детские
Хелси и Смарт официальный сайт
Хелси и Смарт официальный сайт

Урок по русскому языку: "Неопределенная форма глагола" : Начальная школа

Цели:

1. Познакомить детей с неопределённой формой глагола как формой, которая не изменяется по лицам, числам и временам.
2. Учить выделять глаголы неопределённой формы в контексте, образовывать от глаголов неопределённой формы глаголы настоящего, прошедшего, будущего времени.
3. Прививать любовь к чтению, к творчеству А.С.Пушкина.

1. Учитель читает строки из произведения А.С.Пушкина “Сказка о царе Салтане…”

Три девицы под окном, пряли поздно вечерком:
“Кабы я была царица, говорит одна девица,
То на весь крещёный мир приготовила б я пир”.
“Кабы я была царица- говорит её сестрица,
То на весь бы мир одна наткала я полотна”.

Учитель: “Из какого произведения эти строчки? Кто автор. Сегодня на уроке мы будем обращаться к отрывкам из сказок А.С.Пушкина”.

2. Учитель раздаёт ученикам печатные тексты.

В море остров был крутой,
Не привальный, не жилой.
Он лежал пустой равниной,
Рос на нём дубок единый,
А теперь стоит на нём
Новый город со дворцом,
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами,
А сидит в нём князь Гвидон,
Он прислал тебе поклон.
Царь Салтан дивиться чуду,
Молвит он: “Коль жив я буду,
Чудный остров навещу,
У Гвидона погощу”.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Не хотят его пустить
Чудный остров навестить.

Учитель: “Прочитайте, скажите, из какой сказки этот отрывок? Найдите выделенное предложение, прочитайте его, назовите задания, которые можем выполнить”.

Ученик: “Мы можем списать это предложение, разобрать по членам предложения, назвать части речи, объяснить орфограммы”.

Ученики выполняют предложенные задания.

3. Работа с текстом.

Учитель: “Найдите выделенные слова. Какой частью речи являются подчёркнутые слова? Докажите. Что можем определить у глаголов?”

Ученик: “Определяем время глагола, если настоящее или будущее - определяем лицо и число, а если прошедшее- число и род в единственном числе”.

4. Самостоятельная работа.

Один ученик работает за доской, чтобы можно было проверить выполненное задание.

Результат работы на доске: лежал- пр. в. Ед. ч. М.р.

Стоит- нас. В. Ед.ч. 3 л.
Сидит- нас.в. ед.ч. 3 л.
Прислал- пр.в. ед.ч. м.р.
Пустить- ?

Учитель: “В чём затруднение?”

Ученик: “Не могу определить время, так как не подходит ни один вопрос, не могу определить число и лицо”.

Учитель: “Как бы вы назвали такие глаголы? Тема нашего урока:Глаголы неопределённой формы [инфинитив]. Сделайте вывод, что это за глаголы?”

Ученик: “Глаголы неопределённой формы не изменяются ни по лицам, ни по числам, ни по родам.”

Учитель: “Прочитайте вывод в учебнике на странице 46. Что можно добавить к тому, что мы уже сказали?”

Ученик: “Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы что делать? Или что сделать? И имеют суффикс -ть или – ти.

5. Физминутка.

Один ученик показывает движение, остальные ученики повторяют его и называют глагол неопределённой формы.

Что делать? Прыгать, жалеть, рисовать, обнимать, вытирать, наклонять и т.д.

6. Учитель предлагает ученикам задание: найти в тексте и подчеркнуть глаголы неопределённой формы.

Коль кругом всё будет мирно,
Так сидеть он будет смирно;
Но лишь чуть со стороны
Ожидать тебе войны…

Как услышал царь-отец,
Что донёс ему гонец,
В гневе начал он чудесить
И гонца хотел повесить…

Братья дружною толпою
Выезжают погулять,
Серых уток пострелять.

Учитель: “От глаголов “погулять”, “пострелять” образуйте настоящее, прошедшее, будущее время”.

Ученики выполняют задание:

Н.в. гуляю, стреляю.

П.в. погулял, пострелял.

Б.в погуляю, постреляю.

7. Задания на закрепление материала:

От существительных образуйте глаголы неопределённой формы:

Коса-… обед-… игра-… бег-… пила-…. рисунок-…

Составьте из частей слова глаголы неопределённой формы:

Приставка: по, вс, при.

Корень: порх, черн, сматр.

Суффикс: е, ну, ива.

Окончание: ть, ть, ть.

8. Домашнее задание.

Подобрать и записать 5 предложений с глаголами неопределённой формы, используя фразеологизмы и пословицы.

Например:

Бить баклуши. Встать с левой ноги. Задирать нос.

Жить - Родине служить.

9. Итог урока.

Какое задание на уроке было самое интересное?

Что нового узнали на уроке?

Закончите фразу глаголом неопределённой формы:

Больше всего я люблю [что делать?] …

Спасибо за урок, мне приятно было с вами работать, мыслить, учиться.

© Блог ВМЭШ / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Открытый урок на тему "В Лондонском зоопарке" в 6-м классе :: Разработка урока по литературе в 8-м классе по теме: "Венок сонетов"В.А. Солоухина :: Эпиграммы М.Ю. Лермонтова на уроке литературы в 6-м классе :: Творческие мастерские и творческие практикумы на уроках изучения лирики в 5–6-х классах :: Урок литературы в 10-м классе по теме: "Замечательная вещь" (роман И.С. Тургенева "Рудин") :: Открытый интегрированный урок по теме: "Образы мадонн в творчестве А.С. Пушкина и Рафаэля" :: Повесть В.Астафьева "Пастух и пастушка" в школе ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:


Школьные занятия: Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Приемы самообезболивания родов - Хелси и Смарт

Приемы самообезболивания родов


RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD