детские
Хелси и Смарт официальный сайт
Хелси и Смарт официальный сайт

"Город в далеком прошлом". Интегрированный урок ИЗО и трудового обучения в 4-м классе : Технология

Уроку предшествует подготовительная работа:

  • изучение архитектурных особенностей деревянного зодчества России, изучение символики русского орнамента;
  • зарисовки архитектурных элементов и орнаментов, выполнение их в различных техниках (рисунок, аппликация, коллаж).
  • выполнение заготовок для работы.

Детьми на предыдущих уроках труда изготавливаются:

  • “бревна” (полоски бумаги, светло-коричневого цвета, завернутые трубочкой и склеенные сбоку);
  • окна – 3 шт.;
  • причелины – 2шт;
  • лобовая доска – 1шт;
  • рушник – 1шт.

Так же заблаговременно учитель вместе с детьми выполняет заготовки для построек из картона:

  • для церкви – 1 шт.;
  • для башни 3–4 шт.;
  • для прясел 3–4 шт.;
  • для изб (по оставшемуся количеству детей).

В зависимости от способностей, учитель распределяет между детьми различные виды построек:

  • групповая работа:
    ЦЕРКОВЬ – 3 “сильных” ученика;
  • индивидуальная работа:
    БАШНИ – “средние” ученики;
    ПРЯСЛА – “слабые” ученики;
    ИЗБЫ – остальные учащиеся.

Рисунки шаблонов построек для выполнения заготовок к уроку представлены на рис. 1.

рис. 1

Рис. 1

Цель урока: развитие творческих способностей и художественно-исторического видения учащихся.

Задачи урока

  1. Обучающая: обобщить знания, полученные детьми на уроках ИЗО и труда по краеведению, истории искусств, по теме (древние постройки наших предков).
  2. Развивающая: закреплять и развивать изобразительные навыки, навыки работы с бумагой, ножницами и клеем. Развивать навыки индивидуальной и групповой творческой деятельности.
  3. Воспитывающая: воспитывать у учащихся интерес к историческому наследию нашего края.

Оборудование

Плакаты и рисунки:

виды города Орла XVII в. (реконструкция Неделина), русская изба, вид крепостной стены, рисунки элементов декорирования избы (наличники, лобовые доски, причелины, рушники, элементы резьбы по дереву); таблица с изображением символики русского народного орнамента; стилизованные рисунки зверей и мифических существ.

Аудиозаписи:

записи русской народной музыки “Танец в хороводе” Г. Шендерев (гусли, баян), “Светит месяц” (обр. М. Филина, баян, гусли)

Таблички с архитектурно-историческими терминами:

сруб, крыша (кровля), изба, башня, прясла, лобовая доска, рушник, причелины, наличники.

Оборудование и материалы для учащихся:

каждому ребенку необходимо иметь на столе: “бревна” (полоски бумаги светло-коричневого цвета, завернутые трубочкой и склеенные сбоку) 20 шт., торцы бревен (кружки диаметром 1–1,5 см, светло-коричневого цвета), заготовки (из светло-желтой или бежевой бумаги) для окон – 3 шт., причелины – 2 шт., лобовая доска – 1шт., рушник – 1 шт. Заготовки для построек из картона: 1 для церкви, 3–4 для башни, 3–4 для прясел, оставшиеся для изб (по количеству детей). Клей, ножницы, краски, кисти, фломастеры, цветная бумага.

План урока

Этапы урока

Что делают на уроке

Учитель

Ученики

0. Предварительный этап урока. Распределение индивидуальных заданий. Изготовление шаблонов для заготовок. Подборка музыкального ряда произведений. Грунтовка бумаги. Выполнение заготовок по шаблонам. Склейка “бревен”. Подготовка” исторических справок”, работа с дополнительной литературой.
1. Оргмомент. Проверка подготовки класса к уроку. Подготовка к уроку, проверка инструментов заготовок и материалов к уроку.
2. Повторение. Проверка степени усвоения материала предыдущих уроков. Повторение изученного материала.
3. Беседа об истории нашего города. Объявление темы урока. Обоснование целей и задачи урока.

Изложение историко-краеведческого материала. Контроль за последовательностью выступления учеников с “историческими справками”.

Ознакомление с темой урока и материалом, предложенным учителем. Выступление детей с “историческими справками”.
4. Изготовление основы деревянной постройки. Проведение беседы по технике безопасности. Определение последовательности в выполнении работы. Контроль за выполнением поделки. Индивидуальная подготовка к началу работы. Изготовление основы постройки.
5. Беседа об украшении деревянных построек. Более глубокое повторение материала прошлых уроков. Систематизация знаний по теме “Русский народный орнамент” Осмысление орнаментальных рисунков с целью их дальнейшего использования в своих творческих работах.
6. Украшение элементов построек. Инструктаж по изобразительной деятельности(техники и приемы работы красками и фломастерами). Контроль за правильностью выполнения задания. Декорирование элементов постройки.
7. Окончательная сборка изделия. Общий инструктаж по сборке изделия. Контроль за правильностью и поэтапностью выполнения работы. Сборка изделия.
8. Итог урока. Компоновка построек на доске, так, чтобы получился древний город. Анализ работы учащихся. Оценка индивидуальной и групповой работы учащихся. Совместное обсуждение хода и результатов работы. Помощь учителю в подведении итогов урока.
9. Методические рекомендации к уроку. Анализ проведенного урока. Пояснения и рекомендации к уроку.  

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

Проверка подготовки класса к уроку.

2. Повторение пройденного материала

Играет русская народная музыка “Танец в хороводе” Г. Шендерев. Объявляется тема урока.

Учитель напоминает тему предыдущих уроков ИЗО и труда, на которых говорилось о деревянных постройках на Руси. Учитель задает вопросы о характере этих построек.

Дети отвечают, что деревянные строения различались по их назначению: крепости и крепостные стены носили оборонительный характер, избы и другие дома были жилыми постройками, храмовые постройки носили культовый (религиозный) характер.

Учитель и ученики вместе анализируют сходство и различие построек по внешнему виду: оборонительные постройки – более грубые, неукрашенные башни (носившие тогда названия стрельниц или костров) и прясла (прямые участки стен между башнями) (рис. 2).

рис. 2

Рис. 2

Жилые постройки – избы, были украшены резьбой   и росписью (рис. 3 и рис. 4).

рис. 3

Рис. 3

Рис. 4

Рис. 4

Храмы украшались резьбой и завершались куполом с крестом (рис. 5).

Рис. 5

Рис. 5

3. Беседа об истории нашего города

Учитель рассказывает о том, что наш город Орел не сразу стал таким, каким мы его видим сейчас. В давние времена здесь были огромные дремучие леса, топкие болота, полноводные реки. Первые города на Орловской земле возникли еще в XII в. – Кромы, Новосиль, Мценск. Наша земля была окраиной Русского государства. Частые набеги крымских татар опустошали русские земли и, чтобы укрепить границу, строились новые крепости. В летописи XVI в. рассказывается, как царь Иван IV приказал поставить новую крепость в том месте, где река Орлик впадает в реку Оку (“Того же 7075 лета (1566 г.) повелением государя царя и великого князя Ивана Васильевича поставлен бысть город на поли на реке Орлее”. Никоновская летопись.) В крепости размещались русские воины. Они охраняли Орловский край и держали натиск татар, рвавшихся к центру русского государства.

Учитель показывает рисунки деревянного города (рис. 6 и рис. 7).

Рис. 6

Рис. 6

Рис. 7

Рис. 7

и рассказывает, каким красивым он был в те далекие времена, все постройки были выполнены из дерева: крепостные стены, башни, храмы, избы, хозяйственные помещения, город был “дубовый, крыт был тесом дубовым же, в стенах семь башен”. В центре города высился деревянный Рождественский собор. Дерево прочный и теплый материал, но вместе с тем быстровоспламеняющийся. Много раз отражал наш город натиск врагов (крымских татар, литовских войск и др.), много раз он был сожжен врагами дотла, и в мирное время в городе возникали пожары (от непогашенной свечи или плохо закрытой печи...), стиравшие с лица земли большую часть города и уносившие жизни множества жителей.

Исторические справки

Дети подтверждают слова учителя сведениями из летописи:

1623 год, июнь — набег на Орловский, Карачевский, Мценский и Волховский уезды трехтысячного татарского отряда Амета-мурзы, Клич-мурзы и Ал-шабина-мурзы. 9 июня в Орловском уезде у деревни Саголаевой между мценскими ратными людьми и татарами произошла стычка.

1637 год, сентябрь—ноябрь — большой набег крымских татар.

1673 год, 25 июля — большой пожар. Сгорели четыре церкви (предположительно Богоявленская, Борисоглебская, Ильинская и Никольская), таможенный и кабацкий дворы, шесть острожных башен “и что было старого острогу”, “а дворов орлян и иных городов всяких чинов людей, и анбаров и кузниц с двести и болши ”.

1676 год Ночь с 23 на 24 ноября — пожар в Орловском кремле. После богослужения сгорел Рождество-Богородичный собор.

1686 год — сильный пожар, во время которого пострадали Стрелецкая и Драгунская слободы.

1689 год, 4 сентября — большой пожар. “...Изволением Божиим на Орле три церкви Божий прихоцкие (Покровская, Пятницкая и Никольская) с ыконы и с церковными утворми, таможня, и кружечной двор, и торговая баня, и ряды-лавки со всякими товары и слободы и Пушкарская, и Стрелецкая, и Драгунская и орлян посацких и иных орловских чинов жителей, и москвич, и розных городов всяких чинов людей дворы и лавки со всякими товары, и с солью, и с хлебом — сгорели”. Освобождение орловских служилых людей в связи с “пожарным разорением” от участия во втором Крымском походе.

Учитель рассказывает о том, что всякий раз наш город был восстановлен усилиями наших земляков, затем предлагает представить детям, как будто мы перенеслись в то далекое время и попробовать воссоздать облик города того времени. Детям предлагается построить отдельно каждое здание с целью дальнейшего объединения построек в целое поселение (город) в конце урока, на доске.

4. Изготовление основы деревянной постройки

Прежде, чем начать работу, повторяем правила техники безопасности.

При работе с ножницами

1. Не держать ножницы концами вверх.
2. Не работать с ножницами с ослабленным шарнирным креплением.
3. Не резать ножницами на ходу.
4. Не оставлять ножницы в открытом виде.
5. Передавать ножницы кольцами вперед.

При работе с клеем

1. Следить за тем, чтобы клей не попал на одежду и в глаза.
2. Аккуратно обращаться с пузырьком, чтобы клей не разлить на парту.

Изготовление основы

Изготовление сруба. Данная работа примерно одинакова для всех построек. Дети заранее выполнили заготовки различных видов построек, они выполняют сруб: выкладывают заготовку “бревнами” (склеенными из бумаги) и приклеивают торцы бревен (рис. 8).

Рис. 8

Рис. 8

Изготовление крыши. Из нарезанных полосок дети выполняют крышу. Для избы фронтон просто оклеивается вертикальными полосками бумаги, для башен, прясел и церкви, выполняется крыша с навесом (рис. 9).

Рис. 9

Рис. 9

5. Беседа об украшении деревянных построек

Обратив внимание детей на то, что старинные деревянные гражданские постройки украшались резьбой, учитель, просит их вспомнить, какие символы использовались в русском народном орнаменте. Ответы детей сопровождаются ссылками на таблицу, представленную на доске: Солярные знаки рис. 10; Знаки воды рис. 11; знаки земли рис. 12

Рис. 10

Рис. 10

Рис. 11

Рис. 11

Рис. 12

Рис. 12

Учитель напоминает, что конструктивные элементы гражданских зданий с некоторой долей условности можно разделить на конструктивные – основу (сруб, кровля, окна, двери), которые, как правило, не содержали резьбы или росписи и конструктивно-декоративные – украшения (лобовая доска, причелины, рушник, наличники и ставни), которые имели не только функциональное, но и эстетическое значение.

Вначале учащиеся по наглядным пособиям, закрепленным на доске, показывают основные конструктивные и конструктивно-декоративные элементы избы. Затем учитель рассказывает, что на различных украшениях обычно использовались различные виды орнаментов. Так, на рушниках традиционно присутствовал солярный символ (рис. 13).

Рис. 13

Рис. 13

Причелины (рис. 14) украшались по своей длине растительным орнаметном в полосе с элементами символов воды и земли, а на концах могли быть солярные знаки.

Рис. 14

Рис. 14

Лобовые доски, так же как и причелины, украшались орнаметом в полосе (рис. 15) и часто содержали изображения оберегов – стилизованных изображений животных и мифических существ (рисуноки для резьбы: “Русалка” – рис. 16 и “Птица Сирин” – рис. 17).

Рис. 15

Рис. 15

Рис. 16

Рис. 16

Рис. 17

Рис. 17

Обереги и солярные знаки (рис. 18) также изображались на верхней части наличников и ставнях красного окна.

Рис. 18

Рис. 18

6. Украшение элементов построек

Под музыку, “Светит месяц” (обр. М. Филина, баян, гусли) дети выполняют росписи архитектурных элементов: окон, причелин, лобовой доски, рушника (Примерный вариант росписи архитектурных элементов представлен на рис. 19). Ученики, изготовляющие башни (расположение элементов представлено на рис. 20) и прясла (рис. 21), продолжают работать над основой постройки, т.к. их работа по этому разделу более объемная.

Рис. 19

Рис. 19

Рис. 20

Рис. 20

Рис. 21

Рис. 21

7. Окончательная сборка изделия

Учитель объясняет этапы выполнения работы для разных построек.

Изба – по очереди приклеиваются архитектурные элементы:

  • лобовая доска;
  • причелины;
  • рушник;
  • окна.

Этапы сборки избы представлены на рис. 22.

Рис. 22

Рис. 22

На рис. 23 представлен фрагмент урока на этапе “сборка избы”.

Рис. 24

Рис. 23

Башня – к основе присоединяется верхняя часть и перила смотровой площадки (поэтапное выполнение верхней части башни представлено на рис. 24).

Рис. 24

Рис. 24

Прясла не содержат сложных элементов, на них доклеиваются окна-бойницы в обламе (облам – боевой балкон, венчающий деревянную крепостную стену) (варианты выполнения прясел представлены на рис. 25).

Рис. 25

Рис. 25

8. Итог урока

Учитель компонует на доске работы детей так, чтобы из них получился настоящий город (итоговая коллективная работа учащихся на доске представлена на рис. 26). Затем подводит итоги урока: выделяет положительные и отрицательные моменты в работах, выставляет оценки, благодарит всех детей за работу.

Рис. 26

Рис. 26

9. Методические рекомендации

Данный урок был проведен в 4-м классе, проходившем интегрированный курс обучения по ИЗО и труду, поэтому для обычного класса объем работ может быть сокращен (работа в парах и др.).

В число задач данного урока не входит воссоздание исторически достоверного облика города Орла, так как такая работа требует гораздо более глубоких исторических знаний и художественных навыков, нежели это возможно для детей данного возраста. Поэтому дети создают не макет древнего города Орла, а город так, как они его представляют.

При подведении итогов урока необходимо большее внимание уделять положительным моментам работ, а неудачи детей сглаживать. Это необходимо для поддержания интереса к предмету у слабых учеников.

Литература, использованная при разработке данного урока

1. Века над Окой / книга альбом под ред. Олейникова А.П. – Орел: ОГТРК, 1998. – 152 с.

2. Круглова О.В. Русская народная резьба и роспись по дереву. Из собраний Загорского художественного музея заповедника. – М.: Изобразительное искусство, 1983. – 148 с.

3. Язычество Древней Руси. – М.: Наука", 1987. – 478 с.

4. Неделин В. Орел изначальный Орел: Вешние воды. – 2001 134 с.

5. Шепелев М.А. Декоративная отделка индивидуальных домов. – М.: Колос, 1992. – 187 с.

© Блог ВМЭШ / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Библиотечный урок "Лучше нет родного края" :: Конспект урока по творчеству Н.С. Лескова "Леди Макбет Мценского уезда" — уголовное дело или нравственная драма?" :: Урок внеклассного чтения :: Электронная поддержка обучения построению сечений пространственных фигур плоскостями :: Из опыта практической работы. Комплексный творческий проект учащихся 8-х классов: "Мы играем "Ревизор" :: "Учимся, играя" (из опыта по развитию мотивации к изучению немецкого языка) :: Фрегат "Зодчий": стратегия проектирования индивидуальных маршрутов обучения на уроках математики ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:


Школьные занятия: Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы


RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD