детские
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства в 3-м классе по теме: "Образы природы в музыке и живописи" : Начальная школа

Тема: Образы природы в музыке и живописи.

Цель:

- учить видеть и использовать краски состояния утренней и вечерней природы;
- учить слышать и передавать в собственном исполнении настроение утра и вечера.

Оборудование: портрет Эдварда Грига, аудиозапись, картины художников с изображением утреннего и вечернего пейзажа, 2 палитры (с теплыми и холодными красками), карточки со словами: флейта, силуэт, храм природы, Эдвард Григ; образцы пейзажей: утро и вечер; изображение флейты.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Вступительная беседа.

Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
С.Смирнов.

- Как вы думаете, какому храму будет посвящен наш урок?

(На доску помещается карточка «ХРАМ ПРИРОДЫ».)

- Чтобы увидеть и услышать красоту природы, мы совершим экскурсию в картинную галерею.

- Природа бывает разная: спокойная, шумная, ветреная, дождливая и т.д.

- Поиграем в игру «Палиндром» или «Бегущий назад», чтобы узнать, о какой природе пойдет речь на уроке.

(На доску помещаются карточки с надписями: орту и речев, а на обратной стороне изображены образцы пейзажей: утро и вечер. Дети прочитывают слова, а учитель переворачивает эти карточки.)

3. «Утро» Э.Грига из сюиты «Пер Гюнт».

- Послушайте, о каком времени суток я прочту?

Ясно утро. Тихо веет
Теплый ветерок;
Луг, как бархат зеленеет,
В зареве восток.
И.Никитин.

- В каком состоянии природа? (Спокойная, тихая, теплая.)

- Послушайте музыкальную загадку и скажите, созвучны ли стихотворение и музыка?

(Учитель предлагает послушать «Утро» Э.Грига.)

- Расскажите об этой музыке по плану:

название
композитор
исполнители
лад
форма
динамика
темп
характер
настроение

(План ответа помещается на доске.)

- «Утро» - маленькая музыкальная картина. Пер Гюнт встречает восход солнца в Египте, но перед его глазами – родная Норвегия. Он представляет себе, как чуть шелестит ветерок в листве, как просыпаются с пением птицы, как солнце поднимается все выше и освещает горы. Мелодия звучит спокойная, прозрачная, как родниковая вода. Начало ее похоже на пастушечьи наигрыши. Сходство в том, что главную мелодию играет флейта.

- Флейта – деревянный духовой инструмент, один из самых древних по происхождению.

- Сядьте как исполнители. Показывая руками, как восходит солнце, исполним главную мелодию.

- Посмотрите на картины.

- Какие краски используют художники: теплые или холодные?

- Правильно, холодные. Солнце низко, кругом туман, лучи рассеяны, скользят по земле, утром воздух прохладный.

4. «Заход солнца» Э.Грига.

- Какое время суток спряталось в этом стихотворении?

Летний вечер тих и ясен,
Посмотри, как дремлют ивы,
Запад неба бледно красен,
И реки блестят извивы…
А.Фет.

- Послушайте музыкальную загадку.

(Учитель предлагает послушать «Заход солнца» Э.Грига.)

- Можно ли объединить стихотворение и песню?

- Что их роднит?

- Расскажите о музыке, которую вы услышали?

(Ученики отвечают по плану.)

- Песня заканчивается словами «Скоро солнце пропадет за алой полосою», а инструментальное заключение дополняет и завершает поэтическую картину.

Вокально-хоровая работа:

- точное исполнение распевов;

- работа над динамикой.

- Посмотрите на картины.

- Какие краски используют художники?

- Солнышко днем все вокруг согревало своими лучами, воздух теплый, все замирает, засыпает.

- Поиграем в «Волшебные краски». У вас на столах лежат краски с палитры. Первый вариант показывает краски утра, холодные, а второй вариант – краски захода солнца, теплые.

(На каждой парте лежат по 2 кружка разного цвета: холодный и теплый.)

5. Объяснение, показ последовательности рисунка.

Практическая работа детей.

- Мы пополним картинную галерею новыми работами. Создадим свои картины природы.

- Деревья изобразим силуэтами.

Силуэт – очертание предмета, похожее на его тень.

- Работать будем «по сырому».

1. Линия горизонта ниже середины или посередине листа. Берем синюю краску.
2. Смачиваем лист слева направо губкой или широкой кистью.
3. Верхняя часть неба темнее и холоднее:

фиолетовый + синий (2-3 мазка);
фиолетовый + бордовый или малиновый (1 мазок);
бордовый (1 мазок);
бордовый + красный (1 мазок);

Ниже, теплее:

красный (1 мазок);
желтый (1 мазок).

4. Работу можно повращать, чтобы мазки немного слились.

Можно сделать отмывку и изобразить диск солнца желтым цветом. Лучей много, их не рисуем.

5. Земля утром и вечером темная.

Рисуем с черным цветом:

зеленый + черный;
коричневый + черный;
синий + черный.

6. Лес вдали изображаем примакиванием.

- Выберите то время суток, которое соответствует вашему настроению.

(Дети выполняют подмалевок. Звучит музыка Э.Грига.)

7. Листву на деревьях можно изобразить по-разному: тычками, облачками, примакиванием. Деревья могут быть ближе и дальше, крупнее и меньше.

(Дети изображают пейзаж утра, вечера.)

6. Итог урока.

- Молодцы!

- Вы передали свое настроение в картинах природы.

Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
Рисунок 4
Рисунок 5
Рисунок 6
Рисунок 7
Рисунок 8
Рисунок 9
Рисунок 10
Рисунок 11

© Блог Димы Шпилера / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Управление гимназией: анализ ситуации :: Конференция идей "Золотые правила хозяюшки" :: Классный час "Знаете ли вы?" :: Разработка классного часа: "Делать добро спешите" :: Социальная и педагогическая деятельность школы :: Шазам ( Shazam! ), 2019 ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

06.12.17: Ямагатский грипп, надвигающийся на Россию: чем страшен, а чем нет? (Спойлер: прививки в данном случае не помогут)

05.12.17: Травля в детских коллективах (да и не только детских): коротко и образно в изложении Валерия Воскобойникова

01.12.17: Напоминаем, что мы уже больше 10 лет отбираем для Вас самые лучшие сценарии новогодних праздников и утренников для детей!

02.11.17: «Стрепсилс» изымают из аптек: почему и что это для нас значит? (Спойлер: да, в общем-то, ничего)

30.10.17: Подробности об эпидемии пневмонии-2017

25.10.17: Что такое "внебольничная пневмония" 2017 года?

22.10.17: Особенности гриппа "Мичиган" (штамм сезона 2017-2018 гг.)

09.09.17: Чемпионский титул или смартфон? Выбор для подростка

26.08.17: Букеты из чая, кофе и конфет

11.08.17: Готовимся к 1 сентября: Модные букеты 2017

16.07.17: До какого возраста и на каком сиденье необходимо автокресло ребенку. Изменения в ПДД с июля 2017

09.07.17: Влияют ли позы партнеров на вероятность успешной беременности и если да, то как.

02.07.17: Режутся зубки у ребенка: чем снимать боль



Подписаться на новые статьи:


Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

Алгебра, 11-й класс. Обобщающий урок по теме "Производная и ее применение"
контакты
 
Рейтинг@Mail.ru