детские
Научный Центр Детского Здоровья И Подготовки К Школе
Научный Центр Детского Здоровья И Подготовки К Школе
Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Ценностные ориентации семьи и школы и социальное развитие младших школьников : Начальная школа

“Здравствуйте, первоклассники!…” Так начала я свой первый урок. На меня смотрят 23 пары доверчивых глаз, ждут, что я им скажу. Но чего мне ждать от своих новых учеников? Они другие!

Для тех, кто работает в современной школе очень важно иметь представление о том, что является значимым для наших учеников, какими являются их ценности, ориентиры, идеалы, предпочтения – иначе сложно рассчитывать на положительные результаты в воспитании и обучении. Эта проблема навела на мысль о проведении исследования по выявлению ценностных ориентаций своих учеников.

А так как ученик – первоклассник, и он, в основном, ориентирован на взаимоотношения с учителем и родителями, поэтому я посчитала целесообразным проведение исследования и среди родителей своих учеников, чтобы в дальнейшем сопоставить полученные результаты и определить дальнейший план работы.

Что же такое ценностные ориентации? Ценностные ориентации – “это главная ось сознания, обеспечивает устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности и выражается в направленности потребностей и интересов”. /Философский энциклопедический словарь. – М., 1989, с. 732/. В более новой интерпретации ценностные ориентации – “это, прежде всего, предпочтения и отвержения определенных смыслов как жизнеорганизующих начал и (не)готовность вести себя в соответствии с ними… Ценностные ориентации, следовательно, задают общую направленность интересам и устремлениям личности…” /Всемирная энциклопедия: Философия. Главный научный редактор и составитель А.А. Грицанов/.

Работа по социальному развитию младших школьников начинается на уроках окружающего мира в курсе “Мир и человек” образовательной программы “Школа 2100” под редакцией Вахрушева А.А.. Большое внимание на уроках уделяю работе с пословицами и поговорками. Дети с интересом решают проблему смыслового содержания, ценности пословицы. Заметив интерес учащихся к работе с пословицами и поговорками, я решила использовать их в проведении исследования по выявлению ценностных ориентаций учеников. В гимназии №23 г.Челябинска учителя используют в работе Программу педагогической деятельности по развитию детского коллектива (Составитель Павлова Л.Н., зам. директора по воспитательной работе). В данной программе представлен инструментарий для проведения исследования в виде теста ЦОЕ – ценностные ориентационные единицы. Суть теста: ученикам предлагается распределить по степени значимости 5 пословиц. Значение и смысл пословиц детям уже понятны, так как они уже работали с ними на уроках окружающего мира.

Расстановка пословиц (на первое место – самая значимая на взгляд ребенка; на второе место – чуть менее важная и т.д.) позволяет сделать выводы о значимости ценностей для каждого ребенка и всего коллектива в целом.

Набор пословиц должен содержать в себе такие пословицы, которые раскрывали бы народную мудрость и разные жизненные ценности (такие как дружба, отношение к деньгам, добро и зло, улучшение собственной жизни, взаимопонимание).

Следующий набор пословиц можно предложить первоклассникам:

  • Своя рубаха ближе к телу.
  • Один за всех и все за одного.
  • Деньги смогут много.
  • Встречают по одежке, провожают по уму.
  • Худой мир лучше доброй ссоры.

Такая же работа с пословицами проводится и с родителями. Анализ работ учеников и их родителей, сравнительное наблюдение позволяет сделать учителю выводы о совпадении (либо несовпадении) приоритетов ценностей у родителей и детей; можно ли говорить о гармоничном воспитании ребенка в семье.

Изучение ценностей, интересов каждого ребенка и его семьи позволяет планомерно выстроить работы по социальному развитию младших школьников.

© Блог Димы Шпилера / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Урок алгебры в 9-м классе по теме: "Преобразование рациональных выражений" :: Проект освоения темы "Пирамиды вокруг нас" :: Урок по теме: "Народно-прикладное творчество народов Сибири" :: Экологическое воспитание у детей с отклонениями в развитии ::
Warning: include(/home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/list94.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/u492513/detishka.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 20

Warning: include(/home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/list94.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/u492513/detishka.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 20

Warning: include(): Failed opening '/home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/list94.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php70') in /home/u492513/detishka.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 20
Эпизоды из жизни функций ::
Warning: include(/home/u190093/somalicruises.ru/www/sitemap/list.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/u492513/detishka.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 31

Warning: include(/home/u190093/somalicruises.ru/www/sitemap/list.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/u492513/detishka.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 31

Warning: include(): Failed opening '/home/u190093/somalicruises.ru/www/sitemap/list.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php70') in /home/u492513/detishka.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 31
Путешествие в страну "Чистых слов" ::
Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list36.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/u492513/detishka.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 44

Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list36.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/u492513/detishka.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 44

Warning: include(): Failed opening '/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list36.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php70') in /home/u492513/detishka.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 44
Урок изобразительного искусства по системе Б.М. Неменского ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Состояние воздуха: Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.

Урок по фольклору (предмет по выбору). Тема: "Хлеб на стол и стол - престол

Урок по фольклору (предмет по выбору). Тема: "Хлеб на стол и стол - престол

Водоемы Краснодарского края. Их использование и их охрана : География

Урок дает возможность сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Конспект урока литературного чтения. 3-й класс. Казахская сказка "Мастер Али"

Конспект урока литературного чтения. 3-й класс. Казахская сказка "Мастер Али"


Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD