детские
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

От государственного попечения ребенка-сироты к сопровождению его в семье : Социальная педагогика

Каждый ребенок должен жить в семье. Это оптимальное место проживания, воспитания и развития будущего полноценного человека. Но жизнь иногда диктует нам свои правила…и ребенок лишается того, что называется семьей.
Ребенок-сирота – самое страшное явление в нашей жизни, и парадокс ситуации заключается в том, что он в этом не виноват.
Так сложились обстоятельства, и ребенок попадает в учреждение, где таких как он много, и где всё общее - пища, одежда, игрушки и др. Он лишается самого важного фактора психического развития – наличия взрослого, который будет вести его по жизни и сопереживать ему.
Среди существующих детских домов и школ-интернатов Красноярского края Канская школа-интернат на протяжении многих лет является ведущим краевым учреждением внесемейного воспитания. В 2004 году школа-интернат была награждена дипломом “Лучшее образовательное учреждение Красноярского края” Главного Управления образования Администрации Красноярского края.
В школе-интернате существуют уникальные образовательные и воспитательные технологии и программы, например, индивидуально-ориентированная система обучения, которая создает учащимся условия выбора задания, реализует потребность в признании и дает возможность ребенку обучаться в соответствии со своими индивидуальными особенностями. Образовательная программа для детей дошкольного и младшего школьного возраста “Шаг за шагом” позволяет подготовить ребёнка к жизни в меняющемся мире, формировать устойчивое стремление и умение учиться самостоятельно. Программа “Образ и мысль” развивает креативные и рефлексивные способности воспитанника младшего школьного возраста. Для развития коммуникативных способностей старшеклассников используется программа “Конфликты и общение”.
Помимо этого, в школе функционирует психологическая служба, в которой работают психологи, логопеды, врачи. Они помогают преодолевать существующие трудности и проблемы детей.
Система любого сиротского учреждения не способна создать условия для нормального развития детской личности. Такой вывод был сделан современными специалистами – педагогами и психологами и, учитывая это, коллектив школы стал искать свой собственный путь решения проблемы.
Во многих регионах России идут поиски разных форм семейного устройства детей-сирот. Особую актуальность и значимость эта деятельность приобретает в связи с тем, что основные направления работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, малоэффективны и не позволяют сегодня достаточно адекватно решать вопросы социальной защиты, реабилитации и адаптации детей к новым жизненным условиям. Мы изучили существующий зарубежный и отечественный опыт. Наибольший интерес вызвала работа Московского детского дома №19 по патронатному воспитанию потому, что в нашей школе-интернате уже была собственная попытка устройства детей в семью.
Первый эксперимент в школе-интернате был предпринят в 1995-1996 гг. совместно с Институтом Развития Личности Российской Академии Образования под руководством профессора В.С. Мухиной и назывался “Погружение в атмосферу семьи”. Воспитанник имел возможность прожить определенное время в полной семье для расширения социального опыта. Эксперимент оказался удачным и был описан специалистами института и психолого-коррекционной службы школы. Но в период экономической нестабильности эксперимент в полной мере не мог реализоваться, и работа по устройству детей нашла свое выражение в использовании новой формы устройства детей - “гостевой семьи”.
“Гостевая семья” - это возможность временного помещения детей-сирот на каникулы, выходные и праздничные дни в семьи граждан. При отсутствии нормативно-правовой базы по патронатной форме устройства детей в нашем крае, педагоги школы-интерната внедряют “гостевую семью”, потому что она позволяет в рамках правового поля создать для ребёнка благоприятные условия, в которых он может получить опыт проживания в семье. Кроме того, “гостевая семья” рассматривается как переходный этап к патронатным и другим формам воспитания.
В настоящее время нами используются следующие формы семейного устройства детей - опека, “гостевые семьи”, восстановление в родительских правах, усыновление, приёмная семья. Результатом этого явилось значительное увеличение числа детей, устроенных в семьи.

Таблица 1

Количество детей, устроенных в семьи

 

2000-2001

2001-2002

2002-2003

2003-2004

Усыновление

-

1

1

2

Приёмная семья

-

1

6

9

Кровная семья

-

1

2

4

Опека

2

16

34

41

Гостевая семья

15

36

61

78

Этого бы не произошло, если бы общественность нашего города не пошла нам на встречу. Прежде всего, в целях привлечения потенциальных “родителей” и ознакомления общественности с формами устройства детей в семью, были организованы акции с использованием информационных технологий: статьи в местных изданиях; участие в радиопередачах; телепередачи (новости, специальные проекты с региональными и местными теле- и радиокомпаниями); уличные объявления; объявления в храмах; заявки в центры занятости населения; листовки, разложенные в магазинах, кафе и т.д.
Наиболее эффективным оказался совместный проект с телекомпанией “Канск – 5 канал” под названием “С надеждой в сердце”. Еженедельно журналистами готовилась передача о детях, желающих обрести семью. Сюжеты составлялись совместно со специалистами школы-интерната. После первых случаев устройства детей в семьи на телевидении были организованы передачи с участием детей и их новых “родителей”.
Эта работа перевернула сознание жителей нашего города и за полгода более сорока (!) детей школы-интерната обрели семью. Для сравнения, до 2000 года в семью ежегодно уходили 1-2 ребёнка.
Мы понимаем меру ответственности тех людей, которые не побоялись взять ребенка из детского дома, и организуем планомерную систему поддержки в их благородной и нелегкой миссии.
В настоящее время на базе школы-интерната апробируется новая модель учреждения внесемейного воспитания и в связи с этим создан “Центр по устройству детей в семью”. Его основной задачей является подготовка и помещение детей в семьи граждан, а также их сопровождение. Предварительная работа ведётся социальным педагогом, психологом, воспитателями совместно с отделом опеки и попечительства. Она включает в себя следующие аспекты: знакомство с потенциальными “родителями”, обследование жилищных и материальных условий семьи, психолого-педагогическая подготовка ребёнка и его будущих опекунов, приёмных родителей. Кроме этого осуществляется оценка и мониторинг семьи во время пребывания там ребёнка. В период проживания ребёнка в семье специалисты Центра оказывают консультационную помощь. Если ребёнок возвращается по разным причинам обратно в детский дом, с ним проводится реабилитационная работа. После посещения гостевой семьи также организуются беседы о приобретённом опыте в семье (чему научился? легко это было или тяжело? что больше всего запомнил? и так далее), проводится эмоциональная рефлексия пребывания в семье.
Для выяснения эмоционально-значимого опыта используются задания типа: “Нарисуй свои выходные”, “Опиши свои самые интересные события в гостях”, напиши рассказ “Мой новый друг – взрослый”. Психолог Центра организует тренинги с проигрыванием ролевых ситуаций до и после пребывания ребёнка в семье с последующей рефлексией.
Собрав сведения о семьях, где сейчас проживают наши бывшие воспитанники и о семьях, где дети бывают в гостях, мы ещё раз осознали необходимость работы по помещению детей в семьи граждан. Дети стали активнее развиваться, приобрели положительный социальный опыт, снизились показатели тревожности, агрессивности, замкнутости. В настоящее время продолжается процесс планомерного определения детей в семьи.
При переходе на новую модель организации работы по устройству детей в семью существует ряд проблем, решение которых зависит от субъективных и объективных факторов: отсутствие необходимой нормативно-правовой базы; межведомственная разобщённость, отсутствие механизмов взаимодействия между смежными службами учреждений образования, медицины, социальной защиты, милиции; психологическая и экономическая неготовность социума принять новые формы семейного устройства ребенка; недостаточное использование новых форм и способов работы с населением (с благотворительными и общественными объединениями, с религиозными организациями, использование возможностей рекламы и т.д.); проблема раннего выявления детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; недостаточное материально-техническое обеспечение.
Но образовательная политика в вопросах внесемейного воспитания постепенно меняется. Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей из государственных учреждений определяются в семьи граждан. В связи с этим изменились подходы в содержательной деятельности учреждений интернатного типа.
Новая модель деятельности учреждения требует новых компетенций педагогов, которые будут ориентированы на подготовку и помещение в семьи граждан, на психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение ребёнка и семьи. Программа действий нашего учреждения направлена и на привлечение СМИ для информирования населения о новых формах воспитания “государственных” детей, на межведомственные контакты, на совместность собственного коллектива.
Образовательная практика школы-интерната организована по двум основным направлениям:

1. Подготовка ребёнка-сироты к проживанию в семье, проведение комплекса мер по формированию социальной привлекательности ребёнка.
2. Формирование позиции населения по принятию новых форм семейного устройства детей-сирот.

Опыт работы Канской школы-интерната обобщается, анализируется и апробируется в других учреждениях внесемейного воспитания Красноярского края.

© Блог Димы Шпилера / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Сценарий новогоднего праздника "Новогоднее приключение" :: Конспекты занятий по развитию речи в младшей группе :: Развлечения страноведческого цикла с использованием английского языка :: Некоторые приемы обучения английскому языку на начальном этапе :: Как бороться со стрессом :: Я, Клод Моне ( I, Claude Monet ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Шкафы, комоды, полки/Шкафы/Мебель для спальни/Шкафы, тумбы и комоды/Шкафы / МСТ / Шкаф двухдверный МСТ ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

Урок русского языка в 9-м классе по теме "Обобщающее повторение пунктуации сложных бессоюзных предложений"
контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD