детские
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Нетрадиционные задания по русскому языку : Русский язык

Познавательный интерес - один из главных "двигателей", отвечающих за мотивацию детей к обучению. Для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей очень действенным методом является дидактическая игра, которая может выступать как ведущая деятельность до старшей школы. Интерес и игра тесно связаны между собой. К тому же, с помощью тренингов-игр можно не только формировать определенные учебные умения и навыки, но и развивать у детей такие психические процессы как внимание, память, логическое мышление и т.д., необходимые для успешного, доступного и интересного обучения.
При использовании дидактических игр решаются и воспитательные задачи, например, воспитание терпения и терпимости, аккуратности (ребенку хочется, чтобы его работа получилась правильной и красивой, что стимулирует его выполнять задание крайне аккуратно), умение доводить начатое дело до конца; в групповой работе — умение работать в группах, прислушиваясь к мнению других учеников, терпимо относясь к критике в свой адрес, деликатно отзываясь об ошибках своих товарищей; приобретаются навыки публичных выступлений, желание и умение добиться поставленной цели.
Дидактическая игра способна решить огромный круг учебно-воспитательных задач, и этот факт, по-моему, уже не требует доказательств. Существует большое количество литературы, где предлагаются интересные методики по использованию игры как в начальной школе, так и в средней, даются серьезные комментарии и обоснования компетентных педагогов и психологов.
В этой работе я хочу поделиться лишь крохотными находками, которые уже неоднократно использовались при работе с детьми. Ученикам такие виды заданий очень нравятся, и качество усваивания того или иного материала значительно возрастает.

Несколько лет назад, занимаясь подготовкой детей к школе, я использовала пособие С.И. Агеевой "Обучение с увлечением" (М.,"Лайда",1994) . В этом пособии автор предлагает "Волшебные картинки" (пока не раскрасишь — не поймешь, что нарисовано) для лучшего запоминания цифр и результатов сложения и вычитания в пределах первого десятка. Я заметили неподдельный интерес к этим заданиям не только детей дошкольного возраста, но и учащихся начальной и средней школы, которые с завистью смотрели, как дошколята раскрашивают что-то непонятное, а получается красочный рисунок. "Вот бы нам такие задания давали! Так хочется!"-говорили ученики. И я попробовала адаптировать некоторые картинки С.И. Агеевой под русский язык.
В начальной школе, получив такие задания, дети приходили в восторг. И даже "самые вредные" словарные слова запоминались детьми гораздо быстрее и лучше (ведь не хотелось, чтобы в картинке были ошибки!). К тому же для учеников начальной школы (а также для многих пятиклассников) раскрашивание или штриховка являются полезной гимнастикой для развития мелкой моторики.
Постепенно появились задания в виде "Волшебных картинок" и для 5, и для 6, 7, 8 и даже 9 классов. Эти картинки заставляли учеников лишний раз обратиться к орфографическому или толковому словарю, выписать трудные слова. Для учеников средней школы учитель эти картинки может сопровождать различными дополнительными заданиями, например,

  • выписать по 10 слов на различные встречающиеся в картинке орфограммы, объяснить правописание (где это возможно);
  • выписать 5 слов на определенную орфограмму, выполнить фонетический (морфемный, словообразовательный, морфологический) разбор;
  • выписать по одному слову на каждую встречающуюся орфограмму (или на те орфограммы, которые укажет учитель) и составить с ними предложение (желательно одно) с однородными членами предложения (с вводными словами, с обращением, с однородными членами и обобщающим словом, с обособленным причастным оборотом и т.д. и т.п.)

И последнее, о чем хотелось бы сказать. Желательно такие задания давать не очень часто (примерно 3-4 раза в год) , в остальное время можно использовать другие эффективные игровые задания. Лучше предлагать детям не все сразу картинки, а только одну. Тогда она воспринимается как праздник. И конечно, выполненное задание необходимо проверить и оценить (при этом отметка не всегда нужна).

В этой работе предлагается несколько "Волшебных картинок", в приложении — то, что должно получиться.
1. Тема: "Словарные слова"


Я-чёрн. И-красн. О-зел. А-син.

2. Темы: "Сочетания -ова-(-ева-) и -ыва-(-ива-) в инфинитивах", "Гласные Ы, И после приставок", "Гласные Ы, И после Ц", "Гласные О,Е,Ё после шипящих и Ц", "Словарные слова с безударными гласными в корнях", "Безударные гласные в корне, проверяемые ударением", "Чередующиеся гласные в корнях"


О-зел. Ы-голуб. Е,Ё-жёлт. И-сер. Я-чёрн. А-красн. Э-син.

3.Темы: "Словарные слова", "Безударные гласные в корне слова , проверяемые ударением", "Сомнительные согласные"


П-бел. А,Я,Г,Д-зел. Е-сер. И-чёрн. О-красн. Ж-кор. З-жёлт.

4. Тема: "Словарные слова"


А-голуб. И-зел. О-жёлт. Е-кор. У-бел. Ю-чёрн. Я-красн.

5. Тема: "Чередование гласных в корнях"


Е-жёлт. Ы-чёрн. У-белн. И-красн. А-син. О-голуб.

6. Тема: "Гласные в корне слова"


И-зел. Е-син. О-жёлт. А-кор. Э-красн. Я-сер. Ё-голуб. Ю-бел.

7. Тема: "Правописание наречий"


И-салат. Ь-сер. А,Я-красн. О-голуб. Е-зел. СЛИТНО-жёлт. РАЗДЕЛЬНО-кор. ДЕФИС-син.

8. Тема: "Удвоенные согласные"


СС-син. С-зел. ЛЛ-голуб. Л-жёлт. ММ-сер. М-красн. НН-чёрн. Н-бел.

Несколько игровых заданий-упражнений по русскому языку на разные темы, которые можно использовать и в начальной школе, и в средней.

Необходимо отыскать минимум 7 названий государств на этой картинке. Слова можно читать справа налево и сверху вниз.

Выпишите названия стран в тетрадь, рядом напишите столицу каждой страны. Поставьте название страны и столицу в Р.,Т.,П. падежи.

2. "Игра в салочки"

3. "Птицы"

4. "Ёжик"


4. Расшифровать перевёртыш и записать получившийся текст.

Что вы можете сказать о его содержании?
Выполните синтаксический разбор последнего предложения.

5. "Закономерности"



Приложение

© Блог Димы Шпилера / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Повторительно-обобщающий урок по физике "Как ты понимаешь электростатику?" :: Урок-обобщение по теме: "Световые волны". Тема: "Тайны световых лучей" :: Урок по предмету "Мы и окружающий мир" 4-й класс (деловая игра-исследование с элементами дискуссии) :: Орфоэпическая работа в начальной школе :: Программа "Истоки" :: О теле и душе ( Testről és Lélekről ), 2017 :: Кровати с ПМ / MOON TRADE / Кровать двуспальная Лия 160х200 Модель 1205 ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

Методическая разработка "Графический способ решения уравнений с параметром. Несколько графиков, содержащих модуль, и множеств коорди
контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD