детские
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Организация сопровождения детей в ГОУ "Областной центр диагностики и консультирования" г. Новосибирска : Администрирование школы

На современном этапе развития системы образования на первый план выдвигается создание оптимальных условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, индивидуальными возможностями, способностями. В этом и заключается основная цель деятельности Центра диагностики и консультирования.

Коллектив сотрудников Центра в своей деятельности руководствуется следующим положением:

Каждый ребенок, имеющий проблемы в развитии, может достигнуть определенных успехов, если ему будут обеспечены комплексная диагностика, лечение, профилактическая и коррекционно-педагогическая помощь в адекватном обучении, воспитании и реабилитации.

Именно для этих целей в Центре разработана система сопровождения ребенка. В данном случае под системой сопровождения понимается Служба сопровождения Центра и отработанный алгоритм дальнейшего сопровождения ребенка на период решения проблемы.

Служба сопровождения Центра – это объединение специалистов разного профиля, осуществляющих процесс сопровождения на период пребывания ребенка в учреждении.

Под сопровождением понимается помощь, поддержка во множественных проблемных ситуациях, обеспечивающая создание условий для успешной социализации развивающейся личности ребенка, т.е. это сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, в результате которого является решение и действие, ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого.

Процесс сопровождения – совокупность последовательных действий (алгоритм), позволяющих личности ребенка успешно интегрироваться в общество.

Метод сопровождения – способ практического осуществления процесса сопровождения, в основе которого лежит единство четырех функций:

  • Диагностика возникшей проблемы;
  • Поиск путей ее решения; выработка индивидуальной коррекционно-развивающей программы (ИКРП);
  • Первичная помощь на первом этапе осуществления ИКРП; отслеживание динамики развития;
  • Составление алгоритма дальнейшего сопровождения ребенка.

Основные принципы сопровождения:

  • Приоритет интересов сопровождаемого, “на стороне ребенка” - стремление решить каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка.
  • Непрерывность сопровождения на всех этапах помощи в решении проблемы – специалисты сопровождения прекратят поддержку ребенка только в том случае, когда проблема будет решена или, в более трудных случаях, когда подход к решению проблемы будет очевиден. В этом случае составляется алгоритм дальнейшего сопровождения ребенка вне Центра.
  • Мультидисциплинарный (комплексный) подход сопровождения – согласованная работа “команды” специалистов, проповедующих единые ценности, включенных в единую организационную модель и владеющих единой системой методов.
  • Рекомендательный характер алгоритма дальнейшего сопровождения ребенка. Все решения Центра могут носить только рекомендательный характер. Ответственность за дальнейшее решение проблемы остается за родителями ребенка (лицами их заменяющими), педагогами, близким окружением, а также и за самим ребенком.
  • Стремление к автономизации. Автономность Центра выступает гарантом защиты от административного давления со стороны руководства, педагогов школы или детского сада на те или иные рекомендации Центра.

Ребенок может получить консультационно-диагностические услуги в Центре по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников образовательных учреждений с согласия родителей (законных представителей), кустовых (межрайонных) ПМПК, ПМПк образовательных учреждений (при отсутствии – педагогических советов), учреждений общественного воспитания.

ЭТАПЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА

в Центре диагностики и консультирования (ЦДиК)

Этапы

Алгоритм работы

Результат

Ответственный

I.

Подготовительный

(ОПМПК / ПМПк)

Цель: сбор первичной информации, обозначение проблемы, определение путей и способов ее решения.

Предмет изучения:

- запрос родителей (законных представителей) и жалобы ребенка;

- данные о развитии ребенка, краткие сведения из анамнеза;

- сведения об условиях развития и воспитания ребенка;

- анализ ситуации социального окружения ребенка в образовательном учреждении;

- специфика проявления особенностей развития, возрастных особенностей;

- выявление реальных трудностей.

Построение гипотезы

Заведующая ОПМПК,

Председатель ПМПк

II.

Организационный

Прием ребенка в ЦДиК

-Оформление личного дела;

-изучение первичной документации;

-знакомство вновь поступившего с правилами поведения;

-знакомство родителей (законных представителей) с основным содержанием, направлениями коррекционно-развивающей работы, обозначение предполагаемых результатов;

- заключение договора с родителями (законными представителями) на проведение диагностико-коррекционно-
развивающей работы;

-прием ребенка, первичный медосмотр, санобработка.

Заключение договора;

оформление необходимой документации;

зачисление обучающих, воспитанников в диагностические группы Центра.

Заместитель директора по УВР,

Заместитель директора по лечебной работе

III.

Адаптационный

Цель:

-адаптация к новым условиям жизни;

-обеспечение наиболее безболезненного вливания в коллектив сверстников;

- назначение ведущего специалиста для осуществления сопровождения ребенка;

- организация сопровождения вновь поступившего, подбор “команды” специалистов.

Адаптация воспитанника

к условиям жизни в стационарном отделении

Специалисты Центра

IV.

Этап

углубленной диагностики

Цель: выявление особенностей физического, психического развития, личностной и познавательной сферы ребенка:

- медицинское обследование, заключение о состоянии здоровья;

- диагностика уровня социальной адаптации, бытовых навыков и умений;

- углубленная диагностика психического развития,
выявление

индивидуально-психологических особенностей;

- диагностика речевого развития;

- педагогическая диагностика, выявление трудностей
в обучении;

- определение уровня
актуального развития;

- фиксирование характера отклонений в развитии;

- выявление личностного ресурса, определение зоны ближайшего развития;

(результаты фиксируются в индивидуальной диагностической карте).

Сбор диагностических данных об индивидуальных особенностях развития ребенка.

Выявление зоны ближайшего и актуального развития.

Специалисты Центра;

Врач –педиатр,

Невропатолог,

Психолог,

Педагог-дефектолог, логопед,

соц. педагог, воспитатель.

V.

Этап

разработки

ИКРП

Цель: составление и утверждение индивидуальной коррекционно-развивающей программы.

По данным заключений в результате углубленной диагностики “команды” специалистов на заседании психолого-медико-педагогического консилиума составляется и утверждается индивидуальная коррекционно-развивающая программа (ИКРП), разрабатывается план конкретных мероприятий, направленных на решение выявленных проблем.

Составление и утверждение индивидуальной коррекционно-развивающей программы.

Определение
форм работы.

Председатель ПМПк Центра,

Заместитель директора по НМР

VI.

Этап динамического изучения

1. Реализация программы через различные формы работы:

-индивидуальные и групповые занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем, руководителем ИЗО-студии, хореографом, инструктором по труду;

-коррекционно-развивающие занятия с учителем-дефектологом, воспитателем;

-трудотерапия (хозяйственно-бытовой, ручной труд, труд по
самообслуживанию);

-арттерапия;

-музыкотерапия;

-игротерапия (в т.ч. компьютерная);

- различные тренинги (в зависимости от проблемы);

-лечебно-профилактические мероприятия (ЛФК, массаж, гидромассаж, водотерапия, фитотерапия, физиолечение, ароматерапия).

Максимальное использование личностного ресурса ребенка и интеграция его в образовательное пространство.

Специалисты Центра

2. Динамическое наблюдение, промежуточная диагностика с целью анализа результатов изменения изученных характеристик после проведения коррекционно-развивающих мероприятий. Отслеживание динамики развития.

Специалисты Центра

3. Внесение коррективов в ИКРП (в случае необходимости).

Разработка программы дальнейших действий, рекомендаций, Продолжение работы по реализации ИКРП.

Разработка дальнейших действий по реализации ИКРП.

Председатель ПМПк Центра

VII.

Этап рубежной диагностики

Рубежная диагностика “командой” специалистов с целью фиксации изменений в развитии личности ребенка.

Заполнение необходимой документации.

Направление ребенка на ПМПк, ОПМПК.

Определение образовательного маршрута.

Составление алгоритма дальнейшего сопровождения ребенка.

Передача личного дела в архив.

Определение типа ОУ.

Разработка алгоритма дальнейшего сопровождения ребенка.

Председатель ПМПк, заведующая ОПМПК

VIII.

Конечная оценка результатов

Мониторинг эффективности реализации индивидуальных коррекционно-развивающих программ. Составление аналитических материалов для Управления образования администрации Новосибирской области

Директор Центра,

Заместители, социальный педагог

В образовательные учреждения и организации заключения специалистов, индивидуальные коррекционно-развивающие программы для дальнейшей реабилитации ребенка и коллегиальное заключение, алгоритм дальнейшего сопровождения направляются на основе договора. Руководитель данного учреждения обязан назначить ребенку ведущего специалиста для реализации рекомендаций Центра.

Исходя из основных принципов сопровождения следует, что ответственность за дальнейшее сопровождение ребенка разделяют родители, педагоги и его ближайшее окружение. Наиболее эффективно задачу дальнейшего сопровождения могут решать педагогические коллективы и специалисты, которые непосредственно контактируют с ребенком.

Список литературы:

  1. Психолого-медико-педагогическая консультация. Методические рекомендации. Под ред. Л.М. Шипицыной. СПб., 1999.
  2. Быков А.В., Шульга Т.И. Психологическая служба в учреждениях социально-педагогической поддержки детей и подростков. – Москва, 2001.
  3. Организация деятельности коррекционных образовательных учреждений: Сборник документов. – М.: Академия,2000.

© Блог Димы Шпилера / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Ассортимент изделий из искусственных и синтетических тканей. Правила ухода за тканями. 7-й класс :: Занятие по технологии для учащихся начального звена, конструирование из бумаги и картона :: Конференция идей "Золотые правила хозяюшки" :: Вечер вручения паспортов :: Здравствуй, школа! :: Не романтично ли это? ( Isn't It Romantic ), 2019 :: Дом и дача/Мебель/Шкафы, комоды, полки/Шкафы/Мебель для спальни/Шкафы, тумбы и комоды/Шкафы / МСТ / Шкаф четырехдверный МСТ ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Костя Цзю прооперирован после инфаркта. 48 лет, абсолютный чемпион мира среди профи.

Вот это да. Возраст еще не старый, вес - 63 кг, легче не бывает, здоровье - железное... С чего вдруг?

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Итоговая контрольная работа по органической химии. 9-й класс

Контрольная работа предназначена для итогового контроля знаний обучающихся 9-го класса по органической химии. В 9-м классе ученики знакомятся с основами органической химии, получают первичные знания о органических веществах и их свойствах. Знания по данной теме содержатся в экзаменационных заданиях. Работа включает тестовую часть и часть, требующую навыков составления формул гомологов и изомеров. Данные навыки пригодятся обучающимся при изучении органической химии 10-м классе.

Автор решающей шайбы Олимпиады-2018 не забыл своего первого тренера. И подарил ему автомобиль!

Подарок в тайне от тренера доставили прямо на ледовую арену к началу рабочего дня.

Урок литературного чтения Л.Пантелеев. "Камилл и учитель" УМК Н.Ф. Виноградовой "Начальная школа XXI века"

На уроках литературного чтения закладываются основы духовности и нравственности, решаются вопросы человековедческого характера. В предлагаемом уроке идёт работа над понятиями добра и зла, предательства и героизма, сопоставляются произведения одного автора, разные типы рассказов: художественный и исторический. Это урок действия, где дети овладевают основными видами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым и поисковым.


Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

Овладение навыками орфографии путем развития одного из компонентов учебной деятельности – рефлексии – на уроках русского языка
контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD