детские
Хелси и Смарт официальный сайт
Хелси и Смарт официальный сайт

"Нетрадиционный урок – обобщение пройденного материала по теме "Вязание крючком" в форме русских посиделок" : Технология

Тема: Вязание крючком.

Цель:

  • повторить и обобщить изученный материал, совершенствовать навыки вязания крючком;
  • развить кругозор, эстетический вкус, фантазию и творчество учащихся;
  • воспитывать любовь к труду, Родине, пробуждая любовь учащихся к традициям устного народного творчества

Оборудование:

  • У учителя: кассеты с музыкальным сопровождением, схемы вязания простейшей четырехугольной салфетки.
  • У учеников: корзинки с рукоделием (нитки, крючки, недовязанные салфетки)

Подготовительная работа:

  • Познакомить, учащихся с темой посиделок, направить усилия учащихся на подготовку вопросов самостоятельно.
  • Помещение, где будут проводиться посиделки художественно стилизовать (оформить под избу, чайную.)
  • Подобрать работы учащихся, которыми оформляется помещение.
  • Из опыта прошлого для современных посиделок можно позаимствовать следующее: фольклорные традиции, обычаи рукоделие, взаимоотношения участников, необходимо продумать приемы включения всех в действо посиделок.

Подобрать:

  • пословицы и поговорки о чае, о труде;
  • выучить стихи о рукоделии;
  • выучить частушки о рукоделии;
  • придумать посиделочные игры по теме.

Рекомендуемые источники информации:

  • Стихи и частушки учителя. Русские народные загадки, пословицы, поговорки, “Нетрадиционные праздники в школе”, С.А. Шмаков.

Ход посиделок.

Звучит музыка (русская народная мелодия), которая постепенно стихает.

Учитель: Дорогие гости, сегодня мы вспомним о русской старине, о том, как жили и не тужили наши деды. Старое уходит, но его нужно знать и беречь. Русская старина вся пронизана добром, трудолюбием, а это очень важно. Хлеб да соль зовут к миру, к теплу домашнего очага, чтобы не ушло все старое, доброе, что велось веками, мы должны продолжать с вами русские традиции. Сегодня мы будем совершенствовать вязание крючком в форме русских посиделок.

Входят 3 девушки в русских костюмах с хлебом-солью, кланяются.

Группа:

Хлеб-соль.
Нам начинать досталась роль,
Не путайте с нагрузками,
Мы принесли вам хлеб и соль
На посиделки русские.

Низко кланяются на все четыре стороны и вручают хлеб, соль самому старшему или ставят тарелку на стол, а хлеб путешествует по кругу, и каждый участник отщипывает от каравая кусочек, макает его в солонку и съедает.

Выходят девушки-чаевницы, под русскую народную песню несут печенье, сладости, ставят на столы, рассказывают, какие поговорки и пословицы наш народ сочинил о чае.

1-я чаевница: “Чай пить, приятно жить”.

2-я чаевница: “Выпей чайку позабудешь тоску”.

Разливают чай из самоваров.

Под русскую народную мелодию проходит чаепитие.

(Можно без чаепития.)

Учитель: Ребята, расскажите о своих работах.

1-я ученица:

Вяжем мы в родной нам школе
Вещи нужные везде
Платья, кофты и подушки,
Разукрашенные все.

2-я ученица:

И прихватки, и салфетки,
И чехлы на стулья
Прославляя родной край,
Русское раздолье.

3-я ученица:

Есть “лужайка” у меня,
То моя салфетка,
Ох, и нравится она
Маленьким всем деткам.

4-я ученица:

Пусть наше рукоделие,
Приносит всем радость
Прочь, долой безделье,
За работу радостно.

5-я ученица:

Постараемся еще
Сделать вещи сами,
Постараемся творить
Нашими руками.

Учитель: Ребята, вспомним пословицы и поговорки о труде.

Участники по очереди рассказывают пословицы и поговорки о труде.

  • Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
  • Не за тем руки, чтобы зря болтались.
  • Длинная нитка - ленивая швея.
  • Не игла шьет, а руки.
  • Из одних слов шубу не сошьешь.
  • Где труд, там и счастье.
  • Землю солнце красит, а человека труд.
  • Тунеядец в народе, что сорняк в огороде.
  • Кто любит труд, того люди чтут.
  • Бездельничать любил, жизнь погубил.
  • Взялся за дело, выполняй его умело.
  • Кто не любит труд, бездельник тот и плут.
  • Резать сразу не спеши, а измерь все и реши.
  • Привычка трудится в жизни пригодится.
  • От работы не беги, свое имя береги.
  • Отдыхает тот по праву, поработал кто на славу.
  • Тот человек в почете, чьи руки в работе.
  • Тому не стыдно, чью работу видно.

Учитель: Русский народ любит яркие красивые вещи. А вы знаете, что и цвета имеют свою символику:

  • красный-цвет радости, жизни, любви;
  • желтый - посвящается солнцу, звездам, луне;
  • зеленый - символизирует весну;
  • коричневый - плодородие, землю.

Учитель: Наши бабушки и прабабушки вязали и пели одновременно. Давайте и мы, работая, споем.

Участники достают из корзинок работы и начинают вязать, мальчики перематывают нитки, учитель наблюдает за работой. Ученики контролируют друг друга, зная инструкционные карты по вязанию своих изделий, или вяжут по инструкционным картам. По окончании вязания, учитель оценивает работы учеников и выставляет оценки. Если это внеклассное мероприятие, то оценки не выставляются.

За время работы исполняются 2-3 русские народные песни. Песня “Пряха”, и др. Можно вязать без исполнения песен.

Пряха

В низенькой светелке,
Огонек горит,
Молодая пряха
Под окном сидит.

Молода красива,
Карие глаза,
По плечам развита,
Русая коса.

Русая головка,
Думы без конца,
Ты о чем мечтаешь,
Девица краса.

В низенькой светелке,
Огонек горит,
Молодая пряха
Под окном сидит.

Учитель: И ни что не помогает так отдохнуть, как русская народная частушка.

Выходят частушечницы, 3-5 девочек, исполняют частушки.

Мы умеем веселиться
Мы умеем танцевать
Любим мы очень трудиться
И частушки распевать.

Не умела я вязать,
Все не получалося,
А как конкурсы пошли
Я не растерялася.

Дискотека, дискотека,
Хоть и современная,
Лучше сходим на кружки
Что-нибудь, поделаем.

Шила, шила сарафан,
Получилась юбка,
Все в деревне обсмеяли
Я в ней, словно дудка.

Мы Введенские девчата,
На лице написано,
На все руки мастера,
И петь можем до утра.

Ой, машиночка моя,
Строчку шей красивую,
Елизавета Федоровна
Будет ведь счастливая.

Девочки обращаются с частушкой к 2-м, 3-м мальчикам, которые сидят вяжут.

Расскажите вы ребята,
Что умеете вязать,

Поют мальчики:

Мы ведь вяжем все подряд,
Девочки на нас глядят.

Частушку поют мальчики, которые перематывают нитки.

Ходим дружно на кружки,
Нитки там мотаем,
Нашим славненьким девчатам
Во всем помогаем.

Будем мы учиться шить,
Будем и стараемся
Своей модой деревенской
Мы же отличаемся.

Занимаемся мы все
Дружно со старанием,
Рукоделие все наше
Сделано с желанием.

Мы частушки вам пропели
Наши все, Введенские.
В ногу с модой мы идем,
Хоть и деревенские.

Учитель: Начинаем игры посиделочные (под музыку). Игры ученики придумали заранее.

“Кто ловче”

По кругу расставляют стулья. И на каждый стул кладут по клубку, количество играющих на одного человека больше, чем количество стульев с клубками, и, как только прекращается музыка, все хватают клубки, и кто не успел, выходит из игры и т. д. Победителю приз.

“Кто быстрее”.

На стулья садятся желающие поиграть. Перед ними располагают корзинки с одинаковыми по размеру клубочками ниток. Одновременно под музыку каждый играющий начинает перематывать нитки во вновь образованный клубочек. Кто вперед перемотает, тот победитель “приз” (леденец, баранка, бублик и т. д.).

Ученица:

Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь,
Говорим мы “До свиданья”
До счастливых новых встреч.

Учитель:

Хотелось сделать шаг назад не в своем развитии, а к своим русским традициям, русской культуре.

Если мы не будем знать свою историю, не будем идти вперед.

Литература.

[1]. “Нетрадиционные праздники в школе”, С. А. Шмаков.

[2]. Журнал “Воспитание школьников”, № 9, 1997 г. “В старину едали деды”. А.Метелягин, А.Викторов

[3]. Журнал “Школа и производство”, № 2, 2004 г. “Вязанные квадраты крючком”. Е. Ф. Пархоменко.

© Блог Хелси и Смарт / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Развитие речевого голоса у дошкольников. Слоненок и гном в гостях у детей :: Как воспитать Созидателя :: Расскажи стихи руками (пальчиковая гимнастика) :: Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание развивающей среды :: Разработка урока по истории: "Кузбасс в конце XIX - начале ХХ в." :: Mother Hubbard and Her Household (сценарий праздника) :: Учебные занятия в режиме интерактива: проблемный семинар в 10-м классе ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD