детские
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

"Пришла Коляда! Здравствуй, Коляда!" : Технология

Вид занятия.

Народный праздник с выполнением практических упражнений (изготовление костюмов и масок).

Цели мероприятия.

Знакомство детей с историей празднования Коляды, изготовление реквизита для проведения праздника.

Учебно-воспитательные задачи.

1. Воспитание интереса к народным обычаям и традициям;

2. Развитие фантазии, образного мышления;

3. Воспитание самостоятельности, аккуратности.

Материалы и оборудование.

Картон, бумага, калька, бумажный шнур, стружка дерева, мочало, мох, ткань, тесьма, пуговицы, глина, шишки, ракушки, перья, нитки, иголки, ножницы, клей ПВА, клей Момент и т.д.

Ход мероприятия

(Зал оформлен под деревенскую избу, на столах лежат материалы и оборудование для изготовления реквизита, звучит музыка – группа “Ивана – Купала” альбом “Кострома. Дети сидят на полу, на сундуке, скамейках, за столами. Входит ведущая в Русском костюме и начинает свой рассказ.)

Ведущая.

Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! На улице вьюга и снег, мороз такой, что жуть. Человек всегда стремился разнообразить свою повседневную жизнь чемто необычным: торжественным, радостным, смешным или забавным. Так в далеком прошлом зародились праздники. В глубокой древности люди верили в силы природы и покланялись языческим богам. Некоторые из тех обычаев сохраняются и сегодня, другие исчезли без следа. А сегодня на дворе святой праздник – Святки. Как правило, основные действия выпадают на вечернее время. Ангелы к людям слетаются, все желания исполняют. А для нечистой силы – время хаоса и темноты, когда можно крушить, ломать старое, в след за этим творя и рождая новое. Праздники у крестьян начинались в конце декабря. 25 декабря – день солнцеворота. “Солнце на лето, зима на мороз” (день увеличивается, солнышка днем все больше, а зима становится холоднее). В последнюю неделю декабря начинается разговор с природой о будущем урожае. Славяне встречали Новый год песнями и плясками, шутками ряженых и веселыми играми. Обряд этот назывался Колядование.

Дети.

Что такое Коляда?

Ведущая.

Коляда – старинный рождественский и святочный крестьянский обряд – хождение по домам с поздравлениями и песнями, с получением угощения или денег.

Дети.

С какими песнями встречали Новый год?

Ведущая.

С колядками. Это песенка, которая восхваляет Коляду. Кто это – Коляда? Он или она? Что означало это слово? Коляду никто никогда не видел, никто не мог сказать, как она выглядит и на что похожа: на человека, на сказочное существо или на что–то другое.

Дети.

Кто же и кому пел эти песни?

Ведущая.

Колядующие наряжались и надевали маски, костюмы, изображающие животных (козу, медведя, лошадь и любых других животных), а также Коляду, чтобы прогнать злых духов. Молодежь и ребята собирались и отправлялись веселою гурьбой по деревне. Колядующие, войдя в избу, просили у хозяев разрешения пропеть коляду. Отказов обычно не было. Колядующие входили в горницу, неся перед собой на палке нарядную самодельную звезду из фольги или цветной бумаги.

А вы хотите покалядовать?

Дети.

Конечно хотим!

Ведущая:

Давайте, мои дорогие гости, мы с вами сейчас из того, что есть на столе сделаем маски и костюмы, посмотрим, что у нас получится, и пойдем колядовать.

(Дети приступают к изготовлению реквизита, ведущая во время работы продолжает рассказ)

Какая у нас получилась нарядная звезда, давайте ее прикрепим к древку.

(Входят в избу дети в костюмах и принимаются петь.)

Дети.

КОЛЯДА, КОЛЯДА!

Ты подай пирога,

Или хлеба ломтину,

Или денег полтину,

Или курочку с хохолком,

Петушка с гребешком!

Или сена клок,

Или вилы в бок.

Ведущая.

Колядующие славят хозяев и желают им всякого благополучия.

Колядующих благодарят, угощают, дают с собой разные деревенские лакомства – колбасы, масла, мясо, порою немного денег. Ребятишки получают в награду копейки и пряники – “козульки” фигурки коней, коровок, оленей, овечек. Все принимают участие в этих обрядах. Дети раскидывают зерна по полу, зерна летят в хозяев избы, которые добродушно отряхивают их и благодарят ребят за добрые пожелания.

(Дети подходят к поющим, дарят им фигурки из глины, бумаги, ткани, а те их в свою очередь обсыпают зерном.)

Дети.

Богатые мужички открывайте сундучки,

Доставайте пятачки,

Если нету пятачка,

То давайте пирога.

Не дадите пирога,

Я корову за рога,

Поведу на Торжок,

Там продам за пирожок.

Как пошла Коляда

Вдоль по улице гулять,

Вдоль по улице гулять,

С Новым годом поздравлять!

Коляда, Коляда,

Где ты раньше была?

Я во поле ночевала,

Теперь к вам пришла.

Ведущая.

По домам водили “козу”. Это была забавная игра. Коза – символ жизненной силы и эту силу она должна была принести хозяину избы и его земле, его полю, чтобы лучше вырос хлеб. Козу изображал кто-нибудь из парней: на него надевали тулуп, вывернутый мехом наружу, лицо мазали сажей, на голову надевали особую шапку, и прикрепляли рога из соломы. Парень садился верхом на дугу – так его водили из избы в избу. При этом коза плясала, а ее свита пела песню.

(Вбегает мальчик, его наряжают козой. Дети поют.)

Дети.

Мы не сами идем,

Мы козу ведем.

Где коза ходит –

Там жито родит.

Где коза хвостом –

Там жито кустом.

Где коза ногою –

Там жито копною.

Где коза рогом –

Там жито снопом.

Ведущая.

А теперь давайте посмотрим, какие у вас получились костюмы. Наряжайтесь и пойдем колядовать.

(Дети наряжаются, берут звезду и идут колядовать.)

Дети:

Колядующие

Хозяева из окна

Коляда, Коляда!
Дома ли хозяин?

Коляда, Коляда!
Пекли ли лепешки?

Коляда, Коляда!
Варены ли свиные ножки?

Коляда, Коляда!
Начинены ли свиные кишочки?

Коляда, Коляда!
Готовы ли потчевать?


Дома!


Пекли!


Варены!


Начинены!


Готовы!

Коляда.

Подай, хозяин, кусок лепешки, свиную ножку...

Дети.

Колядка

Коляда, Коляда,

Соломенная борода!

Ты, хозяин – мужичок!

Открывай сундучок,

Подавай пятачек!

Колядка

Пришла Коляда

На кануне Рождества!

Дайте коровку

Маслину головку.

Кто не даст пирога –

Мы корову за рога!

Кто не даст нам яиц –

Мы тому разгоним птиц!

Ведущая.

Что ж, мои дорогие гости, красны девицы и добры молодцы, славно мы с вами поработали, повеселились и без награды не остались.

(Ведущая приглашает всех за стол, угощает сладостями. Дети обмениваются сувенирами.)

Делу время – потехе час! Жду вас в гости в другой раз!

Фотографии:

Работа над изготовлением масок и реквизита к мероприятию

Праздничный выход

Колядование

© Блог Димы Шпилера / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Развитие творческих и познавательных способностей учащихся посредством формирования их информационной культуры :: Сценарий экологического вечера для старшеклассников: "Это твоя Земля" :: Через краски к чувствам :: Сценарий литературно-музыкальной гостиной "Лирическая песня" :: Занятие по обучению плаванию в бассейне детей средней группы "Прогулка на остров лягушат" :: Сделано в Америке ( American Made ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Для дачи/Мебель для сада/Плетеная/Стулья, Пуфы, Табуреты / 4sis / Стул Руджо ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Сценарий выпускного вечера "Школьное радио 3FM"

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Урок: "Экскурсия — урок"

Урок по теме "Экскурсия в зимний лес". Приоритетное значение в деле воспитания любви к природе имеет непосредственное наблюдение в мире животных и растений. Лучше всего это делать во время проведения организационных экскурсий в лес, парк, к реке.

Детский оздоровительный лагерь: Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Детский оздоровительно-образовательный лагерь "Юность"

Урок по теме "Экскурсия в зимний лес". Приоритетное значение в деле воспитания любви к природе имеет непосредственное наблюдение в мире животных и растений. Лучше всего это делать во время проведения организационных экскурсий в лес, парк, к реке.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.

Проблемы загрязнения окружающей среды

Работа приурочена к Году экологии в России и посвящена загрязнению окружающей среды.


Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

Наука риторика в начальной школе — путь становления делового человека
контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD