детские
Научный Центр Детского Здоровья И Подготовки К Школе
Научный Центр Детского Здоровья И Подготовки К Школе
Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Развитие рефлексии и самооценки на уроках русского языка : Начальная школа

Тема: “Разделительные ъ и ь знаки”

Урок русского языка во 2-м классе по учебнику М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко "К тайнам нашего языка".

Цели:

  • Решить орфографическую задачу: как выбрать из двух разделительных знаков нужный?
  • Развивать рефлексию (умение отделять то, что я знаю, от того, чего не знаю), самооценку, фонематический слух, умение самостоятельно добывать знания в процессе наблюдения над словами, умение анализировать, сравнивать, классифицировать.
  • Воспитывать умение слушать одноклассников, высказывать свою точку зрения и обосновывать её.

Оборудование:

  • слова на карточках: веселье, перья, подъезд, бьёт, воробьи, объяснить, елью, предъюбилейный;
  • схематическое изображение вывода; алгоритм на плакате;
  • индивидуальные карточки со словами: в?юга, в?ехал, до?ехал, с?узить, у?ехал;
  • плакат “ Умники и умницы”.

Ход урока

1. Организация класса.

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

– Сегодня у нас много гостей на уроке. Мы с вами всегда рады гостям. Повернитесь, поздоровайтесь и улыбнитесь им. Вот видите, и они вам улыбнулись. Сразу стало уютнее в классе от ваших улыбок.

2. Минутка чистописания.

– Запишите в тетрадях число. Урок начнем с минутки чистописания. Я показываю на доске, вы за мной в воздухе, а потом записываете в тетрадях.

тья     нье      лье     вьи      пью     съе      въе     дъе

Самооценка.

– Оцените свою работу. Если вы считаете, что все соединения выполнили правильно, то поставьте крестик на “линеечке” вверху. Если половина соединений сделана верно, то посередине. Если все неверно, то внизу.

3. Сообщение темы урока.

– Ребята, минутка чистописания связана с темой урока. Как вы думаете, о чем у нас пойдет речь на уроке?

– Верно. Тема урока: “Разделительные ъ и ь знаки”. Встречалась ли нам раньше эта тема? Как по-другому называют разделительные ъ и ь знаки? (Предупредительные.)

– О чем они нас предупреждают? (О звуке [й’] после согласного перед гласным.)

На доске появляется схема:

4. Постановка учебной задачи. Рефлексия.

На доске:

[май’]

[й’эл’]

[друз’й’а]

[в’й’уга]

[в’й’эхал]

[с’эм’й’и]

– Прочитайте слова на доске. Какой звук собрал слова вместе? Одинаково ли его нужно обозначить?

– Обозначьте буквами. Запишите с “окошками”.

(По одному ученику выходят к доске, пишут, а остальные выражают свое согласие или несогласие с помощью сигнальных карточек: +, – , ?. )

– Какие вы знаете 2 секрета, помогающие определить написание разделительного ь в некоторых словах? (Мы знаем, что разделительный ъ не “дружит” с буквой “и” и не может быть ближе к концу слова.)

Учащиеся закрывают часть “окошек” и на доске получается такая запись:

Май, ель, друзья, в.юга, в.ехал, семьи.

– Вы знаете, какую работу выполняют разделительные ъ и ь знаки. Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке? Вы уже умеете в любых словах определять, где пишется разделительный ь, а где – ъ?

Вывод:

– Мы знаем, что если после согласного звука перед гласным слышим звук [й’], то надо писать один из разделительных знаков. Мы знаем также, что ближе к концу слова и перед гласным звуком [и] можно смело писать разделительный ь. В остальных случаях мы не умеем выбирать, какой из двух знаков надо писать.

Оба знака хороши,
Достойны оба чести,
Когда стоят они в нужном месте.

Так давайте разберемся в каком месте какой знак должен стоять. Теперь ваших знаний хватит, чтобы разгадать тайну выбора ь или ъ знаков в любых словах. К концу урока вы научитесь сами объяснять, почему в одних случаях пишется ь, а в других – ъ.

5. Решение учебной задачи.

1 .На доске слова на карточках и каждая группа учащихся получает слова на карточках:

Веселье, перья, подъезд, бьет, воробьи, объяснит, елью, предъюбилейный.

– Прочитайте слова. Значение каких слов вам непонятно?

(Юбилей – годовщина чьей-нибудь жизни или существования кого-нибудь или чего-нибудь. Например, двадцатилетие школы.)

– По какому признаку эти слова можно разбить на 2 группы? Запишите в 2 столбика.

– Есть у кого-нибудь какие-нибудь предположения, почему в одних словах пишется ь, а в других ъ?

– Что мы делаем в первую очередь, когда решаем какую-нибудь орфографическую задачу?

(Находим в какой она части слова.)

– Давайте попробуем разобрать по составу эти слова. Может нам это поможет выяснить закономерность, по которой в одних словах пишется разделительный ь, а в других – разделительный ъ?

(Работают в группах.)

– Кто заметил что-нибудь интересное?

(Имя ученика, высказавшего первым правильную догадку, помещаем на доску в “Умники и умницы”.)

2.Чтение вывода по учебнику с. 184 упр. 564.

– Давайте посмотрим, правильный ли мы сделали вывод? (Читают.)

3. – Чтобы лучше запомнить этот вывод, давайте его изобразим схематически.

Попробуйте в группах изобразить схематически, когда в словах пишется разделительный ъ, а когда разделительный ь.

(Представители от каждой группы выходят к доске и защищают свои схемы.)

4. Как вы будете пользоваться этим правилом? Расскажите по алгоритму.

(На доску прикрепить плакат с алгоритмом.)

1. Послушать:

2. Определить:

Если после приставки, то пиши ъ.

Если нет приставки, то пиши ь.

5. Вывод

– Какую тайну русского языка мы разгадали сегодня на уроке?

– Почему раньше во 2-м классе мы не могли этого сделать?

6. Первичное закрепление.

– Попробуйте проверить себя – сможете ли вы решать орфографическую задачу: какой знак надо писать ъ или ь. Не попадитесь в “ловушку”.

На доске и у каждого индивидуально:

В?юга

В?ехал

До?ехал

С?узить

У?ехал

(Выполняют самостоятельно, обсуждают в группах, а потом проверяем, используя сигнальные карточки +, -, ?.)

7. Итог урока.

Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок.

– Что новое вы сегодня узнали на уроке?

Подумайте над такими вопросами:

  • Все ли было понятно на уроке?
  • Усвоил ли каждый из вас тему? Может быть кто-то испытывал трудности?
  • – Если вы считаете, что сможете в любых словах самостоятельно решить орфографическую задачу: какой из двух знаков -ъ или ь – надо писать, то поднимите карточку со знаком +.
  • – Если вы считаете, что вы не совсем уверенны и надо еще потренироваться, то покажите карточку ?.

– Дома обязательно расскажите родителям о том, что узнали на уроке.

Сегодня на уроке хорошо работали.

Спасибо. Урок закончен.

© Блог Димы Шпилера / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Работа с аутентичным текстом на уроке немецкого языка. Сценарий урока "Новые" виды спорта" :: Тема урока: "Жизнь молодежи и ее проблемы" ("The Life of Youth and Their Problems"). Английский язык. 9-й класс :: Разработка урока по творчеству Осипа Мандельштама :: Конспект урока по алгебре, 8-й класс, тема: "Исследование корней квадратного уравнения" ::
Warning: include(/home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/list59.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/u492513/detishka.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 20

Warning: include(/home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/list59.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/u492513/detishka.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 20

Warning: include(): Failed opening '/home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/list59.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php70') in /home/u492513/detishka.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 20
Обучение говорению на немецком языке с использованием инновационных техник и технологий по теме: "Планы на будущее: выбор профессии" ::
Warning: include(/home/u190093/somalicruises.ru/www/sitemap/list.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/u492513/detishka.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 31

Warning: include(/home/u190093/somalicruises.ru/www/sitemap/list.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/u492513/detishka.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 31

Warning: include(): Failed opening '/home/u190093/somalicruises.ru/www/sitemap/list.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php70') in /home/u492513/detishka.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 31
Стихи о городе в поэзии К.Х. Прокопенко (внеклассное чтение в 8-м классе) ::
Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list36.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/u492513/detishka.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 44

Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list36.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/u492513/detishka.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 44

Warning: include(): Failed opening '/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list36.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php70') in /home/u492513/detishka.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 44
Открытый урок английского языка по теме: "Обучение устной компетенции младших школьников средствами английской детской литературы, ролевой игры" ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Состояние воздуха: Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.

Урок по фольклору (предмет по выбору). Тема: "Хлеб на стол и стол - престол

Урок по фольклору (предмет по выбору). Тема: "Хлеб на стол и стол - престол

Водоемы Краснодарского края. Их использование и их охрана : География

Урок дает возможность сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Конспект урока литературного чтения. 3-й класс. Казахская сказка "Мастер Али"

Конспект урока литературного чтения. 3-й класс. Казахская сказка "Мастер Али"


Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD