детские
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Адаптированная программа курса для 11-го класса "Основы семейной психологии" : Школьная психологическая служба

Цель курса:

  • Данная программа имеет своей целью знакомство юношей и девушек с основами знаний о семейных отношениях;
  • формирование представлений о причинах внутрисемейных конфликтов, о воспитании будущих детей.

Программа составлена на основе семейной циклограммы.

Основные задачи курса:

  1. Психологическая и практическая подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни.
  2. Формирование психологических знаний и умений простраивать внутрисемейные взаимоотношения.
  3. Психологическая и физиологическая основа знаний по половому воспитанию.

Для реализации задач применяются следующие методы преподавания:

  • лекционный;
  • эвристический;
  • игровой тренинг;
  • диагностические процедуры (тестирование);
  • имитационные деловые и семейные игры;
  • дискуссии.

За период обучения учащиеся выполняют несколько практических работ. Наиболее значимая – семейная генограмма.

Примерный календарно-тематический план

(1 час в неделю)

№ недели Тема Примерное содержание занятия

СЕНТЯБРЬ

1 Как выглядит ваша семья? 1. Цели и задачи предмета.

2. Мини-опрос.

3. Что такое зрелая семья?

4. Диагностика “Семейная социограмма”.

5. Вводим новые атрибуты урока:

  • барометр душевного состояния;
  • включение;
  • барометр.
2 “Я – семь Я”.

Самооценка.

1. Восемь линз восприятия мира – иллюстративная лекция.

2. Тест “Школа самооценки”.

3. Тест “Кинетический рисунок семьи”.

4. Моё состояние в семье – элементы психодрамы.

3 Структура семьи. 1. Основные понятия – словарная работа.

2. Семейный треугольник.

3. Семейные коалиции.

4. Жизненный цикл семьи. Циклограмма.

4 Период ухаживания.

Когда это начинается?

1. “Дружба” – дискуссия.

2. Первая любовь – иллюстративная лекция.

3. Психологическое упражнение “Комплимент”.

4. Минисочинение “Признание в любви”.

ОКТЯБРЬ

5 Культура чувств – это … 1. “Без плаща, шпаги и реверансов” – дискуссия.

2. “Письмо” – размышления вслух.

3. Этикет взаимоотношений.

4. Идеальный юноша. Идеальная девушка.

6 Молодая семья.

Под марш Мендельсона.

1. Проблемы, переживания, приспособления в период этой фразы – иллюстрированная лекция.

2. Игра – “Мы решили пожениться”.

3. Психологическое упражнение “Брачное объявление”.

4. Релаксация: “Колодец в пустыне”.

7 Модели общения в семье. 1. Вербальное и невербальное общение -иллюстративная лекция.

2. Психологическое упражнение “Телеграмма”.

3. Типы поведения людей при отвержении.

4. Психологическое упражнение “Обвинение”.

8 Практическое занятие. 1. Урок проводится в виде тренинга. Упражнения основаны на решении семейных ситуаций и проблем.

НОЯБРЬ

9 Дети в семье – “маленькие пришельцы”.

Экспансия.

1. Проблемы, связанные с появлением ребёнка.

2. Дискуссия: “Сколько детей должно быть в семье?”

3. Возрастные особенности детей – краткий экскурс.

4. “Случай из детства” – минисочинение.

10 Идеал и быт. 1. Тест “Какой вы будете мамой?”

2. Что значит быть хорошей матерью – беседа.

3. Психологические портреты матери по Захарову.

4. Портрет-сочинение “Моя мама”.

11

Братско-сестринские взаимоотношения. 1. Порядок рождения детей в семье – лекция.

2. Беседа “Вопрос-ответ” по итогам лекции.

3. Тренинг простаивания взаимоотношений с учётом порядка рождения детей в семье.

ДЕКАБРЬ

12 Особые семьи. 1. Причины возникновения неполных семей – беседа.

2. Психологическое упражнение “Ссора родителей”.

3. Рефлексия.

4. Повторные браки. Ваше мнение?

13 Детские неврозы. 1. Лекция “Причина детской нервности”.

2. Типы неправильного воспитания детей -иллюстративная лекция.

3. Релаксация “Лесное озеро”.

14 Фаза стабилизации.

Генограмма.

1. Трудности на зрелой стадии брака.

2. Практическая работа – построение генограммы семьи.

15

Старшие в доме. 1. Проблема отцов и детей.

2. Тёща и свекровь. Проблемы взаимоотношений.

3. “Коалиции внутри семьи” – практическая работа.

4. Релаксация “Рисуем музыку”.

ЯНВАРЬ

16

Семейная инженерия или повседневная жизнь семьи. 1. Много ли в семье обязанностей у её членов? – беседа.

2. Практическая работа “Семейный секретарь”.

3. Деловая игра “Семейное собрание”.

17 Практическая работа “Семейный термометр”. 1. Разминка.

2. “Семейный термометр” – большая игра.

3. Рефлексия.

18 В семье – подросток. 1. Физиологические и психологические особенности. Кризис 13 лет.

2. Проблемы взаимоотношений с родителями.

3. Мини-сочинение “Когда я был подростком …”

ФЕВРАЛЬ

19 На пороге взрослости. Выбор.

Дети покидают дом.

1. Психология ранней юности – иллюстративная лекция.

2. Как сделать правильный выбор?

3. Тест “Клетка” (профориентация).

4. Психолого-профориентационная игра “Профконсультация”.

20 Пустое гнездо. Одиночество. 1. Кризисы семьи в период этой фазы.

2. Родительско-детский симбиоз. Его влияние на будущее детей.

3. Тест Розенцвейга.

21 Практическая работа. 1. “Пустое гнездо” или “Медовый месяц” – дискуссия.

2. Кризисы семьи в период фазы “Пустое гнездо”.

3. Легко ил быть одиноким? – беседа.

4. Минисочинение “Моя бабушка”.

22

  1. “Семейная линия времени”. Её построение.

МАРТ

23

“У нас в гостях”. 1. Беседа с одним из специалистов по вопросам семьи и брака.
24 Домашняя экономика. 1. Потребности естественные и искусственные – лекция.

2. “Семейный бюджет” – практическая работа в виде деловой игры.

25 Воспитание духовности в семье. 1. Психологическое упражнение “Я высоко ценю себя”.

2. “Душа – миф или реальности” – дискуссия.

3. Психологические упражнения: “Подарок”, “Золотой шар”.

26 По законам чести. 1. Семейный кодекс. Краткий экскурс.

2. “Развод по-человечески” – иллюстрированная лекция.

3. Семья и общество. Беседа.

4. Релаксация “Путешествие капельки”.

АПРЕЛЬ

27 “Смотрясь, как в зеркало другого”. 1. Почему они такие? (Чем отличаются женщины от мужчин).

2. Сочинение “И это всё о нём (о ней)?

28 Час откровения. 1. Ответы на вопросы учащихся о проблемах полового воспитания.

2. Рефлексия.

29 “У нас в гостях”. Беседа со специалистом в области сексуального воспитания.
30 Ваш внешний вид. 1. “Как выглядеть дома?” – дискуссия.

2. Мини-лекции:

  • ваша одежда
  • грим
  • волосы
  • руки

3. Ролевая игра “Портрет идеальной жены (мужа)”.

МАЙ

31 Ваш голос. 1. Некоторые особенности вашего голоса -иллюстрированная лекция.
32 Как быть всегда в форме? 1. Как избавиться от вредных привычек.

2. “Здоровью вредить – себя не любить” (о курении и наркомании)

3. Физические упражнения и питание – беседа.

33 “Учитесь властвовать собой”. Стресс. 1. Что такое стресс и как с ним бороться? – лекция.

2. Страх. Терапия страхов. Арттерапия “Рисуем свой страх”.

34

Итоговое занятие. Консультации учащихся по:
  • генограмме;
  • семейной линии времени;
  • личным проблемам.

2. Рефлексия.

Литература, используемая при составлении программы.

  1. Афанасьева Т.М. “Семья”.
  2. Браун Л. “Имидж – путь к успеху”.
  3. Гарбузов В.И. “Нервные дети”.
  4. Сатир В. “Как строить себя и свою семью”.
  5. Тимошенко Л.Н. “Воспитание старшеклассниц”.
  6. Черников А.В. “Интегративная модель системной семейной психотерапевтической диагностики”.
  7. Эйдемиллер Э.Г. “Методы семейной диагностики и психотерапии”.

© Блог Димы Шпилера / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Урок-спектакль в 4-м классе по теме: "Путешествие в музей имени Тома Сойера" :: План-конспект урока по окружающему миру на тему: "Обобщающий урок по теме "Земля и Солнце". Памятка путешественника" :: Обучение употреблению изобразительно-выразительных средств при написании текстов художественного стиля :: О некоторых возможностях совершенствования методики творческого диктанта на современном этапе :: Урок–практикум по решению задач в 9-м классе по теме "Решение задач на законы электролиза" :: По ту сторону надежды ( Toivon tuolla puolen ), 2017 ::
Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list9.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/detishka.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 44

Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list9.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/detishka.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 44

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list9.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/detishka.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 44
Безымянный проект о Хане Соло ( A Star Wars Story: Untitled Han Solo Film ), 2018 ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:


Warning: include(/home/u190093/detishka.ru/www) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/detishka.ru/www/inc/bot.html on line 329

Warning: include(/home/u190093/detishka.ru/www) [function.include]: failed to open stream: No such device in /home/u190093/detishka.ru/www/inc/bot.html on line 329

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/detishka.ru/www/' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/detishka.ru/www/inc/bot.html on line 329

1 сентября, в День Знаний, уроки должны быть особенными, запоминающимися и задающими тон на весь учебный год!

Адаптированная программа курса для 11-го класса "Основы семейной психологии" : Школьная психологическая служба

Цель курса:

Программа составлена на основе семейной циклограммы.

Основные задачи курса:

  1. Психологическая и практическая подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни.
  2. Формирование психологических знаний и умений простраивать внутрисемейные взаимоотношения.
  3. Психологическая и физиологическая основа знаний по половому воспитанию.

Для реализации задач применяются следующие методы преподавания:

За период обучения учащиеся выполняют несколько практических работ. Наиболее значимая – семейная генограмма.

Примерный календарно-тематический план

(1 час в неделю)

№ недели Тема Примерное содержание занятия

СЕНТЯБРЬ

1 Как выглядит ваша семья? 1. Цели и задачи предмета.

2. Мини-опрос.

3. Что такое зрелая семья?

4. Диагностика “Семейная социограмма”.

5. Вводим новые атрибуты урока:

  • барометр душевного состояния;
  • включение;
  • барометр.
2 “Я – семь Я”.

Самооценка.

1. Восемь линз восприятия мира – иллюстративная лекция.

2. Тест “Школа самооценки”.

3. Тест “Кинетический рисунок семьи”.

4. Моё состояние в семье – элементы психодрамы.

3 Структура семьи. 1. Основные понятия – словарная работа.

2. Семейный треугольник.

3. Семейные коалиции.

4. Жизненный цикл семьи. Циклограмма.

4 Период ухаживания.

Когда это начинается?

1. “Дружба” – дискуссия.

2. Первая любовь – иллюстративная лекция.

3. Психологическое упражнение “Комплимент”.

4. Минисочинение “Признание в любви”.

ОКТЯБРЬ

5 Культура чувств – это … 1. “Без плаща, шпаги и реверансов” – дискуссия.

2. “Письмо” – размышления вслух.

3. Этикет взаимоотношений.

4. Идеальный юноша. Идеальная девушка.

6 Молодая семья.

Под марш Мендельсона.

1. Проблемы, переживания, приспособления в период этой фразы – иллюстрированная лекция.

2. Игра – “Мы решили пожениться”.

3. Психологическое упражнение “Брачное объявление”.

4. Релаксация: “Колодец в пустыне”.

7 Модели общения в семье. 1. Вербальное и невербальное общение -иллюстративная лекция.

2. Психологическое упражнение “Телеграмма”.

3. Типы поведения людей при отвержении.

4. Психологическое упражнение “Обвинение”.

8 Практическое занятие. 1. Урок проводится в виде тренинга. Упражнения основаны на решении семейных ситуаций и проблем.

НОЯБРЬ

9 Дети в семье – “маленькие пришельцы”.

Экспансия.

1. Проблемы, связанные с появлением ребёнка.

2. Дискуссия: “Сколько детей должно быть в семье?”

3. Возрастные особенности детей – краткий экскурс.

4. “Случай из детства” – минисочинение.

10 Идеал и быт. 1. Тест “Какой вы будете мамой?”

2. Что значит быть хорошей матерью – беседа.

3. Психологические портреты матери по Захарову.

4. Портрет-сочинение “Моя мама”.

11

Братско-сестринские взаимоотношения. 1. Порядок рождения детей в семье – лекция.

2. Беседа “Вопрос-ответ” по итогам лекции.

3. Тренинг простаивания взаимоотношений с учётом порядка рождения детей в семье.

ДЕКАБРЬ

12 Особые семьи. 1. Причины возникновения неполных семей – беседа.

2. Психологическое упражнение “Ссора родителей”.

3. Рефлексия.

4. Повторные браки. Ваше мнение?

13 Детские неврозы. 1. Лекция “Причина детской нервности”.

2. Типы неправильного воспитания детей -иллюстративная лекция.

3. Релаксация “Лесное озеро”.

14 Фаза стабилизации.

Генограмма.

1. Трудности на зрелой стадии брака.

2. Практическая работа – построение генограммы семьи.

15

Старшие в доме. 1. Проблема отцов и детей.

2. Тёща и свекровь. Проблемы взаимоотношений.

3. “Коалиции внутри семьи” – практическая работа.

4. Релаксация “Рисуем музыку”.

ЯНВАРЬ

16

Семейная инженерия или повседневная жизнь семьи. 1. Много ли в семье обязанностей у её членов? – беседа.

2. Практическая работа “Семейный секретарь”.

3. Деловая игра “Семейное собрание”.

17 Практическая работа “Семейный термометр”. 1. Разминка.

2. “Семейный термометр” – большая игра.

3. Рефлексия.

18 В семье – подросток. 1. Физиологические и психологические особенности. Кризис 13 лет.

2. Проблемы взаимоотношений с родителями.

3. Мини-сочинение “Когда я был подростком …”

ФЕВРАЛЬ

19 На пороге взрослости. Выбор.

Дети покидают дом.

1. Психология ранней юности – иллюстративная лекция.

2. Как сделать правильный выбор?

3. Тест “Клетка” (профориентация).

4. Психолого-профориентационная игра “Профконсультация”.

20 Пустое гнездо. Одиночество. 1. Кризисы семьи в период этой фазы.

2. Родительско-детский симбиоз. Его влияние на будущее детей.

3. Тест Розенцвейга.

21 Практическая работа. 1. “Пустое гнездо” или “Медовый месяц” – дискуссия.

2. Кризисы семьи в период фазы “Пустое гнездо”.

3. Легко ил быть одиноким? – беседа.

4. Минисочинение “Моя бабушка”.

22

  1. “Семейная линия времени”. Её построение.

МАРТ

23

“У нас в гостях”. 1. Беседа с одним из специалистов по вопросам семьи и брака.
24 Домашняя экономика. 1. Потребности естественные и искусственные – лекция.

2. “Семейный бюджет” – практическая работа в виде деловой игры.

25 Воспитание духовности в семье. 1. Психологическое упражнение “Я высоко ценю себя”.

2. “Душа – миф или реальности” – дискуссия.

3. Психологические упражнения: “Подарок”, “Золотой шар”.

26 По законам чести. 1. Семейный кодекс. Краткий экскурс.

2. “Развод по-человечески” – иллюстрированная лекция.

3. Семья и общество. Беседа.

4. Релаксация “Путешествие капельки”.

АПРЕЛЬ

27 “Смотрясь, как в зеркало другого”. 1. Почему они такие? (Чем отличаются женщины от мужчин).

2. Сочинение “И это всё о нём (о ней)?

28 Час откровения. 1. Ответы на вопросы учащихся о проблемах полового воспитания.

2. Рефлексия.

29 “У нас в гостях”. Беседа со специалистом в области сексуального воспитания.
30 Ваш внешний вид. 1. “Как выглядеть дома?” – дискуссия.

2. Мини-лекции:

  • ваша одежда
  • грим
  • волосы
  • руки

3. Ролевая игра “Портрет идеальной жены (мужа)”.

МАЙ

31 Ваш голос. 1. Некоторые особенности вашего голоса -иллюстрированная лекция.
32 Как быть всегда в форме? 1. Как избавиться от вредных привычек.

2. “Здоровью вредить – себя не любить” (о курении и наркомании)

3. Физические упражнения и питание – беседа.

33 “Учитесь властвовать собой”. Стресс. 1. Что такое стресс и как с ним бороться? – лекция.

2. Страх. Терапия страхов. Арттерапия “Рисуем свой страх”.

34

Итоговое занятие. Консультации учащихся по:
  • генограмме;
  • семейной линии времени;
  • личным проблемам.

2. Рефлексия.

Литература, используемая при составлении программы.

  1. Афанасьева Т.М. “Семья”.
  2. Браун Л. “Имидж – путь к успеху”.
  3. Гарбузов В.И. “Нервные дети”.
  4. Сатир В. “Как строить себя и свою семью”.
  5. Тимошенко Л.Н. “Воспитание старшеклассниц”.
  6. Черников А.В. “Интегративная модель системной семейной психотерапевтической диагностики”.
  7. Эйдемиллер Э.Г. “Методы семейной диагностики и психотерапии”.
Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

Invalid query: Table 'u190093.poznanie_content' doesn't exist