детские
Хелси и Смарт официальный сайт
Хелси и Смарт официальный сайт

Ценностные ориентации семьи и школы и социальное развитие младших школьников : Начальная школа

Встречаем год свиньи!

“Здравствуйте, первоклассники!…” Так начала я свой первый урок. На меня смотрят 23 пары доверчивых глаз, ждут, что я им скажу. Но чего мне ждать от своих новых учеников? Они другие!

Для тех, кто работает в современной школе очень важно иметь представление о том, что является значимым для наших учеников, какими являются их ценности, ориентиры, идеалы, предпочтения – иначе сложно рассчитывать на положительные результаты в воспитании и обучении. Эта проблема навела на мысль о проведении исследования по выявлению ценностных ориентаций своих учеников.

А так как ученик – первоклассник, и он, в основном, ориентирован на взаимоотношения с учителем и родителями, поэтому я посчитала целесообразным проведение исследования и среди родителей своих учеников, чтобы в дальнейшем сопоставить полученные результаты и определить дальнейший план работы.

Что же такое ценностные ориентации? Ценностные ориентации – “это главная ось сознания, обеспечивает устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности и выражается в направленности потребностей и интересов”. /Философский энциклопедический словарь. – М., 1989, с. 732/. В более новой интерпретации ценностные ориентации – “это, прежде всего, предпочтения и отвержения определенных смыслов как жизнеорганизующих начал и (не)готовность вести себя в соответствии с ними… Ценностные ориентации, следовательно, задают общую направленность интересам и устремлениям личности…” /Всемирная энциклопедия: Философия. Главный научный редактор и составитель А.А. Грицанов/.

Работа по социальному развитию младших школьников начинается на уроках окружающего мира в курсе “Мир и человек” образовательной программы “Школа 2100” под редакцией Вахрушева А.А.. Большое внимание на уроках уделяю работе с пословицами и поговорками. Дети с интересом решают проблему смыслового содержания, ценности пословицы. Заметив интерес учащихся к работе с пословицами и поговорками, я решила использовать их в проведении исследования по выявлению ценностных ориентаций учеников. В гимназии №23 г.Челябинска учителя используют в работе Программу педагогической деятельности по развитию детского коллектива (Составитель Павлова Л.Н., зам. директора по воспитательной работе). В данной программе представлен инструментарий для проведения исследования в виде теста ЦОЕ – ценностные ориентационные единицы. Суть теста: ученикам предлагается распределить по степени значимости 5 пословиц. Значение и смысл пословиц детям уже понятны, так как они уже работали с ними на уроках окружающего мира.

Расстановка пословиц (на первое место – самая значимая на взгляд ребенка; на второе место – чуть менее важная и т.д.) позволяет сделать выводы о значимости ценностей для каждого ребенка и всего коллектива в целом.

Набор пословиц должен содержать в себе такие пословицы, которые раскрывали бы народную мудрость и разные жизненные ценности (такие как дружба, отношение к деньгам, добро и зло, улучшение собственной жизни, взаимопонимание).

Следующий набор пословиц можно предложить первоклассникам:

  • Своя рубаха ближе к телу.
  • Один за всех и все за одного.
  • Деньги смогут много.
  • Встречают по одежке, провожают по уму.
  • Худой мир лучше доброй ссоры.

Такая же работа с пословицами проводится и с родителями. Анализ работ учеников и их родителей, сравнительное наблюдение позволяет сделать учителю выводы о совпадении (либо несовпадении) приоритетов ценностей у родителей и детей; можно ли говорить о гармоничном воспитании ребенка в семье.

Изучение ценностей, интересов каждого ребенка и его семьи позволяет планомерно выстроить работы по социальному развитию младших школьников.

© Блог Хелси и Смарт / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Урок английского языка: "Рождество в Великобритании" :: Урок английского языка по теме: "Washington, D.C." :: Урок по предмету "Литература", "Памяти Расула Гамзатова" :: Урок-викторина по творчеству А.С. Пушкина. 7-й класс :: Интерактивные алгоритмы саморазвивающихся систем в информационной педагогике :: Современное преподавание математики в общеобразовательной школе :: Метод проектов на уроках английского языка с использованием интернет-технологий ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:


Школьные занятия: Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы


RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD