детские
Научный Центр Детского Здоровья И Подготовки К Школе
Научный Центр Детского Здоровья И Подготовки К Школе
Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Дидактическая игра по теме: "Страна морфем" : Русский язык

Цель: обобщить знания учащихся о морфемах.

Оборудование: карточки, рисунки, лингвистические сказки о приставке, корне, суффиксе, окончании.

Ведущий: Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей.

– Что это за части?

(Дети называют: приставка, корень, суффикс, окончание)

(На сцену выходят Приставка, Суффикс, спорят между собой)

Приставка: Я в слове самая главная.

Окончание: Это почему, ты главная, тебя иногда в слове вообще не бывает. Нет, главный я, я, я! (Бьет себя в грудь.)

(Выходит суффикс. Кричит издалека.)

Суффикс: Ни приставка, ни окончание в слове не главные, так как не всегда бываете в слове, так же как и я. Ребята, кто же имеет особое место?

(Появляется Корень)

Корень:  Да, ребята, я важна
В любом слове непременно
Если корня в слове нет.
Чепуха мгновенно!

Но и другие части слова важны. Почему?

(Ответы детей)

Приставка: Точно, точно и каждый выполняет свою роль и знает свое место в слове и подтверждение тому стихотворение.

Ведущий: На конце любого слова
Окончанье ищет Вова
Изменяемая часть
С другим, словом держит связь
Окончанье он найдет,
Его в рамочку возьмет.

Корень:     Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она,
И при помощи приставки
Образуются слова.

Приставка: После корня он стоит,
Перед окончание
Его я если заменю,
Другое слово получу.
Обозначу уголком.
Называю суффиксом.

Суффикс: Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым-
Был он только словом.
Это слово – слово-корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло-
Стало много новых слов.

Ведущий: Пришло время проверить, как наши участники знают состав слова.

Корень: Умеют составлять слова из корня.

Суффикс: Умеют составлять слова, используя суффикс.

Приставка: Умеют составлять слова, используя приставку.

Окончание: И изменять слова, применяя окончание.

Ведущий: Конкурс «Отгадай слово»

1. Слово имеет такой же корень, как и в слове сказка, суффикс такой же, как и в слове извозчик, приставка такая же, как и в слове расход. (Рассказчик)

2. Корень в слове преподносить, приставка в слове выписать, суффикс и окончание – в слове терпеливый. (Выносливый)

3. Корень в слове целый, первый суффикс - в слове дружина, другой суффикс в слове высотник. (Целинник)

4. Приставка, окончание и суффикс те же, что и в слове появление, корень в слове ручка. (Поручение)

5. Корень возьмите у слова полагать, приставку – у слова приложение, суффикс – у слова восклицательный, окончание – у слова числительное. (Прилагательное)

6.В слове такая же приставка, как в слове полёт,  корень такой же, как в слове дружба,  суффикс такой же, как в слове артистка. (Подружка)

Корень: Я то знаю, как может измениться слово, если неправильно выделен корень.

Приставка: Но ребята правильно составили слова, а значит….

Суффикс: А значит, умеют правильно находить приставку, корень, суффикс, окончание.

Корень: Да я не об этом!

Окончание: А о чем?

Корень: А том, что корень нужно всегда выделять правильно, а иначе…

Суффикс: А иначе?

Корень: Ребята неправильно выделят и вас.

Окончание: А как они могут выделять меня неправильно,  Ведущий: я нахожусь в конце слова.

Суффикс: А я после корня.

Приставка: А я в самом начале. По-моему корень, ты зазнался.

(Приставка, Суффикс, Окончание надвигаются на Корень)

Ведущий: Стойте, стойте! Корень действительно прав, а правоту докажут участники.

(Например, слово «закатиться». Если родственное слово подбирают закат, то корень будет неправильным; а вот если подбирают однокоренное откатился, прикатился, то корень будет кат, это и есть правильно.)

Приставка: (обращаясь к Корню) Так в чем суть?

Корень: Ребята, вы знаете ответ?

(Родственные слова)

Приставка: Вот мы и подошли к следующему заданию турнира. Подобрать родственные слова.

Суффикс: Рога (рожки)
левша (левый)
чертенок (чер)
лиса (лисы)
молодой (молоденький, молод)
удивительно (диво)
лесной (лес)
летящий (полёт)
менять (замена)
ленивый (лень)

Окончание: И с этим заданием дети справились легко. Хорошо научились они подбирать проверочные слова.

Приставка: Скажите нам любители русского языка как можно большой дом превратить в маленький. А теперь превратите топор в рукоятку. (При помощи суффикса)

(После ответа Суффикс показывает рисунки).

Суффикс: При помощи чего вы образовали новые слова? (При помощи суффикса)

Корень: Пришло время проверить наших капитанов.

Ведущий: Для них специальная грамматическая арифметика.

Окончание: А что это за грамматическая арифметика?

Ведущий: Я буду показывать примеры, а вы должны отгадать, какое слово в них спрятано.

БА + БОЛЬШОЙ ДЕРЕВЯННЫЙ СОСУД = ЛЕТАЮЩЕЕ НАСЕКОМОЕ
НОТА ДО + ЗАРЫТЫЕ В ЗЕМЛЕ ЦЕННОСТИ = ДОКЛАД
НОТА ДО + РОЖКИ У УЛИТКИ = ДОРОЖКИ
ВОРОННИЙ ВОЗГЛАС + ЗНАК ПРЕПИНАНИЯ = КАРТОЧКА
19 БУКВА АЛФАВИТА+ ХВОЙНЫЙ ЛЕС = СБОР
ЧУДЕСА – А + НЫЙ = ЧУДЕСНЫЙ

Окончание: Слова можно образовывать из двух слов. Как мы называем эти слова?

(Ответ детей)

Проведем блиц-опрос. Я вам вопрос, а вы мне ответ

I) Загудел глазастый жук,
Обогнул зелёный луг.
дороги смял ковыль
И ушел, вздымая пыль

(Машина)

2) Закручу, зажурчу,
 В небеса улечу.

(Самолет)

 

 

3) Висит немая,
Бранит лентяя

(Стенгазета)

4) Весь день поёт,
Траву стрижёт.
А как ночь придёт,
Она спать идёт.
А иногда разойдётся
И ночью не уймётся.

(Трактор)

5) Из какого полотна не сошьешь рубаху?

(Железнодорожного)

6) Не турист, а словно птица
По горам взбирается.

(Скалолаз)

7)  Всем поможет,
Всех спасет
Человек в халате
Но уколы больше любит
Ставить нам в палате.

(Медсестра)

8)  Стоит красивый сундучок,
Его не тронешь он молчок.
А стоит ручки повертеть,
Он будет говорить и петь.

(Радиоприемник)

9) Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском,
Голова и восемь ног,
Вот и весь я -…

(Осьминог)

10) Мойдодыру я родня,
Отверни, открой меня,
И холодною водою
Живо я тебя умою.

(Водопровод)

Окончание: И с этим заданием вы прекрасно справились. Но у меня к вам еще вопрос, о какой части слова мы с вами еще не поговорили?

(Основа)

Приставка: А зачем нам нужна основа?

(Ответ детей)

Корень: Действительно, основа также важна, как и любая морфема в нашей стране.

Ведущий: А наша игра «В стране Морфемике» подошла к концу. Мы с морфемами увидели, что вы великолепно умеете разбирать слова по составу, подбирать родственные слова, при помощи приставки и суффикса вы умеете образовывать слова, а с окончанием –изменять слова, составлять из двух слов одно, но сложное.

Корень: А еще умеют решать примеры грамматические…

Приставка: Это ты о чем?

Корень: Конкурс капитанов. Забыла?

Ведущий: А теперь наше жюри подведет итоги дидактической игры.

Суффикс: А мы проведем еще испытание для участников. Игра называется кто больше?

Приставка: Вам нужно за 2 минуты, составить очень большое слово и не одно, чтобы в нем было много букв 10-15-25…

Окончание: Я, например, знаю одно такое слово – предпринимательство.

Корень: В этом слове 19 букв, 2 приставки, один корень, 3 суффикса и окончание. А вы сможете?

Приставка: Тогда дерзайте.

(Дети вспоминают, придумывают слова).

По истечении времени жюри оглашает итоги.

© Блог Димы Шпилера / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Повторение по теме: "Односоставные предложения" (урок русского языка в 8-м классе) :: Урок-игра по теме: "Имя существительное" :: Обобщение по теме: "Односоставные предложения". 8-й класс :: Основные направления управленческой деятельности заместителя директора по учебной работе МОУ "Гимназия № 5" г. Рязани по подготовке к Единому государственному экзамену ::
Warning: include(/home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/list106.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/u492513/detishka.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 20

Warning: include(/home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/list106.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/u492513/detishka.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 20

Warning: include(): Failed opening '/home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/list106.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php70') in /home/u492513/detishka.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 20
Управление системой здоровьесбережения в общеобразовательной школе ::
Warning: include(/home/u190093/somalicruises.ru/www/sitemap/list.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/u492513/detishka.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 31

Warning: include(/home/u190093/somalicruises.ru/www/sitemap/list.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/u492513/detishka.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 31

Warning: include(): Failed opening '/home/u190093/somalicruises.ru/www/sitemap/list.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php70') in /home/u492513/detishka.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 31
Сборник логических задач ::
Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list16.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/u492513/detishka.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 44

Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list16.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/u492513/detishka.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 44

Warning: include(): Failed opening '/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list16.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php70') in /home/u492513/detishka.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 44
Урок окружающего мира во 2-м классе по программе "Начальная школа XXI век" ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Состояние воздуха: Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.

Урок по фольклору (предмет по выбору). Тема: "Хлеб на стол и стол - престол

Урок по фольклору (предмет по выбору). Тема: "Хлеб на стол и стол - престол

Водоемы Краснодарского края. Их использование и их охрана : География

Урок дает возможность сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Конспект урока литературного чтения. 3-й класс. Казахская сказка "Мастер Али"

Конспект урока литературного чтения. 3-й класс. Казахская сказка "Мастер Али"


Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD