детские
Научный Центр Детского Здоровья И Подготовки К Школе
Научный Центр Детского Здоровья И Подготовки К Школе
Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Литературное чтение на тему: "Загадаю я загадку…" 2-й класс : Начальная школа

Задачи:

  • дать первоначальное представление о жанре и видах загадки; об их выразительности и образности;
  • развивать логическое мышление (определение признака, по которому сравниваются предметы и явления;
  • развивать речь учащихся;
  • совершенствовать навыки самостоятельной работы в парах.

Оборудование: индивидуальные карточки, учебник Г.М. Грехневой, К.Е. Кареповой “Родное слово”, фонограмма “крик совы”, магнитофон.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

- Угадайте тему урока, выслушав следующие строчки стихотворения.

“Собираются ребятки
Дружной стайкой,
И приходят к нам загадки
С “Угадайкой”.
Догадался? Ждать не надо,
Отвечай-ка!”

- О чем мы будем говорить? Чем будем заниматься на уроке?

-Правильно, тема сегодняшнего урока “Загадаю я загадку…” (Открывается тема урока).

II. Историческая справка. Выступления учащихся.

1. Загадки – один из самых древних жанров устной поэзии. Придуманы они были не только забавы ради. Древние славяне верили, что растения и животные понимают человеческую речь. Потому, например, собираясь на охоту, было крайне неосмотрительно обсуждать свои планы громко и откровенно. Согласитесь, трудно рассчитывать на удачу, когда вся лесная дичь уже прекрасно знает о ваших охотничьих затеях. Вот и была рекомендована зашифрованная, иносказательная речь.

2. Древние верования способствовали широкому распространению тайной речи. Домашний скот переименовывали, чтобы не навлечь на него беду, а лесных зверей – чтобы не спугнуть или не вызвать их ярости. Известно же: о волке речь – а он навстречь. Так появились названия “Долгохвостый” - для коня, “рыкуша” - для коровы, “тонконогая” - для овцы, “низкоглядая” - для свиньи. В сказках волк – не иначе как “серый”, лиса – Патрикеевна, медведь – Косолапый.

- Со стародавних времен знатоки загадок почитались особо.

-Как вы думаете почему? Ответить на этот вопрос вам поможет текст. Прочитайте, найдите ответ и подчеркните его.

III. Самостоятельное чтение текста, работа в парах по индивидуальным карточкам (см.ниже).

- Прочитайте ответ на поставленный вопрос.

-Расскажите, как Иван-дурак стал царевичем?

- Загадка – это жанр народного творчества. Это высокохудожественные произведения. В них отражены наблюдательность, смекалка народа, в них яркий, образный, выразительный язык.

- Прочитайте эпиграф к нашему уроку.

    “Загадка не отгадывается сама-
    Надо попробовать силу ума”.

IV. Работа с загадками.

-Давайте же проверим и вашу смекалку.

1. Работа с загадками о сове.

-Какие признаки совы отмечены в загадках?

- А вы слышали крик совы? Давайте послушаем (включается фонограмма).

- Сравните загадки. Какие различия в их построении вы заметили?

- Первая загадка – вопрос. Вторая – описание.

2. Работа с загадками по карточке

“Загадок имею запас
И вам предложу их сейчас,
А вас попрошу не молчать
И сразу на них отвечать”

- Прочитайте загадки на индивидуальных карточках. Первый вариант. Второй. Третий.

- Определите, какая у вас загадка: описание или вопрос?

- Докажи, почему?

- Вам предстоит выбрать из трех вариантов отгадок один. Доказать, по каким признакам вы выбрали данную отгадку. Обсудить с товарищем, подчеркнуть эти признаки.

Последующая проверка.

-. Какой вариант ответа выбрали? Почему?

- Почему улитку сравнивают с круглым домиком?

- Какой предмет сравнивают еще с домиком? Почему?

- С чем сравнивают экскаватор? Почему?

3. Работа с загадкой о воробье.

- Какие признаки внешнего вида и поведения воробья отмечены в загадке?

- Почему воробей сравнивается с мальчишкой? Чем они похожи?

- Рассмотрите иллюстрацию. Как вы понимаете слово “армячишко”?

- Почему воробей в загадке “одет” не в армяк, а армячишко? Сравни: мальчишка в армяке – мальчишка в армячишке.

- Как проявились в этих загадках народная наблюдательность

- Переделай эту загадку в загадку-вопрос: “Кто…”

V. Творческая работа.

- Прочитайте последнее задание на ваших индивидуальных карточках.

- Что вам сейчас предстоит сделать?

- Придумайте свою загадку – вопрос.

VI. Работа с другими народными жанрами: приметами, поговорками.

-Почему народ постоянно проявлял интерес и внимание к этой птичке?

- Воробей живет все время рядом с человеком. Поэтому и стал героем многих фольклорных произведений.

- Вспомните каких?

Фольклорные
произведения
загадки
сказки
поговорки
пословицы
песни
потешки

- Пословица к слову молвится. Прочитайте пословицу (в учебнике).

“Слово не воробей вылетит, не поймаешь”.

- Как вы ее понимаете?

-Вылетевшего воробья очень трудно, но можно поймать, а слово не вернешь обратно. Вот почему со словом надо обращаться осторожно, думать, что и как сказать.

- Придумайте короткий рассказ, который можно закончить этой пословицей.

VII. Итог урока.

- Что вам понравилось на уроке?

- Что интересного, нового узнали?

VIII. Домашнее задание.

ВАРИАНТ 1

Загадочный мир.

Со стародавних времён знатоки загадок почитались особо. В сказках именно такие герои зачастую оказывались победителями и даже царями. Помните, как это случалось? Разнесут глашатаи по миру царский указ: дескать, выйдет царевна замуж за того, чью загадку разгадать не сможет. И вот собираются ко двору знатные женихи – иноземные короли да принцы. Поехал в столицу и Иван-дурак. Встретил по дороге змею, убил её и придумал загадку: “Зло злом ударил, зло от зла умерло”. Где ж царевне догадаться!... Приходится идти замуж да вести Ивана-дурака к престолу.

Подобные сказочные повороты не случайны. Ведь в каждую загадку вкладывалось немало ценных сведений об окружающем мире. Человек с такими знаниями по праву считался мудрым и смекалистым, а потому сильным и удачливым.

Почему в стародавние времена особо почитались знатоки загадок? Найти ответ в статье, подчеркнуть его.

Загадка

Что такое? Круглый домик…
Может гномик в нем живёт?
Он волшебный этот домик,-
По дорожке сам ползёт!

1. Прочитать загадку. Выбрать из трёх вариантов ответа правильный.

2. Объяснить, по каким признакам вы выбрали данный ответ?

3. Найти данные признаки в загадке и подчеркнуть.

Творческая работа

Придумать загадку-вопрос про любого животного. Загадку начни со слова “Кто…”. Запиши в тетради по чтению.

ВАРИАНТ 2

Загадочный мир.

Со стародавних времён знатоки загадок почитались особо. В сказках именно такие герои зачастую оказывались победителями и даже царями. Помните, как это случалось? Разнесут глашатаи по миру царский указ: дескать, выйдет царевна замуж за того, чью загадку разгадать не сможет. И вот собираются ко двору знатные женихи – иноземные короли да принцы. Поехал в столицу и Иван-дурак. Встретил по дороге змею, убил её и придумал загадку: “Зло злом ударил, зло от зла умерло”. Где ж царевне догадаться!... Приходится идти замуж да вести Ивана-дурака к престолу.

Подобные сказочные повороты не случайны. Ведь в каждую загадку вкладывалось немало ценных сведений об окружающем мире. Человек с такими знаниями по праву считался мудрым и смекалистым, а потому сильным и удачливым.

Почему в стародавние времена особо почитались знатоки загадок? Найти ответ в статье, подчеркнуть его.

Загадка

К нам во двор забрался крот,
Роет землю у ворот.
Тонна в рот земли войдёт,
Если крот откроет рот

1. Прочитать загадку. Выбрать из трёх вариантов ответа правильный.

2. Объяснить, по каким признакам вы выбрали данный ответ?

3. Найти данные признаки в загадке и подчеркнуть.

Творческая работа

Придумать загадку-вопрос про любого животного. Загадку начни со слова “Кто…”. Запиши в тетради по чтению.

ВАРИАНТ 3

Загадочный мир.

Со стародавних времён знатоки загадок почитались особо. В сказках именно такие герои зачастую оказывались победителями и даже царями. Помните, как это случалось? Разнесут глашатаи по миру царский указ: дескать, выйдет царевна замуж за того, чью загадку разгадать не сможет. И вот собираются ко двору знатные женихи – иноземные короли да принцы. Поехал в столицу и Иван-дурак. Встретил по дороге змею, убил её и придумал загадку: “Зло злом ударил, зло от зла умерло”. Где ж царевне догадаться!... Приходится идти замуж да вести Ивана-дурака к престолу.

Подобные сказочные повороты не случайны. Ведь в каждую загадку вкладывалось немало ценных сведений об окружающем мире. Человек с такими знаниями по праву считался мудрым и смекалистым, а потому сильным и удачливым.

Почему в стародавние времена особо почитались знатоки загадок? Найти ответ в статье, подчеркнуть его.

Загадка

Ходит дом ходуном
На столбе золотом.

1. Прочитать загадку. Выбрать из трёх вариантов ответа правильный.

2. Объяснить, по каким признакам вы выбрали данный ответ?

3. Найти данные признаки в загадке и подчеркнуть.

Творческая работа

Придумать загадку-вопрос про любого животного. Загадку начни со слова “Кто…”. Запиши в тетради по чтению.

© Блог Димы Шпилера / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Глобальные проблемы современности и права человека :: Цикл занятий по изобразительной деятельности детей подготовительной группы на тему: "Цирк" :: Работа детского сада по проблеме повышения эффективности нравственного воспитания дошкольников в семье :: Тема урока: "Якутский национальный праздник "Ысыах" :: Ф.И. Тютчев. "Есть в осени первоначальной…" Музыка стиха. Открытый урок в 5-м классе :: Мстители: Война бесконечности ( Avengers: Infinity War ), 2018 :: Дом и дача/Освещение/Новый Год/Праздничный стол/Светильники для кухни / RegenBogen LIFE / Подвесной светильник Котбус 8 492014701 ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:


Warning: include(/home/u190093/detishka.ru/www) [function.include]: failed to open stream: Not a directory in /home/u190093/detishka.ru/www/inc/bot.html on line 341

Warning: include(/home/u190093/detishka.ru/www) [function.include]: failed to open stream: No such device in /home/u190093/detishka.ru/www/inc/bot.html on line 341

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/detishka.ru/www/' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/detishka.ru/www/inc/bot.html on line 341

1 сентября, в День Знаний, уроки должны быть особенными, запоминающимися и задающими тон на весь учебный год!

Литературное чтение на тему: "Загадаю я загадку…" 2-й класс : Начальная школа

Задачи:

Оборудование: индивидуальные карточки, учебник Г.М. Грехневой, К.Е. Кареповой “Родное слово”, фонограмма “крик совы”, магнитофон.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

- Угадайте тему урока, выслушав следующие строчки стихотворения.

“Собираются ребятки
Дружной стайкой,
И приходят к нам загадки
С “Угадайкой”.
Догадался? Ждать не надо,
Отвечай-ка!”

- О чем мы будем говорить? Чем будем заниматься на уроке?

-Правильно, тема сегодняшнего урока “Загадаю я загадку…” (Открывается тема урока).

II. Историческая справка. Выступления учащихся.

1. Загадки – один из самых древних жанров устной поэзии. Придуманы они были не только забавы ради. Древние славяне верили, что растения и животные понимают человеческую речь. Потому, например, собираясь на охоту, было крайне неосмотрительно обсуждать свои планы громко и откровенно. Согласитесь, трудно рассчитывать на удачу, когда вся лесная дичь уже прекрасно знает о ваших охотничьих затеях. Вот и была рекомендована зашифрованная, иносказательная речь.

2. Древние верования способствовали широкому распространению тайной речи. Домашний скот переименовывали, чтобы не навлечь на него беду, а лесных зверей – чтобы не спугнуть или не вызвать их ярости. Известно же: о волке речь – а он навстречь. Так появились названия “Долгохвостый” - для коня, “рыкуша” - для коровы, “тонконогая” - для овцы, “низкоглядая” - для свиньи. В сказках волк – не иначе как “серый”, лиса – Патрикеевна, медведь – Косолапый.

- Со стародавних времен знатоки загадок почитались особо.

-Как вы думаете почему? Ответить на этот вопрос вам поможет текст. Прочитайте, найдите ответ и подчеркните его.

III. Самостоятельное чтение текста, работа в парах по индивидуальным карточкам (см.ниже).

- Прочитайте ответ на поставленный вопрос.

-Расскажите, как Иван-дурак стал царевичем?

- Загадка – это жанр народного творчества. Это высокохудожественные произведения. В них отражены наблюдательность, смекалка народа, в них яркий, образный, выразительный язык.

- Прочитайте эпиграф к нашему уроку.

    “Загадка не отгадывается сама-
    Надо попробовать силу ума”.

IV. Работа с загадками.

-Давайте же проверим и вашу смекалку.

1. Работа с загадками о сове.

-Какие признаки совы отмечены в загадках?

- А вы слышали крик совы? Давайте послушаем (включается фонограмма).

- Сравните загадки. Какие различия в их построении вы заметили?

- Первая загадка – вопрос. Вторая – описание.

2. Работа с загадками по карточке

“Загадок имею запас
И вам предложу их сейчас,
А вас попрошу не молчать
И сразу на них отвечать”

- Прочитайте загадки на индивидуальных карточках. Первый вариант. Второй. Третий.

- Определите, какая у вас загадка: описание или вопрос?

- Докажи, почему?

- Вам предстоит выбрать из трех вариантов отгадок один. Доказать, по каким признакам вы выбрали данную отгадку. Обсудить с товарищем, подчеркнуть эти признаки.

Последующая проверка.

-. Какой вариант ответа выбрали? Почему?

- Почему улитку сравнивают с круглым домиком?

- Какой предмет сравнивают еще с домиком? Почему?

- С чем сравнивают экскаватор? Почему?

3. Работа с загадкой о воробье.

- Какие признаки внешнего вида и поведения воробья отмечены в загадке?

- Почему воробей сравнивается с мальчишкой? Чем они похожи?

- Рассмотрите иллюстрацию. Как вы понимаете слово “армячишко”?

- Почему воробей в загадке “одет” не в армяк, а армячишко? Сравни: мальчишка в армяке – мальчишка в армячишке.

- Как проявились в этих загадках народная наблюдательность

- Переделай эту загадку в загадку-вопрос: “Кто…”

V. Творческая работа.

- Прочитайте последнее задание на ваших индивидуальных карточках.

- Что вам сейчас предстоит сделать?

- Придумайте свою загадку – вопрос.

VI. Работа с другими народными жанрами: приметами, поговорками.

-Почему народ постоянно проявлял интерес и внимание к этой птичке?

- Воробей живет все время рядом с человеком. Поэтому и стал героем многих фольклорных произведений.

- Вспомните каких?

Фольклорные
произведения
загадки
сказки
поговорки
пословицы
песни
потешки

- Пословица к слову молвится. Прочитайте пословицу (в учебнике).

“Слово не воробей вылетит, не поймаешь”.

- Как вы ее понимаете?

-Вылетевшего воробья очень трудно, но можно поймать, а слово не вернешь обратно. Вот почему со словом надо обращаться осторожно, думать, что и как сказать.

- Придумайте короткий рассказ, который можно закончить этой пословицей.

VII. Итог урока.

- Что вам понравилось на уроке?

- Что интересного, нового узнали?

VIII. Домашнее задание.

ВАРИАНТ 1

Загадочный мир.

Со стародавних времён знатоки загадок почитались особо. В сказках именно такие герои зачастую оказывались победителями и даже царями. Помните, как это случалось? Разнесут глашатаи по миру царский указ: дескать, выйдет царевна замуж за того, чью загадку разгадать не сможет. И вот собираются ко двору знатные женихи – иноземные короли да принцы. Поехал в столицу и Иван-дурак. Встретил по дороге змею, убил её и придумал загадку: “Зло злом ударил, зло от зла умерло”. Где ж царевне догадаться!... Приходится идти замуж да вести Ивана-дурака к престолу.

Подобные сказочные повороты не случайны. Ведь в каждую загадку вкладывалось немало ценных сведений об окружающем мире. Человек с такими знаниями по праву считался мудрым и смекалистым, а потому сильным и удачливым.

Почему в стародавние времена особо почитались знатоки загадок? Найти ответ в статье, подчеркнуть его.

Загадка

Что такое? Круглый домик…
Может гномик в нем живёт?
Он волшебный этот домик,-
По дорожке сам ползёт!

1. Прочитать загадку. Выбрать из трёх вариантов ответа правильный.

2. Объяснить, по каким признакам вы выбрали данный ответ?

3. Найти данные признаки в загадке и подчеркнуть.

Творческая работа

Придумать загадку-вопрос про любого животного. Загадку начни со слова “Кто…”. Запиши в тетради по чтению.

ВАРИАНТ 2

Загадочный мир.

Со стародавних времён знатоки загадок почитались особо. В сказках именно такие герои зачастую оказывались победителями и даже царями. Помните, как это случалось? Разнесут глашатаи по миру царский указ: дескать, выйдет царевна замуж за того, чью загадку разгадать не сможет. И вот собираются ко двору знатные женихи – иноземные короли да принцы. Поехал в столицу и Иван-дурак. Встретил по дороге змею, убил её и придумал загадку: “Зло злом ударил, зло от зла умерло”. Где ж царевне догадаться!... Приходится идти замуж да вести Ивана-дурака к престолу.

Подобные сказочные повороты не случайны. Ведь в каждую загадку вкладывалось немало ценных сведений об окружающем мире. Человек с такими знаниями по праву считался мудрым и смекалистым, а потому сильным и удачливым.

Почему в стародавние времена особо почитались знатоки загадок? Найти ответ в статье, подчеркнуть его.

Загадка

К нам во двор забрался крот,
Роет землю у ворот.
Тонна в рот земли войдёт,
Если крот откроет рот

1. Прочитать загадку. Выбрать из трёх вариантов ответа правильный.

2. Объяснить, по каким признакам вы выбрали данный ответ?

3. Найти данные признаки в загадке и подчеркнуть.

Творческая работа

Придумать загадку-вопрос про любого животного. Загадку начни со слова “Кто…”. Запиши в тетради по чтению.

ВАРИАНТ 3

Загадочный мир.

Со стародавних времён знатоки загадок почитались особо. В сказках именно такие герои зачастую оказывались победителями и даже царями. Помните, как это случалось? Разнесут глашатаи по миру царский указ: дескать, выйдет царевна замуж за того, чью загадку разгадать не сможет. И вот собираются ко двору знатные женихи – иноземные короли да принцы. Поехал в столицу и Иван-дурак. Встретил по дороге змею, убил её и придумал загадку: “Зло злом ударил, зло от зла умерло”. Где ж царевне догадаться!... Приходится идти замуж да вести Ивана-дурака к престолу.

Подобные сказочные повороты не случайны. Ведь в каждую загадку вкладывалось немало ценных сведений об окружающем мире. Человек с такими знаниями по праву считался мудрым и смекалистым, а потому сильным и удачливым.

Почему в стародавние времена особо почитались знатоки загадок? Найти ответ в статье, подчеркнуть его.

Загадка

Ходит дом ходуном
На столбе золотом.

1. Прочитать загадку. Выбрать из трёх вариантов ответа правильный.

2. Объяснить, по каким признакам вы выбрали данный ответ?

3. Найти данные признаки в загадке и подчеркнуть.

Творческая работа

Придумать загадку-вопрос про любого животного. Загадку начни со слова “Кто…”. Запиши в тетради по чтению.

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Состояние воздуха: Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Водоемы Краснодарского края. Их использование и их охрана

Урок дает возможность сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Урок по фольклору (предмет по выбору). Тема: "Хлеб на стол и стол - престол

Урок дает возможность сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Урок истории в 5-м классе по теме "Жизнь египетского вельможи"

Данная статья включает организацию самостоятельной работы учащихся на разных этапах урока с использованием различных методов и приемов.

Задания для проведения школьной олимпиады по химии для учащихся 8–10-х классов

В работе представлены задачи для проведения школьного тура олимпиады по химии для обучающихся 8–10-х классов. Олимпиада может включать заочный и очный туры. Задания должны быть разнообразными по содержанию и типу. Уровень сложности заданий должен быть доступен для большинства школьников, но по своей форме задания должны отличаться от контрольной работы по химии необычностью постановки вопроса, а в ответах на них должны допускаться приемы решений, которые не являются стандартными.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.


Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD