детские
Хелси и Смарт официальный сайт
Хелси и Смарт официальный сайт

Развитие творческого потенциала учителя : Начальная школа

Мастерство учителя достигается благодаря грамотно организованной работе над развитием своего творческого потенциала.

Поэтому готовность к исследовательской деятельности предполагает способность сомневаться, строить предположение о возможном и вовсе не очевидном, готовность без отчаяния начинать сначала.

Предлагаю статью, рассказывающую об опыте работы творческой группы “Мыслитель”, созданной при Старооскольском управлении образования для руководства научно – исследовательской деятельностью учителей начальных классов.

Как показал трехлетний опыт работы группы, даже если цель и смысл для учителя – исследователя ясны и значимы, это все же может оказаться недостаточно для продуктивной работы.

Результатом педагогической деятельности является, с одной стороны? формирование духовного мира воспитанников, их жизненной позиции, общей культуры и уровня умственного развития, а с другой стороны – создание нового эффективного опыта работы, развитие личности педагога, рост его профессионального мастерства.

Я понимаю, что учителя нельзя заставить быть творческим педагогом. Он должен сам хотеть этого. Задача методиста – предрасположить педагога к творческой деятельности, а именно создать ситуацию успешности его работы. Удовлетворенность профессией приводит к тому, что педагогическая деятельность становится потребностью. Именно такая ситуация успешности и удовлетворенности создается в творческой группе.

В настоящее время творческая работа приобретает особое значение. Появление инновационных учебных заведений (в городе две гимназии, лицей, двадцать восемь школ с углубленным изучением отдельных предметов, православная гимназия, начальные, основные и средние школы) дифференциация образовательных процессов в традиционной школе – вариативность – все это заставляет переосмыслить и анализировать свою педагогическую деятельность.

Опорой в повышении педагогического профессионализма учителей является “золотой фонд” школ города – творческие педагоги – исследователи, психологи, технологи.

Они представляют в городской методический кабинет материалы об опыте работы с обоснованием собственных концепций, находок и отдельных приемов, дающих эффективные результаты в обучении и воспитании.

Состав группы неизменен в течение трех лет для наработки материала и изучения темы. Затем опыт становится достоянием всех учителей города, района, России (9 публикаций за последний год в газете “Начальная школа”, в сборниках “Я иду на урок в начальную школу”).

Творческой группой проводились такие формы методической работы, как:

  • общегородской праздник поэзии “Великое русское слово”, практический выход “Поэтический сборник” (стихи учителя – поэта Боярченковой И.В. и учащихся третьих и четвертых классов);
  • творческие мастерские “Опыт. Проблемы. Перспективы Школы 2100, Школы 21 века”. Практический выход – сборник “Адреса передового опыта”;
  • педагогическая мастерская “Воспитание в детях чувства прекрасного”. Практический выход – методический бюллетень “Поиски и находки”;
  • мастер – класс учителей лауреатов конкурса “Учитель года 2003”. Практический выход “Методические рекомендации”, публикации;
  • “Педагогическая карусель” – занятие для молодых специалистов.

Эффективной оказалась такая форма работы, как защита творческой идеи, которая проводилась, как правило, после проведения открытых уроков, внеурочных нетрадиционных мероприятий, несущих в себе новации, имеющие ярко выраженный авторский почерк.

Например: 1) идея “Формирования навыка техники чтения учащихся через организацию эффективного контроля”. Опыт работы Тащеевой Татьяны Николаевны, учителя начальных классов, заместителя директора по УВР школы №21; 2) идея “От правила к грамотному письму – через самоинструкцию”. Опыт работы Селезневой Ольги Анатольевны, учителя начальных классов школы №15.

Важной стороной подготовки к аттестации является помощь учителю в разработке собственной концепции.

Члены творческой группы выявляют рациональные зерна в работе аттестуемого учителя, изучают и обобщают педагогический опыт. Привлекают максимальное число учителей к работе по проектированию как ключевых направлений развития школы, так и конкретных практических проблем, связанных с содержанием образования, методикой преподавания, освоением педагогических технологий.

Цель организации творческой группы

  • включение педагогов в научно – исследовательскую и опытно – экспериментальную работу, направленную на развитие образовательной системы;
  • повышение эффективности педагогического процесса на основе инновационного опыта;
  • совершенствование педагогического мастерства путем развития интереса к творческому поиску.

Список творческой группы

№ п/п

Ф.И.О.

№ школы

Образование. должность

Педагогический опыт

Квалификационная категория

Курсы

1

Тащеева Т.Н.

Сш №21

Высшее, зам. директора

20 лет

Первая

2001г, СОГИУУ

2

Боярченкова И.В.

Сш №40

Высшее, учитель – поэт

15 лет

Высшая

2002 г, БИУУ

3

Хаустова В.Н.

Сш №25

Высшее

16 лет

Высшая

2000 г, СОГИУУ

4

Селезнева О.А.

Сш №15

Высшее, учитель нач. классов

14 лет

Высшая

2000 г, МИУУ

5

Китасова Н.Ф.

ИУУ

Высшее, методист

20 лет

Высшая

2001 г, МИУУ

6

Ушакова В.В.

Сш №11

Высшее, зам. директора

25 лет

Высшая

2001 г, БИУУ

7

Аминова Ю.Л.

Сш №26

Высшее, учитель

18 лет

Первая

2000 г, БИУУ

8

Романенко В.М.

Сш №17

высшее

25 лет

Высшая

2002 г, СОГИУУ

Схема работы творческой группы в режиме изучения проблемы

Технология руководства творческой группы

I этап – подготовительный (определяются цели, задачи исследовательской деятельности).

II этап – диагностический (анкеты, тесты, уроки, внеклассные мероприятия, сбор информации, определение направлений темы исследований).

III этап – формирующий (расширение научно – методической базы, связь с педагогическим колледжем, университетом, институтом повышения квалификации учителей, развитие педагогического творчества и группового взаимодействия).

VI этап – аналитический (анализ полученной информации).

V этап – действующий (планирование, регулирование; создание методической базы, рекомендации, вестники, бюллетени и т.д.).

VI этап – заключительный (обобщаются и формируются выводы, оказывается практическая помощь, консультации по дальнейшему развитию опыта).

В результате проведенного исследования: педагогических чтений, творческих педагогических мастерских, круглых столов, семинаров, открытых уроков, дискуссий пришли к выводу о необходимости дальнейшей работы над понятиями “эффективность”, “качество”, “компетентность”.

Руководители школьных методических объединений учителей начальных классов выделили следующие показатели качества учебно – воспитательного процесса:

– тщательная подготовка к урокам,
– контакт с учеником и родителями,
– интерес к учению,
– повышение собственного педагогического уровня.

Что касается “болевых точек”, затрудняющих качественную работу учителя, то среди них оказались такие, как:

– недостаток психологических знаний,
– отсутствие умений в освоении инновационных методов и средств образования.

Важным фактором, определяющим эффективность влияния результатов деятельности творческой группы на образовательный процесс, является информационное обеспечение ее деятельности. Речь идет о том, что члены творческой группы получают весь необходимый объем информации о ходе и перспективах образовательного процесса.

План работы творческой группы “Мыслитель”

№ п/п

Содержание работы

Категория учителей, ответственный

Практический выход

1

Работа по УМК “Школа 2000” (Повышение эффективности уроков математики) Сш №26,

О.Н. Тибекина,

I категория

Доклад на педагогических чтениях, январь 2002

2

Работа с детьми (в рамках эксперимента по русскому языку – авторская технология Ю.А. Поташкиной) Сш №26,

Ю.Л. Аминова ,

I категория

Урок на семинаре, февраль 2002

3

Разработка программы праздника поэзии для учащихся 3–7 классов (согласно целевой программе “Русский язык”) Сш №34

С.В. Сухарева – зам. директора сш №34, И.В. Корчагина – УО, методист,

Н.Ф. Китасова – ИУУ, методист

Праздник поэзии, апрель 2002

4

Работа на уроке математики. Деятельный подход. (“Школа –2000”, программа Л.Г. Петерсона) ИУУ,

Н.Ф. Китасова – ИУУ, методист

Лекция, март – апрель 2002

5

Проведение дискуссий учителей на тему “Педагогика сотрудничества” – как я ее понимаю И.В. Корчагина – УО, методист, Методические рекомендации, май 2002

6

“Объединение развития нового содержания” организации образования; поиск, адаптация и показ новых образцов педагогической деятельности (посещение уроков с целью обобщения опыта) И.В. Корчагина – УО, методист,

Сш №21

Тащеева Т.Н. – зам. директора по УВР

Методический вестник “Адреса инновационного опыта”, июнь 2002

7

Проведение мониторинга (отслеживания) экспериментальной деятельности учащихся гимназии №18 (“замены” развития и достижений учащихся по программе “Школа XXI века”) Решетова Н.А. – гимназия №18, учитель высшая категория

Тащеева Т.Н., руководитель группы

Информация для руководителей МО, август 2002

8

Творческий отчет по направлениям:

А) проблемы проведения русского языка в начальной школе (Федеральная целевая программа “Русский язык”)

Б) развитие творческого потенциала учителя (педагогические чтения)

Аминова Ю.Л. сш №26, учитель I категории

Хуастова В.Н. – сш №25, учитель, высшая категория

Информация, август 2002

 

Отчет, август 2002

9

Работа с молодыми специалистами (распространение новых педагогических разработок) Тащеева Т.Н., руководитель группы

Ушакова В.В. – сш №11, руководитель ШВП

Игра – конкурс “Карусель”, октябрь 2002

10

Организация оптимальных условий для развития личности (творческий подход к выбору методов обучения и воспитания) Боярченкова И.В. – сш №29, учитель I категории Поэтическая творческая мастерская для руководителей МО, ноябрь 2002

11

Работа с молодыми педагогами. Дискуссия по проекту компонента Государственного стандарта общего образования Тащеева Т.Н., руководитель группы Предложения по проекту

12

Организация и проведение педагогических чтений учителей начальных классов по реализации программы “Русский язык” Все члены творческой группы Педагогические чтения, январь 2003

13

Формирование творчества. Проблема воспитания творческого педагога:

– внедрение программы “Художественное слово”,

– программы “Театр”

Ушакова В.В., рук. ШМП

Дрожжина Л.В. – сш. № 11

И.В. Корчагина – УО, методист

Методические рекомендации, февраль 2003

Просмотр серии спектаклей в Оскольском драматическом театре (весь год)

14

Непрерывность образования (дет. сад – школа – ВУЗ) “Развитие творческого потенциала учителя и учащегося” Все члены творческой группы,

И.В. Корчагина – УО, методист

Т. Н. Тащеева – руководитель группы

Научно–практическая конференция в педколледже, март 2003

15

Разработка программы праздника поэзии “Великое русское слово” для учащихся начальных классов (согласно целевой программе “Русский язык”) Тащеева Т.Н., руководитель группы

Боярченкова И.В., учитель сш № 29

Сценарий праздника, апрель 2003

16

Исследовательские проекты в практике школы

“О, сколько нам открытий чудных Готовит просвещенья дух…

И опыт – сын ошибок трудных,

И гений – парадоксов друг,

И случай – бог – изобретатель…”

(А.С. Пушкин)

Тарасова Г.Д.

Романенко В.М.

Китасова Н.Ф., методист ИУУ

Экологический проект сш № 22 учащихся (Малюкина В.В.), проекты по технологии сш № 17, апрель–май 2003 года

17

Подготовка аналитического материала по проведенной работе Все члены творческой группы, Тащеева Т.Н. – руководитель группы, методисты Выступление на городской секции руководителей МО, методический бюллетень

18

Круглый стол “Практическая реализация здоровьесберегающих технологий в условиях общеобразовательных школ” Тащеева Т.Н., руководитель группы Методические рекомендации, апрель 2003

19

Работа с молодыми педагогами. Развитие творческих способностей первоклассников Ушакова В.В. –

Сш № 11

руководитель ШМП, Тащеева Т.Н. – сш № 21, руководитель группы

Доклад–памятка, сентябрь 2003

20

Работа с молодыми педагогами:

1.Лекция “Культура педагогического общения”. Имидж молодого учителя

2.Выявление тенденций в использовании стилей педагогического общения (микроисследования)

Ушакова В.В. –

Сш №11,

руководитель ШМП

Хаустова В.М. – сш №25, учитель высшей категории

Тибекина О.П. – сш № 40, учитель I категории

Методические рекомендации “Школа самооценки личности”, ноябрь 2003

21

Подготовка к педагогическим чтениям Корчагина И.В., методист УО, члены творческой группы Анализ и рецензия докладов, декабрь 2003

Анализ работы творческой группы “Мыслитель” при методическом объединении учителей начальных классов по проблеме “Способы управления исследовательской деятельностью учителя начальной школы как средство развития его творческого потенциала” в 2002 – 2003 учебном году.

Тещеева Татьяна Николаевна – заместитель директора сш №21, руководитель творческой группы “Мыслитель”.

Работа творческой группы “Мыслитель” по проблеме “Способы управления исследовательской деятельностью учителя начальной школы как средство развития его творческого потенциала” продолжается в течение двух лет. В состав творческой группы входят 8 человек. Организационно – методическую роль в работе группы выполняет Корчагина И.В., методист ГМК №1; научно – координационную роль – Китасова Н.Ф., методист ИУУ. В группе 6 человек специалистов с высшей квалификационной категорией учителя и 2 учителя имеют I квалификационную категорию. Руководит творческой группой Тащеев Т.Н., заместитель директора по УВР школы №21.

Диагностический этап деятельности группы состоял из анализа профессиональных потребностей педагогов к инновационной творческой деятельности. Выявлены противоречия между затруднениями учителя в плане исследовательской деятельности и средств развития творческого потенциала школьников в образовательном процессе. В связи с чем был подобран учебно – методический комплекс для членов творческой группы по теме работы творческой группы “Мыслитель”.

На прогностическом этапе своей деятельности группа определила цель – формирование необходимого инновационного потенциала учителя через систему организационных и методических способов осуществления его педагогического исследования.

Целеполагание определило круг задач по реализации проблемы:

– создание предпосылок для комплексного повышения эффективности учебного процесса в школе;
– обеспечение условий для активизации мыслительной деятельности педагогов;
– подготовка к осуществлению научной деятельности на современной основе.

В прогнозируемые результаты предполагается включение педагогов в научно – исследовательскую и организационно – экспериментальную работу, повышение эффективности педагогического процесса на основе инновационного опыта; совершенствование педагогического мастерства путем развития интереса к творческому поиску.

Организационный этап работы групп завершили составлением плана – программы работы группы.

Согласно плану осуществили мониторинг экспериментальной деятельности учащихся гимназии №18 по развитию и успешности деятельности учащихся по программе “Школа XXI века”. Результат которого был заслушан на заседании руководителей методического объединения учителей начальных классов в августе 2002 года. С данным материалом выступили руководители группы Тащеева Т.Н. и Решетова Н.А., учитель высшей категории гимназии №18.

На заседаниях творческой группы были представлены творческие отчеты учителя I квалификационной категории школы №26 Аминовой Ю.Л. “Проблемы преподавания русского языка в начальной школе” (Федеральная целевая программа “Русский язык”) и учителя высшей категории школы №25 Хаустовой В.Н. “Развитие творческого потенциала учителя”.

Совместно со школой молодого педагога (руководитель Ушакова В.В.), члены творческой группы в октябре 2002 года провели игра – конкурс “Карусель”.

Член творческой группы Боярченкова И.В. (школа №29) подготовила и провела в ноябре 2002 года для руководителей методических объединений поэтическую творческую мастерскую.

Одной из форм работы творческой группы явилась научно – практическая конференция по теме “Развитие творческого потенциала учителя и учащегося”, которая прошла на базе педколледжа.

С молодыми педагогами состоялась интересная дискуссия по проекту компонента Государственного стандарта общего образования, которую провела руководитель творческой группы Тащеева Т.Н. По проекту были подготовлены предложения.

Все члены творческой группы приняли активное участие в организации и проведении педагогических чтений учителей начальных классов по реализации целевой программы “Русский язык”.

В феврале 2003 года обобщен опыт работы учителя средней школы №11 Дрожжиной Л.В. по проблемам воспитания творческого педагога через внедрение программы “Художественное слово”. Учителем подготовлены методические рекомендации для практического применения.

18 апреля на базе средней школы №21 состоялся городской праздник поэзии “Великое русское слово”. В нем приняли участие учащиеся начального и среднего звена обучения более чем 30 школ города. Программа праздника разработана руководителем творческой группы Тащеевой Т.Н.. Мероприятие стало проводником целевой долгосрочной программы “Русский язык”, целью которой является формирование духовно богатой, высоконравственной, творческой личности ребенка.

В результате практической деятельности группы, определился круг проблем по разработанной теме, что является планом работы группы на следующий год.

Результат деятельности работы группы – это привлечение максимального числа учителей к работе по проектированию направлений развития современной начальной школы, конкретных практических проблем, непосредственно связанных с инновационными проблемами в образовании, с методикой преподавания, с освоением передовых идей педагогической науки.

© Блог ВМЭШ / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Методическая разработка обобщающего урока по темам "Health and Body care", "Sports and Games" по УМК Верещагиной И.Н. 5-й класс :: Урок английского языка в рамках личностно-ориентированного обучения :: Житие Сергия Радонежского. Историческая реальность. Урок литературы в 7-м классе :: Поэтический вечер "Тайна Черубины де Габриак" :: Урок литературы в 5-м классе по теме: «"Восприятие, истолкование и анализ стихотворения И. Северянина "В парке плакала девочка"» :: Это было, когда улыбался только мертвый, спокойствию рад :: М.В.Ломоносов — патриот и гражданин, поэт и учёный ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:


Школьные занятия: Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы


RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD