детские
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Конспект урока по теме: "Роль мягкого знака в русском языке и русской речи". 4-й класс : Русский язык

Цели:

Учебная: совершенствование умения правильно писать слова с Ь.

Развивающая: развитие мыслительной деятельности.

Воспитательная: формирование умения работать в группе, умения слушать и уважать чужое мнение.

Общепредметные: воспитание интереса к родному языку.

Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.

Тип урока: работа с информационной таблицей.

Оборудование: папки с заданиями для работы групп.

I этап

Стадия вызова

Сегодняшнюю работу мы посвятим еще одной, очень трудной теме в русском языке – мягкому знаку.

Вспомните, что вы уже знаете об этом скромном, но таком ошибкоопасном знаке.

Для этого выполните работу на доске.

1 вариант.

Вставьте пропущенные буквы, определите роль мягкого знака.

Мол…

Вер…

Сем…

Сел…д…

Бол…

Тен…

2 вариант.

Вставьте пропущенные буквы, определите роль мягкого знака.

Ноч…

Вещ…

Рож…

Печ…

Плач…

Плащ…

3 вариант.

Вставьте пропущенные буквы, определите роль мягкого знака.

Вскач…

Горюч…

Встреч…

Училищ…

Съеш…

Сможеш…

4 вариант.

Вставьте пропущенные буквы, определите роль мягкого знака.

Ноч…ю

Двер…ю

Обез…яна

В…юга

Б…ются

Раздол…е

Почему с некоторыми словами работать вам было трудно и почему есть ошибки?

Правильно. Мы знаем пока только две функции мягкого знака: смягчающую и разделительную.

Послушайте спор двух ребят.

– Я знаю, зачем нужен мягкий знак. Чтобы обозначить мягкость. Смотрите: моль, верь, семь. И еще – ночь, вещь, рожь, печь. Что их тут зря написали?

– Ой, наверное, зря. Смотрите: плач, плащ, встреч. Здесь на конце слов те же буквы, а мягкого знака нет.

Можем ли мы с вами разрешить этот спор? Как? (Ответы)

Откроем папки и посмотрим кластер (приложение 1), который я для вас приготовила. Можете ли вы его прокомментировать? (Ответы).

Попробуйте привести примеры для тех моментов, которые в споре ребят не отражены. (Раздолье).

На вашем кластере много пустых стрелочек. Вы догадываетесь, зачем они здесь? (Не все правила рассказали).

То есть правил о мягком знаке в русском языке так много?

А может, можно обойтись без мягкого знака, как в словах плащ, кирпич?

Давайте представим, что мягкий знак исчез из нашего языка и облегчил нам учение.

Попробуйте прочитать предложение из задания №1 (приложение 2). Его вы найдете в ваших папках.

Как вы к нему отнеслись? (Ответы)

Можем ли мы сказать, что мягкий знак нам не нужен?

Что пропало вместе с мягким знаком? (Смысл).

Значит, мягкий знак несет смыслоразличительную роль.

Какой раздел русского языка нам здесь помогал? (Фонетика).

А какой раздел поможет нам смысл восстановить? (Орфография).

А почему? (Произносим неправильно и пишем неправильно).

А в каких словах потеря мягкого знака заметна меньше? Почему?

(Его в этих словах не слышно).

А научиться писать грамотно вы хотите?

II этап

Осмысление

Познакомимся с графическими знаками, которые помогут нам проанализировать собственную работу.

V - знаю;

+ - новое;

– - затрудняюсь.

Обозначьте этими значками свои знания о мягком знаке на примере слов из этого предложения.

Мы сегодня не случайно работаем в группах, потому что в процессе работы вы будете помогать друг другу, что облегчит понимание трудной темы.

Что же, тогда не будем бояться трудностей. Откроем наш замечательный помощник – таблицу (приложение 3) и используем метод маркировки во втором задании на наших листочках.

Что же у нас получилось? Много вопросов или мало?

Как вы поняли, восстановленный мягкий знак зависит от фонетики? (Нет).

А от чего? (От морфологии).

Как же нам обозначить такой мягкий знак? Зачем он нужен? (Для образования частей речи и их форм).

Итак, снова поработаем с кластером, заполним его новыми знаниями.

Давайте уточним тему урока. Значит, чтобы преодолеть трудности такой большой темы, что нужно хорошо знать? (Части речи). Что помогает часть речи определить? (Вопрос). А это трудно? (Нет). Значит, как вы должны спасти себя от ошибок? (Выучить правило).

Как мы обозначим новую функцию мягкого знака? (Формообразующая).

Итак, попробуем применить таблицу и убедимся, что каждый в группе правильно выполнил задание и разобрался в правиле.

А теперь выполните третье задание на наших листочках “Найди пятый лишний”. Возможно, уже кто-то в группе сможет работать без таблицы.

Снова убедитесь, что каждый в группе справился с заданием. Окажите помощь при необходимости.

(По группам по порядку отчет о результатах проделанной работы).

А теперь снова обратимся к предложению в первом задании.

Скажите, какие значки в предложении о ленивом сыночке вы можете поменять? (Ответы).

III этап

Рефлексия

Выполним большую и более трудную работу: вставим пропущенные буквы в задание 4. И обязательно через маркировку проанализируем, что у нас получилось в результате работы. (Группы отчитываются о полученных результатах).

IV этап

Заключительный

Увидели ли мы роль мягкого знака там, где он вроде бы не нужен? Чему научились?

Подведение итогов. Выводы. Домашнее задание: составить связный текст для соседа по парте с пропусками мягкого знака в словах. Обязательно использовать все три функции мягкого знака.

© Блог Димы Шпилера / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Открытый урок в начальной школе по теме: "Табличное умножение и деление". 3-й класс :: Учет психологических особенностей старших подростков при организации их обучения :: Тренинг общения :: Урок русского языка в 1-м классе. "Слог. Деление слов на слоги" :: Урок музыки "Застывшая музыка". 5-й класс :: Время псов ( The Hunter's Prayer ), 2017 :: Комоды / MOON TRADE / Комод Афина-4 Модель 503 ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

Урок по предмету окружающий мир во 2-м классе на тему "Охрана природы. Красная книга животных"
контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD