детские
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Урок по теме: «"Соединительные гласные "о"и "е"» : Русский язык

Вступление.

Ребята, сегодня тема нашего урока: как договорились между собой гласные О и Е. Цель этого урока: повторить пройденный материал по орфографии, изучить правописание соединительных гласных О и Е и усвоить эту орфограмму. (Тема урока и цели записаны на доске ).

Ход урока.

А начнем мы урок с повторения. Но прежде посмотрите, у каждого на парте находится карточки ваших умений ( см. Приложение 1). Мы с ними уже работали, но я еще раз объясню. На уроке вы будете решать задания по каждому качеству, отмеченному в этой карточке. Если с заданием вы справитесь, то в определенной графе поставите +.

Задание

На доске записано предложение. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания:

Од..ваясь, Антон П..трович пр..говаривал Я д..леко, в пр..город Я много много пр..несу к..ртошки. ( Н. Богданов.)

Зарисуйте схему прямой речи на доске.

Те из вас, кто справился с этим заданием самостоятельно, поставьте + в графу “память”.

Прежде чем мы начнем изучать новую тему, послушайте сказку.

Было это давным – давно. В царстве Грамматики жили слова. Весело жили, никогда не ссорились. Но вдруг появились среди слов две буквы – подружки О и Е. Начали они нашептывать словам: “ Какие вы простые да скучные! Сейчас стильно быть сложными”. Взбунтовались слова и решили разбиться на пары: птица стала дружить с ловиmь , вода - с падать.

Но вот беда – никак не могут слова соединиться. Тогда решили им помочь хулиганки О и Е. Но буква О была ленива, решила она стоять только после твердых согласных и никуда не бегать. Е пожалела свою подругу и решила стоять после мягких согласных, шипящих и Ц. С тех самых пор в русском языке действует закон:

После мягких, шипящих и Ц
В сложных словах пусть будет Е.
А после твердых пусть будет О –
Не перепутает их никто!

(Стихотворение записано на доске)

Запишите этот закон себе в тетрадь.

Для образования сложных слов используют основы исходных двух слов. А для соединения этих основ используются буквы О и Е.

Прочитайте правило “ Соединительные О и Е ” в учебнике и посмотрите таблицу на доске.

А сейчас потренируемся в правописании сложных слов с соединительными гласными.

Упражнение 150 (учебник русского языка под ред.Баранова М.Т. и др.,6 кл.)

Те из вас, кто самостоятельно выполнил это упражнение без ошибок, поставьте + в графу “внимание”.

Итак, еще раз повторим изученное сегодня правило.

Послушайте мои загадки, а отгадки запишите в тетрадь.

Несу в себе водицу,
Нам водица пригодится.
Можно мыться без забот,
Если есть … (Водопровод)

По волнам плывет отважно,
Не сбавляя ход.
Лишь гудит машина важно,
Что такое? (Пароход )

Он в лесу стоял,
Никто его не брал.
В шапке красной модной,
Никуда не годный. (Мухомор )

Вечером над озером
Ходит белый пар.
Это рыбы в озере
Ставят… (Самовар )

Те из вас, кто правильно и без ошибок написал все слова, поставьте в графу “находчивость” +.

Откройте дневники и запишите домашнее задание: параграф 27, упражнение 151 – обязательный минимум, упражнение 152 – дополнительное и по желанию.

А сейчас попробуем сами создавать сложные слова с соединительными гласными.

Составьте одно сложное слово из двух простых и впишите нужную соединительную гласную, объясните свой выбор. ( см. Приложение 1).

Те из вас, кто справился с заданием, поставьте + в графу “сообразительность”.

Немой диктант. Правила его просты. Все, включая учителя, молчат, записывают слова с карточки и вставляют пропущенные буквы (см. Приложение 1).

По окончанию немого диктанта – взаимопроверка.

Это было задание на “ наблюдательность”. Те из вас, кто без ошибок справился с ним, поставьте в соответствующую графу +.

Вывод урока:

Достигли мы на уроке поставленных целей?

Как звучит правило сегодняшнего урока? А его стихотворный аналог?

Что понравилось на уроке? Какую оценку вы могли бы поставить учителю за урок?

А ваши оценки следующие: сколько + в вашей карточке умений, такая и оценка.

Всем спасибо за урок. До свидания!

Резервный материал:

Игра. Мяча у нас нет, но нам его заменят слова. Я вам кидаю 2 слова, а вы мне в ответ – 1, но сложное.

Аппетитная тема: картофель, чистить; сок, выжимать; овощи, резать.

Природа: снег, падать; лед, ходить; земля, трясти; корабль, крушить.

Приложение 1.

1. Карточка умений:

Ф.И. ученика.
1.Память
2.Внимание
3.Находчивость
4.Сообразительность
5.Наблюдательность

2. Составление одного нового слова из двух:

На руки ученику выдается 3 карточки: 2 из них – с парой формообразующих слов,

1 карточка – пустая, куда впоследствии вписывается соединительная гласная. Чтобы составить сложное слово, у простых слов необходимо загнуть или оторвать окончания и суффиксы, не участвующие в образовании нового слова, а между ними вставить пустую карточку и вписать нужную соединительную гласную.

Пары простых слов:

Рыба ловить; пар ходить; сам летать; атом ходить; каша варить; листья падать; буря ломать; снег падать; свинья пасти; пыль сосать и т.д.

3. Немой диктант.

На отдельной карточке крупным шрифтом записано по одному слову. Учитель молча поднимает карточки по одной, дети молча записывают слово и вставляют пропущенную букву.

Шир..коплечий, кар..глазый, гост..приимный, животн..вод, птиц..ферма, стал..вар, труд..любивый, смугл..лиц..й.

© Блог Димы Шпилера / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Урок по теме: "Строение атома. Химическая связь" :: Создание портфолио ученика с помощью программы Microsoft PowerPoint — программа курса по выбору для предпрофильной подготовки :: Интегрированный урок "Удивительное путешествие в Африку" :: Обобщающий урок в 6-м классе по теме: "План и карта" :: Внеклассное мероприятие "Помни, не забудь!" (трагедия Холокоста) :: БайБайМэн ( The Bye Bye Man ), 2016 ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

06.12.17: Ямагатский грипп, надвигающийся на Россию: чем страшен, а чем нет? (Спойлер: прививки в данном случае не помогут)

05.12.17: Травля в детских коллективах (да и не только детских): коротко и образно в изложении Валерия Воскобойникова

01.12.17: Напоминаем, что мы уже больше 10 лет отбираем для Вас самые лучшие сценарии новогодних праздников и утренников для детей!

02.11.17: «Стрепсилс» изымают из аптек: почему и что это для нас значит? (Спойлер: да, в общем-то, ничего)

30.10.17: Подробности об эпидемии пневмонии-2017

25.10.17: Что такое "внебольничная пневмония" 2017 года?

22.10.17: Особенности гриппа "Мичиган" (штамм сезона 2017-2018 гг.)

09.09.17: Чемпионский титул или смартфон? Выбор для подростка

26.08.17: Букеты из чая, кофе и конфет

11.08.17: Готовимся к 1 сентября: Модные букеты 2017

16.07.17: До какого возраста и на каком сиденье необходимо автокресло ребенку. Изменения в ПДД с июля 2017

09.07.17: Влияют ли позы партнеров на вероятность успешной беременности и если да, то как.

02.07.17: Режутся зубки у ребенка: чем снимать боль



Подписаться на новые статьи:


Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

Применение личностно-ориентированных технологий на уроках физической культуры
контакты
 
Рейтинг@Mail.ru