детские
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Урок-семинар: "Десмургия. Техника наложения мягких повязок" : Технология

Направление технологической подготовки “Медицина”

Раздел “Доврачебная помощь”

Тема программы: “Основы хирургии”

Тема урока: “Десмургия. Техника наложения мягких повязок” (2 часа)

Цель урока: Закрепление полученных знаний, умений и навыков в оказании первой доврачебной помощи при несчастных случаях. Привитие умений проведения анализа и оценки полученных результатов.

Тип урока и форма его организации: Урок-семинар; обобщение и систематизация знаний учащихся.

Используемые методы: практический, самостоятельный, проблемно-поисковый.

Материально-дидактическое обеспечение

Учебная литература

Материалы

Оборудование, инструменты, приспособления

1. Методическое пособие к изучению темы “Основы хирургии”.

2. Сыромятникова А.А., Брукман М.С. “Руководство к практическим занятиям по хирургии”: М.; Медицина 1987.

3. Григорян А.В. “Руководство к практическим занятиям по общей хирургии”: М.; Медицина 1976.

4. Поляков В.А. “Первая помощь при повреждениях и несчастных случаях”: М.; Медицина 1990

1. Бинт.

2. Косынка.

3. Шина.

4. Атравматические салфетки.

5. Сетчато-трубчатый бинт.

6. Вата.

7. Дезинфицирующие средства: перекись водорода, раствор йода и бриллиантовой зелени.

1. Фантом для проведения сердечно-легочной реанимации.

2. Раздаточный материал: карточки.

План урока

Организационная часть (5 мин.):

1. Проверка присутствующих
2. Проверка готовности к уроку
3. Сообщение цели и задач урока
4. Информация об алгоритме выполнения учебных целей

Самостоятельная работа учащихся (40 мин)

1. Выполнение бинтовых повязок
2. Целевые обходы преподавателя:

2.1. Контроль за своевременностью начала работы
2.2. Контроль за соблюдением технологии выполнения
2.3. Оказание индивидуальной помощи
2.4. Коррекция учебных действий
2.5. Оценка выполненных работ

Обсуждение и систематизация полученных знаний и умений (семинар)

(25 мин.) (Таблица 2,3)

1. Демонстрация и обсуждение учащимися характера выполненной работы
2. Выявление допущенных ошибок и причин их возникновения
3. Рекомендации к повышению качества и эффективности приемов оказания первой доврачебной помощи
4. Самооценка полученных результатов

Заключительная часть урока (20 мин.):

1. Анализ и оценка успешности достижения цели урока сообщение полученных отметок

Содержание урока

1. Знакомство учащихся с методическим пособием
(Методическое пособие включает краткое изложение теоретического материала, рисунки с изображением различных видов повязок, алгоритм их выполнения, контрольные задания).
2. Самостоятельная работа учащихся: решение ситуационных задач (задания выполняются попарно)
3. Обсуждение выполненной работы (семинар)
4. Контроль и самооценка

Образец методического пособия

“ТЕХНИКА НАЛОЖЕНИЯ МЯГКИХ ПОВЯЗОК”

Содержание

1. Требования к выполнению работы
2. Теоретическое введение
3. Содержание практических заданий
4. Материал для самоконтроля

Требования к выполнению работы

1. Самостоятельность при выполнении практических заданий
2. Соблюдение правил выполнения приемов бинтования
3. Использование современных перевязочных средств
4. Соблюдение алгоритма действий
5. Последовательность изложения выполненной работы с элементами демонстрации
6. Самооценка выполненной работы

Теоретическое введение

Десмургией называется раздел медицины, который изучает виды повязок, способы наложения и цели, с которыми они накладываются.

В зависимости от цели накладывания повязок, различают:

защитные повязки – защищающие раны от высыхания и механического раздражения;
давящие повязки – создающие постоянное давление на какой-либо участок тела (для остановки кровотечения);
иммобилизирующие повязки – обеспечивающие неподвижность поврежденной части тела;
повязки с вытяжением – для вытяжения какой-либо части тела;
коррегирующие повязки – исправляющие неправильное положение какой-либо части тела.

Различают (в зависимости от характера применяемого перевязочного материала) повязки мягкие и жесткие. К мягким повязкам относятся повязки, наложенные с помощью бинта, марли, эластичного, сетчато-трубчатого бинтов, хлопчатобумажной ткани. В жестких повязках используют твердый материал (дерево, металл) или материал, способный затвердевать: гипс, специальные пластмассы и др. Мягкие повязки крайне разнообразны. Наиболее часто повязки накладывают для удержания перевязочного материала (марли, ваты) и лекарственных веществ в ране, а также для проведения иммобилизации на период транспортировки пострадавшего в лечебное учреждение. Различают повязки - клеевые, косыночные, пращевидные, контурные, бинтовые.

Правила бинтования

1. Больной должен находиться в удобном положении.
2. Бинтуемая часть тела должна находиться в том положении, в котором она будет после бинтования.
3. Накладывающий повязку должен находиться лицом к больному, чтобы по выражению его лица видеть, не причиняет ли повязка боль.
4. Бинтовать начинают снизу вверх, при этом правая рука развертывает головку бинта, а левая – удерживает повязку и расправляет ходы бинта.
5. Бинт развертывают в одном направлении, причем каждый оборот бинта должен прекрывать предыдущий на половину или две трети его ширины.
6. Бинтование начинают с двух первых закрепляющих туров бинта.
7. Конец бинта укрепляют на здоровой стороне или в месте, где узел не будет беспокоить больного.

Типы бинтовых повязок

Круговая повязка – повязка, при которой все туры бинта ложатся на одно и то же место, полностью прикрывая друг друга. Чаще накладывается на лучезапястный сустав, нижнюю треть голени, живот, шею, лоб.

Спиральная повязка используется, если надо забинтовать значительную часть тела. При этом туры бинта идут несколько косо снизу вверх и каждый следующий тур закрывает 2/3 ширины предыдущего.

Рисунок 1

При бинтовании конечности неодинаковой толщины, например предплечья, целесообразно использовать прием, называемый – перегибом. Перегиб выполняют в нескольких турах и тем круче, чем резче выражено различие в диаметрах бинтуемой части.

Восьмиобразная повязка – повязка, при которой туры бинта накладываются в виде восьмерки. Такая повязка накладывается на область голеностопного сустава, плечевого, кисть, затылочную область, промежность. Разновидностями восьмиобразной повязки являются колосовидная, сходящаяся, расходящаяся.

Рисунок 2

Техника наложения бинтовых повязок на отдельные части тела

Спиральная повязка на один палец применяется при травме одного пальца.

Рисунок 3

Алгоритм действий:

1. Наложить первые два круговых закрепляющих тура бинта на область лучезапястного сустава.
2. По тылу кисти провести бинт до конца пальца.
3. Закрыть спиральной восходящей повязкой весь палец до основания.
4. Вывести бинт через межпальцевый промежуток на тыл кисти.
5. Зафиксировать спиральной повязкой область лучезапястного сустава.
6. Закрепить повязку.

Восьмиобразная повязка на локтевой сустав применяется при травме локтевого сустава.

Рисунок 4

Алгоритм действий:

1. Руку несколько согнуть в локтевом суставе.
2. Наложить первые два круговых тура бинта на предплечье около сустава.
3. Третий тур бинта косо поднять на плечо и сделать один круговой тур вокруг плеча.
4. С плеча бинт опять косо вывести на предплечье и сделать один круговой тур вокруг предплечья (причем каждый последующий тур бинта должен заходить на предыдущий или на 1/3 или 2/3).
5. Бинт опять вывести на плечо.
6. Вновь повторить пункт 4, далее 5. (Обратите внимание, что на предплечье повязка будет восходящей, а на плечо – нисходящей).
7. Продолжать бинтование, пока Вы не подойдете к локтевому суставу и сделайте заключительные круговые туры непосредственно вокруг сустава.
8. Вывести бинт на плечо и закрепить повязку.

Повязка на один глаз применяется при травме глаза.

Рисунок 5

Алгоритм действий:

1. Наложить два первых круговых тура бинта через лобно-затылочные области;
2. Третий тур в затылочной области опустить ближе к шее и вывести под ухом на лицо через область глаза на лоб;
3. Четвертый тур – круговой закрепляющий;
4. Следующий тур вновь косой: с затылочной области бинт проводят под ухом на глаз, далее на лоб и.т.д.
5. Закрепляющий круговой тур; каждый косой тур постепенно смещать вверх и полностью закрыть область глаза;
6. Повязку закончить круговым туром.

Содержание практических заданий

Решение ситуационных задач с демонстрацией практических навыков

Задача 1. В результате неосторожного движения ножом, хозяйка получила травму одного пальца правой руки.

1. Назовите вид травмы.
2. В чем заключается первая помощь?
3. Выполните наложение соответствующей повязки.

Задача 2. При спуске с горы во время падения возникла травма в области лучезапястного сустава правой конечности.

1. Как помочь пострадавшему?
2. Какую повязку Вы будете использовать?
3. Выполните наложение соответствующей повязки.

Задача 3. Во время игры ребенок нечаянно уколол острым концом палки левый глаз. Пострадавший плачет от боли.

1. Какую повязку следует наложить на время доставки ребенка в больницу?
2. Выполните наложение соответствующей повязки.

Пример решения задачи

Задача 1.

1. Вид травмы – рана.
2. Необходимо обработать края раны и кожу вокруг нее раствором йода или бриллиантовой зелени.
3. Наложить спиральную повязку на один палец

Материал для самоконтроля

Решите тест:

Задание 1: Вставьте пропущенное слово в определение:

1. Раздел медицины, изучающий виды повязок, способы наложения и цели, с которыми они накладываются, называется ________________
2. Повязка, обеспечивающая необходимую неподвижность поврежденной части тела, называется _______________
3. Перевязочный материал, специальным образом закрепленный на поверхности тела, называется _______________

Задание 2: Выберите правильный вариант ответа:

1. Повязку считают мягкой:
а) марлевую;
б) гипсовую;
в) шинную
2. Повязки накладывают с целью:
а) закрыть рану;
б) остановить кровотечение;
в) обеспечить неподвижность поврежденной части тела
3. Гипсовую повязку накладывают с целью:
а) предотвратить инфицирование раны;
б) остановить кровотечение;
в) создать неподвижность поврежденной части тела

Задание 3: Дополните предложение:

1. Повязки накладывают с целью …
2. Правило бинтования гласит, что бинтование всегда начинают с …

Обсуждение выполненной работы

Модель обсуждения выполненной работы

Действующее лицо

Характер действий

Основной докладчик

(учащийся, непосредственно оказывающий помощь пострадавшему)

Излагает последовательность выполняемых действий, подтверждающих правильность решения поставленной задачи, т. е. отвечает на такие вопросы как:

1. Название повязки

2. В каких случаях применяется?

3. Подробный алгоритм действий

Содокладчик

(учащийся, выполняющий роль пострадавшего)

Комментирует действия докладчика, указывает на допущенные ошибки и приводит аргументы, подтверждающие правильность выполнения, т. е. отвечает на такие вопросы как:

1. Является ли повязка защитной или иммобилизирующей?

2. Какое самочувствие пострадавшего после выполнения повязки?

3. Что подтверждает или отрицает правильность наложенной повязки?

Эксперт

(преподаватель)

Проводит сравнительный анализ выполненной работы с эталоном, используя модель мозгового штурма.

Например,

1. Какой материал или вид повязки может быть использован в конкретном случае?

2. В каком положении следует транспортировать пострадавшего с данным видом повреждения?

Ассистенты

(учащиеся)

Оказывают помощь в материально-техническом обеспечении.

Пример обсуждения представлен в табл. 3.

Действующее лицо

Характер действий

Основной докладчик

Демонстрирует “спиральную повязку на один палец”.

Повязка применяется при ране для ее закрытия и предотвращения дальнейшего инфицирования.

Алгоритм действий:

1. Сначала накладываются два первых круговых тура бинта на область лучезапястного сустава для закрепления;

2. По тылу кисти бинт проводится до конца поврежденного пальца;

3. Закрыть спиральной восходящей повязкой весь палец до основания;

4. Вывести бинт через межпальцевый промежуток на тыл кисти;

5. Зафиксировать круговой повязкой область лучезапястного сустава;

6. Закрепить повязку

Содокладчик

Подтверждает правильность наложения повязки:

“Считаю, что повязка является защитной, т. к. полностью закрывает рану и хорошо закреплена, самочувствие стабильное.

Основная цель достигнута: предотвращено инфицирование и осложнение раны, пострадавшего смело можно транспортировать в лечебное учреждение”.

Эксперт

Анализирует алгоритм наложения повязки и дает оценку выполненной работы:

- повязка наложена правильно с учетом всех правил бинтования

- достигнута цель действий – повязка закрыла рану и хорошо закреплена

Ассистенты

Готовят рабочее место, подручный или специальный материал, оказывают содействие при наложении сложных повязок, могут принимать участие в комментариях.

Самооценка выполненной работы

Эталон правильных ответов

№ Задания Правильный ответ
Задание 1  
1 Десмургия
2 Иммобилизирующая повязка
3 Повязка
Задание 2  
1
2 2 а, б, в
3

Задание 3

 
1 Закрыть рану, остановить кровотечение, создать неподвижность поврежденной части тела
2 С двух первых закрепляющих туров бинта

Критерии оценки

Заполните предлагаемую форму (табл. 5) и произведите самооценку своей работы. Правильный ответ при решении тестов оценивается в один балл.

Максимальное количество баллов – 15. 15 баллов – “5”; 14-12 баллов - “4”; 11-8 баллов – “3”; менее 8 баллов - “2”

Таблица 5

п/п

Критерии оценки

Баллы

Сумма баллов

Максимальное кол-во баллов

теория

Практика

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Правила бинт

Соответ. повязки

Соответ. первязочных ср-в

Положение пострад.

1 Теоретические знания:                                

 

- решение тестов

10

                             
2 Практические навыки:                                
 
  • соблюдение правил бинтования;
2                              
 
  • соотношение повязки полученной травме;
1                              
 
  • соответствие перевязочных средств;
1                              

 

  • положение пострадавшего при бинтовании

1

                             

Вывод или заключение: ______________________________________________

Планируемый результат

1. Систематизация полученных знаний о принципах оказания первой помощи при травме, а именно: умение определить вид повреждения, выбрать необходимые средства для оказания первой помощи, оказание доврачебной помощи, осуществление транспортировки с учетом повреждения с элементами психологической поддержки.
2. Обеспечение внутрипредметных связей (преемственность обучения).
3. Имеет место связь с такими школьными предметами как: биология, анатомия, ОБЖ.
4. Адекватность самооценки.
5. Умение сравнивать полученные результаты выполненной работы с решением, полученным при обсуждении, что позволяет достичь объективность оценки сформированным знаниям и умениям.

© Блог Димы Шпилера / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Окружающий мир в 1-м классе по теме: "Что растет на подоконнике? Что растет на клумбе? :: Гиннес-шоу "Самые, самые…" :: Урок развития речи. Сочинение "Вот и кончилась зима, а весне — начало" в форме миниатюры :: Педагогическая мастерская. Урок "Метафора как средство выразительности речи" (мастерская письменного творчества) :: Совместные подходы техники воспитателя в социализации ребенка раннего возраста в адаптационный период :: Подводная эра ( Deep ), 2017 :: Дом и дача/Дом и интерьер/Текстиль/Текстиль/Наматрасники/Полутораспальные / Primavelle / Наматрасник полутораспальный 130852 ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

Заседание Совета старшеклассников, посвященное Дню инвалида
контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD