детские
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Архитектурные памятники России. Урок развития речи в 8-м классе. Подробное изложение повествовательного характера с элементами описания "Храм Василия Блаженного" : Русский язык

Цели:

  • продолжить знакомство с архитектурными памятниками России;
  • познакомиться с отличительными архитектурными особенностями храма Василия Блаженного;
  • проверить умения подробного пересказа текста с использованием в письменной речи архитектурной лексики;
  • развивать умение воспроизводить архитектурные детали памятника.

Оборудование:

  • картины с изображением храма Василия Блаженного;
  • цветные иллюстрации учебника с изображением храма Василия Блаженного;
  • карточка-текст (для учителя).
  • индивидуальное задание (даётся ученику до урока) – подготовить выразительное чтение стихотворения Д. Кедрина “Зодчие” (упр. № 112).

Архитектура – тоже летопись мира, она говорит тогда,
когда уже молчат и песни, и предания
и когда уже ничто не говорит о погибшем народе.

Н. В. Гоголь

План (закрыт):

  1. По какому поводу был построен храм Василия Блаженного?
  2. В чём оригинальность архитектурного сооружения храма?
  3. Архитектурные детали храма.
  4. Какова история храма Василия Блаженного? Кто его авторы? Какова легенда о храме?

Слова (закрыты):

  • Зодчий – строитель, архитектор (специалист в области архитектуры).
  • Архитектура – искусство проектировать и возводить здания и сооружения.
  • Летопись – совокупность, собрание каких–либо записей, произведений, кинолент и т. п., в которых нашли отражение отдельные моменты развития, хода чего – либо.
  • Юродивый, блаженный – у православных христиан: добровольный нищий скиталец, принявший образ человека, лишённого здравого ума, но обладающий даром прорицания.
  • Храм – здание, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов.
  • Собор – главная или большая церковь в городе, в монастыре.
  • Столп – башня, колонна.
  • Подклеть – нижний ярус в церкви.
  • Придел – пристройка православного храма со стороны южного или северного фасада.

В октябре 1552 года, Казань, Иван Грозный, храм – памятник, каменный собор Покрова, многоглавая группа кремлёвских соборов, столпы – храмы стоят на широком подклете сложного звёздчатого очертания, башнеобразная форма, строители – Барма и Постник.

ХОД УРОКА

1. Запись числа, темы.

2. Постановка цели урока.

3. Запись эпиграфа в тетрадь, работа над ключевыми словами архитектура, летопись и смыслом эпиграфа.

4. Слово учителя.

Наша страна – Россия – чрезвычайно красива и знаменита на весь мир своими архитектурными памятниками. Мы уже с вами об этом говорили, когда писали недавно подробное изложение о Триумфальной арке, которая находится в городе Москве – столице нашей Родины. Сегодня мы с вами познакомимся ещё с одним из них. Расположен он в центре Москвы на Красной площади. Столица наша до сегодняшнего дня сохранила свой неповторимый русский стиль, своё лицо. И сегодняшний урок мы посвятим одному из красивейших архитектурных памятников России – храму Василия Блаженного. Невозможно представить Красную площадь без собора Василия Блаженного. Его затейливые многокрасочные купола и шатры известны всем: и тем, кто бывал в Москве, и тем, кто никогда в ней не был. Однако далеко не всем известно, что стены и башни такого знакомого собора хранят свои тайны и загадки. Мы узнаем интересные эпизоды из жизни этого памятника. Я не случайно сказал “из жизни”.
– Как вы думаете, почему? Наверное, потому, что у памятников, как у людей, есть своя жизнь, своя судьба. Об этом мы с вами узнаем чуть позже.

5. Конкретизация темы урока. Работа над ключевыми словами темы.

а) Запись на доске и в тетрадях (открывается доска с записанными словами, ученики записывают значения слов)

Храм Василия Блаженного  – здание, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов,

блаженный (синоним юродивый) – у православных христиан: добровольный нищий скиталец, принявший образ человека, лишённого здравого ума, но обладающий даром прорицания.

б) Слово учителя об истории храма.

Карточка. Василий Московский, Христа ради юродивый (1468 – 2.08.1557).

Его родителей звали Иаков и Анна. Согласно старинной московской легенде, Анна родила Василия на паперти храма Владимирской иконы Божией Матери в лето 1469 от Рождества Христова в ближнем подмосковном селе Елох, где гораздо позднее построили Елоховский собор. Мальчик, названный Василием, родился в крестьянской семье. Был он с детства смышлен, трудолюбив и набожен. Когда Василий подрос, отец отправил его в Москву и отдал в обучение к сапожнику. Однажды к мастеру заехал молодой и красивый воин. Он попросил сделать ему сапоги из лучшей кожи, такие, чтоб носились много лет. Мастер пообещал сделать все за две недели, и заказчик дал ему хороший задаток.
Как только воин ушел, Василий тяжело вздохнул, а потом, грустно улыбнувшись, сказал: “Пропадут деньги его понапрасну”.
Мастер рассердился и ответил: “Здесь, Васятка, напрасно денег не берут”.
Василий еще раз вздохнул и, ничего не сказав в ответ, печально поглядел на хозяина.
На следующий день оба они узнали, что заказчик их внезапно умер.
И еще несколько раз, к немалому изумлению знавших его, отрок оказывался пророком и ясновидцем. Невмоготу стало ему сидеть в тесной комнатушке над кожей и дратвой, и однажды, поклонившись хозяину, ушел Василий в старой поскони и босиком на паперть церкви Святой Троицы, что стояла над кремлевским рвом, рядом с Фроловским мостом. Здесь вскоре обрел он славу юродивого Христа ради, то есть блаженного человека, принявшего на себя смиренную личину юродства, но отнюдь не юрода-безумца, а, напротив, мудреца. Юродивых исстари почитали на Руси, считая Божьими людьми, отказавшимися от всех благ жизни, от собственных родных, не боявшихся говорить правду в глаза кому угодно, истязавшими себя голодом и холодом.
В лютый мороз и под палящим солнцем он ходил обнаженным и босым по московским улицам. Святой подчас опрокидывал лотки с товаром и с радостью принимал побои торговцев. Однако потом обнаруживалось, что поступал он так по Божиему Промыслу, так как товар, опрокинутый им, был негодным. И вскоре стало ясно, что св. Василий — человек Божий. Многие москвичи обращались к блаженному за советом. Василий был ясновидцем и на торгу бесстрашно обличал нечестных торговцев, подливавших в молоко воду, а в муку — мел. Он не боялся ни бояр, ни самого грозного царя Ивана Васильевича, а они, напротив, боялись нищего пророка.
Однажды Блаженный Василий разбросал на базаре калачи у одного калачника, и тот сознался, что в муку подмешивал мел и известь. Однажды воры, заметив, что святой одет в хорошую шубу, подаренную ему некоторым боярином, задумали обманом выманить ее у него; один из них притворился мертвым, а другие просили у Василия на погребение. Василий точно покрыл мертвого своею шубою, но, видя обман, сказал при этом: "буди же ты отныне мертв за лукавство твое; ибо писано: лукавии да потребятся". Обманщик действительно умер.
Слава блаженного изо дня в день росла, и москвичи глядели на него со страхом и благоговением. Он необычайно возвысился в глазах народа в июне 1547 года, когда было Василию уже 78 лет. 20 июня его увидели горячо молящимся и безутешно плачущим возле церкви Вознесенского монастыря, что стоял на Остроге. (Ныне это улица Воздвиженка.) Необычайно долгой была молитва Василия и чрезвычайно глубоким казалось всем его горе.
На следующий день в Вознесенском монастыре вспыхнул пожар и одновременно началась, как сообщал летописец, “буря велика, и потече огонь яко же молния”. Это был самый грандиозный из всех пожаров, какие когда-либо случались в городе.
Царь с семьей бежал из Кремля на Воробьевы горы и смотрел, как превращалась в пепел его столица. Через десять часов Москва выгорела дотла — не осталось ни одного дома, погибло людей “без числа”.
Вскоре после пожара Василий заболел и 2 августа 1551 года скончался. Сам Иван Грозный нес его гроб и повелел похоронить блаженного у Троицкой церкви, что на Рву.
А в 1555 году над могилой Василия Блаженного начали строить новый храм в честь покорения Казани, названный Покровским собором, что на Рву.
Через шесть лет собор был построен, но через 30 лет москвичи стали называть его храмом Василия Блаженного, потому что в 1588 году к собору был пристроен придел Василия Блаженного, который и дал новое имя всему собору, ставшее общепризнанным, хотя официально храм и сейчас называется собором Покрова Богоматери.
С 1588 г. стали говорить о чудесах, совершающихся у гроба Блаженного Василия; вследствие этого патриарх Иов определил праздновать память чудотворца в день его кончины, 2 августа. Царь Феодор Иоаннович велел устроить в покровском соборе придел во имя Василия блаженного, на месте, где он был погребен, и соорудил для мощей его серебряную раку. Память Блаженного в Москве издревле праздновалась с большою торжественностью: служил сам патриарх и при богослужении присутствовал обыкновенно сам царь.   (Использован материал кн.: Вольдемар Балязин. Занимательная история России. М. 2001)

6. Рассматривание цветной иллюстрации “Храм Василия Блаженного” в учебниках.

7. Чтение учителем текста о храме Василия Блаженного из учебника (упр. № 111).

Учащиеся в это время продолжают рассматривать цветную иллюстрацию. Чтение вслух задания одним из учеников.

8. Беседа и задания.

– Как можно озаглавить текст?

а) Запись на доске и в тетрадях.

“Храм – памятник Василию Блаженному”. Архитектурное или скульптурное сооружение в память какого – либо лица, события.

б) Чтение текста по абзацам с объяснением непонятных слов (значения слов записаны на доске).

в) Составление плана с отражением в каждом абзаце микротемы.

г) Чтение плана, записанного на доске.

– Какие пункты плана можно объединить? (2 и 3)

– Запишите план в тетрадь.

План.

1) По какому поводу был построен храм Василия Блаженного?
2) Оригинальность “архитектурных деталей” храма.
3) Какова история храма Василия Блаженного? Кто его авторы? Какова легенда о храме?

– Каков стиль текста? Докажите. (Публицистический: цель – донести до читателей красоту храма, показать его оригинальность и удивительную судьбу; сфера применения – статья в журнал; лексика – специальная, архитектурная терминология)

– Определите тип речи. Докажите. (Повествование с элементами описания)

9. Выступление учащегося (индивидуальное задание).

– Прослушайте стихотворение Д. Кедрина “Зодчие”. Сравните его с текстом о храме Василия Блаженного. В чём различие между ними?

Чтение стихотворения “Зодчие” (упр. 112).

– Почему стихотворение называется “Зодчие”? Кто такие зодчие? Подберите к этому слову синоним. (Значение слова записано на доске)

– Почувствовали ли вы различие и в чём между текстом и стихотворением о храме. (В тексте в центре повествования находится сам храм, а в стихотворении – его строители, поэтому у них разные темы и основные мысли. Дети определяют темы и идеи произведений. Стихотворение написано в художественном стиле. Учащиеся доказывают правильность своих суждений)

– Прочитаем ещё раз выразительно текст упр. 111.

Читает ученик.

10. Словарная работа.

Чтение слов и словосочетаний, записанных на доске, для использования при написании изложения.

11. Слово учителя.

– Наше знакомство с храмом Василия Блаженного подходит к концу, и мне остаётся пожелать вам мысленно совершить экскурсию в красивейший архитектурный памятник России – храм Василия Блаженного, а потом письменно поделиться своими впечатлениями от увиденного и услышанного о нём.
Памятники – это наша история и наша память, и мне кажется, пока мы помним об истории страны, мы продолжаем её жизнь.
Я объявляю конкурс на лучшее описание этого памятника.

12. Самостоятельная работа учащихся (если учащиеся не успеют написать в классе, можно разрешить закончить дома).

© Блог Димы Шпилера / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Что такое инсоляция и где можно покупать квартиры в новостройках :: Про антибиотики :: Санкт-Петербург. Гранд-Макет России :: Масленица - 2018 :: Урок геометрии по теме "Метод координат". 9-й класс :: Сомалийские пираты: откуда они появились и куда исчезли? :: Дом и дача/Мебель/Мебель для спальни/Мебель/Детская/Детские кровати от 3 лет/Матрасы / Столлайн / Матрас Спокойной ночи - Мирта 1000x1950 ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

Урок по предмету "Окружающий мир" во 2-м классе по теме "Горы"
контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD