детские
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Как стать вождем Чесночного племени (урок технологии в 5-м классе) : Технология

Цели урока:

  • Обеспечить усвоение учащимися знаний о лечебных свойствах питательных веществ, которые помогают справиться с гриппом и простудой без химических лекарственных препаратов и заряжают организм жизненной силой. Познакомить с технологией приготовления витаминного чая. Обеспечить усвоение понятия фитонциды. Отработать навыки работы с ножом при изготовлении украшений из лука.
  • Воспитывать эстетический вкус, дисциплинированность (соблюдение правил безопасной работы с ножом, горячими жидкостями, электронагревательными приборами), привычку к чистоте, трудолюбие.
  • Развивать умение нешаблонно, творчески подходить к решению самых разнообразных задач и применять полученные ранее знания на практике.

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков

Вид урока: урок – руководство к действию

Учебно-наглядный материал:

  • карта Чесночной страны, картинки с ПРАВИЛАМИ для вождей,
  • таблица “Рецепты витаминного чая” с карточками,
  • таблица перевода массы лекарственного сырья (г) в объемные меры,
  • технологические карты № 1 “Приготовление эликсира здоровья” (вариант 1, 2) ,
  • технологические карты № 2 “Изготовление браслетов и амулетов из чеснока”,
  • инструкционная карта “Китайская астра”

Структура урока

  1. Актуализация прежних знаний. Во вступительном рассказе хочу показать актуальность знаний и важность их в данный момент, ведь в холодное время года очень высока вероятность простудных заболеваний и гриппа. Необычная форма данного этапа урока пробуждает интерес учащихся к теме, создает эмоциональный настрой, служит психологической подготовкой к восприятию учебного материала.
  2. Формирование новых понятий и способов действия. Использую метод алгоритмических предписаний, т.е. при выполнении практических работ инструктирую учащихся, указывая, что делать и как. При этом учащимся выдаются технологические карты.
  3. Формирование умений и навыков. При выполнении практических работ учащиеся отработают навыки применения знаний (способы нарезки, пользование ножом), а также повторят изученное ранее (правила заваривания чая, изготовление украшений из овощей).
  4. Домашнее задание предполагаю дать в конце урока, т.к. оно логично вытекает из предыдущего рассказа и заданий

Ход урока

1.Организационная часть.

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.

2.Объяснение нового материала с выполнением практических работ.

а) вступительное слово учителя

Какая у нас самая верная примета осени? Желтые листья, ночные заморозки, холодные дожди? Нет! Насморк и простуда – вот что традиционно несёт нам осенняя пора.

Недавно мне попала в руки карта одной удивительной страны. Страны, в которой люди никогда не болеют простудой и гриппом. Побывать в этой стране очень трудно, практически невозможно. Но сегодня на уроке мы узнаем о ней много нового, интересного и полезного. А называется она – ЧЕСНОЧНАЯ СТРАНА. Основное население этой страны – чесночное племя.

Всё удивительно в этой стране. Удивительна природа, потому что рядом с цитрусовыми деревьями растут липы и эвкалипты, а неподалеку от них множество зарослей смородины, малины и шиповника. Удивительны люди этой страны, ведь они сильные, выносливые и никогда не болеют. Особенно удивителен быт и кулинарные пристрастия людей чесночного племени. Мужчины охраняют племя и заботятся о пропитании. Их основное занятие – охота и рыбалка. А в свободное время пчеловодство, ведь им необходимо добывать один из важнейших компонентов эликсира здоровья – мёд. Женщины этой удивительной страны – хранительницы домашнего очага. Они хорошие хозяйки, заботливые мамы и мастерицы на все руки.

На плодородных землях чесночной страны растут чудесные лекарственные травы: ромашка, календула, мята – всего и не перечесть! Осенью женщины собирают и сушат их, готовят эликсир здоровья. Жители чесночного племени выращивают множество разных овощей. Но особенно заботливо они возделывают чесночные и луковые поля. Женщины готовят вкусную чесночную еду: овощные салаты, заправленные чесночным соусом, салаты из моркови с чесноком и майонезом, яйца, фаршированные чесночной пастой. И, конечно же, заваривают чудесный витаминный чай, рецепт которого хранится в строгом секрете.

Каждый житель чесночной страны носит изящные чесночные украшения: браслеты, бусы и обязательно амулет, который отгоняет злых вирусов и оберегает от простуды. Самый красивый чесночный амулет носит вождь племени.

Стать вождём можно только в том случае, если будешь соблюдать и выполнять определённые правила для вождей. И сегодня на уроке мы узнаем, какие правила нужно соблюдать, чтобы стать вождём Чесночного племени. Эти правила зашифрованы в карте Чесночной страны. Давайте ее рассмотрим.

б) руководство к действию

На доску вывешивается карта (Рис. 1). У учителя её фрагменты. Это картинки с изображением чеснока, лука, лимона, ромашки, баночки мёда и т.д. На них с обратной стороны записаны ПРАВИЛА для вождей. Учитель в ходе урока обращается к карте и читает правила, записанные на картинках.

Рис. 1

Рис. 1

ПРАВИЛО № 1. Каждый вождь Чесночной страны должен пить витаминный чай (на картинке РОМАШКА)

Во все времена травяные чаи совершают чудеса. Они заставляют пропотеть, изгоняя при этом возбудителей болезни и продукты их обмена. Одновременно чай восполняет потерю организмом жидкости. Чайная смесь должна состоять из трав, которые богаты витаминами, а также обладают противовоспалительными, жаропонижающими и смягчающими кашель свойствами.

Учитель открывает таблицу №1. Каждая ячейка таблицы имеет кармашек, в котором лежат карточки с рецептом и способом приготовления витаминного чая.

Таблица № 1

№ 1

Плоды шиповника-1ч

Ягоды смородины-1ч

/---------/

№ 2

Плоды шиповника-2 ч

Плоды рябины –2 ч

/---------/

№ 3

Плоды шиповника -1 ч

Плоды брусники (малины) – 1 ч

/---------/

№ 4

Листья крапивы – 3ч

Плоды рябины – 7 ч

/---------/

№ 5

Плоды шиповника –3 ч

Плоды брусники – 1 ч

Листья крапивы – 3 ч

/---------/

№ 6

Плоды шиповника-3 ч

Ягоды смородины-1 ч

Листья крапивы – 3 ч

Корень моркови – 3 ч

/---------/

Приготовление: 1 ст. л. смеси кипятить 10 мин. в 2 стаканах кипятка, настоять 4 часа в плотно закупоренной посуде, процедить. Пить по 1/2 стакана 3 раза в день.

Образец карточки для таблицы № 1

№ 6

Плоды шиповника – 3 ч

Ягоды смородины – 1 ч

Листья крапивы – 3 ч

Корень моркови – 3 ч

Приготовление: 1 ст.л. смеси кипятить 10 мин. в 2 стаканах кипятка, настоять 4 часа в плотно закупоренной посуде, процедить. Пить по 1/2 стакана 3 раза в день.

- Рецептов приготовления витаминного чая много, вот некоторые из них. Они просты и доступны, ведь растения и травы, входящие в их состав, растут в нашей местности. Для определения точного количества лекарственного сырья, можно пользоваться таблицей 2. (Таблица находится в кабинете технологии на сменном стенде)

Таблица 2
Количество граммов лекарственного сырья в 1 столовой ложке

Вид сырья Количество г в 1 ст.л. Вид сырья Количество г в 1 ст.л.
Лист брусники 3 г Плод калины 5 г
Лист крапивы двудомной 5 г Плод шиповника 10 г
Лист мать-и-мачехи 5 г Плод черёмухи 10 г
Лист мяты перечной 10 г Соцветия липы 3,5 г
Лист подорожника большого 5 г Соцветия ноготков 10 г
Плод боярышника 15 г Соцветия ромашки 2,5 г

- Но мы сегодня приготовим витаминный чай вождей Чесночного племени, а рецепт его запишем в тетради: “Рецепт витаминного чая вождей Чесночного племени.

25 г липового цвета, 10 г плодов шиповника, 5 г ромашки, 10 г мать-и-мачехи, 20 г подорожника. 4 ч.л. этой смеси залить кипятком, дать настояться 10 мин.

Добавить мёд. Принимать три раза в день ”. Такой витаминный сбор вы сможете летом заготовить с мамой. Храните его в стеклянной, плотно закрытой банке. При приближении гриппа эта волшебная баночка будет вашей доброй помощницей.

Я приготовила вам мешочек с травами для витаминного чая вождей Чесночного племени. Какие правила безопасной работы необходимо соблюдать при приготовлении чая? Назовите их.

-Итак, готовим чай по нашему рецепту. Учитель рассказывает и показывает, как приготовить витаминный чай.

1. Перед приготовлением чая берём заварной чайник, ополаскиваем его кипятком, после чего насыпаем нужное количество смеси трав.

2. Затем заливаем кипяток на 1/3 объёма чайника.

3. Даём настояться под специальной грелкой 10 мин, а потом дольём кипятка до полного объёма заварочного чайника.

Поставим таймер на 10 минут, он сообщит о готовности нашего чая. Сейчас вы можете подойти к таблице № 1 и выбрать себе рецепт понравившегося витаминного чая, чтобы приготовить его дома.( В это время на чайном столике девочки готовят всё необходимое для дегустации и пробуют витаминный чай.)

Травяные чаи усиливают защитные свойства организма, т.к. богаты витамином С и при простуде их необходимо пить ежедневно. Также большое количество витамина С в цитрусовых. Но лимон просто так есть невозможно. Как вы думаете, что в этом случае делают вожди Чесночного племени? Давайте посмотрим на карту.

ПРАВИЛО № 2. Каждый вождь Чесночной страны должен уметь готовить эликсир здоровья (картинка ЛИМОН-МЁД)

-Сейчас мы научимся готовить такой эликсир.

Практическая работа № 1

ПРИГОТОВЛЕНИЕ ЭЛИКСИРА ЗДОРОВЬЯ

Для выполнения практической работы учащимся выдаются технологические карты № 1 (вариант 1 или 2).

Приготовьте необходимые для выполнения практической работы инвентарь и продукты, прочитайте внимательно технологическую карту и назовите правила безопасной работы, которые вы будете соблюдать. (Учащиеся называют правила безопасной работы с ножом).

Технологическая карта № 1 (вариант 1)

ПРИГОТОВЛЕНИЕ ЭЛИКСИРА ЗДОРОВЬЯ

Рецептура: лимон – 1-2 шт., мёд – 100-150 г

Инвентарь и посуда: дуршлаг, нож и разделочная доска, чайная ложка, банка с крышкой

Технология приготовления:

1. Лимоны промыть под проточной водой и обсушить полотенцем

2. Разрезать лимоны вдоль на две части и каждую часть порезать на дольки

3. Сложить лимонные дольки в банку, поливая мёдом. Закрыть крышкой и хранить в холодильнике.

Через 1-2 дня лимоны пропитаются мёдом, и корочки не будут горчить; есть 2-3 раза в день вместе с корками, а сок, разведенный с водой – прекрасный напиток

Можно использовать другой вариант технологической карты: на формате с изображением лимона, бочки меда и др.

Технологическая карта № 1 (вариант 2)

ПРИГОТОВЛЕНИЕ ЭЛИКСИРА ЗДОРОВЬЯ

Секрет Чесночного племени: чтобы всегда быть здоровым необходимо каждый день принимать эликсир здоровья. Чтобы его приготовить придется потрудиться. Нужно приготовить самые свежие и сочные лимоны и мёд. Лимоны порезать дольками и залить медом. Хранить в темном прохладном месте.

Тебе понадобится: лимон – 1-2 шт., мёд – 100-150 г

Еще необходимо: дуршлаг, нож и разделочная доска, чайная ложка, банка с крышкой

Твои действия:

1. Лимоны промыть под проточной водой и обсушить полотенцем

2. Разрезать лимоны вдоль на две части и каждую часть порезать на дольки

3. Сложить лимонные дольки в банку, поливая мёдом. Закрыть крышкой и хранить в холодильнике.

Через 1-2 дня лимоны пропитаются мёдом, и корочки не будут горчить; есть 2-3 раза в день вместе с корками, а сок, разведенный с водой – прекрасный напиток

Отчет о проделанной работе:

1. Вспомните, почему при обработке фруктов и овощей нельзя пользоваться ножом из железа?

2. Пользуясь таблицей 36 учебника, скажите, к чему приводит недостаток витамина С?

(Технология: Учебник для учащиеся 5 класса общеобразовательной школы/ Под ред. В.Д.Симоненко. – М.: “Вентана-Граф”, 1997. – 256 с.)

- Итак, при недостатке витамина С снижается тонус организма, ослабляется иммунитет, и человек может заболеть простудой. А первый признак простуды – насморк. Известны ли вам какие-нибудь мамины или бабушкины рецепты, как одолеть сильный насморк? (Учащиеся отвечают)

- А вот что советуют вожди Чесночного племени.

ПРАВИЛО № 3. Каждый вождь Чесночного племени должен уметь оказать помощь больному насморком (картинка МЁД-ЛУК)

- Запишем в тетради совет вождей: Каждые 2-3 часа принимать 1 чайную ложку лука, смешанного с мёдом. Лук, подобно хрену и редьке, содержит горчичное масло, которое выделяется при нарезке и действует как антибиотик.

ПРАВИЛО № 4. Каждый вождь Чесночного племени должен уметь готовить чесночную еду (картинка - ЧЕСНОК)

- А вы умеете готовить чесночные блюда? Назовите их.

- Как вы думаете, почему вождю Чесночного племени так важно есть такую еду?

Вождь Чесночного племени знает, что в чесноке, луке, редьке содержатся миллионы крошечных солдат, называемых ФИТОНЦИДАМИ, которые защищают его от многих бактерий. Запишем в тетрадях название этих чудесных защитников.

- Итак, запомним: ФИТОНЦИДЫ – это летучие ароматические соединения, они задерживают развитие многих бактерий или убивают их. Кроме лука, редьки, чеснока, богаты фитонцидами листья чёрной смородины, рябины, эвкалипта, кожура цитрусовых. Чтобы фитонциды всегда оберегали жителей Чесночной страны, женщины изготавливают специальные украшения, а вождю Чесночного племени дарят самый красивый чесночный амулет.

Мы обязательно должны научиться делать такие украшения из чеснока.

Практическая работа № 2

ИЗГОТОВЛЕНИЕ БРАСЛЕТОВ И АМУЛЕТОВ ИЗ ЗУБЧИКОВ ЧЕСНОКА

Учащиеся готовят рабочее место для выполнения практической работы, а дежурные раздают технологические карты № 2. При выполнении работы учащиеся находятся в контакте с чесноком, при прокалывании которого выделяются фитонциды.

- Внимательно прочитайте технологическую карту и скажите, какие правила безопасной работы вы будете соблюдать.(Учащиеся называют правила безопасной работы с ножом, колющими и режущими инструментами)

Технологическая карта № 2

ИЗГОТОВЛЕНИЕ БРАСЛЕТОВ И АМУЛЕТОВ ИЗ ЗУБЧИКОВ ЧЕСНОКА

Инструменты и приспособления: нож, игла, ножницы

Необходимые материалы: чеснок – 1 головка; акриловые нитки ярких цветов

Технология приготовления:

1. Чеснок очистить, разобрать зубцы по размеру

2. Нанизать зубцы чеснока на нитку, длина которой соответствует изготавливаемому изделию (Рис. 2)

Рис. 2

Рис. 2

Оценивание работ учащихся:

- А теперь давайте выберем те амулеты и браслеты, которые можно подарить вождю Чесночного племени, т.е. самые лучшие. (Учащиеся демонстрируют свои изделия и дают им оценку.)

ПРАВИЛО № 5. Каждый вождь Чесночного племени должен обеспечить охрану здоровья своих близких с помощью фитонцидов (картинка - ЛУК)

Для этого вечером нужно очистить 1 луковицу, разрезать ее пополам. Одну половинку положить на тумбочку возле своей кровати, а другую у кровати того, кого защищаешь. А если сделать из лука китайскую астру, то ее можно использовать в качестве украшения. (Рис. 3).

Рис. 3

Рис. 3

Практическая работа № 3

- Назовите правила безопасной работы, которые вы будете соблюдать при выполнении.

Инструкционная карта № 1

КИТАЙСКАЯ АСТРА

Инвентарь и посуда: нож, разделочная доска, миска, палочка для оливок

Необходимые продукты: 1 небольшой лук-порей, свекольный сок, кресс-салат

Технология изготовления:

1.У лука-порея срежьте корни. От его основания отрежьте кусок длиной 3 см (рис.4)

Рис. 4

Рис. 4

2. Острым ножом сделайте частые надрезы, не доходя до основания (рис.5)

Рис. 5

Рис. 5

3. Переверните кусок и снова его надрежьте. Вымочите полученный цветок в холодной воде. Воткните в основание палочку для оливок (рис. 6, 7)

Рис. 6 Рис. 7
Рис. 6 Рис. 7

4. Распушите верхнюю часть лепестков пальцем, смоченным в свекольном соке (рис.8)

Рис. 8

Рис. 8

- А теперь возьмем чашку, наполненную кресс-салатом, и поместим в нее цветы с помощью палочек для оливок. У нас получился чудесный букет. Дома вы можете украсить любой салат такой китайской астрой, и он будет выглядеть великолепно.

ПРАВИЛО № 6. Каждый вождь Чесночного племени должен уметь на ночь делать боевую раскраску (картинка – баночка с ЙОДОМ)

Для этого перед сном нужно нарисовать йодом полоску от переносицы до кончика носа. Она служит согревающим компрессом.

3. Выводы и обобщения:

- Итак, мы сегодня узнали, какие правила нужно соблюдать и выполнять, чтобы не заболеть простудой и стать вождём Чесночного племени. Назовите их.

- Как вы думаете, у кого больше шансов стать вождём Чесночного племени, у мужчины или женщины? Почему? (Учащиеся отвечают)

- Мы научились готовить витаминный чай, а дома вы можете приготовить чай по рецепту, который выбрали в таблице № 1.

- Принимайте, приготовленный вами на уроке эликсир здоровья сами и угощайте им своих родных.

- Украшайте блюда китайскими астрами.

- Носите амулеты, которые будут оберегать вас.

4. Д/З:

- Дома выполните ПРАВИЛО №5 и 6, а также соблюдайте правила № 1, 2, 3, 4.

ЕСЛИ ВЫ НЕ ЗАБОЛЕЕТЕ, ЗНАЧИТ… У ВАС ЕСТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ СТАТЬ ВОЖДЕМ ЧЕСНОЧНОГО ПЛЕМЕНИ.

© Блог Димы Шпилера / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Урок окружающего мира по теме: "Как живые организмы запасают энергию Солнца" ("Программа 2100…") :: Психокоррекционный комплекс индивидуальной помощи подросткам группы риска "Преодоление" :: Работа над корневыми орфограммами на уроках русского языка в начальных классах :: Лексика. Тематические группы слов, называющие реалии Кольского Севера. Море :: Символы России :: Книга джунглей: Начало ( Jungle Book ), 2018 :: Дом и дача/Мебель/Мебель для спальни/Для дачи/Мебель для дома/Мебель для отдыха/Матрасы / Столлайн / Матрас Галактика сна - Сирена 1600x2000 ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Самое популярное:
Итоговая контрольная работа по органической химии. 9-й класс

Контрольная работа предназначена для итогового контроля знаний обучающихся 9-го класса по органической химии. В 9-м классе ученики знакомятся с основами органической химии, получают первичные знания о органических веществах и их свойствах. Знания по данной теме содержатся в экзаменационных заданиях. Работа включает тестовую часть и часть, требующую навыков составления формул гомологов и изомеров. Данные навыки пригодятся обучающимся при изучении органической химии 10-м классе.

Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Детский оздоровительный лагерь: Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Детский оздоровительно-образовательный лагерь "Юность"

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Самостоятельная работа "Строение атома и атомного ядра". 9-й класс

В работе проверяются знания о строении атома и атомного ядра, умения работать с информацией, представленной в виде связного текста физического содержания, решать задачи на нахождение энергии связи и дефекта масс.


Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

Адаптация детей в обществе
контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD