детские
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Интегрированный урок литературы и психологии по теме: "Оттенки настроения" : Начальная школа

Цели:

  • пополнить словарь настроений;
  • ввести понятие "противоположное" настроение;
  • продолжить работу над разгадыванием "секретов" авторов;
  • раскрыть психологические механизмы, которые являются основой капризного настроения;
  • развивать творческие способности детей;
  • развивать у детей адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.

Оборудование: слова из словаря "настроений", магнитофон с аудиозаписью, листы для изопрактики на каждого учащегося, цветные карандаши, чистые листы, корзина, литературные произведения.

Психолог: Здравствуйте, ребята, сегодня мы с вами продолжим разговор о настроении и узнаем новые его оттенки.

- У вас сегодня хорошее настроение? Настроение - это эмоциональное состояние человека. Слово “настроение” произошло от слов “строй” и “настраиваться”. - Как вы думаете, где находится настроение? В какой части тела. – Можно ли настроение определить по выражению лица, по походке, по взгляду, интонации голоса и т.д. Настроение находится во всём теле.

- Ребята, а как вы думаете настроение есть в музыке? Сейчас вы послушаете несколько музыкальных произведений. Слушая музыку, попытайтесь определить её настроение. Какие чувства вызыват эта музыка, какое настроение? - Какую музыку приятнее слушать грустную или радостную? - Ребята, а как вы думаете, настроение зависит от цвета? Посмотрите на эти картины. Какие они у вас вызывают чувства, почему?

Упражнение “бабочки” У каждого из вас есть листочек с бабочкой. Раскрасьте его так, чтобы у первого варианта бабочка получилась весёлая, а у второго – грустная. Сравнивание бабочек. Чем отличаются бабочки? (Цветом)

Учитель

- А как может появится настроение, откуда оно приходит? А чтобы узнать от чего же ещё зависит настроение, давайте посмотрим мультфильм. - Понравился ли вам мультфильм?

- С какими героями встретились?

- Какое настроение было у щенка вначале?

- Как оно изменилось? Почему?

- Каким мы видим медвежонка? Как он себя ведёт?

- Что изменилось в его поведении?

- Чем заканчивается мультфильм?

- Почему медвежонок чувствует себя счастливым, хотя он остался без орехов и без букета?

Вывод: Настроение улучшается не только тогда, когда дарят что-то тебе (или делают приятное), но и тогда, когда ты сам делаешь приятное людям.

А сейчас возьмите листочки и напишите мини-сочинение на тему: “Моё настроение, от чего оно зависит”.

- Ребята, а какие вы знаете настроения? (Хорошие и плохие)

А какие хорошие: весёлое, радостное, удивительное, солнечное, счастливое, классное, прекрасное, смешное, праздничное, игривое, превосходное, замечательное и плохие: грустное, злое, сердитое, печальное, противное, вредное, хмурое, серое, плаксивое, мрачное, пасмурное, дождливое, хмурое.

Сегодня мы узнаем новые оттенки настроения.

Перед вами стихотворение Агнии Львовны и Павла Николаевича Барто "Девочка-рёвушка". Я его прочитаю, а вы последите по тексту и скажите, кто в этом стихотворении рассказчик и какое настроение у него вызывает то, о чём он рассказывает. Дети отвечают.

- А смех у него злой или добродушный?

- Докажите текстом.

- А у самой рёвушки какое настроение?

- Вот у нас появилось новое слово для словаря настроений.

- Что означает слово "каприз"? (Каприз-прихоть, причуда.)

- В этом стихотворении у рассказчика-повествователя и у героини одинаковое настроение или разное?

- Прочитайте стихотворение, стараясь передать эти настроения.

Чтение детей.

- Рассказчик смеётся над девочкой, ему не нравятся её капризы, поэтому он не просто смеётся, он высмеивает отрицательную черту героини, но высмеивает не зло, а по-доброму, добродушно-насмешливо. Вот мы открыли и ещё один "секрет": разницу настроений рассказчика и его героя. А это очень важная задача читателя.

Психолог

- Представь, что в этой коробке карандаши для зарисовки настроения Гани. Обозначь их цвет.

Самостоятельная работа детей.

- Итак, если бы каприз был цветной, какого цвета он бы был?

- Представьте, что каприз может двигаться. По-вашему, что это будет за движение?

- А каков каприз на вкус?

- Звук каприза?

Учитель

- Послушайте стихотворение польской поэтессы Ванды Хотомской в переводе Воронеля и прочтите его только глазами, стараясь определить при этом рассказчика.

Читает один из детей.

Какой здесь рассказчик? (Рассказчик-повествователь.)

- Какое настроение и у кого? (Зебра, как Ганя, капризная, а рассказчик над ней смеётся.)

- В первом стихотворении хитрый автор не назвал словом настроение Гани, а во втором - есть такие слова-подсказки для читателей? ("Ей капризничать не лень", "привереда".)

- Т.е. у Зебры капризное, и не просто капризное, а привередливое настроение. Вот ещё одно новое слово для нашего словаря настроений. А в капризах Гани и Зебры есть разница?

- А когда желание исполнилось, Зебра успокоилась, и все очень рады. А рассказчик тоже рад за Зебру? (Нет, ему смешно: ведь на самом деле она же испачкалась, она глупая.)

Психолог

Вспомним девочку-рёвушку Ганю. Когда она капризничала, знала ли, представляла ли себе то, что она хотела? (Нет, и то ей не так, и это ей не подходит.)

- С точки зрения психологии, смысл её поведения в привлечении внимания к себе. Каким образом? (Рёв.)

- Внимание она получила? (Нет.)

- Внимание получило её настроение. Ганя попала под влияние своего настроения и остановиться уже не может. А чего добивалась Зебра? (Хотела быть другой.)

- Добилась она удовлетворения своей причуды?

- Каким путём?

- Давайте подумаем, каковыми могут быть последствия её прихоти? (С одной стороны, она не такая, как все, а с другой - теперь Зебра в клетку - лёгкая добыча для своих врагов, т.к. очень заметна; и в то же время другие зебры не станут с ней дружить, т.к. не узнают в ней зебру, потому что в животном мире разные виды животных редко общаются между собой.)

- Таким образом, добиваясь чего-либо, нужно думать и о последствиях своих желаний. Мало того, что Зебра извела всех жителей Зеброграда, может быть, очень скоро она поймёт, что её новая раскраска может сыграть с ней злую шутку. И если она не осознает, что менять нужно не наряды, а себя, своё поведение, то сколько ещё капризов будет в Зеброграде.

Учитель

Мы много нового узнали. И о разнице настроений у рассказчика и героя. И о том, что рассказчик может по-доброму высмеивать своего героя. И мы встретились с таким рассказчиком, которого нам сразу трудно было определить. И новые слова для словаря "настроений" открыли. Какие? (Капризное. И бывает оно разное: привередливое и прихотливое. А веселое может быть насмешливым, добродушно-насмешливым.)

Домашнее задание: выберите из наших трех стихотворений то, которое вам больше нравится, и выучите его наизусть.

Психолог

Метафора “Хозяин дома – хозяин настроения”.

- У каждого дома есть хозяин или хозяйка. Если хозяин хороший, то в доме прибрано, вещи разложены по местам, дом хорошо служит своему хозяину. Если в доме плохой хозяин, то в доме беспорядок, вещи разбросаны где попало. Хозяин то и дело ищет какую-то вещь и не может найти, а ненужные вещи, наоборот, лезут в руки. Такой дом не может служить своему хозяину. Так же и с чувствами. Один человек может быть хорошим хозяином своих чувств, управлять ими, распоряжаться ими. Другой человек может не быть хозяином своих чувств. Тогда, наоборот, чувства будут управлять, распоряжаться этим человеком и доставлять ему много хлопот. Давайте попытаемся навести порядок.

Учитель ставит на стол мусорное ведро.

Ребята, давайте порассуждаем, зачем человеку нужно мусорное ведро?

- Почему необходимо постоянно освобождать его от мусора?

- Какой бы была наша жизнь без него?

- Мусор бы постепенно наполнил комнаты, стало тяжело дышать, невозможно передвигаться, люди бы начали болеть. Но ведь так же и с чувствами. У каждого из нас скапливаются чувства, ставшие ненужными и бесполезными. Некоторые люди любят копить обиды, капризы или же страхи. Давайте выбросим старые ненужные капризы, обиды, гнев в мусорное ведро.

- На парте вы найдете листочек и запишете на нем чувство, от которого хотите избавиться. Затем скомкайте листочек и выбросите в мусорное ведро.

Ребята, как вы понимаете пословицу: Живи добрее – будешь всем милее. (Если делать людям приятное, то и тебе будут отвечать тем же. Будешь добрым и тебя будут все любить.)

А сейчас послушаем песенку (улыбка).

- Понравилась песенка? О чём она? Чему учит ? (Если у тебя будет хорошее настроение, то и окружающих оно улучшится.)

Ребята, наш урок закончен. Я желаю, чтобы у вас всегда было хорошее настроение. А если настроение у вас будет хорошее, то всё у вас получится.

Материалы к уроку

Агния Львовна Барто, Павел Николаевич Барто.

Девочка-рёвушка

Что за вой? Что за рёв?
Там не стадо ли коров?
Нет, там не коровушка –
Это Ганя – рёвушка.

Плачет,
Заливается,
Платьем утирается…
Уу-уу-у!..

Вышла рёва на крыльцо,
Рёва сморщила лицо:
Никуда я не пойду!
Мне не нравится в саду!
Уу-уу-у!..

Вот вернулась Ганя в дом,
Слёзы катятся ручьём:
Ой, пойду обратно!
Дома неприятно!
Оо-оо-о!..

Дали Гане молока.
Эта кружка велика!
В этой не могу я!
Дайте мне другую!
Уу-уу-у!..

Дали рёвушке в другой,
Рёва топнула ногой:
В этой не желаю!
Лучше дайте чаю!
Аа-аа-а!..

Уложили Ганю спать,
Плачет рёвушка опять:
Ой, не буду спать я!
Ой, наденьте платье!
Уу-уу-у!..

Тут сбежался народ,
Чтоб узнать: кто ревёт?
Кто всё время плачет?
Что всё это значит?

Видят - девочка стоит,
Очень странная на вид:
Нос распух, как свёкла,
Платье всё промокло.
Оо-оо-о!..
Уу-уу-у!..

Что ты плачешь, рёвушка,
Рёвушка-коровушка?
На тебе от сырости
Плесень может вырасти.

Ванда Хотомская Зебра-привереда

Хнычет зебра-привереда
В Зеброграде каждый день;
От рассвета до обеда
Ей капризничать не лень.

Нет с ней сладу;
Ей не надо
Полосатого наряда:
Ой, опять чулки в полоску!
Полосатый бант в причёску!

Полосатое пальто!
Не надену ни за что!
Весь народ издалека
Привереду узнаёт:
Возле каждого ларька
Привереда слёзы льёт.

Зебра-папа, зебра-мама
Успокаивают детку,
А она твердит упрямо:
- Я хочу сапожки в клетку!

Зебру-бабку, зебру-дедку
Извела вконец она:
- Мне нужна косынка в клетку,
А в полоску не нужна!

Папе с мамой надоело
Слушать, как она ревёт:
- Ты пошла бы посидела
На скамейке у ворот. –
А скамейку – ну и дело! –
Папа утром красил сам.

Привереда только села,
Не поверила глазам:
На глазах сменив расцветку,
Привереда стала ВКЛЕТКУ!

И теперь ужасно рад
Полосатый Зеброград:
Наконец-то привереда
Носит клетчатый наряд!

© Блог Димы Шпилера / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Разработка урока-рейтинга по теме: "Биосинтез белков" с элементами КСО :: Работа с текстом на уроках информатики :: Урок информатики в 4-м классе по теме: "Редактирование текста" :: Актуальные вопросы информатизации образования в условиях сельской школы :: Урок по теме "Газовые законы" :: Логово Монстра ( Bad Samaritan ) :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Гостиная/Шкафы/Стеллажи / Сканд-Мебель / Стеллаж комбинированный Баунти ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Обитель зла: Последняя глава ( Resident Evil: The Final Chapter ), 2016

В предыдущей части франшизы Вескер предал Элис в Вашингтоне, и героиня лишилась своих сверхъестественных способностей и стала уязвимой для врагов. Однако она не бросила бороться за выживание человечества. Вместе со своими старыми знакомыми Элис отправляется туда, где все начиналось – в Раккун Сити. Тем временем корпорация «Амбрелла» готовит последний сокрушительный удар по выжившим в апокалипсисе людям. Элис предстоит сразиться с ордами зомби и новыми монстрами-мутантами ради спасения остатков человечества.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Детский оздоровительный лагерь: Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Детский оздоровительно-образовательный лагерь "Юность"

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.


Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

Урок внеклассного чтения, 3-й класс. "Конструирование загадок"
контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD