детские
Научный Центр Детского Здоровья И Подготовки К Школе
Научный Центр Детского Здоровья И Подготовки К Школе
Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Информационные технологии на уроках русского языка : Русский язык

ХОД УРОКА

I. Организационная часть

II. Проверка домашнего задания

Проверка выполненного задания: стишки-потешки, загадки, сказки (на выбор) о чередующихся гласных о/а (ложлаг, рост–ращ–рос).

– Начнем проверку с веселого домашнего задания (читают 2–3 ученика). Почему веселое? На какую орфограмму? (Чередующиеся корни ложлаг, рост–ращ–рос).

Ребятам предлагаются послушать потешки на данную орфограмму и выписать слова с чередующимися корнями ложлаг, рост–ращ–рос:

У осы выросли не усы, а усики
А у кота вырастают усища.

На опушке в избушке
Расположились старушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке расположилась кошка.
Кошки в лукошках
Шьют старушкам сапожки.

– Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? Обратите внимание, что сегодня у нас будут помощниками глаголы. Они предлагают вам загадку (записана на доске):

Блестит и блистает,
На солнце сверкает,
А придет весна – умирает. (Снег)

– А как вы узнали, что это снег? Помогли слова-глаголы (ученики хором читают слова). Понаблюдайте, что происходит в корнях с чередующимися гласными е/и. Исходя из этого, определим тему урока:

Чередование гласных е/и в корнях слов

Цели:

  • Научиться правильно писать чередующуюся гласную.
  • Формировать умения:
    • в тексте находить слова с чередующейся е/и;
    • определять условия, чтобы правильно написать орфограмму;
    • различать безударные и чередующиеся гласные.
  • Дать оценку полученным знаниям.

– Приступаем к главному вопросу нашей темы: “Когда в чередующихся корнях пишу и, когда е”.

III. Новая тема.

– Вам предлагается загадка. Как зовут девочку? Посмотрите внимательно и послушайте о ней рассказ:

Девочка очень аккуратная:
Хорошо все убирает,
Всю грязь отдирает,
Пыль везде стирает,
Шкафы запирает,
Так устает, что умирает от усталости.
Но когда сердится, то говорит:
"Когда все уберу,
Грязь отдеру
Надо пыль стереть,
Шкафы запереть,
Не хочу! Я так устала, что могу умереть!"

Вывод о правописании е/и в корнях:

Орфограмма с девчачьим именем

– Какова роль суффикса? Приготовьте ответ.

IV. Актуализация знаний

– Давайте потренируемся, чтобы привыкнуть к этой орфограмме с девчачьим именем.

Задание 1. Образуй слова с сочетанием “ира” от следующих слов, выдели графически орфограмму в корне.

Что сделал?

Вымер –
Протер –
Запер –

Что делать?

Проверка выполненного задания

– Следующее задание посложнее:

Задание 2. Угадай!

Кто-то терем пр…бирал
И хозяев поджидал.

А хозяюшкой она
В терему меж тем одна
Приб…рет и приготовит.

Прибежал бесенок, задыхаясь,
Весь мокрехонек, лапой ут…раясь.

– Прочтите вполголоса, приготовьтесь читать выразительно.
– Угадайте, из каких сказок Пушкина взяты строки? (“Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”, “Сказка о попе и его работнике Балде”)
– Выписшие слова с изучаемой на уроке орфограммой.

Проверка с объяснением (сначала условие, а потом – чередующиеся гласные)

– И опять глаголы помогают в выполнении задания. Записываем только слова-глаголы.

V. Работа с текстом

1. Чтение текста.

ТАВИ

Тави убирала комнату, стирала пыль, вытирала посуду. От возни у нее разгорелись нежные щеки. Чувствуя, что они горят, Тави подошла к зеркалу, фыркая и отплевываясь.
– Тьфу! Тьфу! Как ведьма, как трубочист.
Действительно, ее нос был в пыли, полоса сажи была на щеке, шея посерела от пыли.
Тави схватила полотенце, чтобы вытереться, но со вздохом опустила руку, качая головой:
– Не для кого мне прибираться и умываться: хороша и так.
Действительно, она была хороша и так.

Александр Грин. “Блистающий мир”

2. Работа по содержанию текста.

3. Комментированное письмо предложений из текста:

VI. Закрепление изученного

Задание 3. Распределить следующие слова в таблице в зависимости от правописания гласной в корне:

  1. соберу
  2. удирать
  3. стереть
  4. заперла
  5. умирает
  6. отдеру
  7. убирает
  8. примерять (платье)
 

1

2

3

4

5

6

7

8

е

 

 

           

и

               

Проверка:

 

1

2

3

4

5

6

7

8

е

+

 

+

+

 

+

 

+

и

 

+

   

+

 

+

 

Вопрос: Кто нашел лишнее слово?

Ответ: Примерять (платье).

Помни!

Безударные гласные

Чередующиеся гласные

Примерять платье

Умереть

Примирять друзей

Умирать

Разные слова по лексическому значению!

VII. Домашнее задание: №543, 544 (составить связный текст с глаголами-помощниками, имеющими в корне чередующиеся е–и)

VIII. Итог урока

Вывод: Какой же суффикс командует корнями с чередующимися е–и?

IХ. Рефлексия

– Оцени свою работу на уроке, как хорошо ты понял материал: Да (понял), Частично, Нет (не понял).

  • Я усвоил(а) орфограмму “Чередование е–и в корнях слов”.
  • Я умею находить слово с данной орфограммой.
  • Я отличаю безударные корни от корней с чередующейся гласной.

Баллы:

  • Да – 5 баллов
  • Частично – 3 балла
  • Нет – 0 баллов

Сумма баллов

Оценка

15 баллов

5

12–14 баллов

4

9–11 баллов

3

3 балла

2

Х. На следующем уроке

– Суффикс а продолжает командовать:

Е

И

-блест-

-блиста-

-стел-

-стила-

-жег/ч-

-жига-

-чет-

-чита-

– В одном из выполненных сегодня заданий уже встречалась данная орфограмм, найдите её:

Блестит и блистает
На солнце сверкает,
А придет весна – умирает.

Приложение

© Блог Димы Шпилера / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Аспирин в домашней аптечке :: Что такое легионеллез (легионелла) и почему он страшен в 2017 году? :: Подробности об эпидемии пневмонии-2017 :: В Питере мужик спас ребенка от нападения соседского бультерьера. Но этот способ подойдет не всем. :: Создание движущихся изображений :: Жизнь впереди, 2017 :: Садовая и дачная мебель/Плетеная мебель / MnogoMeb / Стол искусственный ротанг (T283АNТ- W51) ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:


Warning: include(/home/u190093/detishka.ru/www) [function.include]: failed to open stream: Not a directory in /home/u190093/detishka.ru/www/inc/bot.html on line 341

Warning: include(/home/u190093/detishka.ru/www) [function.include]: failed to open stream: No such device in /home/u190093/detishka.ru/www/inc/bot.html on line 341

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/detishka.ru/www/' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/detishka.ru/www/inc/bot.html on line 341

1 сентября, в День Знаний, уроки должны быть особенными, запоминающимися и задающими тон на весь учебный год!

Информационные технологии на уроках русского языка : Русский язык

ХОД УРОКА

I. Организационная часть

II. Проверка домашнего задания

Проверка выполненного задания: стишки-потешки, загадки, сказки (на выбор) о чередующихся гласных о/а (ложлаг, рост–ращ–рос).

– Начнем проверку с веселого домашнего задания (читают 2–3 ученика). Почему веселое? На какую орфограмму? (Чередующиеся корни ложлаг, рост–ращ–рос).

Ребятам предлагаются послушать потешки на данную орфограмму и выписать слова с чередующимися корнями ложлаг, рост–ращ–рос:

У осы выросли не усы, а усики
А у кота вырастают усища.

На опушке в избушке
Расположились старушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке расположилась кошка.
Кошки в лукошках
Шьют старушкам сапожки.

– Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? Обратите внимание, что сегодня у нас будут помощниками глаголы. Они предлагают вам загадку (записана на доске):

Блестит и блистает,
На солнце сверкает,
А придет весна – умирает. (Снег)

– А как вы узнали, что это снег? Помогли слова-глаголы (ученики хором читают слова). Понаблюдайте, что происходит в корнях с чередующимися гласными е/и. Исходя из этого, определим тему урока:

Чередование гласных е/и в корнях слов

Цели:

– Приступаем к главному вопросу нашей темы: “Когда в чередующихся корнях пишу и, когда е”.

III. Новая тема.

– Вам предлагается загадка. Как зовут девочку? Посмотрите внимательно и послушайте о ней рассказ:

Девочка очень аккуратная:
Хорошо все убирает,
Всю грязь отдирает,
Пыль везде стирает,
Шкафы запирает,
Так устает, что умирает от усталости.
Но когда сердится, то говорит:
"Когда все уберу,
Грязь отдеру
Надо пыль стереть,
Шкафы запереть,
Не хочу! Я так устала, что могу умереть!"

Вывод о правописании е/и в корнях:

Орфограмма с девчачьим именем

– Какова роль суффикса? Приготовьте ответ.

IV. Актуализация знаний

– Давайте потренируемся, чтобы привыкнуть к этой орфограмме с девчачьим именем.

Задание 1. Образуй слова с сочетанием “ира” от следующих слов, выдели графически орфограмму в корне.

Что сделал?

Вымер –
Протер –
Запер –

Что делать?

Проверка выполненного задания

– Следующее задание посложнее:

Задание 2. Угадай!

Кто-то терем пр…бирал
И хозяев поджидал.

А хозяюшкой она
В терему меж тем одна
Приб…рет и приготовит.

Прибежал бесенок, задыхаясь,
Весь мокрехонек, лапой ут…раясь.

– Прочтите вполголоса, приготовьтесь читать выразительно.
– Угадайте, из каких сказок Пушкина взяты строки? (“Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”, “Сказка о попе и его работнике Балде”)
– Выписшие слова с изучаемой на уроке орфограммой.

Проверка с объяснением (сначала условие, а потом – чередующиеся гласные)

– И опять глаголы помогают в выполнении задания. Записываем только слова-глаголы.

V. Работа с текстом

1. Чтение текста.

ТАВИ

Тави убирала комнату, стирала пыль, вытирала посуду. От возни у нее разгорелись нежные щеки. Чувствуя, что они горят, Тави подошла к зеркалу, фыркая и отплевываясь.
– Тьфу! Тьфу! Как ведьма, как трубочист.
Действительно, ее нос был в пыли, полоса сажи была на щеке, шея посерела от пыли.
Тави схватила полотенце, чтобы вытереться, но со вздохом опустила руку, качая головой:
– Не для кого мне прибираться и умываться: хороша и так.
Действительно, она была хороша и так.

Александр Грин. “Блистающий мир”

2. Работа по содержанию текста.

3. Комментированное письмо предложений из текста:

VI. Закрепление изученного

Задание 3. Распределить следующие слова в таблице в зависимости от правописания гласной в корне:

  1. соберу
  2. удирать
  3. стереть
  4. заперла
  5. умирает
  6. отдеру
  7. убирает
  8. примерять (платье)
 

1

2

3

4

5

6

7

8

е

 

 

           

и

               

Проверка:

 

1

2

3

4

5

6

7

8

е

+

 

+

+

 

+

 

+

и

 

+

   

+

 

+

 

Вопрос: Кто нашел лишнее слово?

Ответ: Примерять (платье).

Помни!

Безударные гласные

Чередующиеся гласные

Примерять платье

Умереть

Примирять друзей

Умирать

Разные слова по лексическому значению!

VII. Домашнее задание: №543, 544 (составить связный текст с глаголами-помощниками, имеющими в корне чередующиеся е–и)

VIII. Итог урока

Вывод: Какой же суффикс командует корнями с чередующимися е–и?

IХ. Рефлексия

– Оцени свою работу на уроке, как хорошо ты понял материал: Да (понял), Частично, Нет (не понял).

Баллы:

Сумма баллов

Оценка

15 баллов

5

12–14 баллов

4

9–11 баллов

3

3 балла

2

Х. На следующем уроке

– Суффикс а продолжает командовать:

Е

И

-блест-

-блиста-

-стел-

-стила-

-жег/ч-

-жига-

-чет-

-чита-

– В одном из выполненных сегодня заданий уже встречалась данная орфограмм, найдите её:

Блестит и блистает
На солнце сверкает,
А придет весна – умирает.

Приложение

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Состояние воздуха: Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Водоемы Краснодарского края. Их использование и их охрана

Урок дает возможность сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Урок по фольклору (предмет по выбору). Тема: "Хлеб на стол и стол - престол

Урок дает возможность сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Урок истории в 5-м классе по теме "Жизнь египетского вельможи"

Данная статья включает организацию самостоятельной работы учащихся на разных этапах урока с использованием различных методов и приемов.

Задания для проведения школьной олимпиады по химии для учащихся 8–10-х классов

В работе представлены задачи для проведения школьного тура олимпиады по химии для обучающихся 8–10-х классов. Олимпиада может включать заочный и очный туры. Задания должны быть разнообразными по содержанию и типу. Уровень сложности заданий должен быть доступен для большинства школьников, но по своей форме задания должны отличаться от контрольной работы по химии необычностью постановки вопроса, а в ответах на них должны допускаться приемы решений, которые не являются стандартными.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.


Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD