детские
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Комплексный анализ текста. Обобщающий урок по теме: "Причастие" : Русский язык

Цель урока: систематизация знаний о причастии; формирование умения находить причастие в тексте и определять его грамматические признаки; находить и правильно писать орфограммы в причастии; выделять запятыми причастный оборот.

Работа по развитию речи: составление связного рассказа на грамматическую тему и рассказа по картине.

На доске:
Комплексный анализ текста. Повторение по теме “Причастие”.
Репродукция картины И.И.Левитана “Весна. Большая вода”

Перед уроком класс делится на 6 групп. Каждая группа получает карточку со своим заданием.

Слово учителя. Сегодня на уроке мы повторим изученный материал по причастию: особенности причастия как части речи; его грамматические признаки; синтаксическую роль; роль причастий в речи; орфограммы, связанные с написанием причастий. Также мы повторим другие орфограммы и пунктограммы и подготовимся к контрольному диктанту.

Повторение по теме у нас пройдет в форме комплексного анализа текста. Давайте вспомним, что такое комплексный анализ. ( Дети отвечают).

Сейчас вы внимательно прослушайте текст, предложенный вам для комплексного анализа. Это отрывок из рассказа К.Г.Паустовского “Ильинский омут”.

Чтение учителем текста.

Слово учителя. А теперь внимательно прочитайте задание для своей группы. Есть вопросы? Можете приступать к выполнению. Каждая группа дополнительно получает еще одно задание: вы должны написать на листочке по два слова или словосочетания (от группы) с причастиями или причастными оборотами для словарного диктанта, который будет в конце урока. Подумайте, с какими орфограммами могут быть эти слова.

Дети работают в группах. Роли в группах дети распределяют сами, выбирают старшего.

После выполнения работы учащиеся выступают от группы (по одному от группы или несколько - решают сами).

Слово учителя. Посмотрите на репродукцию картины И.Левитана “Весна. Большая вода”.

Напишите сочинение-миниатюру по этой картине с использованием причастий.

В конце урока сочинения зачитываются, выбираются лучшие.

Подведение итогов урока.

 Карточка-задание для 1 группы

Вставить пропущенные буквы, расставить недостающие знаки препинания:

Каждый раз, соб…раясь в далекие поездки, я обязательно пр…ходил на Ильинский омут. Я просто (не)мог уехать, не попрощавшись с ним, со знакомыми ветлами со всероссийскими этими полями. Я говорил себе вот этот чертополох ты вспомн…ш(?) когда-нибудь, когда будешь пролетать над Средиземным морем. А этот последний ра…се…(н,нн)ый в небесном пространстве розовеющий луч солнца ты вспомн…ш(?) где-нибудь под Парижем. Если, конечно, туда попадеш(?)”.

И все сбылось. Самолет шел над Тирренским морем. Я посмотрел в круглое (окно)иллюминатор. В бездонной синеве и глубине появились ж…лтые очертания острова похожего на цветок чертополоха. Это была Корсика.

Изорв..(н,нн)ые многими тысяч…летиями покрытые окалиной жары берега Корсики ее замки защищавшие остров как колючки, алый цвет каких(то) кустарников ливень синего средиземн…(морского) света прорвавшего (не)видимую небесную плотину и рухнувшего всей своей тяжестью на остров все это (не)могло оторвать мои мысли от маленькой сыроватой ложбины на Ильинском омуте где пахло (боли)головом и стоял одинокий чертополох высотой в человеческий рост, - неприступный ощетинившийся своими колючками своими острыми налокотниками и забралами.

На западном берегу острова горстью выброш…(н,нн)ых (не)брежной рукой игральных костей был ра…сыпа(н,нн) маленький город. Он выходил из(под) крыла самолета, как пчели(н,нн)ые соты. Это был Аяччо – родина Наполеона.

И мне нестерпимо захотелось домой, в бревенчатый простой дом, на Оку, на Ильинский омут где меня дожидаются ивы тума(н,нн)ые русские равни(н,нн)ые закаты и друзья.

Нет! Человеку никак нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца.

Стилистический и смысловой анализ текста.

  1. Докажите, что это текст.
  2. Определите стиль и тип текста.
  3. Как связаны предложения и части текста.
  4. Какова тема и основная мысль текста.
  5. Озаглавьте текст.

 Карточка-задание для 2 группы

Вставить пропущенные буквы, расставить недостающие знаки препинания:

Каждый раз, соб…раясь в далекие поездки, я обязательно пр…ходил на Ильинский омут. Я просто (не)мог уехать, не попрощавшись с ним, со знакомыми ветлами со всероссийскими этими полями. Я говорил себе вот этот чертополох ты вспомн…ш(?) когда-нибудь, когда будешь пролетать над Средиземным морем. А этот последний ра…се…(н,нн)ый в небесном пространстве розовеющий луч солнца ты вспомн…ш(?) где-нибудь под Парижем. Если, конечно, туда попадеш(?)”.

И все сбылось. Самолет шел над Тирренским морем. Я посмотрел в круглое (окно)иллюминатор. В бездонной синеве и глубине появились ж…лтые очертания острова похожего на цветок чертополоха. Это была Корсика.

Изорв..(н,нн)ые многими тысяч…летиями покрытые окалиной жары берега Корсики ее замки защищавшие остров как колючки, алый цвет каких(то) кустарников ливень синего средиземн…(морского) света прорвавшего (не)видимую небесную плотину и рухнувшего всей своей тяжестью на остров все это (не)могло оторвать мои мысли от маленькой сыроватой ложбины на Ильинском омуте где пахло (боли)головом и стоял одинокий чертополох высотой в человеческий рост, - неприступный ощетинившийся своими колючками своими острыми налокотниками и забралами.

На западном берегу острова горстью выброш…(н,нн)ых (не)брежной рукой игральных костей был ра…сыпа(н,нн) маленький город. Он выходил из(под) крыла самолета, как пчели(н,нн)ые соты. Это был Аяччо – родина Наполеона.

И мне нестерпимо захотелось домой, в бревенчатый простой дом, на Оку, на Ильинский омут где меня дожидаются ивы тума(н,нн)ые русские равни(н,нн)ые закаты и друзья.

Нет! Человеку никак нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца.

Орфографический анализ текста.

  1. Сколько видов орфограмм встретилось в тексте.
  2. Сколько орфограмм с причастиями. Какие орфограммы с причастиями не встретились в тексте.

 Карточка-задание для 3 группы

Вставить пропущенные буквы, расставить недостающие знаки препинания:

Каждый раз, соб…раясь в далекие поездки, я обязательно пр…ходил на Ильинский омут. Я просто (не)мог уехать, не попрощавшись с ним, со знакомыми ветлами со всероссийскими этими полями. Я говорил себе вот этот чертополох ты вспомн…ш(?) когда-нибудь, когда будешь пролетать над Средиземным морем. А этот последний ра…се…(н,нн)ый в небесном пространстве розовеющий луч солнца ты вспомн…ш(?) где-нибудь под Парижем. Если, конечно, туда попадеш(?)”.

И все сбылось. Самолет шел над Тирренским морем. Я посмотрел в круглое (окно)иллюминатор. В бездонной синеве и глубине появились ж…лтые очертания острова похожего на цветок чертополоха. Это была Корсика.

Изорв..(н,нн)ые многими тысяч…летиями покрытые окалиной жары берега Корсики ее замки защищавшие остров как колючки, алый цвет каких(то) кустарников ливень синего средиземн…(морского) света прорвавшего (не)видимую небесную плотину и рухнувшего всей своей тяжестью на остров все это (не)могло оторвать мои мысли от маленькой сыроватой ложбины на Ильинском омуте где пахло (боли)головом и стоял одинокий чертополох высотой в человеческий рост, - неприступный ощетинившийся своими колючками своими острыми налокотниками и забралами.

На западном берегу острова горстью выброш…(н,нн)ых (не)брежной рукой игральных костей был ра…сыпа(н,нн) маленький город. Он выходил из(под) крыла самолета, как пчели(н,нн)ые соты. Это был Аяччо – родина Наполеона.

И мне нестерпимо захотелось домой, в бревенчатый простой дом, на Оку, на Ильинский омут где меня дожидаются ивы тума(н,нн)ые русские равни(н,нн)ые закаты и друзья.

Нет! Человеку никак нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца.

Синтаксический и пунктуационный анализ текста.

  1. Сколько пунктограмм встретилось в тексте.
  2. Графически объясните постановку знаков препинания.
  3. Расскажите о причастном обороте.

 Карточка-задание для 4 группы

Вставить пропущенные буквы, расставить недостающие знаки препинания:

Каждый раз, соб…раясь в далекие поездки, я обязательно пр…ходил на Ильинский омут. Я просто (не)мог уехать, не попрощавшись с ним, со знакомыми ветлами со всероссийскими этими полями. Я говорил себе вот этот чертополох ты вспомн…ш(?) когда-нибудь, когда будешь пролетать над Средиземным морем. А этот последний ра…се…(н,нн)ый в небесном пространстве розовеющий луч солнца ты вспомн…ш(?) где-нибудь под Парижем. Если, конечно, туда попадеш(?)”.

И все сбылось. Самолет шел над Тирренским морем. Я посмотрел в круглое (окно)иллюминатор. В бездонной синеве и глубине появились ж…лтые очертания острова похожего на цветок чертополоха. Это была Корсика.

Изорв..(н,нн)ые многими тысяч…летиями покрытые окалиной жары берега Корсики ее замки защищавшие остров как колючки, алый цвет каких(то) кустарников ливень синего средиземн…(морского) света прорвавшего (не)видимую небесную плотину и рухнувшего всей своей тяжестью на остров все это (не)могло оторвать мои мысли от маленькой сыроватой ложбины на Ильинском омуте где пахло (боли)головом и стоял одинокий чертополох высотой в человеческий рост, - неприступный ощетинившийся своими колючками своими острыми налокотниками и забралами.

На западном берегу острова горстью выброш…(н,нн)ых (не)брежной рукой игральных костей был ра…сыпа(н,нн) маленький город. Он выходил из(под) крыла самолета, как пчели(н,нн)ые соты. Это был Аяччо – родина Наполеона.

И мне нестерпимо захотелось домой, в бревенчатый простой дом, на Оку, на Ильинский омут где меня дожидаются ивы тума(н,нн)ые русские равни(н,нн)ые закаты и друзья.

Нет! Человеку никак нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца.

Морфологический анализ текста.

  1. Что такое причастие.
  2. Уберите из текста причастия. Что изменилось?
  3. Расскажите о роли причастий в речи.
  4. Сделайте морфологический анализ одного из причастий.

 Карточка-задание для 5 группы

Вставить пропущенные буквы, расставить недостающие знаки препинания:

Каждый раз, соб…раясь в далекие поездки, я обязательно пр…ходил на Ильинский омут. Я просто (не)мог уехать, не попрощавшись с ним, со знакомыми ветлами со всероссийскими этими полями. Я говорил себе вот этот чертополох ты вспомн…ш(?) когда-нибудь, когда будешь пролетать над Средиземным морем. А этот последний ра…се…(н,нн)ый в небесном пространстве розовеющий луч солнца ты вспомн…ш(?) где-нибудь под Парижем. Если, конечно, туда попадеш(?)”.

И все сбылось. Самолет шел над Тирренским морем. Я посмотрел в круглое (окно)иллюминатор. В бездонной синеве и глубине появились ж…лтые очертания острова похожего на цветок чертополоха. Это была Корсика.

Изорв..(н,нн)ые многими тысяч…летиями покрытые окалиной жары берега Корсики ее замки защищавшие остров как колючки, алый цвет каких(то) кустарников ливень синего средиземн…(морского) света прорвавшего (не)видимую небесную плотину и рухнувшего всей своей тяжестью на остров все это (не)могло оторвать мои мысли от маленькой сыроватой ложбины на Ильинском омуте где пахло (боли)головом и стоял одинокий чертополох высотой в человеческий рост, - неприступный ощетинившийся своими колючками своими острыми налокотниками и забралами.

На западном берегу острова горстью выброш…(н,нн)ых (не)брежной рукой игральных костей был ра…сыпа(н,нн) маленький город. Он выходил из(под) крыла самолета, как пчели(н,нн)ые соты. Это был Аяччо – родина Наполеона.

И мне нестерпимо захотелось домой, в бревенчатый простой дом, на Оку, на Ильинский омут где меня дожидаются ивы тума(н,нн)ые русские равни(н,нн)ые закаты и друзья.

Нет! Человеку никак нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца.

Словообразовательный анализ текста.

  1. Расскажите об образовании причастий (действительных и страдательных).
  2. Выпишите из текста все причастия, определите, от каких глаголов они образованы.
  3. Выпишите из текста 2 глагола (соверш. и несоверш. видов), образуйте от них все возможные причастия.

 Карточка-задание для 6 группы

Вставить пропущенные буквы, расставить недостающие знаки препинания:

Каждый раз, соб…раясь в далекие поездки, я обязательно пр…ходил на Ильинский омут. Я просто (не)мог уехать, не попрощавшись с ним, со знакомыми ветлами со всероссийскими этими полями. Я говорил себе вот этот чертополох ты вспомн…ш(?) когда-нибудь, когда будешь пролетать над Средиземным морем. А этот последний ра…се…(н,нн)ый в небесном пространстве розовеющий луч солнца ты вспомн…ш(?) где-нибудь под Парижем. Если, конечно, туда попадеш(?)”.

И все сбылось. Самолет шел над Тирренским морем. Я посмотрел в круглое (окно)иллюминатор. В бездонной синеве и глубине появились ж…лтые очертания острова похожего на цветок чертополоха. Это была Корсика.

Изорв..(н,нн)ые многими тысяч…летиями покрытые окалиной жары берега Корсики ее замки защищавшие остров как колючки, алый цвет каких(то) кустарников ливень синего средиземн…(морского) света прорвавшего (не)видимую небесную плотину и рухнувшего всей своей тяжестью на остров все это (не)могло оторвать мои мысли от маленькой сыроватой ложбины на Ильинском омуте где пахло (боли)головом и стоял одинокий чертополох высотой в человеческий рост, - неприступный ощетинившийся своими колючками своими острыми налокотниками и забралами.

На западном берегу острова горстью выброш…(н,нн)ых (не)брежной рукой игральных костей был ра…сыпа(н,нн) маленький город. Он выходил из(под) крыла самолета, как пчели(н,нн)ые соты. Это был Аяччо – родина Наполеона.

И мне нестерпимо захотелось домой, в бревенчатый простой дом, на Оку, на Ильинский омут где меня дожидаются ивы тума(н,нн)ые русские равни(н,нн)ые закаты и друзья.

Нет! Человеку никак нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца.

Лексический анализ текста.

  1. Какие средства для создания художественного образа вы знаете.
  2. Какие языковые средства помогают автору текста передать свое отношение, оценку.
  3. Выпишите 2-3 слова, употребленные в переносном значении. Составьте с ними предложения, употребляя их в прямом значении.

Каждый раз, собираясь в далекие поездки, я обязательно приходил на Ильинский омут. Я просто не мог уехать, не попрощавшись с ним, со знакомыми ветлами, со всероссийскими этими полями. Я говорил себе: “Вот этот чертополох ты вспомнишь когда-нибудь, когда будешь пролетать над Средиземным морем. А этот последний, рассеянный в небесном пространстве розовеющий луч солнца ты вспомнишь где-нибудь под Парижем. Если, конечно, туда попадешь”.

И все сбылось. Самолет шел над Тирренским морем. Я посмотрел в круглое окно-иллюминатор. В бездонной синеве и глубине появились желтые очертания острова, похожего на цветок чертополоха. Это была Корсика.

Изорванные многими тысячелетиями, покрытые окалиной жары берега Корсики, ее замки, защищавшие остров, как колючки, алый цвет каких-то кустарников, ливень синего средиземноморского света, прорвавшего невидимую небесную плотину и рухнувшего всей своей тяжестью на остров, - все это не могло оторвать мои мысли от маленькой сыроватой ложбины на Ильинском омуте, где пахло болиголовом и стоял одинокий чертополох высотой в человеческий рост, - неприступный, ощетинившийся своими колючками, своими острыми налокотниками и забралами.

На западном берегу острова горстью выброшенных небрежной рукой игральных костей был рассыпан маленький город. Он выходил из-под крыла самолета, как пчелиные соты. Это был Аяччо – родина Наполеона.

И мне нестерпимо захотелось домой, в бревенчатый простой дом, на Оку, на Ильинский омут, где меня дожидаются ивы, туманные русские равнинные закаты и друзья.

Нет! Человеку никак нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца.

© Блог Димы Шпилера / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Методика использования технических средств обучения на уроках биологии :: Биология. Человек и его здоровье. Конспект урока "Законы движения крови" :: Использование модульной технологии обучения на уроках химии :: Урок-аукцион знаний "Ярмарка эрудитов" :: Северо-Западный экономический район России :: Астрал 4: Последний ключ ( Insidious: The Last Key ), 2018 :: Все товары/Дом и дача/Мебель/Мебель для спальни/Кровати/Мебель для спальни/Кровати/Двуспальные кровати / Тетчер / Кровать Тетчер ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Костя Цзю прооперирован после инфаркта. 48 лет, абсолютный чемпион мира среди профи.

Вот это да. Возраст еще не старый, вес - 63 кг, легче не бывает, здоровье - железное... С чего вдруг?

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Итоговая контрольная работа по органической химии. 9-й класс

Контрольная работа предназначена для итогового контроля знаний обучающихся 9-го класса по органической химии. В 9-м классе ученики знакомятся с основами органической химии, получают первичные знания о органических веществах и их свойствах. Знания по данной теме содержатся в экзаменационных заданиях. Работа включает тестовую часть и часть, требующую навыков составления формул гомологов и изомеров. Данные навыки пригодятся обучающимся при изучении органической химии 10-м классе.

Автор решающей шайбы Олимпиады-2018 не забыл своего первого тренера. И подарил ему автомобиль!

Подарок в тайне от тренера доставили прямо на ледовую арену к началу рабочего дня.

Урок литературного чтения Л.Пантелеев. "Камилл и учитель" УМК Н.Ф. Виноградовой "Начальная школа XXI века"

На уроках литературного чтения закладываются основы духовности и нравственности, решаются вопросы человековедческого характера. В предлагаемом уроке идёт работа над понятиями добра и зла, предательства и героизма, сопоставляются произведения одного автора, разные типы рассказов: художественный и исторический. Это урок действия, где дети овладевают основными видами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым и поисковым.


Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

?нтегрированный урок по теме "Физкультура и биология"
контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD