детские
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Контрольно-обучающий метод в преподавании черчения. Урок: "Выполнение проекций простых геометрических тел и выполнение чертежа группы геометрических тел : Технология

В своей практике придерживаюсь технологии уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов. Контрольно-обучающий метод позволяет фиксировать результат как на этапе промежуточного усвоения материала, так и при итоговом контроле.

Не секрет, что выполнение домашних заданий по черчению является проблемой для многих учеников. Здесь и отсутствие помощи и контроля со стороны родителей (от “Я сама ничего в этом не понимаю!” до “Кому нужно это черчение?”), необеспеченность нормальными чертёжными принадлежностями – окружности прочерчиваем в классе на перемене. А самое главное – часть учеников так и не могут представить себе тень от предмета , т.е. воспроизвести проекцию – отображение объёмного предмета на плоскости.

В педагогике есть разработки о влиянии цвета на образность и объёмное мышление детей. Я решила этим воспользоваться. Вам хорошо известны плакаты по черчению: “Проекции предмета на одну, две, три плоскости”, “Схема группы геометрических тел”. Но когда ученик держит в своих руках окрашенную деталь, сам измеряет её длину, ширину, высоту или диаметр, он волей-неволей запоминает и цвет. После фиксации параметров в памяти остаётся и цвет стороны, с которой снято измерение. Затем он располагает деталь в пространстве уже согласно длине по фронту и происходит окончательное запоминание цвета, ориентированного на фронтальную плоскость проекции. Но деталь – это следующий, более сложный этап работы на уроках черчения по программе.

Начинаем же мы, конечно, с простых геометрических тел. В нашей школе несколько изменён порядок подачи материала по учебнику “Черчение” А.Д. Ботвинникова и др. Сразу после второго параграфа я даю понятие о плоскости и объёме. Мы делаем рисунки простых геометрических тел со всеми их элементами: точка, вершина, ребро, грань – эти определения, считаю, необходимы до начала изучения понятия “проецирование” (параграф 10). Затем даю тему “Правильные геометрические фигуры (параграф 15.2-1 урок).

Такой порядок подачи материала позволяет мне говорить с детьми на понятном им языке – они уже знакомы с терминами треугольник, круг, призма, цилиндр и др.

Сейчас перехожу к изложению второго урока:

“Выполнение проекции простых геометрических тел и выполнение чертежа группы геометрических тел”.

Цель урока:

Научить определять тела по их проекциям с учётом пространственного расположения.

Задача урока:

Повторение понятий “плоскости проекции”, выполнение чертежей по наглядному изображению.

Учебные пособия и принадлежности:

Плакат, модели геометрических тел, “проекции” геометрических тел, выполненные из разноцветной бумаги, рабочая тетрадь (“в клеточку”), чертёжные принадлежности.

План урока:

  1. повторение основных элементов построения правильных многоугольников – 5 минут;
  2. анализ моделей с ответами на вопросы – 3 минуты;
  3. “проекции” геометрических тел: работа, контроль – 10 минут;
  4. усложнение задачи – “проекции” группы геометрических тел: работа, контроль – 15 минут (контроль с помощью отличников);
  5. задание на дом – 2 минуты;
  6. графическая работа на дом – начало работы – в классе – 10 минут.

ХОД УРОКА

    1. Смотрим в тетради работу по параграфу 15.2. на доске учитель выполняет три основные фигуры – элемент повторения;
    2. Вопросы а) “Назовите самые простые геометрические тела”, “Как называется фигура, полученная в результате вращения треугольника вокруг одной стороны?” - демонстрация и показ фигуры. Далее: о цилиндре, шаре. Обычно эти вопросы не вызывают затруднений (“Мы это уже проходили”) и ответы быстрые и по существу;
    3. Приступаем к “проецированию” - раздаём с помощниками заготовки, выполненные из цветной бумаги, “проекций” геометрических тел. На парте располагаем их в необходимом порядке: в верхнем левом углу – фронтальная проекция (вид спереди), в правом верхнем углу (на одной горизонтальной линии) – профильная проекция (вид слева), в левом нижнем углу (на одной вертикальной линии с фронтальной проекцией) – горизонтальная проекция (вид сверху). Проверяю и меняю одну из “проекций” в пространстве, контролируем. Часто соседи по парте обмениваются при этом “фигурками” (“А у тебя какая?”, “Надо так положить!”). Обязательно напоминаю расположение проекций на поле чертежного листа.
    4. “Проекции группы геометрических тел”. При обходе раздаю ещё несколько “проекций” (обязательно разного цвета). Здесь делаю особый акцент на то, что построение начинаем с горизонтальной проекции, т.к. всегда понятны слова “ближе ко мне, дольше, за тем предметом, слева, справа” и т.д. Есть ученики, которые сразу справляются с поставленной задачей из 4 – 5 фигурок. Они основные помощники при контроле. Здесь достигается цель: “Сделай сам – помоги другу”, идёт маленький спад напряжения при коллективном решении проблемы.
    5. Задание на дом: перечертить рисунок 76 – 78 в тетрадь и принести заготовку формата А-4 (с рамкой и основной надписью).
    6. Приступаем к выполнению чертежа домашнего задания в рабочей тетради.

Следующим уроком продолжаем выполнение чертежа 79 – 80 , и по выбору – выполняем 2 – 3 фигуры аналогично рисунку 83 на формате А-4 обычно ребята помнят неделю свои работы и, расположив их на парте, почти все легко воспроизводят все три проекции. А с выполнением аксонометрических проекций возникают понятные временные проблемы.

Положительную отметку выставляю за полный чертёж группы геометрических тел. Из практики: всегда есть ученики, выполнившие композицию из 3 – 5 фигурок.

Вашему вниманию было предложено подробное изложение одного из уроков, в ходе которого осуществляется текущий и итоговый контроль знаний. В своей практике использую задания на карточках (как правило – не мене 10 вариантов).

Но эти работы в сравнении с первой и второй четвертью проигрывают своей однотонностью.

Есть у меня ещё и “азбука черчения”, составленная по начальным буквам “Словаря чертёжника”.

При составлении орнаментов, прошу выполнять их в цвете. Кроме того, широко использую задачи с формулировкой “Дочерти …”.

С большим удовольствием ученики раскрашивают задание по рисунку 89. Требую к ним обязательного поиска заданных точек, так легче перейти к решению задач по рисунку 90.

Можно подвести итог. Как правило, с учениками седьмых классов при выставлении отметок особых проблем не возникает, потому что выполнение начала домашней работы производится в классе. Цветовая гамма действительно помогает усвоить и применять понятие “проецирование”. Тому есть подтверждение: в районных олимпиадах семиклассники всегда получают хотя бы одно призовое место.

Но самое главное, предмет “ЧЕРЧЕНИЕ” в школе занимает достойное место в “строю” обязательных предметов в общеобразовательной школе. Он необходим не только как ступенька к геометрии и стереометрии, но и как элемент творческого и интеллектуального развития ребёнка.

Литература

А.Д Ботвинников и др. – “ЧЕРЧЕНИЕ” - Москва, “Просвещение”

© Блог Димы Шпилера / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Интегрированный урок по английскому языку и информационным технологиям в профессиональной деятельности по теме: "Деньги. Банк. Обмен валюты" :: Урок-конспект по теме: "Волшебная красота и сила русского слова" (по рассказу И.С. Тургенева "Бежин луг") :: Урок литературы + МХК по теме: "Душа русской природы" :: Урок литературы в 7-м классе по теме: "Мир детства в повестях Льва Толстого "Детство" и Джеймса Олдриджа "Последний дюйм" :: Спортивно-патриотическая игра "С любовью к Отчизне" :: Барбадожкины истории, 2016 :: Компьютерная техника/Аксессуары/Аксессуары и запчасти для ноутбуков/Подставки и столы/Мебель/Столы/Компьютерные столы/Столы для ноутбука / Deluxe / Стол компьютерный Deluxe Lanpas DLFT-3329CT ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD