детские
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

В гостях у слова. Урок по русскому языку в 3-м классе : Начальная школа

Цель:

закрепить умение подбирать однокоренные слова к данным, находить их в тексте, выделять корень;
обогащать речь учащихся фразеологическими оборотами.

Оборудование: заранее оформленные листы для индивидуальной работы, карточка со словом “фразеологизмы”; картинки со словами “сварила”, “ароматное”, “Машенька”, “из”, “варенье”, “яблок”; костюмы для хозяйки и хозяина.

Ход урока:

  1. Оргмомент.
  2. В этом году 19 октября нашему лицею исполнилось 4 года. Поэтому сегодня у нас будет немного необычный урок русского языка. Издавна на Руси было принято в праздничные дни ходить в гости к родственникам, близким, знакомым, соседям. Там пели песни, водили хороводы, отгадывали загадки, обсуждали новости дня. Представьте себе, что мы с вами пришли в гости к нашим друзьям Машеньке и Ванюше, чтобы отпраздновать день рождения лицея.

    (Появляются хозяйка Машенька и хозяин Ванюша)

    Хозяйка – Здравствуйте, дорогие гости! Какие вы все красивые да нарядные, здоровые да румяные! Усаживайтесь поудобнее.

    Хозяин – Давно мы вас ждём, поджидаем, праздник без вас не начинаем.

    Хозяйка – У нас для каждого найдётся и словечко и местечко.

    Хозяин – Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус: кому – сказку, кому – правду, кому – загадку да игру.

    Хозяйка – Удобно ли вам гости дорогие? Всем ли места хватило?

    Один из гостей (любой ученик с места) Гостям-то, известно, хватило места, да не тесновато ли хозяевам?

    Хозяин – В тесноте, да не в обиде.

    Хозяйка – А не начать ли нам с загадки?!

    Я у дуба, я у зуба,
    Я у слов и у цветов.
    Я упрятан в темноту,
    Я не вверх, а вниз расту.

    Что это? Как вы догадались, что это корень?

    Хозяин – У дуба есть корень, у цветов тоже видел. Машенька, голубушка, ты говори, да не заговаривайся. Разве у слов-то корень есть?

  3. Сообщение темы урока.
  4. Слов на свете нам не счесть, в каждом слове корень есть. Ребята, объясните Ванюше, что такое корень слова? А какие слова называются однокоренными?

    Сегодня на уроке мы закрепим умение образовывать однокоренные слова, выделять в них корень, находить среди множества слов родственные. А работать будем в необычных тетрадях. На них изображена изба наших хозяев. Давайте подпишем эти тетрадки.

  5. Закрепление пройденного.

Хозяйка – Да ты, Ванюша, сейчас во всём разберёшься! На вот конфеточку покушай да сказочку послушай.

Гость

Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым,
Был он только словом.
Это слово – слово-корень
Разрастаться стало вскоре.
И плоды нам принесло,
Стало много новых слов.

Учитель

– Ребята, какие слова могли вырасти на этом чудо дереве? (На доске изображение дерева, дети называют слова и записывают в тетрадь, учитель прикрепляет карточки со словами к дереву: сад, садик, садовник, садовод, посадник, посадить, рассада, пересадка, посадка, подсадить, пересадить, саженец)

    • Какие это слова? Докажите. Выделите корень.
    • Какое слово отличается от всех других слов?
    • Что происходит в корне? (чередование д-ж: саженец – сад)
    • Как образовалось слово “садик”? Выделим суффикс. Что такое суффикс?
    • Как образовалось слово “рассада”? Выделим приставку. Что такое приставка?
    • Какие части слова служат для образования новых слов?

А сейчас поможем хозяюшке Машеньке собрать яблочки. Она так волновалась, готовясь к встрече с вами, что рассыпала все яблоки. Соберите их так, чтобы получилось предложение.

– сварила, – ароматное, – Машенька, – из, – варенье, яблок.

Эта работа будет оцениваться, поэтому работаем самостоятельно по плану на доске:

  1. Составьте и запишите предложение.
  2. Надпишите части речи.
  3. Выпишите словосочетания.

Есть ли в этом предложении однокоренные слова? Назовите их. Докажите, что они однокоренные. Выделите корень (сварила – варенье).

Гость – Хозяйка, разреши слово молвить. Хочу я вам не сказку, а быль рассказать.

Хозяйка – Будь так добр.

Учитель – Вы, ребята, внимательно слушайте гостя и найдите в его рассказе как можно больше однокоренных слов.

Гость

– Шёл я как-то мимо речки.
Вижу: рыбаки сидят на берегу,
Ловят рыбу, рыбку и рыбёшку.
И решил я: рыбачкам сейчас я помогу.
В рыбный суп почищу я картошку.
Выкипает в котелке вода.
Где же ты, рыбацкая удача?
Не клюёт сегодня рыба, вот беда!
От досады я чуть не заплакал.

Учитель – Какие однокоренные слова вам встретились при прослушивании рассказа? (рыба, рыбка, рыбёшка, рыбаки, рыбачки, рыбный, рыбацкая)

    • Выделите корень. Будут ли они однокоренными? Докажите это.
    • Придумайте ещё однокоренные слова с данным корнем. (Рыбалка, рыболов)
    • Как вы понимаете значение слова "рыболов"? От каких слов произошло это слово?

ВЫВОД: У слова “рыба” взяли корень –рыб-, у слова “ловить” –лов-, соединили гласной буквой О. Получилось новое слово, в котором два корня. Такие слова называются сложными.

Вы можете привести примеры сложных слов? От каких слов они образовались?

Как вы думаете, в каждом ли слове можно выделить корень?

Придумайте однокоренные слова к слову “вынуть”. Почему не получается?

Давайте разберём это слово по составу. Что получилось? (вы-ну-ть = приставка-суффикс-окончание) Оказывается, в слове нет корня! Но он был. Это древний корень –им-, который есть в словах “вынимать”, “иметь”

  1. Физминутка.
  2. Хозяйка

    Выходи честной народ,
    Не пыли дорожки.
    Выходи в дружный круг
    Поиграть немножко.

    Учитель

    – Поиграем в игру “У медведя во бору”. Один учащийся – медведь, остальные – игроки, которые произносят слова: “У медведя во бору грибы, ягоды беру. А медведь не спит и на нас рычит”. После того, как произнесутся эти слова, медведь стремиться осалить ребят. Кого он осалит, тот должен назвать однокоренные слова к слову. Играем по группам, у каждой группы своё слово: 1 – гриб, 2 – ягода, 3 – медведь. Ребята, ожидающие своей очереди в игре и уже отыгравшие, на местах записывают однокоренные слова на предметной картинке, которую получают перед игрой (это грибочки, ягодки, медвежата).

  3. Продолжение темы.

Хозяин – Играй, играй, да дело не забывай. (Раздаётся стук в дверь)

Хозяйка – Кто там? А?

Странник – А, да а! Ворона тебе кума!

Хозяйка – Как зовут тебя, мил человек?

Странник – Зовут-то? Летом – Филаретом, зимой – Кузьмой.

Хозяйка – Куда путь держишь, божий человек?

Странник – На кудыкину гору, лягушек ловить, да любопытных кормить!

Хозяйка – А где бывал ты?

Странник – Где был, там нет!

Хозяйка – А когда вернёшься?

Странник – Когда рак на горе свистнет! А, вообще, любопытной Варваре на базаре нос оторвали. Давайте теперь я вас попытаю.

Хозяин – Заварила ты, жёнушка, кашу, сама и расхлёбывай.

Хозяйка – Мне гости помогут. Да сядь ты, не путайся под ногами.

Учитель – Ребята, как вы понимаете выражения: “Когда рак на горе свистнет”, “Заварила кашу, сама и расхлёбывай”, “Не путайся под ногами”?

ВЫВОД: Такие устойчивые неделимые словосочетания называются фразеологизмами. (Карточка – на доску) Русский язык очень богат фразеологическими оборотами. К ним относятся пословицы, поговорки, крылатые выражения. Фразеологические обороты украшают речь, делают её выразительнее. Сегодня мы наблюдали, как богата ими речь наших хозяев, как умело они ими пользуются.

Странник приготовил для вас задание, проверяющее ваше умение объяснить фразеологические обороты. Вам необходимо прочитать выражения в первом столбике. Объяснить их значение для себя и подобрать к этим выражениям одно из слов второго столбика, которое чётко выражает его значение.

Оформлено на доске:

Навострить лыжи

Надуть губы –

Как по команде –

Зарубить на носу

обидеться

запомнить

убежать

дружно

Проверим, что у вас получилось.

Подберите однокоренные слова:

    • к слову “убежать” однокоренное существительное, соответствующее схеме “приставка-корень” (побег);
    • к слову “обидеться” однокоренное существительное, соответствующее схеме “корень-суффикс” (обидчик);
    • к слову “дружно” - прилагательное, соответствующее схеме “корень-суффикс-окончание” (дружный);
    • к слову “запомнить” - глагол, соответствующий схеме “корень-окончание” (помню);

О каких двух признаках однокоренных слов мы должны помнить всегда?

  1. Итог урока.

Учитель – Смотрю, вы уверенно справились с заданием. Это говорит о ваших крепких знаниях. Я рада за вас.

Гость 1 (любой ученик с места) – Утро вечера мудренее.

Гость 2 – Это ты о чём?

Гость 1 – Да всё о том. Посмотри, хозяева сидят носом клюют. Засиделись мы.

Гость 2 – Пора и честь знать.

Хозяин – Зато я понял, что однокоренные слова – это родственные слова, у которых есть общая одинаковая часть, т.е. корень. А корень – общая часть родственных слов. Верно?

Хозяйка – Да верно, верно. Приходите в гости к нам ещё. Мы вам будем рады!

© Блог Димы Шпилера / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Использование возможностей Интернета для самостоятельного поиска информации студентами в рамках работы над проектом на французском языке :: Повесть В.Астафьева "Пастух и пастушка" в школе :: Урок литературы. Сказки народов мира. Арабские сказки. "Тысяча и одна ночь" :: Организация и управление поисковой деятельностью школьников в процессе обучения математике :: Этическая беседа о вежливости. Конспект непосредственной образовательной деятельности. Область коммуникация :: Время первых, 2017 :: Дом и дача/Мебель/Столы и стулья/Банкетки и скамьи/Мебель/Прихожие/Банкетки, Пуфы, Сундуки/Банкетки / Компасс-мебель / Банкетка Соня СО-27 ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Урок окружающего мира на тему Когда придет суббота и когда наступит лето?

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тест по экономике для 10–11-х классов общеобразовательного учреждения с социально-экономическим профилем

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.


Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

Природоведение. "Растения летом и осенью"
контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD