детские
Хелси и Смарт официальный сайт
Хелси и Смарт официальный сайт

Комплексный анализ текста. Обобщающий урок по теме: "Причастие" : Русский язык

Цель урока: систематизация знаний о причастии; формирование умения находить причастие в тексте и определять его грамматические признаки; находить и правильно писать орфограммы в причастии; выделять запятыми причастный оборот.

Работа по развитию речи: составление связного рассказа на грамматическую тему и рассказа по картине.

На доске:
Комплексный анализ текста. Повторение по теме “Причастие”.
Репродукция картины И.И.Левитана “Весна. Большая вода”

Перед уроком класс делится на 6 групп. Каждая группа получает карточку со своим заданием.

Слово учителя. Сегодня на уроке мы повторим изученный материал по причастию: особенности причастия как части речи; его грамматические признаки; синтаксическую роль; роль причастий в речи; орфограммы, связанные с написанием причастий. Также мы повторим другие орфограммы и пунктограммы и подготовимся к контрольному диктанту.

Повторение по теме у нас пройдет в форме комплексного анализа текста. Давайте вспомним, что такое комплексный анализ. ( Дети отвечают).

Сейчас вы внимательно прослушайте текст, предложенный вам для комплексного анализа. Это отрывок из рассказа К.Г.Паустовского “Ильинский омут”.

Чтение учителем текста.

Слово учителя. А теперь внимательно прочитайте задание для своей группы. Есть вопросы? Можете приступать к выполнению. Каждая группа дополнительно получает еще одно задание: вы должны написать на листочке по два слова или словосочетания (от группы) с причастиями или причастными оборотами для словарного диктанта, который будет в конце урока. Подумайте, с какими орфограммами могут быть эти слова.

Дети работают в группах. Роли в группах дети распределяют сами, выбирают старшего.

После выполнения работы учащиеся выступают от группы (по одному от группы или несколько - решают сами).

Слово учителя. Посмотрите на репродукцию картины И.Левитана “Весна. Большая вода”.

Напишите сочинение-миниатюру по этой картине с использованием причастий.

В конце урока сочинения зачитываются, выбираются лучшие.

Подведение итогов урока.

 Карточка-задание для 1 группы

Вставить пропущенные буквы, расставить недостающие знаки препинания:

Каждый раз, соб…раясь в далекие поездки, я обязательно пр…ходил на Ильинский омут. Я просто (не)мог уехать, не попрощавшись с ним, со знакомыми ветлами со всероссийскими этими полями. Я говорил себе вот этот чертополох ты вспомн…ш(?) когда-нибудь, когда будешь пролетать над Средиземным морем. А этот последний ра…се…(н,нн)ый в небесном пространстве розовеющий луч солнца ты вспомн…ш(?) где-нибудь под Парижем. Если, конечно, туда попадеш(?)”.

И все сбылось. Самолет шел над Тирренским морем. Я посмотрел в круглое (окно)иллюминатор. В бездонной синеве и глубине появились ж…лтые очертания острова похожего на цветок чертополоха. Это была Корсика.

Изорв..(н,нн)ые многими тысяч…летиями покрытые окалиной жары берега Корсики ее замки защищавшие остров как колючки, алый цвет каких(то) кустарников ливень синего средиземн…(морского) света прорвавшего (не)видимую небесную плотину и рухнувшего всей своей тяжестью на остров все это (не)могло оторвать мои мысли от маленькой сыроватой ложбины на Ильинском омуте где пахло (боли)головом и стоял одинокий чертополох высотой в человеческий рост, - неприступный ощетинившийся своими колючками своими острыми налокотниками и забралами.

На западном берегу острова горстью выброш…(н,нн)ых (не)брежной рукой игральных костей был ра…сыпа(н,нн) маленький город. Он выходил из(под) крыла самолета, как пчели(н,нн)ые соты. Это был Аяччо – родина Наполеона.

И мне нестерпимо захотелось домой, в бревенчатый простой дом, на Оку, на Ильинский омут где меня дожидаются ивы тума(н,нн)ые русские равни(н,нн)ые закаты и друзья.

Нет! Человеку никак нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца.

Стилистический и смысловой анализ текста.

  1. Докажите, что это текст.
  2. Определите стиль и тип текста.
  3. Как связаны предложения и части текста.
  4. Какова тема и основная мысль текста.
  5. Озаглавьте текст.

 Карточка-задание для 2 группы

Вставить пропущенные буквы, расставить недостающие знаки препинания:

Каждый раз, соб…раясь в далекие поездки, я обязательно пр…ходил на Ильинский омут. Я просто (не)мог уехать, не попрощавшись с ним, со знакомыми ветлами со всероссийскими этими полями. Я говорил себе вот этот чертополох ты вспомн…ш(?) когда-нибудь, когда будешь пролетать над Средиземным морем. А этот последний ра…се…(н,нн)ый в небесном пространстве розовеющий луч солнца ты вспомн…ш(?) где-нибудь под Парижем. Если, конечно, туда попадеш(?)”.

И все сбылось. Самолет шел над Тирренским морем. Я посмотрел в круглое (окно)иллюминатор. В бездонной синеве и глубине появились ж…лтые очертания острова похожего на цветок чертополоха. Это была Корсика.

Изорв..(н,нн)ые многими тысяч…летиями покрытые окалиной жары берега Корсики ее замки защищавшие остров как колючки, алый цвет каких(то) кустарников ливень синего средиземн…(морского) света прорвавшего (не)видимую небесную плотину и рухнувшего всей своей тяжестью на остров все это (не)могло оторвать мои мысли от маленькой сыроватой ложбины на Ильинском омуте где пахло (боли)головом и стоял одинокий чертополох высотой в человеческий рост, - неприступный ощетинившийся своими колючками своими острыми налокотниками и забралами.

На западном берегу острова горстью выброш…(н,нн)ых (не)брежной рукой игральных костей был ра…сыпа(н,нн) маленький город. Он выходил из(под) крыла самолета, как пчели(н,нн)ые соты. Это был Аяччо – родина Наполеона.

И мне нестерпимо захотелось домой, в бревенчатый простой дом, на Оку, на Ильинский омут где меня дожидаются ивы тума(н,нн)ые русские равни(н,нн)ые закаты и друзья.

Нет! Человеку никак нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца.

Орфографический анализ текста.

  1. Сколько видов орфограмм встретилось в тексте.
  2. Сколько орфограмм с причастиями. Какие орфограммы с причастиями не встретились в тексте.

 Карточка-задание для 3 группы

Вставить пропущенные буквы, расставить недостающие знаки препинания:

Каждый раз, соб…раясь в далекие поездки, я обязательно пр…ходил на Ильинский омут. Я просто (не)мог уехать, не попрощавшись с ним, со знакомыми ветлами со всероссийскими этими полями. Я говорил себе вот этот чертополох ты вспомн…ш(?) когда-нибудь, когда будешь пролетать над Средиземным морем. А этот последний ра…се…(н,нн)ый в небесном пространстве розовеющий луч солнца ты вспомн…ш(?) где-нибудь под Парижем. Если, конечно, туда попадеш(?)”.

И все сбылось. Самолет шел над Тирренским морем. Я посмотрел в круглое (окно)иллюминатор. В бездонной синеве и глубине появились ж…лтые очертания острова похожего на цветок чертополоха. Это была Корсика.

Изорв..(н,нн)ые многими тысяч…летиями покрытые окалиной жары берега Корсики ее замки защищавшие остров как колючки, алый цвет каких(то) кустарников ливень синего средиземн…(морского) света прорвавшего (не)видимую небесную плотину и рухнувшего всей своей тяжестью на остров все это (не)могло оторвать мои мысли от маленькой сыроватой ложбины на Ильинском омуте где пахло (боли)головом и стоял одинокий чертополох высотой в человеческий рост, - неприступный ощетинившийся своими колючками своими острыми налокотниками и забралами.

На западном берегу острова горстью выброш…(н,нн)ых (не)брежной рукой игральных костей был ра…сыпа(н,нн) маленький город. Он выходил из(под) крыла самолета, как пчели(н,нн)ые соты. Это был Аяччо – родина Наполеона.

И мне нестерпимо захотелось домой, в бревенчатый простой дом, на Оку, на Ильинский омут где меня дожидаются ивы тума(н,нн)ые русские равни(н,нн)ые закаты и друзья.

Нет! Человеку никак нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца.

Синтаксический и пунктуационный анализ текста.

  1. Сколько пунктограмм встретилось в тексте.
  2. Графически объясните постановку знаков препинания.
  3. Расскажите о причастном обороте.

 Карточка-задание для 4 группы

Вставить пропущенные буквы, расставить недостающие знаки препинания:

Каждый раз, соб…раясь в далекие поездки, я обязательно пр…ходил на Ильинский омут. Я просто (не)мог уехать, не попрощавшись с ним, со знакомыми ветлами со всероссийскими этими полями. Я говорил себе вот этот чертополох ты вспомн…ш(?) когда-нибудь, когда будешь пролетать над Средиземным морем. А этот последний ра…се…(н,нн)ый в небесном пространстве розовеющий луч солнца ты вспомн…ш(?) где-нибудь под Парижем. Если, конечно, туда попадеш(?)”.

И все сбылось. Самолет шел над Тирренским морем. Я посмотрел в круглое (окно)иллюминатор. В бездонной синеве и глубине появились ж…лтые очертания острова похожего на цветок чертополоха. Это была Корсика.

Изорв..(н,нн)ые многими тысяч…летиями покрытые окалиной жары берега Корсики ее замки защищавшие остров как колючки, алый цвет каких(то) кустарников ливень синего средиземн…(морского) света прорвавшего (не)видимую небесную плотину и рухнувшего всей своей тяжестью на остров все это (не)могло оторвать мои мысли от маленькой сыроватой ложбины на Ильинском омуте где пахло (боли)головом и стоял одинокий чертополох высотой в человеческий рост, - неприступный ощетинившийся своими колючками своими острыми налокотниками и забралами.

На западном берегу острова горстью выброш…(н,нн)ых (не)брежной рукой игральных костей был ра…сыпа(н,нн) маленький город. Он выходил из(под) крыла самолета, как пчели(н,нн)ые соты. Это был Аяччо – родина Наполеона.

И мне нестерпимо захотелось домой, в бревенчатый простой дом, на Оку, на Ильинский омут где меня дожидаются ивы тума(н,нн)ые русские равни(н,нн)ые закаты и друзья.

Нет! Человеку никак нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца.

Морфологический анализ текста.

  1. Что такое причастие.
  2. Уберите из текста причастия. Что изменилось?
  3. Расскажите о роли причастий в речи.
  4. Сделайте морфологический анализ одного из причастий.

 Карточка-задание для 5 группы

Вставить пропущенные буквы, расставить недостающие знаки препинания:

Каждый раз, соб…раясь в далекие поездки, я обязательно пр…ходил на Ильинский омут. Я просто (не)мог уехать, не попрощавшись с ним, со знакомыми ветлами со всероссийскими этими полями. Я говорил себе вот этот чертополох ты вспомн…ш(?) когда-нибудь, когда будешь пролетать над Средиземным морем. А этот последний ра…се…(н,нн)ый в небесном пространстве розовеющий луч солнца ты вспомн…ш(?) где-нибудь под Парижем. Если, конечно, туда попадеш(?)”.

И все сбылось. Самолет шел над Тирренским морем. Я посмотрел в круглое (окно)иллюминатор. В бездонной синеве и глубине появились ж…лтые очертания острова похожего на цветок чертополоха. Это была Корсика.

Изорв..(н,нн)ые многими тысяч…летиями покрытые окалиной жары берега Корсики ее замки защищавшие остров как колючки, алый цвет каких(то) кустарников ливень синего средиземн…(морского) света прорвавшего (не)видимую небесную плотину и рухнувшего всей своей тяжестью на остров все это (не)могло оторвать мои мысли от маленькой сыроватой ложбины на Ильинском омуте где пахло (боли)головом и стоял одинокий чертополох высотой в человеческий рост, - неприступный ощетинившийся своими колючками своими острыми налокотниками и забралами.

На западном берегу острова горстью выброш…(н,нн)ых (не)брежной рукой игральных костей был ра…сыпа(н,нн) маленький город. Он выходил из(под) крыла самолета, как пчели(н,нн)ые соты. Это был Аяччо – родина Наполеона.

И мне нестерпимо захотелось домой, в бревенчатый простой дом, на Оку, на Ильинский омут где меня дожидаются ивы тума(н,нн)ые русские равни(н,нн)ые закаты и друзья.

Нет! Человеку никак нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца.

Словообразовательный анализ текста.

  1. Расскажите об образовании причастий (действительных и страдательных).
  2. Выпишите из текста все причастия, определите, от каких глаголов они образованы.
  3. Выпишите из текста 2 глагола (соверш. и несоверш. видов), образуйте от них все возможные причастия.

 Карточка-задание для 6 группы

Вставить пропущенные буквы, расставить недостающие знаки препинания:

Каждый раз, соб…раясь в далекие поездки, я обязательно пр…ходил на Ильинский омут. Я просто (не)мог уехать, не попрощавшись с ним, со знакомыми ветлами со всероссийскими этими полями. Я говорил себе вот этот чертополох ты вспомн…ш(?) когда-нибудь, когда будешь пролетать над Средиземным морем. А этот последний ра…се…(н,нн)ый в небесном пространстве розовеющий луч солнца ты вспомн…ш(?) где-нибудь под Парижем. Если, конечно, туда попадеш(?)”.

И все сбылось. Самолет шел над Тирренским морем. Я посмотрел в круглое (окно)иллюминатор. В бездонной синеве и глубине появились ж…лтые очертания острова похожего на цветок чертополоха. Это была Корсика.

Изорв..(н,нн)ые многими тысяч…летиями покрытые окалиной жары берега Корсики ее замки защищавшие остров как колючки, алый цвет каких(то) кустарников ливень синего средиземн…(морского) света прорвавшего (не)видимую небесную плотину и рухнувшего всей своей тяжестью на остров все это (не)могло оторвать мои мысли от маленькой сыроватой ложбины на Ильинском омуте где пахло (боли)головом и стоял одинокий чертополох высотой в человеческий рост, - неприступный ощетинившийся своими колючками своими острыми налокотниками и забралами.

На западном берегу острова горстью выброш…(н,нн)ых (не)брежной рукой игральных костей был ра…сыпа(н,нн) маленький город. Он выходил из(под) крыла самолета, как пчели(н,нн)ые соты. Это был Аяччо – родина Наполеона.

И мне нестерпимо захотелось домой, в бревенчатый простой дом, на Оку, на Ильинский омут где меня дожидаются ивы тума(н,нн)ые русские равни(н,нн)ые закаты и друзья.

Нет! Человеку никак нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца.

Лексический анализ текста.

  1. Какие средства для создания художественного образа вы знаете.
  2. Какие языковые средства помогают автору текста передать свое отношение, оценку.
  3. Выпишите 2-3 слова, употребленные в переносном значении. Составьте с ними предложения, употребляя их в прямом значении.

Каждый раз, собираясь в далекие поездки, я обязательно приходил на Ильинский омут. Я просто не мог уехать, не попрощавшись с ним, со знакомыми ветлами, со всероссийскими этими полями. Я говорил себе: “Вот этот чертополох ты вспомнишь когда-нибудь, когда будешь пролетать над Средиземным морем. А этот последний, рассеянный в небесном пространстве розовеющий луч солнца ты вспомнишь где-нибудь под Парижем. Если, конечно, туда попадешь”.

И все сбылось. Самолет шел над Тирренским морем. Я посмотрел в круглое окно-иллюминатор. В бездонной синеве и глубине появились желтые очертания острова, похожего на цветок чертополоха. Это была Корсика.

Изорванные многими тысячелетиями, покрытые окалиной жары берега Корсики, ее замки, защищавшие остров, как колючки, алый цвет каких-то кустарников, ливень синего средиземноморского света, прорвавшего невидимую небесную плотину и рухнувшего всей своей тяжестью на остров, - все это не могло оторвать мои мысли от маленькой сыроватой ложбины на Ильинском омуте, где пахло болиголовом и стоял одинокий чертополох высотой в человеческий рост, - неприступный, ощетинившийся своими колючками, своими острыми налокотниками и забралами.

На западном берегу острова горстью выброшенных небрежной рукой игральных костей был рассыпан маленький город. Он выходил из-под крыла самолета, как пчелиные соты. Это был Аяччо – родина Наполеона.

И мне нестерпимо захотелось домой, в бревенчатый простой дом, на Оку, на Ильинский омут, где меня дожидаются ивы, туманные русские равнинные закаты и друзья.

Нет! Человеку никак нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца.

© Блог Хелси и Смарт / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Книга или компьютер? :: Урок чтения в 6-м классе по теме: "Моя Родина", презентация :: Личностно-ориентированный урок литературы в 5-м классе по вступлению к поэме А.С.Пушкина "Руслан и Людмила" :: Урок-мастерская построения знаний и творческого поиска: "Пленительный узор стихотворения" (Что организует стихотворную речь?) :: Формы и методы реализации регионального компонента :: Линейная функция и ее график :: Влияние апокрифов на русскую литературу (Л.Андреев, А.Куприн, М.Булгаков) ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:
Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Карта ветров и загрязнения воздуха в режиме реального времени

Пока сайт Мосэкомониторинга никак не откроется вновь, предлагаю посмотреть на глобальную карту ветров с данными загрязненности воздуха диоксидом серы, предоставляемую NASA. Эта карта настолько завораживает, что на нее можно смотреть вечно.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Карта ветров и загрязнения воздуха в режиме реального времени

Пока сайт Мосэкомониторинга никак не откроется вновь, предлагаю посмотреть на глобальную карту ветров с данными загрязненности воздуха диоксидом серы, предоставляемую NASA. Эта карта настолько завораживает, что на нее можно смотреть вечно.

Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD