детские
Хелси и Смарт официальный сайт
Хелси и Смарт официальный сайт

От государственного попечения ребенка-сироты к сопровождению его в семье : Социальная педагогика

Встречаем год свиньи!

Каждый ребенок должен жить в семье. Это оптимальное место проживания, воспитания и развития будущего полноценного человека. Но жизнь иногда диктует нам свои правила…и ребенок лишается того, что называется семьей.
Ребенок-сирота – самое страшное явление в нашей жизни, и парадокс ситуации заключается в том, что он в этом не виноват.
Так сложились обстоятельства, и ребенок попадает в учреждение, где таких как он много, и где всё общее - пища, одежда, игрушки и др. Он лишается самого важного фактора психического развития – наличия взрослого, который будет вести его по жизни и сопереживать ему.
Среди существующих детских домов и школ-интернатов Красноярского края Канская школа-интернат на протяжении многих лет является ведущим краевым учреждением внесемейного воспитания. В 2004 году школа-интернат была награждена дипломом “Лучшее образовательное учреждение Красноярского края” Главного Управления образования Администрации Красноярского края.
В школе-интернате существуют уникальные образовательные и воспитательные технологии и программы, например, индивидуально-ориентированная система обучения, которая создает учащимся условия выбора задания, реализует потребность в признании и дает возможность ребенку обучаться в соответствии со своими индивидуальными особенностями. Образовательная программа для детей дошкольного и младшего школьного возраста “Шаг за шагом” позволяет подготовить ребёнка к жизни в меняющемся мире, формировать устойчивое стремление и умение учиться самостоятельно. Программа “Образ и мысль” развивает креативные и рефлексивные способности воспитанника младшего школьного возраста. Для развития коммуникативных способностей старшеклассников используется программа “Конфликты и общение”.
Помимо этого, в школе функционирует психологическая служба, в которой работают психологи, логопеды, врачи. Они помогают преодолевать существующие трудности и проблемы детей.
Система любого сиротского учреждения не способна создать условия для нормального развития детской личности. Такой вывод был сделан современными специалистами – педагогами и психологами и, учитывая это, коллектив школы стал искать свой собственный путь решения проблемы.
Во многих регионах России идут поиски разных форм семейного устройства детей-сирот. Особую актуальность и значимость эта деятельность приобретает в связи с тем, что основные направления работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, малоэффективны и не позволяют сегодня достаточно адекватно решать вопросы социальной защиты, реабилитации и адаптации детей к новым жизненным условиям. Мы изучили существующий зарубежный и отечественный опыт. Наибольший интерес вызвала работа Московского детского дома №19 по патронатному воспитанию потому, что в нашей школе-интернате уже была собственная попытка устройства детей в семью.
Первый эксперимент в школе-интернате был предпринят в 1995-1996 гг. совместно с Институтом Развития Личности Российской Академии Образования под руководством профессора В.С. Мухиной и назывался “Погружение в атмосферу семьи”. Воспитанник имел возможность прожить определенное время в полной семье для расширения социального опыта. Эксперимент оказался удачным и был описан специалистами института и психолого-коррекционной службы школы. Но в период экономической нестабильности эксперимент в полной мере не мог реализоваться, и работа по устройству детей нашла свое выражение в использовании новой формы устройства детей - “гостевой семьи”.
“Гостевая семья” - это возможность временного помещения детей-сирот на каникулы, выходные и праздничные дни в семьи граждан. При отсутствии нормативно-правовой базы по патронатной форме устройства детей в нашем крае, педагоги школы-интерната внедряют “гостевую семью”, потому что она позволяет в рамках правового поля создать для ребёнка благоприятные условия, в которых он может получить опыт проживания в семье. Кроме того, “гостевая семья” рассматривается как переходный этап к патронатным и другим формам воспитания.
В настоящее время нами используются следующие формы семейного устройства детей - опека, “гостевые семьи”, восстановление в родительских правах, усыновление, приёмная семья. Результатом этого явилось значительное увеличение числа детей, устроенных в семьи.

Таблица 1

Количество детей, устроенных в семьи

 

2000-2001

2001-2002

2002-2003

2003-2004

Усыновление

-

1

1

2

Приёмная семья

-

1

6

9

Кровная семья

-

1

2

4

Опека

2

16

34

41

Гостевая семья

15

36

61

78

Этого бы не произошло, если бы общественность нашего города не пошла нам на встречу. Прежде всего, в целях привлечения потенциальных “родителей” и ознакомления общественности с формами устройства детей в семью, были организованы акции с использованием информационных технологий: статьи в местных изданиях; участие в радиопередачах; телепередачи (новости, специальные проекты с региональными и местными теле- и радиокомпаниями); уличные объявления; объявления в храмах; заявки в центры занятости населения; листовки, разложенные в магазинах, кафе и т.д.
Наиболее эффективным оказался совместный проект с телекомпанией “Канск – 5 канал” под названием “С надеждой в сердце”. Еженедельно журналистами готовилась передача о детях, желающих обрести семью. Сюжеты составлялись совместно со специалистами школы-интерната. После первых случаев устройства детей в семьи на телевидении были организованы передачи с участием детей и их новых “родителей”.
Эта работа перевернула сознание жителей нашего города и за полгода более сорока (!) детей школы-интерната обрели семью. Для сравнения, до 2000 года в семью ежегодно уходили 1-2 ребёнка.
Мы понимаем меру ответственности тех людей, которые не побоялись взять ребенка из детского дома, и организуем планомерную систему поддержки в их благородной и нелегкой миссии.
В настоящее время на базе школы-интерната апробируется новая модель учреждения внесемейного воспитания и в связи с этим создан “Центр по устройству детей в семью”. Его основной задачей является подготовка и помещение детей в семьи граждан, а также их сопровождение. Предварительная работа ведётся социальным педагогом, психологом, воспитателями совместно с отделом опеки и попечительства. Она включает в себя следующие аспекты: знакомство с потенциальными “родителями”, обследование жилищных и материальных условий семьи, психолого-педагогическая подготовка ребёнка и его будущих опекунов, приёмных родителей. Кроме этого осуществляется оценка и мониторинг семьи во время пребывания там ребёнка. В период проживания ребёнка в семье специалисты Центра оказывают консультационную помощь. Если ребёнок возвращается по разным причинам обратно в детский дом, с ним проводится реабилитационная работа. После посещения гостевой семьи также организуются беседы о приобретённом опыте в семье (чему научился? легко это было или тяжело? что больше всего запомнил? и так далее), проводится эмоциональная рефлексия пребывания в семье.
Для выяснения эмоционально-значимого опыта используются задания типа: “Нарисуй свои выходные”, “Опиши свои самые интересные события в гостях”, напиши рассказ “Мой новый друг – взрослый”. Психолог Центра организует тренинги с проигрыванием ролевых ситуаций до и после пребывания ребёнка в семье с последующей рефлексией.
Собрав сведения о семьях, где сейчас проживают наши бывшие воспитанники и о семьях, где дети бывают в гостях, мы ещё раз осознали необходимость работы по помещению детей в семьи граждан. Дети стали активнее развиваться, приобрели положительный социальный опыт, снизились показатели тревожности, агрессивности, замкнутости. В настоящее время продолжается процесс планомерного определения детей в семьи.
При переходе на новую модель организации работы по устройству детей в семью существует ряд проблем, решение которых зависит от субъективных и объективных факторов: отсутствие необходимой нормативно-правовой базы; межведомственная разобщённость, отсутствие механизмов взаимодействия между смежными службами учреждений образования, медицины, социальной защиты, милиции; психологическая и экономическая неготовность социума принять новые формы семейного устройства ребенка; недостаточное использование новых форм и способов работы с населением (с благотворительными и общественными объединениями, с религиозными организациями, использование возможностей рекламы и т.д.); проблема раннего выявления детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; недостаточное материально-техническое обеспечение.
Но образовательная политика в вопросах внесемейного воспитания постепенно меняется. Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей из государственных учреждений определяются в семьи граждан. В связи с этим изменились подходы в содержательной деятельности учреждений интернатного типа.
Новая модель деятельности учреждения требует новых компетенций педагогов, которые будут ориентированы на подготовку и помещение в семьи граждан, на психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение ребёнка и семьи. Программа действий нашего учреждения направлена и на привлечение СМИ для информирования населения о новых формах воспитания “государственных” детей, на межведомственные контакты, на совместность собственного коллектива.
Образовательная практика школы-интерната организована по двум основным направлениям:

1. Подготовка ребёнка-сироты к проживанию в семье, проведение комплекса мер по формированию социальной привлекательности ребёнка.
2. Формирование позиции населения по принятию новых форм семейного устройства детей-сирот.

Опыт работы Канской школы-интерната обобщается, анализируется и апробируется в других учреждениях внесемейного воспитания Красноярского края.

© Блог Хелси и Смарт / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Факультатив "Решение интеллектуальных задач". 3-й класс :: Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках физической культуры :: Урок-игра "Космическое путешествие" :: Заседание методического объединения учителей начальных классов с использованием активных методов работы с педагогами по теме: "Организация учителем системы мер по созданию психологического комфорта младших школьников на уроке" :: Формирование общеучебных умений у учащихся на уроках окружающего мира :: Открытый урок "Сложение и вычитание многозначных чисел". Деловая игра "Строим дом" :: Интегрированный урок: литературное чтение + трудовое обучение. И. Крылов "Ворона и Лисица" ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:


Школьные занятия: Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD