детские
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Развитие рефлексии и самооценки на уроках русского языка : Начальная школа

Тема: “Разделительные ъ и ь знаки”

Урок русского языка во 2-м классе по учебнику М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко "К тайнам нашего языка".

Цели:

  • Решить орфографическую задачу: как выбрать из двух разделительных знаков нужный?
  • Развивать рефлексию (умение отделять то, что я знаю, от того, чего не знаю), самооценку, фонематический слух, умение самостоятельно добывать знания в процессе наблюдения над словами, умение анализировать, сравнивать, классифицировать.
  • Воспитывать умение слушать одноклассников, высказывать свою точку зрения и обосновывать её.

Оборудование:

  • слова на карточках: веселье, перья, подъезд, бьёт, воробьи, объяснить, елью, предъюбилейный;
  • схематическое изображение вывода; алгоритм на плакате;
  • индивидуальные карточки со словами: в?юга, в?ехал, до?ехал, с?узить, у?ехал;
  • плакат “ Умники и умницы”.

Ход урока

1. Организация класса.

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

– Сегодня у нас много гостей на уроке. Мы с вами всегда рады гостям. Повернитесь, поздоровайтесь и улыбнитесь им. Вот видите, и они вам улыбнулись. Сразу стало уютнее в классе от ваших улыбок.

2. Минутка чистописания.

– Запишите в тетрадях число. Урок начнем с минутки чистописания. Я показываю на доске, вы за мной в воздухе, а потом записываете в тетрадях.

тья     нье      лье     вьи      пью     съе      въе     дъе

Самооценка.

– Оцените свою работу. Если вы считаете, что все соединения выполнили правильно, то поставьте крестик на “линеечке” вверху. Если половина соединений сделана верно, то посередине. Если все неверно, то внизу.

3. Сообщение темы урока.

– Ребята, минутка чистописания связана с темой урока. Как вы думаете, о чем у нас пойдет речь на уроке?

– Верно. Тема урока: “Разделительные ъ и ь знаки”. Встречалась ли нам раньше эта тема? Как по-другому называют разделительные ъ и ь знаки? (Предупредительные.)

– О чем они нас предупреждают? (О звуке [й’] после согласного перед гласным.)

На доске появляется схема:

4. Постановка учебной задачи. Рефлексия.

На доске:

[май’]

[й’эл’]

[друз’й’а]

[в’й’уга]

[в’й’эхал]

[с’эм’й’и]

– Прочитайте слова на доске. Какой звук собрал слова вместе? Одинаково ли его нужно обозначить?

– Обозначьте буквами. Запишите с “окошками”.

(По одному ученику выходят к доске, пишут, а остальные выражают свое согласие или несогласие с помощью сигнальных карточек: +, – , ?. )

– Какие вы знаете 2 секрета, помогающие определить написание разделительного ь в некоторых словах? (Мы знаем, что разделительный ъ не “дружит” с буквой “и” и не может быть ближе к концу слова.)

Учащиеся закрывают часть “окошек” и на доске получается такая запись:

Май, ель, друзья, в.юга, в.ехал, семьи.

– Вы знаете, какую работу выполняют разделительные ъ и ь знаки. Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке? Вы уже умеете в любых словах определять, где пишется разделительный ь, а где – ъ?

Вывод:

– Мы знаем, что если после согласного звука перед гласным слышим звук [й’], то надо писать один из разделительных знаков. Мы знаем также, что ближе к концу слова и перед гласным звуком [и] можно смело писать разделительный ь. В остальных случаях мы не умеем выбирать, какой из двух знаков надо писать.

Оба знака хороши,
Достойны оба чести,
Когда стоят они в нужном месте.

Так давайте разберемся в каком месте какой знак должен стоять. Теперь ваших знаний хватит, чтобы разгадать тайну выбора ь или ъ знаков в любых словах. К концу урока вы научитесь сами объяснять, почему в одних случаях пишется ь, а в других – ъ.

5. Решение учебной задачи.

1 .На доске слова на карточках и каждая группа учащихся получает слова на карточках:

Веселье, перья, подъезд, бьет, воробьи, объяснит, елью, предъюбилейный.

– Прочитайте слова. Значение каких слов вам непонятно?

(Юбилей – годовщина чьей-нибудь жизни или существования кого-нибудь или чего-нибудь. Например, двадцатилетие школы.)

– По какому признаку эти слова можно разбить на 2 группы? Запишите в 2 столбика.

– Есть у кого-нибудь какие-нибудь предположения, почему в одних словах пишется ь, а в других ъ?

– Что мы делаем в первую очередь, когда решаем какую-нибудь орфографическую задачу?

(Находим в какой она части слова.)

– Давайте попробуем разобрать по составу эти слова. Может нам это поможет выяснить закономерность, по которой в одних словах пишется разделительный ь, а в других – разделительный ъ?

(Работают в группах.)

– Кто заметил что-нибудь интересное?

(Имя ученика, высказавшего первым правильную догадку, помещаем на доску в “Умники и умницы”.)

2.Чтение вывода по учебнику с. 184 упр. 564.

– Давайте посмотрим, правильный ли мы сделали вывод? (Читают.)

3. – Чтобы лучше запомнить этот вывод, давайте его изобразим схематически.

Попробуйте в группах изобразить схематически, когда в словах пишется разделительный ъ, а когда разделительный ь.

(Представители от каждой группы выходят к доске и защищают свои схемы.)

4. Как вы будете пользоваться этим правилом? Расскажите по алгоритму.

(На доску прикрепить плакат с алгоритмом.)

1. Послушать:

2. Определить:

Если после приставки, то пиши ъ.

Если нет приставки, то пиши ь.

5. Вывод

– Какую тайну русского языка мы разгадали сегодня на уроке?

– Почему раньше во 2-м классе мы не могли этого сделать?

6. Первичное закрепление.

– Попробуйте проверить себя – сможете ли вы решать орфографическую задачу: какой знак надо писать ъ или ь. Не попадитесь в “ловушку”.

На доске и у каждого индивидуально:

В?юга

В?ехал

До?ехал

С?узить

У?ехал

(Выполняют самостоятельно, обсуждают в группах, а потом проверяем, используя сигнальные карточки +, -, ?.)

7. Итог урока.

Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок.

– Что новое вы сегодня узнали на уроке?

Подумайте над такими вопросами:

  • Все ли было понятно на уроке?
  • Усвоил ли каждый из вас тему? Может быть кто-то испытывал трудности?
  • – Если вы считаете, что сможете в любых словах самостоятельно решить орфографическую задачу: какой из двух знаков -ъ или ь – надо писать, то поднимите карточку со знаком +.
  • – Если вы считаете, что вы не совсем уверенны и надо еще потренироваться, то покажите карточку ?.

– Дома обязательно расскажите родителям о том, что узнали на уроке.

Сегодня на уроке хорошо работали.

Спасибо. Урок закончен.

© Блог Димы Шпилера / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Организация и методика работы с детьми раннего возраста над воспитанием звуковой культуры речи :: Конспект сюжетного занятия для детей средней группы "Весёлые лягушата" (по плаванию) :: Исследовательский проект на уроках английского языка как метод интеркультурного образования :: Тесты. Французский язык. 7–8-е классы :: Символы г. Мытищ. Герб и гимн :: Время псов ( The Hunter's Prayer ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Детская мебель/Колыбели и люльки/Детская мебель/Кровати/Кроватки для новорожденных / Gandylyan / Кровать детская на колесиках с дугой для качания Gandylyan ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Самое популярное:
Итоговая контрольная работа по органической химии. 9-й класс

Контрольная работа предназначена для итогового контроля знаний обучающихся 9-го класса по органической химии. В 9-м классе ученики знакомятся с основами органической химии, получают первичные знания о органических веществах и их свойствах. Знания по данной теме содержатся в экзаменационных заданиях. Работа включает тестовую часть и часть, требующую навыков составления формул гомологов и изомеров. Данные навыки пригодятся обучающимся при изучении органической химии 10-м классе.

Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Детский оздоровительный лагерь: Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Детский оздоровительно-образовательный лагерь "Юность"

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Самостоятельная работа "Строение атома и атомного ядра". 9-й класс

В работе проверяются знания о строении атома и атомного ядра, умения работать с информацией, представленной в виде связного текста физического содержания, решать задачи на нахождение энергии связи и дефекта масс.


Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

Внеклассное мероприятие по математике. ?нтеллектуальная игра "?мя пришло со страниц учебника"
контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD