "Повторение и обобщение счета в пределах первого десятка" :: Урок-размышление "Вернется ли к нам Маленький принц?" по сказке Сент-Экзюпери "Маленький принц" :: Лев ( Lion ), 2016 :: Дом и дача/Освещение/Новый Год/Праздничный стол/Светильники для кухни / Maytoni / Подвесной светильник Arcilla MOD832-01-G ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

Экология в математических расчетах
контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD