детские
Хелси и Смарт официальный сайт
Хелси и Смарт официальный сайт

Словообразование в русском профессиональном музыкальном подъязыке : Русский язык

В современной лингвистике ощущается постоянно растущий интерес к различным аспектам словообразования, и это неслучайно, так как тщательное изучение словообразовательных типов, специфических явлений языка позволяет прогнозировать тенденции развития языковой системы в целом. В процессе развития языка происходит его непрерывное пополнение и изменение в результате образования новых слов, будь то общелитературный вариант языка или ненормативная лексика.

"Лексика русского языка в зависимости от характера функционирования разделяется на две большие группы: общеупотребительную и ограниченную сферой употребления"[6].
Первая группа включает в себя слова из разных областей жизни общества, понятные и доступные каждому носителю языка, независимо от места его проживания, рода деятельности; она является основой словарного состава русского языка.
Для лексики ограниченной сферы употребления характерно использование на определенных территориальных или социальных пространствах. Она предназначена для узкого круга носителей языка, имеющих общие интересы, объединяемых одним видом деятельности, одной профессией, социальными признаками и т. д. Такая лексика используется преимущественно в устной ненормативной речи.
В данной статье мы попытаемся проиллюстрировать имеющиеся способы словообразования в русском профессиональном музыкальном подъязыке. Профессиональным музыкальным подъязыком будем именовать подъязык, обслуживающий /деятельность/ студентов и преподавателей музыкальных училищ, институтов культуры, музыкальных критиков, фанатов, певцов, композиторов, продюсеров и т.д., т.е. тех людей, кто имеет какое-либо отношение к этой сфере деятельности или является поклонником музыки. В профессиональном подъязыке параллельно существуют две страты, два стиля: (1) официальный, употребляемый в официальной речи, практически всегда, если коммуникантов связывают вертикальные отношения (руководитель - подчиненный), коммуниканты находятся на разных ступенях иерархической лестницы и (2) неофициальный, употребляемый в неофициальной речи, как правило, коммуникантов связывают равные, горизонтальные отношения.

Объектом нашего исследования является язык общения профессионалов, иными словами, профессиональный язык, представляющий собой подъязык русского литературного языка, а предметом - некодифицированная часть профессионального языка музыкантов.

"Профессионализмы - слова и выражения, свойственные речи представителей той или иной профессии или сферы деятельности, проникающие в общелитературное употребление (преимущественно в устную речь) и обычно выступающие как просторечные, эмоционально окрашенные эквиваленты терминов. В общелитературный язык проникают благодаря эмоциональной выразительности, как правило, из профессионального просторечия, характерного для представителей популярных в данный период ("модных") профессий."[9]. Главное в ненормативном языке - отход от обыденности, игра, ирония, маска. Раскованный, непринужденный ненормативный язык стремится уйти от скучного мира.

Способы образования в русском профессиональном подъязыке музыкантов исследовались на материале имеющейся в нашем распоряжении картотеки, в состав которой входят 600 лексических единиц. Сбор материала осуществлялся двумя основными способами: методом сплошной выборки из имеющихся словарей [См. список литературы 3-5, 8] и журналов и при помощи анкетирования [2]. В анкетах - опросниках, предложенных в 2003, 2004 гг. 120 информантам в возрасте от 17 до 26 лет, кроме таких сведений, как дата рождения, образование, место учебы/работы, указывались ответы на следующие вопросы:

1.Какие направления в музыке Вам нравятся и почему?

2.Какие эстрадные певцы, музыкальные коллективы и т.д., на Ваш взгляд, являются в настоящее время наиболее популярными?

3.Используете ли Вы в процессе Вашей учебной или концертной деятельности профессионализмы, т.е. слова и выражения, свойственные речи представителей в данном случае музыкальной сферы? Если да, то какие? Напишите, пожалуйста, также толкование, например: Уд\'арка - ударная установка. [2]. Раб’очка - малый рабочий барабан (составляющая ударной установки). [2].

4.Какие профессионализмы в музыкальной сфере, которые Вам встречались на страницах газет, журналов, в музыкальных передачах и т.д., Вы можете назвать? Напишите, если сможете, их значения.

5.С какой целью, по Вашему мнению, используются подобные профессионализмы?

6.Какое влияние оказывают профессионализмы на развитие русского языка?

Среди опрошенных информантов - студенты Казанского Государственного Института Культуры, Альметьевского музыкального училища, рок-музыканты Альметьевской группы "ДНК".

В русском языке различают следующие способы образования слов - лексико-семантический, лексико-синтаксический, морфолого-синтаксический и морфологический [7].

Словообразование как языковой процесс называется также деривацией, под которой понимается "Образование новых слов при помощи словообразовательных средств и в соответствии со словообразовательными моделями данного языка"[8]. Одновременно термин употребляется по отношению к разделу лингвистики, изучающему словообразовательную систему языка. Как самостоятельная научная дисциплина словообразование впервые было выделено В.В.Виноградовым, который дал классификацию способов образования слов в русском языке.

Различают синхронное словообразование, т.е. состояние языка характеризуется в данный период времени и диахроническое, изучающее реальные процессы образования языковых знаков и их изменения на протяжении исторического развития языка.

"Лексико-семантическим называется такой способ словообразования, при котором новые лексические единицы возникают в результате изменений в семантике уже существующих в русском языке слов" [7]. Слова приобретают новые смысловые значения, превращаясь в разные слова-омонимы. Так, ак\'устика в словаре иностранных слов [8] определяется:

  1. Раздел физики, изучающий ... инфразвук, звук, ультразвук и гиперзвук; в узком смысле-учение о звуке.
  2. Звуковые условия какого-либо помещения.

Ак\'устика на языке музыкантов означает:

  1. Звуковоспроизводящая аппаратура (акустические системы, колонки).
  2. Музыка, исполняемая без использования электронных инструментов [4].

Аппар\'ат -

  1. Прибор, техническое устройство, приспособление.
  2. Совокупность органов, выполняющих какую-нибудь особую функцию организма (спец.).
  3. Совокупность учреждений, обслуживающих какую-нибудь отрасль управления, хозяйства.
  4. Совокупность сотрудников учреждения, организации, какой-нибудь области управления [5].

Аппар\'ат в профессиональном подъязыке музыкантов -

  1. Комплекс звуковоспроизводящей аппаратуры.
  2. Магнитофон или плейер [3].

Б\'очка -

  1. Деревянное, обтянутое обручами, или металлическое цилиндрическое вместилище с двумя днищами и обычно с несколько выгнутыми боками.
  2. Старая русская мера жидкостей, равная сорока ведрам (около 490 л).
  3. Фигура высшего пилотажа - полный оборот самолета вокруг его продольной оси [5].

Музыканты, употребляя это слово, имеют в виду бас-барабан [3].

"Лексико-синтаксическое словообразование имеет место в случаях образования слов из словосочетаний, объединенных в одно слово в процессе употребления в языке" [1]. Часто исходные словосочетания состоят из прилагательного и существительного, производное слово получает суффикс - к , а определяемое имя в нем опускается. Итоговый вариант характерен для разговорной речи. Например: дистанци\'онка (дистанционное управление), в среде музыкантов это слово также означает "пульт дистанционного управления телевизора (видеомагнитофона)" и имеет морфологические варианты-дистанци\'онник, дист\'анчик [3] с тем же значением. Примеры лексико-синтаксического словообразования, которые еще будут приведены здесь, также не имеют литературной формы, о значении которых люди, не сведующие в профессиональной "музыкальной" терминологии, могут только строить свои догадки. Уд\'арка - ударная установка [2]. Раб\'очка- малый рабочий барабан (составляющая ударной установки) [2]. Л\'азерка - проигрыватель компакт-дисков [3]. Можно предположить, что слово л\'азерка образовалось также из словосочетания прилагательного и существительного - лазерная установка. Так как при образовании подобных слов используются суффиксальные элементы, в данном случае суффикс - к, такой способ близок морфолого-синтаксическому словообразованию.

"Появление в языке новых лексических единиц в результате перехода слова или отдельной словоформы одного лексико-грамматического класса в другой лексико-грамматический класс, или перехода в другую часть речи,- это морфолого-синтаксический способ cловообразования" [7]. Так, слово волос\'атый - покрытый волосами; с густыми волосами [5] используется в русском литературном языке в качестве прилагательного (волосатая грудь, волосатый мужчина и т.д.), в разговорной речи возможен переход прилагательного в класс существительных, например в обращении (Эй, ты, волосатый, подойди-ка сюда!). У музыкантов слово волос\'атый используется как существительное и означает музыкант-эстрадник [3]. В качестве прилагательного используется в русском литературном языке, например слово пион\'ерский - пионерский галстук, пионерское начинание, музыканты его используют как существительное в значении - рабочий барабан музыканта-ударника [3].

"Наиболее продуктивен в русском языке морфологический способ словообразования - создание новых слов путем сочетания морфем" [7]. В качестве основных видов в данном способе выделяют сложение, аффиксацию, безаффиксное словообразование.

При сложении двух или более основ образуются сложные слова, часто с использованием соединительных элементов о или е, например, лесор\'уб в русском литературном языке - рабочий, занимающийся рубкой, валкой леса [5], на языке музыкантов лесор\'уб - музыкант- ударник [3]. Пылес\'ос - машина для удаления пыли посредством засасывания ее струей воздуха [5]. У музыкантов это слово употребляется в значении - гармонь, баян, аккордеон [3]. В качестве примеров здесь можно также привести слова, отражающие увлечения людей и используемые не только музыкантами, но и любыми носителями языка. Мелом\'ан (мело...- первая составная часть сложных слов, обозначающая: связанный с пением, музыкой + ... ман - вторая составная часть сложных слов, обозначающая: страстный любитель того, что выражено в первой части сложения) - страстный любитель музыки, пения [8]. В разговорной речи вторую составную часть сложных слов часто используют в словах, отражающих симпатию, фанатизм к определенным музыкальным группам, например: Алисом\'ан- преданный поклонник питерско-московской группы "Алиса" [4].

Аффиксация считается самым продуктивным видом морфологического словообразования, в процессе которого используются суффиксальный, префиксальный и суффиксально-префиксальный способы создания новых слов. Если к производящей основе присоединяется суффикс - это суффиксальный способ. Так слово Аквариум\'ист , используемое в музыкальной сфере, образовано путем прибавления суффикса -ист к производящей основе акв\'ариум- и обозначает:

  1. Музыкант рок-группы "Аквариум" [4].
  2. Поклонник рок-группы "Аквариум", как правило, юный интеллектуал [4].

Префиксальный способ характеризуется образованием новых слов путем присоединения к производящему слову приставок (префиксов). Часть речи исходного и образованного слов сохраняется: лаб\'ать / слаб\'ать/отлаб\'ать/ -

  1. Играть/ сыграть на музыкальном инструменте (часто для получения дополнительного заработка, например, на похоронах) [3]. Играть рок-музыку [2].
  2. Играть/сыграть в быстром темпе. [3].

Приведенные примеры отсутствуют в русском литературном языке. Cуффиксально-префиксальный способ - это образование новых слов путем присоединения к производящей основе одновременно приставки (префикса) и суффикса. Так, залаж\'ать у музыкантов - провалить выступление или запись, образовано от слова л\'ажа - фальшиво сыгранное или сорванное выступление, либо запись [2].

Существует также постфиксальный способ словообразования как разновидность суффиксального, в процессе которого используются постфиксы (любой аффикс, стоящий после корня или аффикс, стоящий после флексии и противопоставленный по этому признаку суффиксу) [1]. Постфиксация продуктивна только для глаголов, которые присоединяют к основе - ся/-сь , постфиксы -то, -либо, - нибудь: клуб\'иться у музыкантов означает выступать в клубе [2].

Безаффиксный способ словообразования характерен только для существительных. Производящие основы - это основы глаголов и прилагательных: трансов\'ать у музыкантов - транспонировать, т.е. переходить от одной тональности к другой - транс - транспонирование (переход от одной тональности к другой) [2].

Изучив имеющуюся в нашем распоряжении картотеку, включающую в себя 600 лексических единиц, мы получили следующие статистические данные: 200 единиц, что составляет 33 процентов от общего числа, образованы в профессиональном музыкальном подъязыке лексико-семантическим способом; порядка 60 единиц /10%/ - лексико-синтаксическим; 30 единиц /5%/ - морфолого-синтаксическим; 310 единиц /52%/ - морфологическим способом. Самым продуктивным способом словообразования здесь, как и в русском литературном языке, является морфологический /52%/. Этот способ включает в себя еще несколько видов образования новых слов (сложение, аффиксацию, безаффиксное словообразование), которые образуются путем сочетания морфем по аналогии с уже существующими в языке словами; в процессе аффиксации используется еще несколько способов создания новых слов. Поэтому одной из причин очевидного преобладания морфологического способа словообразования над другими, на наш взгляд, является обилие в нем продуктивных формантов, позволяющих производить большое количество новых слов. Новые лексические единицы отражают, аккумулируют итоги познавательной деятельности носителей языка, выработанные в практике общения, в данном случае в процессе коммуникации музыкантов друг с другом, с их поклонниками, продюсерами и т.д.

Вышеназванные примеры свидетельствуют о том, что и в общелитературном языке, и в профессиональном слова образуются по законам и способам словообразования литературного языка и в соответствии с имеющимися в нем словообразовательными типами. На языковом уровне, где возможны определенные отклонения от нормы, в любом случае, соблюдаются общие принципы и закономерности, свойственные языку.

Список литературы

1.Валгина Н.С. Современный русский язык /Н.С.Валгина, Д.Э.Розенталь, М.И.Фомина- М.: Логос, 2001.- 528 с.

2.Информант ДНК, запись 2003 г.

3.Максимов Б.Б. Фильтруй базар: Словарь молодежного жаргона города Магнитогорска /Б.Б.Максимов.- Магнитогорск: МаГУ, 2002.- 506 с.

4.Мокиенко В.М. Большой словарь русского жаргона /В.М.Мокиенко , Т.Г.Никитина.- СПб.: Норинт, 2001.- 720 с.

5.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка /С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.- М.: АЗЪ, 1995.- 928 с.

6.Розенталь Д.Э. Современный русский язык /Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб, М.А.Теленкова.- М.: Айрис-Пресс, 2002.

7.Современный русский литературный язык /П.А.Лекант, Н.Г.Гольцова, В.П.Жуков и др. Под ред. П.А. Леканта.- М.: Высш. шк., 2001.- 462 с.

8.Современный словарь иностранных слов.- СПб., 1994.- 742 с.

9.Языкознание. Большой энциклопедический словарь /Гл.ред.В.Н.Ярцева.- М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.- 685 с .

 

© Блог ВМЭШ / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Урок технологии: "Аппликация из плоской соломки" :: Когда уходит детство, или Юноше, обдумывающему житье :: Классный час на тему: "Край ты мой, родимый край" :: И в шутку и всерьез (мероприятие, посвященное 8 Марту, вечер для девочек и мам) :: Преобразование изображения :: Игра "Не зарывай свои таланты" (10-й класс) :: Стилизация в геометрической резьбе ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:


Школьные занятия: Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы


RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD