детские
Хелси и Смарт официальный сайт
Хелси и Смарт официальный сайт

Урок окружающего мира во 2-м классе "Растения и животные зимой" : Начальная школа

Цель: познакомить учащихся с изменениями, которые произошли в жизни растений и животных с приходом зимы.

Задачи урока:

1. Обучение детей распознаванию деревьев зимой по внешним особенностям; зимних следов зверей и птиц.
2. Развитие у учащихся мышления, фантазии, умения представлять, обобщать, доказывать.
3. Воспитание у учащихся бережного отношения и любви ко всему живому.

Оборудование: картинки с изображением лесных животных (детские рисунки), энциклопедии “Чудо – всюду”, “Мир животных и растений”, Ю.Нагибин “Зимний дуб” (текст используется при заочной экскурсии”), фонограмма А.Вивальди “Зима”.

Ход урока

  1. Психологический настрой учащихся.
  2. (Ученик читает стихотворение)

    Белый снег пушистый
    В воздухе кружится.
    И на землю тихо
    Падает, ложится.

    И под утро снегом
    Поле забелело,
    Точно пеленою
    Все его одело.

    Темный лес что шапкой
    Принакрылся чудной
    И заснул под нею
    Крепко, непробудно.

  3. Закрепление пройденного материала.
  4. Мы прослушали замечательное стихотворение И.Сурикова.

    • О чем это стихотворение?

    Давайте вспомним прошлый урок. Что интересного вы запомнили?

    (… ходили в гости к зиме, рассматривали рисунки и фотографии сделанные зимой, отгадывали загадки…)

      • О чем самом главном мы говорили, что обсуждали, наблюдали?

    (… зимние изменения в неживой природе)

    – Все помнят, какие изменения происходят в неживой природе с наступлением зимы? Вот сейчас мы проверим это. Я предлагаю вам разгадать загадки о явлениях природы, определить, относится ли это явление к зимним и доказать это.

    1.
    Он летает белой стаей
    И сверкает на лету.
    Он звездой прохладной тает
    На ладони и во рту.

    Он и белый, и мохнатый,
    И пушистый, как медведь.
    Раскидай ею лопатой,
    Назови его, ответь!
    (Cнег)

    Итак, снег или снегопад – это зимнее явление природы, как вы считаете?

      • Почему снегопад не бывает в другие времена года? (…только зимой низкая температура воздуха, водяные пары замерзают и превращаются в снежинки).

    2.
    Чтобы осень не промокла,
    Не раскисла от воды,
    Превратил он лужи в стекла,
    Сделал снежными сады.
    (Мороз)

      • Относится ли это явление природы к зимним?

    3.
    Что за чудо – красота!
    Расписные ворота
    Появились на пути.
    В них ни въехать, ни войти!
    (Радуга)

      • А это зимнее явление природы?
      • Почему?

    4.
    Не снег и не лед,
    А серебром деревья уберет.

    (Иней)

    5.
    Рассыпала Лукерья
    Серебряные перья,
    Закрутила, замела
    Стала улица бела!
    (Метель)

      • Это зимнее явление природы?

    6.
    Кто всю ночь по крыше бьет,
    Да постукивает.
    И бормочет, и поет.
    Убаюкивает? (Дождь)

      • Это зимнее явление природы? Почему?

    7.
    Продолжите стихотворение Валентина Берестова

    Не идется и не едется
    Потому что …. (гололедица)
    Но зато прекрасно падается,
    Почему никто не радуется?!

    Итак, ребята! Давайте еще раз перечислим явления природы, которые происходят зимой. (Cнегопад, мороз, иней, метель, гололедица)

    Вот теперь я убедилась, что вы хорошо запомнили материал прошлого урока.

    Сообщение темы и цели урока.

    1. Работа над новым материалом.
    2. 1. Изменения в жизни растений.

      • Как повлияли изменения в неживой природе (о которых мы только что говорили) на жизнь растений?

      У многих растений есть так называемый период отдыха, в основном это зима. Лиственные деревья, такие как, береза, клен, осина и др., сбрасывают листву осенью, потому что в это время недостаточно солнечного света для образования в листьях питательных веществ. Зимой они отдыхают, а весной на них появляются новые листочки.

        • Скажите, а все ли деревья сбрасывают свою листву на зиму? (… нет, ель, сосна, не сбрасывают листву)
        • Как называются такие деревья? (… вечнозеленые) (…хвойные)

      Вечнозеленые деревья стоят с листвой несколько лет и теряют листья постепенно, по мере роста новых листьев, поэтому они никогда не бывают голыми.

      Ребята, все эти данные я прочитала в энциклопедии “Живой мир” и вам советую почитать эту интересную и познавательную книгу.

      А сейчас, я приглашаю всех вас на экскурсию в сказочный зимний лес…

      (Звучит фонограмма А.Вивальди “Зима”)

      Закройте глаза и представьте себе, что вы очутились в мире спокойствия и особой тишины. Это сказочный зимний лес. Кругом все бело, деревья все убраны снегом до самого малого сучка. Лишь в вышине чернеют верхушки берез, их тонкие веточки кажутся нарисованными тушью на синей глади неба. Только белоснежные стволы с черными крапинками говорят о том, что это березы. Иногда деревья расступаются, открывая нам веселые солнечные полянки. Мы оглядываемся вокруг и видим: все деревья так похожи друг на друга, что не отличить! Мы продолжаем путь по чуть заметной тропинке. И вдруг посреди поляны в белых сверкающих одеждах стоит дуб, огромный и величественный. Кажется, деревья почтительно расступились, чтобы дать ему развернуться во всей силе. Его нижние ветви шатром раскинулись над поляной. Листва, усохнув по осени, почти не облетела. Дуб до самой вершины покрыт сухими коричневыми листьями, присыпанными снегом.

      Сказочно красив зимний лес, но нам пора возвращаться.

        • Вам понравилась эта экскурсия?
        • Какие чувства вы испытывали, гуляя по сказочному зимнему лесу? (…радость, удивление, предчувствие чего-то необычного…)
        • Расскажите, что вы видели в зимнем лесу?
        • Что показалось вам необычным? (…деревья очень похожи друг на друга и их трудно различить…) Почему?
        • Какие деревья вам все же удалось различить? (…березу, дуб)

      Сейчас мы обратимся к учебнику и прочитаем статью “Как узнать зимой деревья” с.112-113.

      (Читаем текст вслух, по абзацам)

        • Какое дерево (какие деревья) легче всего узнать зимой? (… березу, дуб, ель, сосну)
        • По каким признакам мы узнаем березу? А дуб?
        • Чем различаются ель и сосна? (… у ели хвоинки растут по одной, а у сосны – по две; шишки у ели длинные, а у сосны короткие, округлые, с чешуйками).

(Показываю образцы шишек)

        • Какие деревья распознать труднее? (…ясень, клен, липу…)
        • Как же их распознать? (… по плодам: ясень – желтые крылатки, клен – крылатки пропеллеры, липа – маленькие круглые орешки с одним крылышкам).

      Чтобы вам было более понятно откройте с.108 (учебник). Помогите Сереже и Наде распознать деревья.

      (Рассматриваем и запоминаем)

      Мы побывали с вами в сказочном зимнем лесу, научились распознавать деревья зимой, поговорили об изменениях в жизни растений зимой, но мы не побывали в поле. Ведь там тоже есть растения. Представьте себе, если бы мы приподняли зимнее “пуховое” одеяло, чтобы мы с вами могли увидеть? (… зеленые ростки озимых культур)

      Посмотрите на с.108. Под снегом ребята нашли травянистые растения: землянику, копытень, злаки.

        • Как вы думаете, почему эти растения не погибают от морозов? (… их корневая система приспособлена таким образом, что способна подпитывать растения даже зимой…)

      Физминутка.

          1. Выполнить несколько физических упражнений.
          2. “Прочь тревоги и прочь лень – мы друзья на целый день”

      2. Изменения в жизни животных

        • Как вы думаете, изменения, которые произошли зимой в неживой природе и в жизни растений как-нибудь повлияли на жизнь животных?
        • Как изменилась жизнь животных с приходом зимы? (… меньше стало корма, многие животные впадают в спячку, лиса, заяц “надевают теплые шубки”…)

      Чтобы более подробно познакомиться с жизнью животных зимой я предлагаю вам посмотреть видеофильм, который приготовили ребята по стихотворению Г.Ладонщикова “Зимние картинки”. Этот устный видеофильм о жизни лесных животных зимой.

      Эпизод 1

      (Ученик читает стихотворение и показывает соответствующую картинку, которую нарисовал сам, затем другой ученик комментирует этот эпизод)

      Солнце землю греет слабо,
      По ночам трещит мороз.
      Во дворе у снежной бабы
      Побелел морковный нос.

      Зимний вечер, небо затянуто серыми тучами. Загораются звезды. Людей на улице мало, все торопятся домой, прикрывая лицо от крепчающего мороза. Дворы пустеют. Стоят деревья, покрытые инеем. Снежная баба остается во дворе в одиночестве. Ее нос – морковка – слегка белеет от мороза.

      Эпизод 2

      Под березой на пригорке
      Старый еж устроил норку,
      А под листьями лежат
      Два молоденьких ежа.

      За городом лес. Там тишина, все покрыто снегом. На пригорке – одинокая береза. Ее ветви свесились прямо к сугробам. У самого ствола березы намело небольшую горку снега. Интересно, что там? Оказывается, там норка ежей. Осенью ежик любит хорошо поесть: надо накопить жир на зиму, чтобы было чем питаться во время зимней спячки. На зиму еж устраивается в укромном месте в сухих листьях и траве: свернется клубочком и спит до весны.

      Эпизод 3

      Белка спряталась в дупло
      В нем и сухо и тепло.
      Запасла грибов и ягод
      Столько, что не съесть и за год.

      По верхним веткам старого дерева скачет верткий зверек. Это белка. А на этом дереве у нее свой домик – дупло. Белка юркнула в дупло. Заглянем туда и мы. Дупло не очень большое, но сухое. Оно выстлано мхом, сухими листьями, белочке там тепло. Обычно у них не один домик, а несколько – для сна, для зимовки, для выведения бельчат. Бывает, что в сильные морозы несколько белок спят в одном гнезде, согревая друг друга и заткнув мхом вход. В отдельном месте лежат беличьи припасы. Но мы знаем, что много грибов развесила белка по лесу, много орехов закопала в разные места (лесные “кладовки”) под деревьями. Часто ее запасами кормятся другие лесные звери.

      Эпизод 4

      Осторожная лисица
      Подошла к ручью напиться,
      Наклонилась, а вода
      Неподвижна и тверда.

      На берег лесного ручья выбежал красивый зверек в ярко-рыжей шубке с пушистым хвостиком. Лисичка решила напиться воды. Опустила мордочку и попала черным носиком в льдинку. Но от сильных морозов вода в ручье превратилась в лед. Придется лисе пожевать снежку вместо воды. Зимой у лисы под любым кустиком дом: свернется клубочком в снегу, прикроет своим пушистым хвостиком нос, чтобы не замерз, и спит.

      Эпизод 5

      У косого нет берлоги,
      Не нужна ему нора:
      От врагов спасают ноги,
      А от голода – кора.

      По глубокому снегу скачками передвигается заяц от одного куста к другому. Зимой он стал белым. Шубка его теплая, густая. У него нет своего дома. Спит заяц на снегу, прячется от врагов тоже на снегу. Запасов на зиму заяц не делает. Обгладывает кору молоденьких осинок, грызет тоненькие веточки. Треснула в лесу сухая ветка. Насторожился заяц, навострил длинные уши. Вот и он скрылся в лесу. Только причудливые следы остались на снегу.

      Эпизод 6

      Под корягой в буреломе
      Спит медведь, как будто в доме
      Положил он лапу в рот
      И, как маленький, сосет.

      Осенью, нагуляв жир, медведь подыскивает себе берлогу. Долго, как заяц, петляет и путает следы, чтобы никто не знал, где он устроился на зиму. Зимует медведица вместе с медвежатами в одной берлоге. Зимой, в январе или феврале, у старших медвежат появляются младшие братишки или сестренки, совсем крошечные, величиной с рукавичку.

        • Ребята, вам понравился наш устный видеофильм?
        • Что же интересного вы узнали о жизни животных?

      Зимой каждое животные обязательно “распишется” в “зимней книге” леса, т.е. оставит свои следы. Рассмотрите следы животных на с. 109. Чьи это следы?

        • Зима – очень серьезное испытание для животных и для растений. Чем мы с вами можем помочь животным? А растениям? (Укрывать озимые растения сухой листвой, например землянику, чеснок…, укутывать стволы молоденьких деревьев…)
        • Как вы думаете деревья дружат с животными?
        • А хотите узнать с кем дружит ель? Откройте с.110 (читает учитель)
        • Рассмотрите рисунок. Каким птицам и зверям ель дает пищу и укрытие?
        • Что может произойти с животными леса, если люди вырубят если?

      (Воспитательный момент)

      1. Итог урока.
        • Продолжается ли активная жизнь животных и растений зимой?
        • Что интересного вы узнали о жизни растений и животных зимой?
        • Д/з с.108-109 (по желанию) нарисовать рисунки на темы: “Зимний лес”, “Жизнь животных зимой”.

      © Блог ВМЭШ / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Использование программ виртуальной школы "Кирилл и Мефодий" на уроках биологии в 6-м классе :: Образовательное значение курса "Наш друг — компьютер!" :: Урок обобщающего повторения в 7-м классе по теме "Евразия" :: Технология применения аудиовизуальных средств обучения на уроках географии :: Линия алгоритмизации и программирования в средней школе :: Урок–зачет по теме: "Электронная таблица Excel" :: Урок природоведения в 5-м классе по теме: "Жизнь в морях и океанах" ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:


Школьные занятия: Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Приемы самообезболивания родов - Хелси и Смарт

Приемы самообезболивания родов


RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD