детские
Хелси и Смарт официальный сайт
Хелси и Смарт официальный сайт

Урок русского языка в 3-м классе по теме: "Правописание приставок и предлогов" : Начальная школа

Цели урока:

  • Обобщить знания о предлогах и приставках; об особенностях написания части слова – приставки и части речи – предлога; повторить изученные орфограммы;
  • Развивать умение различать приставки и предлоги, правильно их писать; речь, память, внимание, мышление, обогащать словарный запас учащихся;
  • Прививать интерес к предмету, аккуратность; воспитывать чувство товарищества, трудолюбие.

Ход урока

I. Организационный момент

Делу время, потехе час.
Послушайте мой рассказ.
Тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь!
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!

II. Объявление темы и цели урока

- На доске кроссворды, разгадав их, узнаете тему урока.

По горизонтали:

1.

Сшили их из черной кожи,
В них теперь ходить мы можем.
И на слякотной дороге
Не промокнут наши ноги. (Сапоги)

2.

Куда бежит — сама не знает.
В степи ровна, в лесу плутает,
Споткнется у порога.
Что это? (Дорога)

3.

Ты учишь буквы складывать, считать,
Цветы растить и бабочек ловить,
На все смотреть и все запоминать,
И все родное русское любить. (Ученик)

4.

Что за комната такая!
Очень светлая, большая.
Парты ровными рядами,
А за партами мы сами. (Класс)

5.

Рядом с дворником всегда я.
Разгребаю снег кругом.
И ребятам помогаю
Делать горку, строить дом. (Лопата)

По вертикали:

6.

Перед корнем подставляем
Эту часть как называем? (Приставка)

Кроссворд

По горизонтали:

1.

В этой узенькой коробке
Ты найдешь карандаши,
Ручки, кисти, скрепки, кнопки —
Что угодно для души. (Пенал)

2.

Многолюден, шумен, молод,
Под землей грохочет город.
А дома с народом тут
Вдоль по улице бегут. (Метро)

3.

Назовите-ка , ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его — всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем новый год. (Декабрь)

4.

Сверху ряска,
А наступишь — вязко. (Болото)

По вертикали:

1.

В предложении на службе
С падежом всегда он в дружбе,
На него показывает
И слова все связывает. (Предлог)

Кроссворд

Кто может назвать тему урока? (Правописание приставок и предлогов.)

Запишите в тетради дату и тему урока “Правописание приставок и предлогов”.

Сегодня на уроке мы отправляемся в необыкновенное путешествие в один из городов страны Грамматики, город Приставок и Предлогов. В городе есть остановки: чтобы доехать до следующей остановки, нужно выполнить задание. У вас есть проездные билеты — тесты, которые в конце путешествия вы должны будете сдать заполненными. Во время путешествия вы будете учиться различать приставки и предлоги, правильно писать их со словами.

Теперь в путь! Готовы ли вы?

III. Минутка чистописания

(Прикрепить автобус к остановке “Самая чистая”. Затем переставлять его по мере выполнения заданий.)

Жители страны очень чистоплотны. Они любят чистоту и порядок во всем, особенно в своих записях. Задание первое: угадайте, что вы будете сегодня писать на минутке чистописания?

а)

Поиграл да поплясал,
Посчитал да помечтал,
Поел, полежал, пошил, попел,
А потом порисовал да в тетрадке пописал,
А потом пошел, поспал.
А приставки ты узнал?

- Почему по-, а не па- ? (Приставки па- не существует.)

б)

Подряд три предлога возьмем,
На дереве часть ветки найдем (сук).

Обратите внимание, что в русском языке есть только предлог с, но не з.

(10 мин.)

IV. Формирование новых знаний

(5 мин.)

Что такое приставка? Как она пишется со словом? Почему?

(Приставка — это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Приставка пишется со словом слитно, так как это часть слова.)

Что такое предлог? Как он пишется с о словом? Почему?

(Предлог — это часть речи. Предлог пишется со словом раздельно, так как это часть речи.)

Правописание приставок и предлогов — это орфограмма. А теперь будем учиться различать приставки и предлоги.

а) Образуйте слово с корнем -кат- и приставкой с-. Слово должно отвечать на вопрос что делали? или что сделали? Это какая часть речи? (Глагол.)

Составьте с этим словом предложение, употребив предлог с. Например, дети скатились с горы.

б) -беж-, приставка по-, предлог по. Например, мальчики побежали по дороге.

(На доске.)

Слова какой части речи вы записали с приставками? (Глаголы) Запомните!

С глаголами предлоги никогда не употребляются.

Повторите хором; про себя.

Почему “с горы”, “по тропе” написали раздельно?

Докажите, что это предлоги. (С высокой горы, по узкой тропе.)

Правильно, между предлогом и словом можно вставить либо вопрос, либо другое слово. В этом и есть отличие предлога от приставки.

V. Отдыхайка

Физминутка.

(1 мин.)

Я зачитываю слава, если слово с приставкой, вы встаете, а если с предлогом — хлопаете.

Долить, до школы, подводный, под стулом, забегу, вышел, подол.

VI. Выбирайка

(7 мин.)

Едем дальше. И учимся различать приставки и предлоги. На столе у вас карточки с тестом. Прочитайте предложения.

О каких чертах характера говорится в первом предложении? Во втором? (О лени и трудолюбии.)

Я думаю, что в нашем классе все ребята, как Вася с Павликом, трудолюбивые, а не как в первом предложении.

Нужно из текста задания выписать слова по вариантам: 1 — слова с приставками, 2 — с предлогами. Работаете только со словами, в которых нужно раскрыть скобки. (2 ученика у доски.)

1) (От)ложил дела (без)дельник

(Со)среды (на)понедельник.

2) Вася (с)Павликом молодцы:

(Про)пололи и (по)лили огурцы.

Докажите, что верно выполнили задание.

VII. Поиграйка

(На доске, 2 мин.)

Зашел, забег, запад, заход.

Найдите лишнее слово. Почему? Запишите слова с приставками, выделите приставки. (Запад, так как там нет приставки.)

Придумайте предложение, где за — предлог (устно). Докажите.

VIII. Исправляйка

(2 мин.)

На этой остановке живет Незнайка. Он написал диктант. Проверьте, нет ли у него ошибок. Исправьте и объясните написание слов.

Шыроко раз лилась рика. Сонце зо катилось. Багрянец неба отражался вводе. Уног сердито плискалась халодная рика.

Я читаю. Есть непонятное слово?

IX. Проверяйка

(На доске с обратной стороны. Текст записывается под диктовку.)

Взаимопроверка тетрадей. Текст открывается.

И последнее задание на этой остановке:

Водитель автобуса хочет проверить, кто был внимательным во время путешествия, все запоминал. Для этого нужно заполнить проездной билет — тест. Перед тем, как заполнять его, вспомним:

- Что такое приставка?

- Как она пишется со словом? Почему?

(Приставка — это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Приставка пишется со словом слитно, так как это часть слова)

- Что такое предлог? Как он пишется со словом?

(Предлог — это часть речи. Предлог пишется со словом раздельно, так как это часть речи.)

- Со словами какой части речи предлоги никогда не употребляются? (С глаголами.)

- Как отличить приставку от предлога?

(Между предлогом и словом можно вставить либо вопрос, либо другое слово.)

Инструктаж, выполнение теста.

X. Итог урока

Вот и закончилось наше путешествие по городу Приставок и Предлогов. Много остановок было на нашем пути. Ваши ответы помогли водителю автобуса благополучно завершить поездку. Жители города Приставок и Предлогов довольны вами, ведь вы чаще всего верно их различали и правильно писали со словами. Прошу сдать проездные билеты.

Обычно после путешествия рассказывают, что видели, делали, запомнили. Что вы запомнили о правописании приставок. Что вы запомнили о правописании предлогов?

Оценки за урок.

© Блог ВМЭШ / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Книга или компьютер? :: Литературная гостиная "Душа в заветной лире…" :: Урок внеклассного чтения по теме: "Ах, зачем война бывает, ах, зачем нас убивают?"(по повести К.Д.Воробьева "Убиты под Москвой") :: Литературный журнал как средство для раскрытия творческих способностей учащихся школы :: Конспекты занятий по экологии и математике. Тема: "Подготовка детей к школе" :: Атлас социокультурной компетенции школьника — новый компонент УМК :: Урок литературы по теме: "Качества личности через призму юмора" ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:


Школьные занятия: Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы


RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD