детские
Хелси и Смарт официальный сайт
Хелси и Смарт официальный сайт

Некоторые приемы работы со словарными словами на уроках русского языка в старших классах : Русский язык

Известно, что одна из самых сложных тем курса русского языка является тема “Непроверяемые гласные и согласные в корне слова”, иными словами, правописание словарных слов, т.к. эти слова нельзя проверить, а нужно “запоминать или проверять по словарю”. А как же запомнить такое огромное количество слов? Разумеется, легче тем, у кого хорошая зрительная память, кто много читает. К сожалению, среди сегодняшних школьников таких немного. Что же делать им? Я предлагаю следующие приемы работы.

1 ЭТАП – знакомство со словарными словами
Слова для запоминания нужно каким-то способом группировать. Например, так.
Слова, в которых в “опасных” местах пишутся

А-А О-О
АвАнгард кАбАла дОскОнально
АрмАтура кАтАкомбы кОмпОновка
БАлАган кАтАклизм кОрпОрация
ВАндАл кАвАлерия кОнглОмерат
ВАкАнсия мАкулАтура кОпОшиться
ДиАпАзон мАлАхит нОвОкаин
КАрАкатица нАвАждение рОтОнда
КАрАвай нАфтАлин
ТрАнспАрант пАрАдокс

 

-А- -О-
бАнальный кАвычки бОгема кОнверсия
бАгровый пАмфлет бОйкот кОгорта
вАтрушка пАритет бОрдюр кОрифей
гАлактика пАром вОлынка кОлибри
кАлач пАродия кОнфорка кОралл
кАлитка кАнтата кОбура пОртьера
кАморка стрАтегия кОчан пОрхать
кАбала ярмАрка кОрдон спОнтанный

 

-Е-И- -И-Е-
вЕнтИлятор бИссЕктриса
вЕстИбюль вИнЕгрет
вЕрнИсаж дИлЕтант
дЕлИкатес гИпотЕза
пЕрИферия дИрЕктива
пЕрИскоп дИссЕртация
пЕрИпетии дИвЕрсант
прЕзИдент ИнтЕллект
сЕмИнар лИнолЕум
фЕстИваль стИпЕндия

 

-Е-Е- -И-И-
вЕтЕран дИвИзия
дЕзЕртир дИрИжабль
мЕцЕнат дИвИденд
прЕтЕндент дИрИжер
прЕцЕдент дИскрИмИнация
рЕпЕтиция ИждИвение
рЕвЕранс ИнцИдент
рЕфЕрендум лИквИдация
тЕмпЕрамент нИгИлист
фЕдЕрация прИвИлегия

 

-Л- -ЛЛ-
аЛюминий артиЛЛерия интеЛЛигент
аЛогизм аЛЛергия иЛЛюминация
баЛанс аЛЛигатор иЛЛюзия
баЛюстрада апеЛЛяция дистиЛЛированный
вентиЛяция баЛЛон кораЛЛ
гаЛерея бациЛЛа баЛЛада
диЛер баЛЛ бюЛЛетень
коЛичество баЛЛаст коЛЛектив
кристаЛьный беЛЛетристика капиЛЛяр
эЛегия интеЛЛект коЛЛаж и т.д.

То же самое можно сделать и с другими согласными.
Кроме того, есть целый ряд слов, в которых прибавляют ненужный гласный или согласный. Такие слова я даю отдельно (с кратким пояснением).

Благословение (после В нет Л) нюанс (после Н нет Ь)
Вдохновение (после В нет Л) прецедент (перед Д нет Н)
Дерматин( после А нет Н) продюсер (после Д нет Ь)
Дикобраз(после О нет второго О) стипендиат (перед конечным Т нет Н)
Интриган, интриганка (после второго Н нет Т) ханжество (после Е нет Н)
Инцидент(после второго И нет Н) эскорт (после Э нет К)
Компрометация (после Е нет Н) юрисконсульт (после первого С нет Т)
Констатация (после первого А нет Н) мюзикл ( после М нет Ь)

(Слова , в которые “вставляют” ненужный согласный, взяты из книги Т.Ф. Ивановой, Т.А, Черкасовой “Русская речь в эфире” - М.: Рус. яз., 2002)

2 ЭТАП – заучивание (домашнее задание).
Предлагаю для заучивания слова по группам. Например: задание №1 слова на –А-А-; -О-О-; задание №2 слова на –А-; -О- и т.д. Когда записываю на доске (или распечатываю для каждого) слова, то обязательно объясняю значение каждого слова. Учащимся нужно не только знать написание слов, но и их лексическое значение.
В качестве домашнего задания можно также предложить самим составить связный текст, используя как можно больше словарных слов. Например. Закончите предложенный текст.
Однажды бывший импресарио Иннокентий в очередной раз досконально изучал страничку в утренней прессе с предложениями о вакансиях. Диапазон предлагаемых профессий был широк: от банального водителя троллейбуса до продюсера мюзикла

3 ЭТАП – проверка усвоения.
Проверку можно проводить:

а) в виде словарного диктанта (при этом проверяется не только то, как ребята усвоили правописание этих слов, но и то, как они знают их лексическое значение).
Например:
Словарный диктант № 1: Богема, багровый, ватрушка, кочан, кордон, порхать, кантата, ярмарка, пародия, спонтанный, корифей, колибри, каблук, кавычки, когорта, банальный, коралл, бойкот, волынка, кабала, галактика, памфлет, каморка, калитка, конфорка, конверсия, кобура, паритет, стратегия, портьера, паром, калач.

Задание к диктанту.

  1. Подчеркните волнистой линией слово, значение которого следующее: “искусство планирования какой-либо деятельности на длительную перспективу” (стратегия).
  2. Подчеркните пунктиром слово, значение которого “злободневное публицистическое произведение остросатирического характера, создаваемое с целью социально-политического обличения кого-либо или чего-либо” (памфлет).
  3. Подчеркните одной чертой слово, значение которого “прекращение отношений с кем-либо в знак несогласия с чем-либо”(бойкот)
  4. Подчеркните двумя чертами слово, значение которого “самопроизвольный, возникающий вследствие внутренних причин, без непосредственного воздействия извне” (спонтанный)
  5. Подчеркните “точкой-тире” (-.-.-.) слово, имеющее значение “слой творческой интеллигенции, не имеющей устойчивого дохода, ведущей беспорядочную, беспечную жизнь” (богема).

Словарный диктант № 2: алогизм, дилер, количество, бюллетень, балласт, галерея, коралл, баллада, коллега, коллежский, коллоквиум, интеллект, элегия, баллон, стеллаж, троллейбус, иллюзия, баланс, кристальный, апелляция, атолл, аллегория, бацилла, колледж, алюминий, беллетристика, коллектив, каллиграфия, коллаж.

Задание к диктанту.

  1. Подчеркните волнистой линией слово, значение которого следующее: “обжалование решения суда в вышестоящей инстанции; обращение за поддержкой” (апелляция).
  2. Подчеркните пунктиром слово, значение которого “наклеивание на какую-либо основу материалов разного цвета и фактуры для получения изображения” (коллаж).
  3. Подчеркните одной чертой слово, значение которого “художественная повествовательная литература, “легкое чтиво” (беллетристика).
  4. Подчеркните двумя чертами слово, значение которого “ беседа преподавателя со студентами с целью выяснения и повышения их знаний” (коллоквиум).
  5. Подчеркните “точкой-тире” (_._._.) слово, значение которого “равное соотношение между чем-либо; средства, находящиеся в распоряжении какого-либо предприятия” (баланс).

б) в виде теста.
Тесты могут быть двух видов: можно проверять только усвоение правописания слов или еще и знание их лексического значения.

Тест № 1. Укажите номера слов, в которых нет пропущенных букв.

1. дил…ер 4. драм…а 7. конъю…ктура 10. интриган…ка
2. юрис…консульт 5. дерма…тин 8. э..скорт 11. искус…ный
3. эл…егия 6. ил…юзия 9. эм…грация 12. деф…ект

(Ответ: 1, 2, 3, 4, 5, 8, 9, 10, 11, 12)

Тест № 2. Укажите номера слов, в которых пропущена буква А.

1. б…йкот 4. п…ритет 7. нафт…лин 10. б…рдюр
2. п…рхать 5. к…морка 8. к…нфорка 11. к…вычки
3. кат…клизм 6. доск…нально 9. сп…нтанный 12. ярм…рка

(Ответ: 3, 4, 5,7, 11, 12)

Тест № 3. Укажите номера слов, в которых пропущена буква И.

1. пер…петии 4. д…зертир 7. д…рижер 10. д…версант
2. д…ликатес 5. реп…тиция 8. дир…жабль 11. ижд…вение
3. л…нолеум 6. инт…ллект 9. мец…нат 12. прив…легия

(Ответ: 1, 3, 7, 8, 10, 11, 12)

Тест № 4. Укажите номера слов, в написании или толковании которых есть ошибка.

1. Cпонтанный (ответ) – тщательно продуманный;
2. Индифферентный (человек) – безразличный;
3. Банальный (ответ) – обычный, заурядный;
4. Кашемир – тонкая шерстяная ткань;
5. Колосальный – огромный, громадный;
6. Компоновать-складывать в тару, убирать;
7. Беллетристика – повествовательная литература ,“легкое чтиво”;
8. Парадокс – неожиданность;
9. памфлет – злободневная сатирическая статья;
10.паритет – соглашение.

(Ответ: 1, 5, 6, 8, 10)

1. Спонтанный – возникающий вследствие внутренних причин, без непосредственного воздействия извне.
5. КолоССальный (от слова колоСС – статуя, колонна громадных размеров).
6. Компоновать – складывать из частей целое.
8. Парадокс – мнение, расходящееся с общепринятым.
10. Паритет – равенство, равноправие сторон.

Использованная литература:
1. Ожегов С.И.Словарь русского языка \ Под ред. Н.Ю. Шведовой.- М.: Рус. яз, 1988
2. Иванова Т.Ф.Русская речь в эфире. Комплексный справочник \ Т.Ф. Иванова, Т.А.Черкасова.- М.: Рус. яз., 2002
3. Орфографический словарь русского языка \ Под ред. С.Г. Бархударова и др. – М.: Рус. яз, 1986.

© Блог Хелси и Смарт / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Внеклассное мероприятие по истории на тему: "Память моя блокадная…" :: Занятие-драматизация стихотворно-авторской сказки "Муха-Цокотуха" :: Урок "Cinema. The Titanic". Внеклассное мероприятие: "Литературный вечер, посвященный творчеству С.Есенина и Р.Бернса" :: К вопросу о развитии познавательного интереса учащихся на уроках иностранного языка на основе упражнений с экономическим содержанием :: Урок на тему: "Дипломатия 1939–1945 гг." с использованием личностно-ориентированного подхода при синхронном изучении истории" :: Бинарный урок (история + ИЗО) по теме: "В городе богини Афины". 5-й класс :: Деловая имитационная игра на тему: "Восприятие живописи дошкольниками, как средство развития у них образной речи" ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:
Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Карта ветров и загрязнения воздуха в режиме реального времени

Пока сайт Мосэкомониторинга никак не откроется вновь, предлагаю посмотреть на глобальную карту ветров с данными загрязненности воздуха диоксидом серы, предоставляемую NASA. Эта карта настолько завораживает, что на нее можно смотреть вечно.

Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD