детские
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Деловая игра по физике на тему: "Атом и атомное ядро" : Физика

Цели урока:

1. Обучающая: повторение некоторых вопросов темы - строение атома, атомного ядра, изотопы, природа лучей, ядерные реакции, применение ядерной энергии, биологическое действие радиоактивных излучений, способы защиты;

2. Воспитательные: воспитание навыка работы в коллективе - коллективное решение вопросов, развитие ответственного отношения к учебе, развитие эмоциональной сферы учащихся;

3. Развивающие мыслительную деятельность: рассмотрение свойств объектов на основе анализа количественных и качественных характеристик; при анализе качественных вопросов показать знания современного материала, проблем охраны окружающей среды в Москве, России и в мире в целом;

Метод урока: деловая игра.

а) метод выбран для создания деловой неформальной обстановки на уроке, которая помогла бы всем учащимся проявить себя, внести личный вклад в ответ команды;

б) данный метод проведения урока позволяет сделать его более динамичным, охватить большой круг вопросов для повторения, провести оперативный контроль знаний, по возможности ликвидировать пробелы в знаниях;

в) метод обеспечивает увлекательность, развитие интереса, посильность, дух соревнования, быстрое подведение итогов, оценка работы каждого учащегося в группе.

УСЛОВИЯ ИГРЫ

1. Учащиеся группы делятся на 5 команд и выбирают капитана (сделать заранее).

2. Каждая команда принимает участие во всех проводимых конкурсах.

3. Команда дает коллективный ответ.

4. За правильный ответ баллы начисляются по схеме (см. ход игры);

За неполный или неточный – баллы уменьшаются;

За отказ или неправильный ответ - “0” баллов (оценивает учитель).

5. Итоги подводятся после проведения всех конкурсов.

6. Все члены команды, набравшей большое количество очков, получают “5”, “4”, и т.д. до “2”.

Оборудование:

кодоскоп и набор кодосхем для проверки знаний, сборники задач с таблицей Д.И. Менделеева.

Домашнее задание: продолжить подготовку к контрольной работе по теме “Атом и атомное ядро”.

ХОД ИГРЫ

1. Активизация знаний учащихся при определении названия команды (капитан выбирает конверт, в нём находятся определения, которые необходимо заменить одним словом-понятием, названием объекта из данной темы, это и будет названием команды). За правильный выбор - 1 балл.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

1) Дай название команде.

а) ……………………………………- в нём сосредоточен положительный заряд атома.

б) ……………………………………..- мельчайшая частица простого вещества.

в) ……………………………………- из них состоят все ядра.

г) ……………………………………..- отрицательно заряженная частица, столкновение которой с альфой-частицей подобно столкновению автомобиля с комаром.

д) ……………………………………..- химически неразличимые вещества, “живущие в одной квартире” (таблица Д.И.Менделеева).

2. Разминка-тестирование (всем командам в быстром темпе предлагаются 3 вопроса и ответы для выбора). За правильный ответм - 1 балл, максимальный итог тестирования - 3 балла.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

1 2 3 4 5
1. Кто экспериментально установил существование ядра в атоме?

а) Бор

б) Беккерель

в) Резерфорд

2. Кто открыл явление радиоактивности?

а) Рентген

б) Резерфорд

в) Беккерель

3. Кто дал квартиры всем химическим элементам в известной “домовой книге”?

а) Ломоносов

б) Менделеев

в) Эйнштейн

4. Кто открыл нейтрон?

а) Гейзенберг

б) Чедвик

в) Мария Соколовская-Кюри

5. Кто предложил протонно-нейтронную модель ядра?

а) Бор

б) Иваненко-Гейзенберг

в) Резерфорд

6. Из каких частиц состоит ядро атома?

а) протонов и нейтронов

б) нуклонов

в) протонов, нейтронов, электронов

7. Атом возбуждён. Где находится электрон?

а) на I уровне

б) на любом уровне

в) на любом, кроме I

8. Между какими парами внутри ядра действуют ядерные силы притяжения?

а) протон-нейтрон

б) протон-протон

в) нейтрон-нейтрон

9. Атом возбуждён. Как он ведёт себя?

а) испускает кванты

б) испускает свет

в) ничего не делает

10. Ядро атома в возбуждённом состоянии. Как оно освобождается от избытка энергии?

а) испускает свет

б) испускает кванты

в) испускает радиоволны

11. Каков порядок размеров ядра?

а) 10-8 м

б) 10-10 м

в) 6,62 х 10-18 м

12. Что может излучать радиоактивное ядро?

а) - частицы

б) - частицы

в) - лучи

13. Почему изотопы находятся в одной клетке таблицы Д.И.Менделеева?

а) у них одинаковая масса ядра

б) у них одинаковое

14. Сколько протонов в ядре серебра AG?

а) 47

б) 108

в) 61

15. Сколько нейтронов в ядре фтора F-19?

а) 9

б) 19

в) 10

3. Задание №1. “Объясни рисунок”.

(Каждой команде демонстрируется кодосхема с рисунком из данной темы, который они видели и знают). Кодосхемы можно заменить рисунками или схемами из учебника, если позволяет техническое оснащение кабинета (ТСО). Задача команды- дать лаконичный ответ по плану:

а) что изображено на рисунке?

б) какую роль это имело или имеет в дальнейшем развитии физики атома и атмного ядра?

За исчерпывающий ответ- 3 балла, за ответ на дополнительный вопрос в случае затруднения - 0,5 балла.

Мною предлагались следующие рисунки из учебника “ФИЗИКА-11” Г.Я.Мякишева, Б.Б.Буховцева.

Рис.258 стр.275, рис.262 стр.285, рис.266 стр.293, рис.271 стр.314,

схема цепной реакции, строение протона и нейтрона, состоящих из кварков определённого вида.

4. Задание №2. “Дополнить ядерную реакцию”.

Учащиеся получают неполную запись ядерной реакции, их задача- определить неизвестное и объявить ответ. Если он правильный, то без комментариев команда получает- 3 балла, если ответ неверный, то на доске проводится проверка. В этом случае команда баллов не набирает.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

“Дополнить ядерную реакцию”.

1. Дополнить ядерную реакцию:

2. Дополнить ядерную реакцию:

3. Дополнить ядерную реакцию:

4. Дополнить ядерную реакцию:

5. Дополнить ядерную реакцию:

 

4. Задание №3. “Экология и ты”.

(Учашимся предлагается задание, они его комментируют, проявляя свои знания, мнения, общую подготовку, кругозор и т.д.). За правильный ответ, полный ответ - 3 балла.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

1. Газеты часто сообщают, что клюква, которую продают бабушки у метро, бывает радиоактивной. Почему это опасно? Какой совет вы можете дать покупателям- где можно покупать ягоды?

2. Очередная крупная партия радиоотходов, вывезенных из медицинских учреждений г.Москвы, была задержана на мусоровозе №2. Радиоактивный фонд был 33 600 рентген вместо 20. Отходы контактировали с короткоживущими (Т=6,01 часа) изотопом технеция-99, который используется для диагностики. Как надо избавляться от таких отходов? Почему работники медицинских учреждений поспешили?

3. Укажите, какие меры предосторожности должен знать человек, находящийся в зоне радиоактивного заражения: что и как можно пить, есть? Где сохраняются радионуклиды в овощах, фруктах, ягодах, грибах? Что нужно помнить при купании в открытом водоёме?

4. Ошибались и величайшие умы. Так, один из основателей ядерной физике Эрнст Резерфорд писал: “Всякий, кто ищет в трансформации атомов возможность получать энергию, занимается полной чушью”, а Альберт Эйнштейн считал, что “нет ни малейших указаний на то, что из атомов когда-либо можно будет получать энергию”. Они ошиблись. Где же используется ядерная энергия? Нужно ли некоторые способы её применения ускорять, запрещать, уничтожать?

5. Переработка 1 тонны отработанного ядерного топлива стоит 1,5 млн. долларов, это равноценно продаже 83 000 тонн нефти. Как вы относитесь к предложению энергетиков ввозить из разных стран радиоактивные отходы и перерабатывать их в России?

5. Подведение итогов, выставление оценок.

© Блог Димы Шпилера / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Игра "Не зарывай свои таланты" (10-й класс) :: Использование проектного метода на уроках черчения :: К вопросу успешной социализации выпускников в условиях рыночной экономики через организацию проектной деятельности в трудовом обучении :: Уроки 1–2. Тема: "Конструирование брюк с применением компьютерных технологий для выполнения расчетов". 8-й класс :: Программа внеурочной деятельности "Юные краеведы" :: The Kid Who Would Be King, 2018 ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

06.12.17: Ямагатский грипп, надвигающийся на Россию: чем страшен, а чем нет? (Спойлер: прививки в данном случае не помогут)

05.12.17: Травля в детских коллективах (да и не только детских): коротко и образно в изложении Валерия Воскобойникова

01.12.17: Напоминаем, что мы уже больше 10 лет отбираем для Вас самые лучшие сценарии новогодних праздников и утренников для детей!

02.11.17: «Стрепсилс» изымают из аптек: почему и что это для нас значит? (Спойлер: да, в общем-то, ничего)

30.10.17: Подробности об эпидемии пневмонии-2017

25.10.17: Что такое "внебольничная пневмония" 2017 года?

22.10.17: Особенности гриппа "Мичиган" (штамм сезона 2017-2018 гг.)

09.09.17: Чемпионский титул или смартфон? Выбор для подростка

26.08.17: Букеты из чая, кофе и конфет

11.08.17: Готовимся к 1 сентября: Модные букеты 2017

16.07.17: До какого возраста и на каком сиденье необходимо автокресло ребенку. Изменения в ПДД с июля 2017

09.07.17: Влияют ли позы партнеров на вероятность успешной беременности и если да, то как.

02.07.17: Режутся зубки у ребенка: чем снимать боль



Подписаться на новые статьи:


Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

Нестандартные формы контроля знаний, умений и навыков. Урок — деловая игра "?нвистиции в математике"
контакты
 
Рейтинг@Mail.ru