детские
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Социально-педагогическая программа "Мы вместе" : Социальная педагогика

В связи со сложившейся ситуацией в стране, ростом преступности и правонарушений, неумением найти себя в этой жизни, социальной дезадаптацией учащихся в течение последних десяти лет мы можем наблюдать усиление роли образовательных и воспитательный учреждений в решении насущных жизненных проблем ребенка. Среди них большое место занимают проблема установления контакта с другими людьми и проблема приспособления к условиям реальной действительности.

Введение должности социального педагога в школе позволяет расширить рамки взаимодействия с ребенком, так как данный специалист работает с учащимися во внеурочное время, относится к ребенку без оценок, старается раскрыть его внутренний духовный потенциал. При этом специалист использует такие формы работы как тренинг, беседа, игра, групповое занятие. Это говорит о том, что развитие социального интеллекта является важным направлением в работе социального педагога, чему активно способствует программа “Мы вместе”, разработанная в МОУ “СОШ №5 с углубленным изучением математики” в 2001 году. Используя данную программу, педагог работает с классным коллективом, что позволяет педагогу охватить большинство учащихся школы, выявить нуждающихся в индивидуальных консультациях и сформировать группы для проведения тренинга.

Цель программы:

  • создание условий для социальной адаптации учащихся через организацию системы дополнительных занятий с классом.

Задачи программы:

  • предупреждение возникновения трудных жизненных ситуаций;
  • развитие социального интеллекта;
  • повышение сплоченности класса и поддержание положительного микроклимата в коллективе;
  • определение социально-педагогических условий для позитивного общения в коллективе;
  • моделирование жизненных ситуаций, проблемных вопросов в социально-педагогической деятельности учащихся;
  • профилактика социальной дезадаптации учащихся.

Функции программы:

  • диагностическая (уяснение проблем растущего ребенка в отношениях с микросредой);
  • информационно - обобщающая (сбор и анализ полученных данных);
  • проектировочно - конструктивная (моделирование ситуаций реальной жизни в социально-педагогической деятельности);
  • организационно - преобразовательная (выявление и создание условий для успешной самореализации);
  • координационно-коммуникативная (подготовка учащихся к позитивному взаимодействию с окружающими людьми);

Ожидаемые результаты:

  • адекватное поведение в различных, жизненных ситуациях;
  • предупреждение стрессовых состояний;
  • практическое использование навыков конструктивного общения;
  • высокий коэффициент индекса групповой сплоченности.

Данная программа универсальна по своей структуре. В зависимости от класса педагог может использовать различные формы работы и использовать большее количество часов, чем предусмотрено учебно-тематическим планированием. В течение всего срока реализации программы учащиеся овладевают комплексом поведенческих навыков, обеспечивающих способность к социально адекватному поведению, позволяющим человеку продуктивно взаимодействовать с окружающими и успешно справляться с требованиями и изменениями повседневной жизни.

Среди навыков, необходимых человеку для успешной самореализации в обществе и адаптированной жизни выделяют:

1) Навыки позитивного и конструктивного отношения к собственной личности.

Эти навыки дают возможность адекватно оценивать себя, свои способности и возможности. Они являются базой для формирования чувства собственного достоинства.

2) Навыки позитивного общения.

Эти навыки помогают устанавливать и поддерживать дружеские взаимоотношения, добрые отношения в семье.

3) Навыки самооценки и понимания других.

Эти навыки помогают правильно вести себя в ситуации общения и взаимодействия с различными людьми.

4) Навыки управления эмоциями и эмоциональными состояниями.

Эти навыки помогают адекватно реагировать на собственные эмоции и эмоции других людей.

5) Навыки адекватного поведения в стрессовых ситуациях.

6) Навыки продуктивного взаимодействия.

Эти навыки позволяют при минимальном количестве эмоциональных затрат достигать в процессе общения значительных результатов.

7) Навыки самостоятельного принятия решений.

Человек, обладающий данным навыком, умеет учитывать различные мнения и прогнозировать то, как его мнения могут менять ситуации и влиять на конкретных людей.

8) Навыки решения проблемных ситуаций.

Владение этим навыком позволяет человеку грамотно и уверенно вести себя в трудных жизненных ситуациях.

9) Навыки работы с информацией.

Эти навыки позволяют человеку свободно и бегло ориентироваться в постоянно меняющейся жизненной ситуации.

10) Навыки творчества.

Эти навыки позволят человеку нестандартно, творчески решать различные задачи в любом виде деятельности, опираясь на свой жизненный опыт и новую информацию, полученную в процессе познавательной деятельности. В данной программе все указанные виды навыков прививаются на различных этапах занятий, начиная с первого класса, так как раннее обучение способствует овладению и развитию способностей, которые могут привести к здоровому образу жизни, позитивным межличностным отношениям и умению нести ответственность за свои действия. Программа рассчитана на учащихся с различной базовой подготовкой и уровнем интеллекта, что позволяет охватить всех учащихся школы.

В реализации программы принимают участие учащиеся с первого по одиннадцатый класс. Занятия проводятся во внеурочное время в течение одного академического часа, педагогом используются комбинированные формы работы: изучение нового материала- его закрепление через участие в социально-педагогических играх и тренингах. После каждого этапа проводится обобщающее занятие, позволяющее учащимся систематизировать и закрепить знания, умения и навыки, полученные на занятиях. Затем проводится адаптационная игра, позволяющая проверить результативность и эффективность применяемых методов работы. В старших классах проводятся деловые игры, конференции, диспуты.

В качестве методов диагностики результатов реализации каждого этапа программы используются различные социально-психолого-педагогические методики, такие как анкетирование, тестирование, сочинение по личным впечатлением, ранжирование знаний, работа с понятийным аппаратом, наблюдение (поведение в импровизированных ситуациях) и т. п.

 Учебно-тематический план программы:

Класс Раздел, количество занятий, контроль Темы Кол-во часов
1 класс Игры веселых гномиков 10 занятий,

Социально-педагогическая игра. (11 занятий).

1.Знакомство.

1

2.Когда всем весело, а одному грустно. 1
3.В магазине игрушек. 1
4.Цирк. 1
5.Мы вместе. 1
6.Настроение. 1
7.Язык жестов. 1
8.Мимика. 1
9.Воображение. 1
10.Обобщающее занятие. 1
11.Хорошо учиться в школе. СПИ 1
2 класс Путешествие в мир общения.

10 занятий,

Социально-педагогическая игра. (11 занятий).

1.Знакомство. 1
2.Учимся работать дружно. 1
3.Как понимать друг друга без слов. 1
4.Доброе слово и кошке приятно. 1
5.Мое настроение. 1
6.Милосердие. 1
7.Доверие. 1
8.Групповая сплоченность. 1
9.Мы поссоримся и помиримся… 1
10.Чему мы научились и что узнали? 1
11. Азбука вежливости. СПИ 1
3-4 класс Ваши права.

14 занятий,

2 игры. (16 занятий).

1. Вводное занятие. Правила работы. 1
2. Знакомство с Конвенцией по правам ребенка. 1
3. Изучение 1-4 статей КПР. 1
4. Изучение 5-8 статей КПР. 1
5. Изучение 9-12 статей КПР. 1
6. Изучение 13 –16 статей КПР. 1
7. Изучение 17-20 статей КПР. 1
8. Изучение 21-24 статей КПР. 1
9. Изучение 25-27 статей КПР. 1
10. Изучение 28-30 статей КПР. 1
11. Устав школы и правила поведения учащихся школы. 1
12. Что такое нарушение закона? 1
13. Обзор статей КПР. 1
14. Игра – викторина “ Знаете ли вы свои права?” 1
15. Инсценировка сказок. Игра-путешествие. 1
16. Заключение. Итоговая диагностика. 1
5-8 класс

 

5 класс

Развитие социального интеллекта.

Мы живем среди людей

10 занятий,

2 социально-педагогические игры. (12 занятий).

 

 

 

 

1. Введение в курс. Общечеловеческие ценности. 1
2. Жизнь. 1
3. Смерть 1
4. Бабушки и дедушки. 1
5. Соседи. 1
6. Одноклассники и одноклассники. 1
7.Больные. 1
8. Инвалиды. 1
9. В мире денег. 1
10.Заключительное занятие. 1
11. “Дом, в котором мы живем”. СПИ

12. “Один день без мамы”

1. Нравственные ценности.

1

1

1

6 класс Социализация подростков.

10 занятий,

1 социально-педагогическая игра. (11 занятий).

2. Понимание как залог эффективного общения. 1
3.Конфликт и способ его разрешения. 1
4. Роль телевидения в нашей жизни. 1
5.Кто изобрел радио? 1
6.Волшебный мир театра… 1
7. Мы идем в магазин. 1
8. Компьютерные игры: за или против? 1
9.Умение противостоять группе. 1
10. Обязанности по дому, итоги. 1
11. “Дом, который строим мы”. СПИ 1
7 класс Развитие социального интеллекта.

8 занятий,

1социально-педагогическая игра.

1 спортивная игра.

(10 занятий).

1.Первая медицинская помощь. 1
2. ПМС при травмах. 1
3.ПМС при ожогах. 1
4.ПМС при обморожениях. 1
5. Стресс, способы преодоления стресса. 1
6.Правила дорожного движения. 1
7.Наш флаг - наша гордость. 1
8. История герба и гимна. 1
9. Игра “Красный Крест: история и современность”. 1
10. “Вело шоу”. Спортивная игра 1
8 класс Полезные и вредные привычки.

9 занятий,

1 социально-педагогическая игра.

(10 часов).

1. Полезные и вредные привычки в жизни человека. 1
2.Подросток и сигарета. 1
3. Губительный зеленый змий. 1
4. Мы скажем нет наркотикам. 1
5.Режим дня школьника. 1
6. В здоровом теле здоровый дух. 1
7. В мире увлечений. 1
8.Правила дорожного движения. 1
9.Наш дом. 1
10. “Дайджест шоу”. СПИ 1
9 класс Личность. Семья. Общество.

9 занятий,

1 социально-педагогическая игра. (10 часов).

1.Кто я?

2.Личность в обществе.

1

1

3.Представление о семье. 1
4.Семья в современном обществе. 1
5. Выбор профессии - это важно. 1
6.Психология общения. 1
7.Жизненные ценности и приоритеты. 1
8.Проявления дружбы и любви. 1
9.Взаимоотношения родителей и детей. 1
10. “На пороге взрослой жизни”. СПИ 1
10—11 класс “Жить в мире с собой и другими”.

10 занятий,

1социально-педагогическая игра. (11 часов).

1.Толерантность - что это?

2.Толерантность - что это?

2
3.Толерантная личность. 1
4. Я и группа. 1
5. Толерантность к себе и другим. Самопознание. 1
6.Толерантное общество. 1
7.Толерантность к другим.

8.Толерантность к другим.

2
9.Границы толерантности. 1
10.Терпимость в семье. 1
11. “Главная ценность в жизни - семья" 1
1-11 класс 9 разделов

(102 час).

1 класс “Игры веселых гномиков”

2 класс “Путешествие в мир общения”

3-4 класс “Ваши права”

5 класс “Мы живем среди людей”

6 класс “Социализация подростков”

7 класс “Развитие социального интеллекта”

8 класс “Полезные и вредные привычки”

9 класс “ Личность. Семья. Общество”.

10-11 класс “Жить в мире с собой и другими”

11

11

16

12

11

10

10

10

11

102 час

Содержание и методическое обеспечение социально-педагогической программы “Мы вместе ”.

Программа представлена 9 различными направлениями, составленными в соответствии с возрастными группами и тематическими профилями. Курсы начальной школы направлены на обучение детей навыкам позитивного общения, понимания личности другого человека, приемам активного слушания, развитие способности творчески решать любые задачи в любом виде деятельности, умение использовать информацию любого типа и работать с различными источниками информации.

Курс “Путешествие в мир общения” дает учащимся младшей школы представление о дружбе, о правилах совместной деятельности людей, о способах решения спорных вопросов, зависимости настроения от состояния человека и способах его улучшения, сострадании и формах его проявления, великом значении добрых слов в жизни человека.

Курс “Ваши права” помогает учащимся узнать свои права, применять и анализировать полученную информацию, проводить параллельные ассоциации нарушения прав в произведениях устного народного творчества, работать со словарем и документами, нормативными актами, результаты эффективности курса выявляются в ходе проведения игры “Знаете ли вы свои права?”

Общая направленность занятий, проводимых в среднем звене – развитие социального интеллекта, знаний об обществе и себе, необходимых для понимания тех социально-культурных требований, которые общество предъявляет к каждому человеку, четко осознающему собственное поведение, анализирующему свои поступки в условиях быстрых социальных изменений.

Курс “Мы живем среди людей” направлен на социальную адаптацию учащихся в микросреде, то есть в ближайшем окружении ребенка, которым являются семья, класс, друзья, близкие родственники. Рассматриваются вопросы ценности жизни, неестественности суицида, его запрета, внимательное и теплое отношение к бабушкам и дедушкам, заботливое отношение к инвалидам и болеющим родственникам, умение жить с соседями без ссор и конфликтов, помочь школьникам разобраться в негативном влиянии сплетен и сквернословия на взаимоотношения в классе, умение правильно обращать с деньгами.

Курс “Социализация подростков” направлен на приобщение учащихся к достижениям цивилизаций, помогающим человеку свободно общаться даже на расстоянии и получать удовлетворение от волшебного мира театра и результатов технического прогресса.

Курс “Полезные и вредные привычки” позволит детям сделать правильный выбор и проанализировать влияние негативных привычек, от которых зависит личность. Учащиеся приобретут навыки адекватного поведения в стрессовых ситуациях, решать сложный вопрос выбора в нестандартных, жизненных ситуациях. Альтернативой вредным привычкам предлагается занятие спортом, увлечение любимым делом, участие в жизни семьи, школы и класса. Форма эффективности курса – участие в спортивно – познавательной игре “Вело шоу”, в которой учащиеся применят на практике полученные знания, умения и навыки.

При внедрении курса “Личность. Семья. Общество” учащиеся повторят знания, полученные при изучении курса “Обществоведение”. Познание своей сущности, социализация личности через объяснение социальных ролей и статусов личности, формирование мотивов выбора профессии, представление о современной семье и ее функциях в современном обществе, конструктивное решение конфликтов и получение навыков рефлексивного слушания - вот неполный перечень вопросов, освещаемых в данном курсе.

Курс для старшеклассников способствует межкультурному пониманию и толерантному поведению учащихся в межличностных отношениях, подготовке к семейной жизни.

С учетом санитарно- гигиенических норм в 1-2 классах длительность занятия –35 минут, 3-4 классах- 40 минут, в 5-11 –45 минут.

Среди технических средств, используемых на занятиях, применяются аудиозаписи, видеоматериалы к темам “Полезные и вредные привычки”, “В здоровом теле здоровый дух”, “В мире денег”, компьютерные программы с тестами на уровень интеллекта, презентации через М. Power Point, слайды по темам “Общение”, “Профилактика наркотической зависимости”, “Конфликтная ситуация”.

Дидактические материалы, используемые на занятии, способствуют развитию зрительной, ассоциативной памяти и представлены в виде таблиц, алгоритмов, понятийного словаря, карточек, структурно-логических схем, рисунков, плакатов, фотографий, муляжей (“Первая медицинская помощь”).

Представляемая программа может быть использована классным руководителем в качестве курса по обучению важным жизненным навыкам и проводится с различными коррективами и изменениями в зависимости от особенностей учебного заведения, традиций и знаменательных дат.

Принимая участие в данной программе, учащиеся не только приобретают жизненно важные навыки, но и раскрывают в себе чувство милосердия и эмпатии, о чем свидетельствует самостоятельное участие детей в городских акциях по оказанию помощи детским домам, интернату, больнице, дому престарелых. Педагог создает для учащихся благоприятные условия для успешной самореализации и творческой активности личности, используя внутренние ресурсы ребенка с учетом полученных знаний, умений и навыков. Конструктивные навыки общения, выход из конфликтных ситуаций, развитие социальной восприимчивости, четкое осознание собственной значимости в обществе - вот далеко не полный перечень тех значимых навыков, благодаря которым человек будет осознанно относится к себе, анализировать свои поступки с учетом предъявляемых к ним социально-культурных требований.

См. Приложение. Презентация программы “МЫ вместе”.

© Блог Димы Шпилера / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Тема урока: "Математические тренажеры" :: Использование новых технологий в преподавании башкирского языка и литературы :: Способ диалектического обучения. Практический аспект :: Совершенствование внеклассной воспитательной работы в детском доме (проекты: "К родным истокам", "Здоровый мир", "Труд - основа жизни") :: Профессиональная компетентность педагога – главный фактор управления процессом формирования и развития общеучебных умений и навыков школьников :: Рэмпейдж ( Rampage ), 2018 :: Все для офиса/Мебель/Офис/Мягкая мебель/Кресла для отдыха / Бюрократ / Кресло CH-991-LOW-V/BLACK ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.

Обитель зла: Последняя глава ( Resident Evil: The Final Chapter ), 2016

В предыдущей части франшизы Вескер предал Элис в Вашингтоне, и героиня лишилась своих сверхъестественных способностей и стала уязвимой для врагов. Однако она не бросила бороться за выживание человечества. Вместе со своими старыми знакомыми Элис отправляется туда, где все начиналось – в Раккун Сити. Тем временем корпорация «Амбрелла» готовит последний сокрушительный удар по выжившим в апокалипсисе людям. Элис предстоит сразиться с ордами зомби и новыми монстрами-мутантами ради спасения остатков человечества.

Детский оздоровительный лагерь: Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Детский оздоровительно-образовательный лагерь "Юность"

В предыдущей части франшизы Вескер предал Элис в Вашингтоне, и героиня лишилась своих сверхъестественных способностей и стала уязвимой для врагов. Однако она не бросила бороться за выживание человечества. Вместе со своими старыми знакомыми Элис отправляется туда, где все начиналось – в Раккун Сити. Тем временем корпорация «Амбрелла» готовит последний сокрушительный удар по выжившим в апокалипсисе людям. Элис предстоит сразиться с ордами зомби и новыми монстрами-мутантами ради спасения остатков человечества.

План-конспект занятия по сольфеджио «Игровые формы работы на уроке сольфеджио». 1-й класс музыкальной школы

Метод дидактической игры на уроках сольфеджио применяется, в основном, для учащихся младшего школьного возраста. Он делает занятия увлекательными и интересными, позволяет поддерживать у детей интерес к учебной деятельности, осуществлять её более успешно. Данный план-конспект занятия по сольфеджио раскрывает различные игровые формы работы на уроке с учащимися 1-го класса.


Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

Разработка урока по истории России "Политическая раздробленность русских земель в XII—XIII веках" в 10-м классе
контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD