детские
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Программа элективного курса "Секреты эффективной коммуникации" : Русский язык

Пояснительная записка.

На данном этапе развития общего среднего образования одной из ключевых компетенций считают компетенцию коммуникативную, т. е. умение использовать язык в различных ситуациях общения, порождать тексты, соответствующие ситуации, сфере общения, мотивам говорящих, а также умение понимать и интерпретировать тексты разных жанров.

Текст занимает центральное место в системе образования не только в дисциплинах гуманитарного цикла, но и при передаче информации о знаниях по физике и химии, биологии и астрономии и т. д. Коммуникация (от лат. communicatio - сообщать) – форма взаимодействия людей, основным содержанием которой является передача информации [14; 108]. Важнейшую роль при этом играет речь. Именно в процессе коммуникации от одного поколения к другому передается накопленный в обществе опыт, нравственные установки, культурные традиции. Термин “коммуникация” является заимствованной параллелью русского термина “общение”, в современной лингвистике они используются как равнозначные.

К завершению обучения в школе одиннадцатиклассник должен иметь некоторые умения, относящиеся к коммуникативной компетенции:

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной, деловой сферах общения;
  • редактировать собственный текст;
  • соблюдать нормы поведения в различных ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
  • применять в практике речевого общения знания о нормах современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических и др. ) ;
  • использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы языка.
  • использовать приобретенные знания для совершенствования коммуникативных способностей;
  • развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и мужкультурному сотрудничеству. [ 18; 23-24 ]

Функция данного курса “Секреты эффективной коммуникации” - поддержать изучение одного из основных разделов русского языка – речеведения - на высоком уровне. Курс предназначен для старшеклассников школ, лицеев и гимназий гуманитарного профиля вне зависимости от их будущей специальности (история, филология, экономика, политология, художественное творчество и т. д. )

Цель курса: развитие навыков анализа, оценки и построения самостоятельного коммуникативно-мотивированного высказывания и навыков оперирования информативным содержанием прочитанных текстов в целях реальной коммуникации.

Задачи курса:

  1. систематизировать и обобщить имеющиеся знания по речеведению, познакомить учащихся с базовыми понятиями теории текста и теории коммуникации;
  2. научить учащихся делать полный анализ текста;
  3. научить анализировать смысловую (внутреннюю) и композиционную (внешнюю) структуру текста;
  4. научить извлекать из текста-источника необходимую информацию и создавать на его базе вторичные тексты-конспекты, аннотации, рефераты и т. д. ;
  5. научить производить денотативно-предикативный анализ текста и создавать самостоятельно новые тексты на базе нескольких старых;
  6. развивать навыки речевого общения в различных ситуациях, навыки речевого этикета;

Курс базируется на современных подходах обучения языку – теории внутренней речи и теории языковой коммуникации.

Курс рассчитан на 33 часа (1 час в неделю) :

Тема Лекционные часы Практические занятия
1. Речевая коммуникация и ее виды. 1 1
2. Виды речевой деятельности. 1 1
3. Стили и типы речи. 1 2
4. Публицистический стиль. 1 1
5. Диалог и монолог. Дискуссии. 1 2
6. Средства общения. Понятие о знаке. 1 2
7. Теория внутренней речи. 1 1
8. Текст и дискурс. Виды и структура текстов. 1 3
9. Денотативно-предикативный анализ текста. 1 3
10. Пресуппозиция. Первичные тексты. 1 2
11. Языковое выражение. Топосы, тропы, фигуры. 1 3
12. Правила успешного общения. 1 1
  Итого: 12 21

Содержание курса:

Тематика лекций:

Тема 1. Речевая коммуникация и ее виды (официальное и неофициальное, публичное и непубличное общение) . Основные функции речевой коммуникации. Понятие коммуникативного акта и его компонентов: участники коммуникации (адресат и адресант) , объект речи и текст.

Тема 2. Виды речевой деятельности (чтение, говорение, слушание, письмо) . Восприятие текста. Особенности восприятия устного и письменного текста. Понятия трудности/доступности и условия их определяющие. Специфика восприятия письменного текста.

Тема 3. Функциональные стили и типы речи. Понятие о сферах общения и функциональных стилях речи. Функционально-стилевая характеристика основных жанров научной, публицистической и деловой речи. Характеристика текстов делового стиля: автобиография, заявление, доверенность, протокол, резюме. Характеристика текстов научного стиля: рецензия, статья и. т. п.

Тема 4. Публицистический стиль. Формирование культуры публичной речи. Основные жанры публичной речи. Подготовка к публичному выступлению: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления. Виды аргументов. Подготовленная и спонтанная речь.

Тема 5. Особенности диалогической и монологической речи. Диалог в различных сферах общения и его разновидности. Дискуссионная речь.

Тема 6. Средства общения. Вербальные и невербальные средства общения. Понятие знака.

Тема 7. Теория внутренней речи (Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, В. М. Бельдиян) .

Тема 8. Текст и дискурс как результаты речевой деятельности. Виды текстов (первичные и вторичные) . Структура текста (внешняя и внутренняя) . Значение и смысл текста.

Тема 9. Денотативно-предикативный анализ текста. Информационная переработка текста. Цели информативной переработки. Создание вторичных текстов: (конспект, тезисы, аннотация, реферат, обзор, рецензия) .

Тема 10. Пресуппозиция. Создание нового текста на базе старого. Создание первичных текстов. Риторические тексты. Спонтанная речь.

Тема 11. Выбор языковых средств с учетом цели, особенностей адресата, ситуации и сферы общения. Тропы, топосы, концепты.

Тема 12. Правила успешного речевого общения. Выбор речевой тактики и языковых средств, адекватных характеру речевой ситуации. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление.

Тематика практических занятий.

Занятие 1. Речевая коммуникация.

  1. Анализ ситуации общения. Ответьте на вопросы по содержанию лекции.
  2. Выделите компоненты ситуации общения по схеме: кто? кому? (участники общения) , почему? (мотив) , зачем? (цель?) , что? (содержание) , как? (канал и форма сообщения) .
  3. Определите отношения между коммуникантами, их ролевую характеристику (на материале группы текстов, представляющих различные речевые ситуации) .

Занятие 2. Виды речевой деятельности.

  1. Охарактеризуйте виды речевой деятельности с точки зрения внешней и внутренней.
  2. В чем специфика восприятия письменного текста?
  3. Составьте правила для слушателя.
  4. Речь членораздельная, выразительная, художественная. Задания для приобретения навыков членораздельной речи.

Занятие 3. Функциональные стили.

  1. Ответьте на вопросы по содержанию лекции.
  2. Охарактеризуйте научный, деловой, публицистический, разговорный стили по плану: сфера общения, коммуникативная функция, языковые особенности.
  3. Докажите принадлежность данного текста к научному (деловому, публицистическому, разговорному) стилю речи.

Занятие 4. Типы речи.

  1. Определите тип текста по заданной характеристике.
  2. Выберите из групп текст, соответствующий заданной характеристике.
  3. Проанализируйте предложенные тексты по схеме: тема, объект речи, намерение говорящего, адресат, коммуникативная функция, микротема, особенности структуры.
  4. Подберите тексты – описания, повествования, рассуждения.
  5. Составьте тексты предложенных типов.
  6. Игра: проведите воображаемую экскурсию по художественной галерее.

Занятие 5. Публицистический стиль.

  1. Чем отличается публицистический стиль от научного и делового?
  2. Перечислите жанры публицистических произведений, известные вам.
  3. Проведите игру: представьте, что вы на радио готовите разные типы передач (новости, реклама, музыкальная программа, встреча с интересным человеком и т. д. ) Как будут различаться тексты с точки зрения их соответствия жанрово-стилистическим нормам.
  4. Напишите заметку в местную газету на определенную тему.

Занятие 6. Диалог и монолог.

  1. Перечислите особенности диалогической и монологической речи.
  2. Диалог в различных сферах общения.
  3. Полилог как малоизученная разновидность диалога.
  4. Исполните диалоги по заданным ситуациям.

Занятие 7. Дискуссия – разновидность диалогической речи.

  1. Почему возникают дискуссии?
  2. Правила проведения дискуссии.
  3. Уловки и аргументы.
  4. Проведение дискуссии на тему “Нужны ли тайны в коммуникации?”

Занятие 8. Вербальные и невербальные средства общения.

  1. Что представляют собой средства общения?
  2. Нужно ли знать язык невербальных средств?
  3. Игра “Пантомима”.
  4. Игра “Пойми меня”.

Занятие 9. Знак – носитель информации.

  1. Какова роль знака в различных сферах научного знания.
  2. Знак как символ.
  3. Объясните значение символики России (флаг, герб, гимн) .
  4. Изобретите логотип для своего класса (группы) .

Занятие 10. Теория внутренней речи.

  1. Почему в детском возрасте легко обнаружить внутреннюю речь?
  2. Как изменяется внутренняя речь, когда мы становимся взрослыми?
  3. Задание: составьте схему ответа на уроке по заданной теме.

Занятие 11. Текст и дискурс - два продукта речи.

  1. Почему продукта должно быть два?
  2. Как различают текст и дискурс на письме?
  3. Назовите основные признаки текста.
  4. Перечислите средства и способы связи структурных компонентов текста.
  5. Проанализируйте предложенные образцы текстов с точки зрения средств и способов связи.

Занятие 12. Виды текстов (первичные и вторичные) .

  1. Почему все тексты разные?
  2. К какому виду текстов относятся доклад и сочинение-рассуждение. Докажите.
  3. Как зависит структура текста от вида текста, от жанра и стиля?
  4. Составьте схему рассуждения по заданной теме.

Занятие 13. Структура текста (внешняя и внутренняя) . Значение и смысл текста.

  1. Как отделить структуру текста внутреннюю от внешней?
  2. Почему важно различать значение и смысл текста.
  3. Определите смысл предложенных текстов.
  4. Назовите аспекты внутренней структуры текста (денотативно-предикативный, логический, аксиологический, символический) .
  5. Проанализируйте предложенные учителем тексты с точки зрения внутренней структуры.

Занятие 14. Денотативно-предикативный анализ текста.

  1. Что такое денотаты и предикаты во внутренней речи? Чем они выражаются во внешней речи?
  2. Произведите денотативно-предикативный анализ предложенных текстов.
  3. Выявите смысловые опоры и ключевые слова.
  4. Составьте опорную схему предложенного текста.

Занятие 15. Создание вторичных текстов (тезисы, конспект, реферат).

  1. Ответьте на вопрос: в чем отличие конспекта от тезисов и рефератов?
  2. Выделите в соответствии с установкой фрагменты текста-источника, опишите их смысл.
  3. Выберите информацию по определенной проблеме из разных источников, оформите ее в виде тезисов.
  4. Составьте конспект текста-источника. Чем отличается конспект от опорной схемы?

Занятие 16. Создание вторичных текстов (реферат, аннотация, отзыв, рецензия)

  1. Чем отличается отзыв и рецензия от аннотации?
  2. Проанализируйте структуру аннотаций, определите их тип.
  3. Составьте аннотации к статье или учебнику.
  4. Проанализируйте структуру рецензии.

Составьте устный отзыв о работе на уроке вашего товарища.

Занятие 17. Пресуппозиция. Создание первичного текста на базе старого.

  1. Какую роль играет пресуппозиция при создании нового текста?
  2. Составьте опорную схему ответа по предложенной теме.
  3. Разверните схему в полный рассказ в определенном стиле и жанре.

Занятие 18. Создание риторического текста. Спонтанная речь.

  1. Признаки риторического текста.
  2. Речь подготовленная спонтанная.
  3. Составить правила, необходимые для приготовления риторических текстов.
  4. Приготовить за 5 минут речь на заданную тему.

Занятие 19. Выбор языковых средств. Топосы.

  1. Что такое топосы?
  2. Как топосы используются в текстах разных жанров и стилей?
  3. Составьте риторическое дерево к заданному стихотворному тексту.
  4. Как топос помогает выдержать логику построения текста?

Занятие 20. Выбор языковых средств. Тропы.

  1. Какие тропы вы знаете?
  2. Проанализируйте, какие тропы использованы в предложенных текстах.
  3. Какие тропы можно использовать в современной устной речи? В каких жанрах они приемлемы?
  4. Напишите письмо другу (подруге) , используя как можно больше языковых средств для эмоционального описания какой-либо жизненной ситуации.

Занятие 21. Выбор языковых средств. Концепты.

  1. Что такое концепты?
  2. Почему необходимо учитывать концептосферу другого народа, когда вступаешь в диалог с его представителем?
  3. Как использовать концепты в тексте и дискурсе?
  4. Приведите примеры русских концептов и английских (немецких) .
  5. Проанализируйте предложенный текст с точки зрения содержания концептов.
  6. Составьте текст, используя знания о цветовых концептах английского языка.

Занятие 22. Правила успешного общения.

  1. Охарактеризуйте коммуникативные качества речи (уместность, логичность, благозвучие, образность, выразительность и т. д. )
  2. Проанализируйте тексты-образцы с точки зрения выраженности коммуникативных качеств.
  3. Оцените предложенные тексты с точки зрения коммуникативной адекватности.
  4. Сформулируйте правила общения для слушающего и говорящего.

Образовательные результаты обучения.

К концу обучения учащиеся должны иметь:

Коммуникативные знания и умения:

  1. определять основную мысль текста, микротемы, идею, выстраивать высказывание, составлять тексты на разные темы;
  2. иметь представление об основных понятиях теории коммуникации и теории текста;
  3. знать характеристики текстов разных функциональных стилей и жанров;
  4. обладать навыками информационной переработки текста;
  5. отбирать языковые средства при создании текстов изученных типов;
  6. оценивать тексты с точки зрения их соответствия ситуации общения;
  7. создавать самостоятельные тексты на основе заданной темы и стиля.
  8. редактировать собственный текст;
  9. быть инициативным, предлагать нестандартные решения, уметь аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Междисциплинарные умения:

  1. организационные: планировать свою деятельность, формировать цели и задачи своей речи (где начало, где цитаты и т. д. )
  2. интеллектуальные: делать обобщение, выводы, сравнивать и сопоставлять, производить анализ и каталогизацию материала.
  3. информационные: осуществлять библиографический поиск, поиск информации в Интернете.

Форма итогового контроля – зачет.

К зачету уметь производить анализ текста. Текст как любая языковая единица имеет план выражения и план содержания. Полный анализ текста включает три элемента:

План анализа содержания:

1. Основная цель текста, тема, идея, проблема.

2. Анализ дискурса: ситуация жизни, события до и после, кто говорит, кому, с какой целью, при каких обстоятельствах и пр.

  • Что известно об авторе, уровень его интеллекта, духовного склада?
  • Кто предполагаемый адресат, на какой уровень восприятия и понимания ориентировано высказывание и т. п. ?

3. Сведения о восприятии текста, степени его воздействия на читателей или слушателей, оценках, влиянии на развитие науки и искусств, культуры (использование сюжета или образов другими авторами и пр. )

4. Ответ на три вопроса:

  • Что хотел сказать автор?
  • Что сказал?
  • Что сказал ненамеренно?

План анализа выражения:

  1. Соответствует название текста его содержанию.
  2. Логико-композиционная структура текста, построение речевого произведения, сюжетные линии и прочее.
  3. Жанр и предметное воплощение: письмо, лекция, надпись на стене, речь на митинге, телеграмма, спектакль, монолог в спектакле, жизнеописание, текст закона, разговор друзей, рассказ о событиях, картина ландшафта (описание) и пр.
  4. Стиль, жанр, тип текста. (В каком стилистическом ключе построен текст, какими средствами выражена стилистическая принадлежность?) ;
  5. Характеристика риторических средств: фигуры, тропы, концепты (фразеология, афоризмы) , монологи и диалоги, архаизмы, диалектизмы и пр.
  6. Соблюдение норм культуры речи, требований литературного языка (оценка текста с точки зрения коммуникативных качеств: точности, логичности, аргументированности, ясности, выразительности, правильности) ;
  7. Особенности авторского стиля речи.

Оценка коммуникативной адекватности текста.

Соответствие содержательной стороны выбранному автором выражению.

Рекомендуемая литература.

  1. Александров Д. Н. Риторика: Учебное пособие для студентов вузов. - М. : Юнити-Дана, 1999. - 534с.
  2. Аннушкин В. И. Практические занятия по риторике: Первые публичные выступления. // Русская словесность. - №3,1993. - с. 46-51.
  3. Бадмаев Б. Ц. , Малышев А. А. Психология обучения речевому мастерству. - М. : Гуманит. Изд. центр “Владос”, 1999. - 224с.
  4. Бельдиян В. М. Использование текстов для развития внутренней и внешней речи на занятиях по русскому языку. - Омск, 1996. - 36с.
  5. Быстрова Е. А. Коммуникативная методика в преподавании родного языка. //РЯШ. - 1996. -№1. -С. 3-8
  6. Выготский Л. С. Мышление и речь - М. : Лабиринт,1996. -416с.
  7. Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. - М. : Наука,1982.
  8. Казарцева О. М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. - М. ,1999. - 496с
  9. Капинос В. И. ,Сергеева Н. Н. , Соловейчик М. С. Развитие речи: теория и практика - М. ,1991.
  10. Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе, выступая публично. - М. ,1989
  11. Колтунова М. В. Язык и деловое общение: нормы, риторика. 2002. - 288с.
  12. Коровина В. Я. Когда ты хочешь молвить слово… Фрагменты уроков развития речи учащихся. - 1995. - №4. - с. 54.
  13. Кудрявцева Т. С. , Ванников Ю. В. . Тайны текста. // РЯШ. -№5,2005. -с. 124-128.
  14. Матвеева Т. В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика (Т. В. Матвеева) . - М. : Флинта: Наука,2003. -432с.
  15. Метс Н. А. и др. Структура научного текста и обучение монологической речи. - М. : Русский язык, 1981. - 141с.
  16. Михайличенко Н. М. Пособие для учащихся гимназий, лицеев и школ гуманитарного профиля. - М. ,1994.
  17. Соколова Г. Я. Культура речи и культура общения. - М. ,1995.
  18. Стандарт основного общего образования по русскому языку. // Русский язык (приложение к газете “1 сентября” №9, 2004. - с. 19-24
  19. Шанский Н. М. Лингвистический анализ художественного текста. - Л. ,1990.

© Блог Димы Шпилера / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Учебный проект "Исследование расположения корней квадратичной функции относительно заданных точек" :: Уроки обучающей самостоятельной работы в 5–6-х классах :: Опытно-экспериментальная работа: интеграция музейной педагогики и этико-правового образования в воспитательную и образовательную систему работы образовательного учреждения :: Путешествие в страну "Чистых слов" :: Занятие на тему "Введение в экономику" :: Сирано де Бержерак ( Cyrano De Bergerac ), 2017 :: Компьютерная техника/Аксессуары/Аксессуары и запчасти для ноутбуков/Подставки и столы/Мебель/Столы/Компьютерные столы/Столы для ноутбука / Woodville / Стол компьютерный Beril ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Сценарий выпускного вечера "Школьное радио 3FM"

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Урок: "Экскурсия — урок"

Урок по теме "Экскурсия в зимний лес". Приоритетное значение в деле воспитания любви к природе имеет непосредственное наблюдение в мире животных и растений. Лучше всего это делать во время проведения организационных экскурсий в лес, парк, к реке.

Детский оздоровительный лагерь: Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Детский оздоровительно-образовательный лагерь "Юность"

Урок по теме "Экскурсия в зимний лес". Приоритетное значение в деле воспитания любви к природе имеет непосредственное наблюдение в мире животных и растений. Лучше всего это делать во время проведения организационных экскурсий в лес, парк, к реке.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.

Проблемы загрязнения окружающей среды

Работа приурочена к Году экологии в России и посвящена загрязнению окружающей среды.


Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

?спользование ресурсов ?нтернета как средство формирования культурологической компетенции
контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD