детские
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Урок-игра "Колесо истории"на тему: "Петровские реформы делопроизводства в учреждениях России XVIII века" : Технология

Цели:

  • Воспитать глубокую заинтересованность в правильном осмыслении исторических явлений исторического прошлого в делопроизводстве.
  • Активизировать изучение учащимися исторических понятий и явлений, связанных с делопроизводством.
  • Сформировать побуждения к творческому исследовательскому труду и развить у обучающихся разносторонние интересы и способности.
  • Создание эмоционального фона для повторения и усвоения материала.

Оформление: на доске написано название игры, портрет Петра I и рисунок колеса от телеги, на полу расстелена дорога на которой расставлены года правления Петра I, в соответствии со знаменательными датами в делопроизводстве той эпохи. У всех участников игры по командам бантики по цвету своей команды и на столе эмблема команды.

Оборудование: кадоскоп.

Жюри: выбирают 3-х чел. из класса и учитель технологии

Действующие лица:

Ведущий
Петр I
команда “Красные”
команда “Синие”
команда “Белые”

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

I. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы с Вами проведем игру “Колесо истории”, чем-то похожую на телевизионное шоу. Мы остановим наше Колесо истории на одном из этапов развития отечественного делопроизводства и тема нашей игры: “Петровские реформы делопроизводства в учреждениях России XVIII в.”
Во время игры мы с Вами осмыслим и познаем историческое прошлое делопроизводства и проверим Ваши знания в нетрадиционной форме.
Итак, слушаем правила игры.
Сегодня крутит Колесо истории сам Петр I и помогает ему в этом ведущий. Они будут Вам задавать вопросы и давать задания. За полные и правильные ответы командам жюри будут присуждаться версты 100, 50, 25. Победителем в игре станет тот, кто хорошо учил историю, делопроизводство и провел подготовительную работу к нашей игре.
Итак, команды готовы? Прошу ведущего повернуть Колесо истории.

II. Соревнование команд.

Ведущий. Внимание! Внимание! Приглашаю все команды отправиться вместе с нами в XVIII в. В этом путешествии вы сможете проверить и оценить свои знания по делопроизводству и истории делопроизводства, смекалку, сообразительность, укрепить интерес к делопроизводству.
Для начала давайте посмотрим какие команды решили отправиться в путешествие.
Итак, с нами в путешествие отправляются три команды: команда “Синие”, команда “Красные” и команда “Белые”.
Первый вопрос к командам: при Петре I произошли большие преобразования в различных областях государственного управления России. Появились новые учреждения бюрократического типа и регламенты для них, определяющие состав, компетенцию, организацию делопроизводства.

Петр I. Я, Петр I в 1711 г, отправляясь в турецкий поход, издал коротенький указ, гласивший (читает указ): “Определили быть для отлучек наших Правительствующий Сенат для управления”.

Ведущий. Так одним росчерком пера было основано учреждение просуществовавшие в России около двухсот лет.

Петр I. Итак, вопрос: “Высшее светское учреждение – Сенат, чем он являлся?”

  1. Высшим законодательным органом страны.
  2. Высшим распорядительным и исполнительным органом.
  3. Высшим органом политического сыска.

Варианты ответов Вы можете объединить по своему усмотрению.

Ведущий. Вскоре после учреждения Сената вместо громоздкой системы центральных учреждений – приказов в первой четверти 18 в. была создана система коллегий. Их число было доведено до:

  1. 50
  2. 12
  3. 8
  4. 13
  5. 15

Петр I. А сейчас я хочу проверить команды. Сколько в приказной системе делопроизводства первой четверти 18 в. насчитывалось приказов? (Ответ:  44)

Ведущий. У нас есть еще один вопрос к командам. Кто был архитектором здания 12 коллегий и в чем особенность архитектуры этого здания?

(Ответ: архитектором был Трезини, а особенность этого здания состояла в том, что оно было построено из 12 одинаковых корпусов, сомкнутых в одно сооружение)

Петр I. Петр подходит к доске на которой кадоскопом перенесено изображение здания 12 коллегий и говорит: “Ответ прозвучал верный именно так я представлял здание 12 коллегий. Чтобы оно состояло из 12 одинаковых корпусов”.

– Итак, поворачиваем Колесо истории, и вот мы оказываемся в 1715 г. Я направляю своих представителей в Швецию, Данию и Германию для изучения существующий у них коллегиальной системы управления и возможности применения её в России. По возвращении в Россию они доложили мне…

Выходят в костюмах вернувшиеся из Европы посланцы Петра I.

Посланцы. Нами были изучены материалы существующих у них коллегиальных систем, после изучения материалов было принято решение выбрать шведскую модель, учитывая особенности нашего государственного строя, постепенно вводить её.

Ведущий. Итак вопрос, кем был составлен первый вариант “Генерального регламента”?

  1. Генрихом Фике.
  2. Ф.Ю. Ромодановским.
  3. П.И. Ягужинский.
  4. Г.И. Головкиным.
  5. А.Д. Меньшиковым.

Петр I. У меня есть еще один вопрос к командам. Сколько имел редакций “ Генеральный регламент”?

  1. 30
  2. 12
  3. 5
  4. 19
  5. 10

Ведущий. Назовите полную дату утверждения “ Генерального регламента” как законодательного акта? Ответ: 28 февраля 1720г.

Петр I. А теперь скажите мне пожалуйста, что определял “ Генеральный регламент”?

(Ответ: “Генеральный регламент” определял порядок работы Сената и коллегий, взаимоотношения между ними, обязанности чиновников, оформление и прохождение дел. “Генеральный регламент” стал основой организации делопроизводства и в соответствии с ним была оформлена новая система документации)

Ведущий. Следующие задание для команд будет заключаться в следующем: перед вами лежат карточки, составьте с помощью этих карточек схему органов власти и управления в России в первой четверти 18 в.

Петр I. Следующий вопрос к командам: в чем заключалось отличие коллежского делопроизводства от приказного?

(Ответ: в том, что его организация регламентировалась законодательством)

Ведущий. А теперь мы с вами внимательно послушаем слова Петра I которые он произнес после назначения президентов коллегий.

Петр I. “Выбрать подручных или товарищей особо смотря, что б не было отнюдь свойственников или собственных криатур”.

Ведущий. Вопрос. Кем назначил Петр I за честность, прямодушие и неподкупность Ягужинского?

  1. Главой посольской службы в России.
  2. Генералом-прокурором Сената.
  3. Обер-прокурором Синода.
  4. Президентом юстиц-коллегии.
  5. Кабинет-секретарем.

Петр I. Следующим этапом реформ в делопроизводстве стал 1722 г., когда после длительной тщательной, подготовки был опубликован один из важнейших документов эпохи, назовите этот документ. Варианты ответов:

  1. Учреждение для управления губерний.
  2. Табель о рангах.
  3. Общее учреждение министров.

Ведущий. Вопрос, к командам: что определял табель о рангах?

(Ответ: он определял систему чинов, и порядок продвижения на государственной службе)

Петр I. Да, именно этот документ положил начало системе чинов, званий и титулов, которые применялись в делопроизводстве до1917г.В этот же период была создана практика официального делопроизводства, существовавшая до наших дней.

Ведущий. Вопрос к командам. На сколько классов согласно “Табель о рангах” делились военные и гражданские чины? (Ответ: на 14)

Петр I. Какие классы занимали согласно “Табель о рангах” коллежский, сенатский и губернский секретари. (Ответ: 10 – 12 класс)

Ведущий. Следующий вопрос. Высшим гражданским чином в “ Табели о рангах” являлся:

  1. Надворный советник.
  2. Канцлер.
  3. Тайный советник.
  4. Действительный тайный советник.
  5. Статский советник.

Петр I. “В Сенате никакое дело надлежит быть словесно, но все письменно”.

Ведущий. В эпоху Петра I в России стали появляться “письмовники”. Что означает этот термин?

  1. Так называли разносчиков писем.
  2. Так называли учебники, обучавшие письменной грамоте.
  3. Название сборника комплиментов на разных языках, служившего обучению дворян языком и хорошим манерам.
  4. Так называли сборники, содержавшие образцы писем на все случаи жизни.
  5. Книги о хороших манерах, по типу книги “ юности честное зерцало”.

Ведущий. В каких официальных законодательных актах впервые было выведено делопроизводство в качестве самостоятельной сферы государственной деятельности, помимо “ Генерального регламента”?

(Ответ: в указах “О должностях Сената”, “Об исполнении указов”)

Петр I.  Некоторые документы составлялись по обязательным формам документов, как они назывались? Ответ: “генеральные формуляры”

Ведущий. Какие документы оформлялись в соответствии с этими формулярами?

(Ответ: дипломы, патенты)

Петр I.  Вопрос к командам. Специальная глава Генерального регламента устанавливала порядок пользования печатями. Как это происходило?

(Ответ: Приложение печати производилось в присутствии двух свидетелей)

Ведущий. Итак, первая часть игры подходит к концу и у нас осталось последнее задание к командам. Суть задания заключается в разгадке кроссворда, посвященного “Генеральному регламенту”

По горизонтали:

1. Кто возглавлял коллегию?
2. Кто являлся центральной фигурой канцелярии?
4. От вышестоящих учреждений подчиненным направлялись…
7. Частные лица обращались в государственные учреждения форме…
8. В чем регистрировались документы?

По вертикали:

1. В чем фиксировал нотариус ход заседания присутствия?
3. Какая должность была учреждена для заведования архивом?
5. В чем отражался бухгалтерский учет?
6. На кого возлагалась организация делопроизводства коллегий?

Ответы на кроссворд:

Ведущий. Время вышло, прошу сдать кроссворды жюри и взглянуть на экран, для подведения итогов игры проверить свои ответы.

III. Подведение итогов игры/

Звучат фанфары. Жюри подводит итоги игры и объявляет результаты. Петр I вручает грамоты за I, II, и III место.

Петр I.  Команде занявшей первое место я хочу предложить сыграть в суперигру и выиграть главный приз (торт). Вы согласны? Ответ: да

Ведущий. Перед Вами 3 дороги, на каждой из них лежат конверты с вопросами разного уровня сложности:

1 дорога – 2 вопроса:

1. В каком году Петр I издает указ об отмене столбцовой формы документа и всеобщему переходу к тетрадной форме?
2. Какую длину имело “Соборное уложение” выполненное столбцовым способом?

2 дорога – 3 вопроса:

1. В чем заключались обязанности секретаря коллегии?
2. Что называли челобитной?

  1. Донос.
  2. Любовное послание.
  3. Деловое письмо.
  4. Письмо с просьбами.
  5. Дружеское послание.

3. Когда стала формироваться система приказов?

  1. В конце 15 в.
  2. В первой половине 16 в.
  3. В середине 16 в.
  4. В третьей четверти 16 в.
  5. В начале 17 в.

3 дорога – 4 вопроса:

1. При каком правителе в России стала развиваться система приказов?

  1. Иване III.
  2. Иване IV.
  3. Василии Шуйском.
  4. Михаиле Романове.

2. От 17 в. сохранилось немало частных писем, как их назвали?

  1. “Письмовниками”.
  2. “Грамотками”.
  3. “Записками”.
  4. “Челобитными”.
  5. “Посылками”.

3. Что такое приказы?

4. Что такое Земский собор?

IV. Подведение итогов.

Учитель. Итак, сегодня мы побывали с Вами в эпохе Петра I.Все команды внесли посильный вклад. Подведем итог. Скажите, пожалуйста, что же Вы узнали нового из нашей игры? С какими источниками информации Вы работали при подготовке к игре? Большое спасибо всем участникам игры и до скорой встречи.

© Блог Димы Шпилера / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Использование аутентичных языковых материалов по теме "Природа Австралии"на уроках английского языка :: Формирование навыков исследовательской деятельности на уроках литературы (урок литературы в 9-м классе в технологии критического мышления) :: Применение производной к исследованию функций :: Урок-игра: "Деление обыкновенных дробей", 6-й класс :: Здоровьесберегающие технологии в начальной школе :: Невеста Франкенштейна ( Bride of Frankenstein ), 2019 :: Дом и дача/Мебель/Готовые комплекты/Ванные комнаты/Мебель для ванных / Ангстрем / Шкаф-колонна Sun 350.21 (R) Ангстрем ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

Урок-сказка по технологии "Волшебная шкатулка". Оригами (3-й класс)
контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD