детские
Хелси и Смарт официальный сайт
Хелси и Смарт официальный сайт

Реконструкция обряда Русская свадьба. Комплексный проект : Технология

Встречаем год свиньи!

Традиционный обряд и фольклор, долгое время остававшиеся не востребованными, удивительным образом сохранились в народной памяти. Москва является огромным мегаполисом, поэтому было решено за основу проведения свадебного обряда принять обряд среднесеверорусский с чётко выраженным и устойчивым комплексом действий, определёнными участниками и разработанным фольклорным циклом, конца XIX начала XX века. Тема возрождения русских традиций является особо актуальной в современных условиях быстрой смены культурных ориентиров, американизации и коммерциализации искусства. Поэтому обращение к народным истокам, изучение исконно-народного фольклора и традиционных обрядов помогает учащимся в собственной социализации.

Тип проекта: интегрированный (Технология и МХК), комплексный, ролевой, творческий, ознакомительно-ориентированный (информационный), практико-ориентированный, культуроведческий, музыкальный, межпредметный, долгосрочный, групповой, исследовательский.

Цели проекта:

  1. Сформировать представление о народной художественной культуре.
  2. Разработать и создать атрибуты для проведения обряда свадьбы.
  3. Пробудить интерес к народному искусству.
  4. Приобщить детей разных национальностей к российской культуре, воспитание гражданственности и патриотизма в отношении России и Москвы как своей гражданской Родины.

Проблема:

  • реконструкция обряда русская свадьба;
  • повышение интереса к истории народа и фольклору в современных условиях.

Задачи проекта:

  • развитие познавательных навыков;
  • развитие индивидуальности, творческих способностей личности;
  • умение самостоятельно конструировать свои знания;
  • ориентация в информационном пространстве;
  • через предметный мир осмыслить и полюбить художественную культуру народа;
  • развитие интереса к народному искусству, формирование художественного вкуса;
  • сохранение и преемственность традиций в условиях массового промышленного производства товаров, лишённых самобытного национального отпечатка;
  • трудовое воспитание и нравственное воспитание;
  • воспитание гражданственности и патриотизма, любви к Родине;
  • этнохудожественное воспитание детей;
  • организация коллективной работы над проектом с учётом возрастной разницы учащихся и творческих способностей.

СЦЕНАРИЙ.

Участники:

Со стороны жениха: Сваха, Дружка, поезжане.

Со стороны невесты: Отец, Мать, подруги-подголосицы.

Тысяцкий – почётное лицо на свадьбе.

Зрители – глядельщики.

Ведущий I (В1): Свадьба представляет собой комплекс обрядов, совершавшихся в определённой последовательности по установленному традицией сценарию.

Ведущий II (В2): Юношам и девушкам до свадьбы полагалось погулять, участвуя в молодёжных развлечениях.

Игровая хороводная “Ходит царь”.

Шуточная песня “Комара женить не будем”.

СВАТОВСТВО.

В1: Основной формой заключения брака была свадьба сватовством.

В2: Для сватовства выбирали лёгкие дни недели: воскресенье, вторник, четверг и субботу, избегая постных дней. Наиболее подходящим были вечер и даже ночь, время выхода и путь держали в тайне.

В1: Выезжали “через зады” - через огород, задний двор. Ехали не прямо, а с объездами, не отвечая на вопрос, куда едут. Перед отъездом опутывали вожжами стол или печную трубу, чтобы удачно “опутать” невесту, т.е. склонить её к согласию.

В2: Можно было обвязать кушаком четыре ножки стола, чтобы лучше “вязалась” свадьба. В спину свахи полагалось кинуть специально подготовленный старый лапоть.

В1: Сваты наряжались в праздничную одежду. Сваха покрывалась большой шалью, независимо от времени года одевала валенки, шубу, подпоясывалась кушаком. Непременной принадлежностью свахи была палка, кочерга или сковородник, т.е. пришла с целью “выгрести” девку.

В2: Сваха брала с собой кусок рыболовной сетки – “Чтоб невеста была поймана как рыбка”.

В1: Приход сватов в дом невесты обставлялся множеством магических действий: сваха соскакивала с повозки и бегом направлялась в избу, чтобы родители невесты так же скоро склонились бы на её сватовство.

В2: Войдя во двор, сваха отыскивала ступку, в которой девушка толкла лён и трижды оборачивала её вокруг себя, чтобы хозяйка ступы трижды была обведена вокруг аналоя, т.е. повенчана.

В1: Войдя в дом сваха ударяла пятою в порог, чтобы невеста “не попятилась”.

Сваха: Колотим о порог, чтобы нам не говорили поперёк!

Нога моя стой твёрдо и крепко
И слово моё твёрдо и метко
Что задумано, то исполнится!

В2: Помолясь Богу и поздоровавшись с хозяевами, сваты приступали к переговорам. Вели переговоры стоя, чтобы невеста не засиделась в девках. Иногда сваху сажали на длинную лавку под матицу.

Отец невесты: Поставь-ка, хозяйка, самовар! А вы, гости, проходите.

Сваха: Не сидеть мы приехали, а за добрым делом, за сватовством. Мы слышали, у вас есть товар, а у нас покупатель-купец на тот товар. Будем роднёй!

Отец: Бог вас спасёт, что и нас из людей не выкинули.

Сваха:

У нас парень хороший и дом у него добротный.
Ворота стекольчатые, вереи точёные,
Столбы позолоченные, подворотья серебряные, мосты калиновые.
В хлеву скотина, есть корова, есть кони, хозяйство всё: и кадушки с маслом и холсты.

Отец: Не один день дочь растили, чтобы враз отдать.

Сваха:

На нашем-то Петре голубой кафтан,
Голубой кафтан, шляпа чёрная
С алыми лентами, с позументами.
У Петра-то кудри завиты!

Отец: Дочку замуж выдать – не пирог испечь!

Сваха:

Нам нужен человек, а не платье.
Было бы тело, а платье сам делай!

Отец:

Она у нас славутная – и красавица, и умна, и с житием хорошим.
Червона наша кралечка, налитое сладко яблочко,
Подходка-то павлиная, ещё и речь лебединая.
Приказом отвечаю!
Вот вам залог – шёлковый платок.

УСЛОВКА.

В1: Получив согласие родителей (приказ отца) и самой невесты (шёлковый платок жениху), сваты собирались на условку или сговорку. С неё начиналась подготовка к свадьбе.

В2: В назначенный день в дом невесты отправлялись жених, его родители, крёстные и кто-то из близкой родни, сваха. Встреча носила деловой характер, особого угощения не предусматривалось. Договаривались о дне рукобития и обсуждали все опросы, связанные со свадьбой.

Сваха: На какой день с попом договариваться будем?

Отец: На субботу или в воскресенье.

Сваха: Гостей наших будет 15 человек.

Отец: Нашей родни будет 10 человек.

Сваха: Готовы ли дары у невесты?

Отец: для свекрови – 9 станушек, для крёстной – 1 станушка, свёкру – вышитый закраек для постели, тётушкам и дядюшкам – полотенце и поясу. Готов ли ларец у жениха?

Сваха: И штиблеты, и чулки, и румяны с пудрой и зеркальцем. Каково же приданое за невестой?

Мать: Дочку в колыбельку, приданое в коробейку. И перины, и подушки, и тёплое одеяло; наделок (тёлка и телёнок); коса, серп, грабли, прялка,…

В1: На условки решали на сколько столов проводить свадьбу – на 1 или на 2?

В2: Невесте было необходимо успеть подготовить с помощью подруг и сестёр подарки для будущих родственников, сшить рубаху и порты в подарок жениху.

В1: Кроме того, она должна посетить своих родственников, чтобы пригласить их на свадьбу и получить подарки к предстоящему торжеству.

Подружки:

- Как нашей Евдокиюшке
Много даров надобно,
- Ей дарить, всё дарить,
Свёкра со свекровью,
- Деревьев дарить,
Да всё с золовками,
- И молодца само
Со всем поездом,
- Со всем поездом
Шёлковым поясом.

РУКОБИТИЕ.

В1: Рукобитье назначали через 2-3 дня после сватовства. Жених приезжал в сопровождении родителей, крёстных и родни. В избе были накрыты столы. В горнице – всё готово для богомолья.

В2: Прибывших провожали в горницу, где перед иконами в углу расстилали покупной (торговский) коврик для жениха и невесты. Родня вставала сбоку и сзади. Мать невесты лучинной брала огонь из загнётка, а отец зажигал этой лучиной свечу у иконы.

В1: Молились молча, трижды крестили глаза. Мать невесты кадила ладаном и углями из печи. Звонил колокольчик (это делал кто-то из родни жениха). Жених целовал невесту, а родители ударяли по рукам, обернув ладони полами одежды – чтобы супруги жили зажиточно.

Сваха и Отец: Жить да богатеть, друг друга любя.

(Далее то же самое проделывают родственники с обеих сторон)

В2: Жениха уводили из горницы, гостей приглашали в избу. Невеста кланялась поочерёдно родителям, родне и не разгибаясь, со слёзным платочком в руках начинала вопеть.

Невеста:

Мою волю поневолили
И не в колокол ударили,
Меня, девушку, просватали.

(Всхлипывает)

У родимого батюшки,
У него сердце каменно.
Он сходил к дубову столу,
Он выпил зелено вино,
Он пропил меня, молоду
На чужу дальнюю сторону.

ПЕСНЯ-ПРИЧЕТ “НЕ ВО БЕРЕЖКУ”.

В1: Невесту уводят в горницу, приносят ей чашку для умывания. Когда она выходит из дому и садится с женихом, начинают звучать свадебные песни.

СВАДЕБНАЯ ПЕСНЯ: “А КТО У НАС ГОСТЬ БОЛЬШОЙ”.

(Певицам даёт деньги каждый, про кого они поют.)

В2: Невеста только пьёт чай, ужинать не садится. Стол – богатый: курники, крендели. Гостям выносили тонкие пироги в форме полумесяца – сканцы (лунные). Жених и невеста сгибали их пополам, откусывали середину и бросали девушкам – кто вперёд поймает, тот скорее выйдет замуж.

В1: После застолья невеста повязывала жениху под воротник белую шёлковую косынку “галстуком”. А ей на голову надевали колпачок и называли “сговорёнкой”.

ПЕСНЯ “НЕ ЯХОТНИК ПО ГОРНИЦЕ КАТАЛСЯ”.

ПЕСНЯ “ТЫ ПОЧТО, МАТИ, ХОРОШУ РОДИЛА?”

В2: Сваты откланивались и ехали домой под звон колокольчиков.

ФРАГМЕНТ ИЗ К/Ф “МОРОЗКО”.

ДЕВИЧНИК.

В1:

День плакать, а век радоваться!
Не навоешься за столом,
Так наревёшься за столбом!

В2: Невеста на девичнике порывала со своей девичьей жизнью, свободой и своим родом.

Невеста:

Остаться бы во девушках, как на круглой долгой годышек,
Либо на круглую на гостиную на неделюшку
Хоть во любимом во прекрасном во девичестве.

В1: После бани в канун свадьбы начиналось расчёсывние волос.

Невеста:

Расчеши-ка мою младую головушку,
Уплети мою уплетну руссу косыньку.
И вот не в первый раз у девушки, последний раз,
Более в девушках меня вы не увидите,
Жалких песенок не услышите.

В2: каждый из присутствующих, взяв гребень, подносил его к устам, подойдя к невесте делал крёстное знамение на её голове и расчёсывал волосы. Остающиеся на гребне волосы обертывались вокруг гребня.

В1: В последний раз по-девичьи косу заплетала любимая подруга. Она заплетала её так, что трудно было расплести. Основную ленту-косоплётку завязывала множеством узелков, закалывала булавками саму косу.

В2: Иногда косу делили на много косичек, переплетали очень мелко, перевязывая основной лентой с узелками – все эти препятствии свидетельствовали о нежелании, чтобы воля девичья была отнята.

В1: Косу украшали широкими цветными лентами, прикрепляя к косоплётке большой бант из широкой ленты. В это время наряжали красоту-ёлочку.

Подруга:

Ты послушай-ка, невольна красно девица,
Как плела я тебе мелку косыньку.
Волос к волосу у девушки не гладится,
На головушке цветок не собирается.
Твоя головушка в путь-дорогу собирается.
За эти города да незнакомые,
Да за это за прозваньице тяжелое.

В2: Косу расплетали или накануне или в день свадьбы утром. Ленту она дарила подругам или младшей сестре.

Сестра:

Наша косынька не бедна
Берёт денежки не медны, а серебрены.

ПРИЕЗД ВЕРШНИКОВ.

В1: В ожидании “свадебного поезда” собиралась толпа зрителей. Как только вершники появились на краю деревни, об этом тотчас же становилось известно в доме невесты. Тут же все двери в её доме наглухо закрывались.

В2: Постучав специальной палкой ли кнутом в окно, не слезая с коня, дружка начинал петь.

Дружка:

Здравствуйте, господа,
Здесь ли свадебна изба?

Отец: Здесь.

Дружка:

А если здесь свадебна изба,
Так почему нет у вашего крыльца
Поставленного молодца,
Поддерживать нашего жеребца?

Отец:

А что вы есть за люди?
Чего сюда приехали?

Дружка:

Мы есть дружки, венные служки,
Богом созданные, молодым князем посланные
В вашем доме побывать, молодую повидать.
Дайте ответ – дома или нет?

Отец:

Наша княжна молодая
Утром вставала раненько,
Умылась беленько,
Оделась чистенько,
Повернулась белой лебедью и улетела,
Нет её дома.

Дружка:

Наш князь молодой,
Удалу – удалой,
Утром встал раненько,
Умылся беленько,
Оделся чистенько
И полетел вслед белой лебеди.
Он еси княжну молодую разыскал
И домой доставил.
И нечего не дело говорить,
Надо свадьбу заводить,
Молодых вместе сводить,
Молодых к венцу поставить,
Вина и ром на стол доставить.

Отец:

А как вы сюда приехали?
У нас были поставлены горы высокие,
Леса дремучие, озёра глубокие,
А там, где можно было пролезть,
У нас были поставлены сторожа.
Как вы сюда приехали?

Дружка:

Мы горы высокие порохом рвали,
Леса дремучие топорами вырубали,
Озёра глубокие на кораблях переплывали,
А там, где можно было пролезть, -
У вас были поставлены сторожа бедные,
Позарились на денюжки медные,
Мы их подкупили и к вам прикатили –
И нечего говорить, а надо свадьбу городить.

Отец: У вашего-то князя и дома-то нет, и жить негде.

Дружка:

Как у нашего князя молодого дом трёхэтажный,
Внизу – мыши, сами – повыше, наверху – голуби.

Отец: Ну, тогда проходите, угоститесь.

ХОР “СВАТУШКА” ИЗ ОП. “РУСАЛКА” А.ДАРГОМЫЖСКОГО.

Девушки:

Вот вам составлен суп
Из всяких разных круп.
Кладено в суп:
Мышья нога, тараканья голова,
Бараний рог и куриный зоб.
Ешьте, гостюшки, кушайте,
И нашу княгиню послушайте!

Дружка: (отведав еду, шарит в кармане)

Ага, у меня в кармане вошь на аркане,
А в другом кармане – блоха на цепи.
Суп я ел, в долгу я не останусь.
Есть сорок голов, собачьих хвостов.
Я эти хвосты продам,
А деньги вам за супчик отдам

(кладёт деньги на поднос)

В1: Угостив дружек, девушки повязывали им на руку или прикладывали на грудь бант, после завершения переговоров.

В2: Дружки целовали девушек, расплачивались с ними и отправлялись обратно к жениху, чтобы возвратиться уже с княжеским поездом.

Дружка: (стучится)

Хозяин дорогой, пятушок-соловей!
Хозяюшка дорогая, курочка соловая!
Пустите нас погреться, странников горевых,
Людей молодых.

(входит жених)

Мать:

Вьюн по реке развивается,
Петр у ворот убивается.
Он к тёще на двор называется.
Вышла к нему тёща ласковая,
Тёща ласковая и приветливая,
Вынесла ему сундук с добром,
С золотым замком.

Жених: Это не моё!

Мать:

В дар тебе – конь в седле,
В золотой узде!

Жених: Это не моё, моё – сужденное и дарованное!

Мать: Евдокиюшка в горнице?

Жених: Вот это моё, моё сужденное и дарованное.

Дружка:

Извольте, сватушка и сватьишка,
Под злат венец благословить
Своё чадо милое.

В1: В красном углу горницы на шубе благословляли иконой.

Отец и Мать:

Благослови вас Господь,
Дай вам доброго здоровья,
Жизнь хорошую.

В2: Сундуки с приданым, перину с подушками выносили и укладывали на сани до выхода гостей из избы. Приданое перевозил в дом жениха кто-то из родственников.

В1: Все, кто должны были ехать в церковь, одевались. Жениху снова повязывали небольшой белый платок на шею. Невесте голову покрывали белым платком.

В2: Чтобы уберечь молодых от “порчи” во время выхода из избы, путь перед ними распахивали веничком, расстилали домотканые дорожки или холст, который тут же за ними сворачивали в тугой валик.

В1: Поезжане, родственники и подруги выходили на улицу, старясь не задеть за пороги и косяки дверей, к которым любая “порча” прилипает в первую очередь. (Отъезд в церковь и венчание)

В2: Жених и невеста ехали в церковь в отдельных повозках. Повозка невесты, покрытая шубой следовала за повозкой жениха.

В1: Говорят, свадьба едет, не надо в это время через дорогу переходить.

КОЛОКОЛЬЧИКИ ИЗ К/Ф “МОРОЗКО”.

В2:

Свадебный поезд едет к венцу,
За ним толпа бежит в церковь.
Жених с невестою у налоя.
Дружки и родственники – с боков.

В1: Примечали то, как молодые держат свечи: кто выше, тот и будет держать верх в семье, у кого дольше гореть будет – тот дольше проживёт, а свечные огарки хранили потом за иконами в божнице до самой смерти.

В2: Выйдя из церкви, молодой брал жену на руки и усаживал на свои сани. Специально зацепившись ногой за край повозки, она садилась так, чтобы оттеснить молодого мужа подальше к краю – чтобы слушался её в будущем.

В1: По дороге из церкви молодые как можно дольше хранили молчание. “Победителю состязания” обеспечивалось главенство в семье.

В2: Свадебному поезду устраивали заставы, загораживающие дорогу – натягивали верёвку, на которой развешивали платки, полотенца, куски ткани. Получив выкуп деньгами и угощеньем, пропускали поезд, приветствуя его криками и выстрелами.

В1: Остановив поезд перед домом молодого мужа, объявляли:

Дружка: Князь молодой!

Родители с усердием желают принять в дом княгиню новобрачную!

В2: Толпа приветствовала молодых выкриками и поднятыми вверх шапками. Молодой брал жену на руки и ставил на холст перед родителями, встречавших новобрачных на крыльце со свадебным круглым хлебом, на который ставили солонку.

В1: Молодые наклоняли головы, родители благословляли их иконами, те крестились, кланялись, целовали иконы и отщипывали от макушки по кусочку. Мать трижды бросала им в глаза жито. Войдя в дом, молодая кланялась в четыре угла и здоровалась.

В2: Молодых сажали за стол первыми под посаженную икону на пуховую подушку. Рядом садились крёстные и родственники по старшинству.

В1: Молодым наливали только чай в одной чашке и советовали держать скрещенными ноги или пальцы рук и смотреть в глаза тем, кто пришёл без приглашения – чтобы кто-нибудь не навёл “порчу”.

В2: Пели песню, танцевали под балалайку или гармонь. И, пока накрывали стол для ужина, молодую уводили в горницу, где её “окручивали” молодухой. (Танец)

В1: Молодая, закрыв глаза платком, наклоняла голову. Ей разделяли пробором волосы на две стороны, расчёсывали, заплетали косы, затем косы скручивали в жгут и делали пучок, после чего одевали на голову расшитый золотом повойник и приводили мужа.

В2: Муж садился на колени жены. Ему подавали зеркальце и просили посмотреть, его ли молодая?

Подружки:

С этой ли к венцу ехал?
Эту ли от венца вёз?

В1: И когда муж признавал свою жену, то вёл её к столу, к гостям. Молодая накидывала на голову платок.

Дружка:

Красные девицы, молодые молодицы,
Старые старики, пожилые мужики,
Добры молодцы!
При перу, при свадьбе,
При свадебной избе
У князя молодого есть ли
Тятенька родная и маменька?
Нет – поищите!
Спят – пробудите,
К свадебному столу приведите!

В2: Так начиналась раздача даров от молодой.

Дружка:

Князь молодой – сын родной челом бьет,
Княгиня подарки посылает.
Не спешите принять, извольте выслушать.
Сама княгиня молодая долгие вечера
Просиживала, тонко пряла, звонко ткала,
Бело белила, гладко катала,
Часто стерегла, вам подарки поспешала.
Не спешила принять, извольте выслушать
Сама княгиня молодая по подольчику
Строчечку строчила, около ворота
Золотом обшивала.
Извольте принять, счастливо держать
И честно почитать.

В1: Принимавшие подарки благодарили, клали деньги на поднос:

Дружка:

Прошу вас на этот раз
Похвалить князя молодого
И княгиню молодую.

К/Ф “МОРОЗКО”, ФРАГМЕНТ ПОДЛЮДНОЙ ПЕСНИ.

В1: Под конец застолья хозяева подавали на стол кисель и разгонные пряники, что означало “Пора и честь знать!”.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

1. Александров В.А. русские, Серия Народы и культура. – М.: Наука, 2003.

2. Астафьева Л.А., Бахтина В.А., Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре, Вып. 3.-М.:Худ. Лит.,1994.

3. Браз С. Русская народная песня. Антология. – М.: Композитор, 1993.

4. Иорданский М. Русская народная песня. М.: Музгиз 1936.

5. Кузнецова В.П., Логинов К.К. Русская свадьба Заонежья. – Изд-во петрозаводского гос. Университета, 2001.

6. Лапин В.А. Музыкально-песенный фольклор Ленинградской области. Вып. 2-Л.: Сов. Композитор, 1989.

7. Чистов К. Чистова Б. Русская народная песня.-Л.: Худ. Литература., 1984.

8. Шангина И.И. Русский народ. Будни и праздники. Энциклопедия.-С-Пб.: Изд-во Азбука-классика, 2003.

© Блог Хелси и Смарт / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Урок КВН по русскому языку: "И та награда — в нём самом…" :: Конспект интегрированного урока: внеклассное чтение — изобразительное искусство в 1-м классе :: Методическое пособие "Человек и его защита" посвящено воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста по теме: "Человек и его защита" :: Обстоятельства образа действия :: Организация коррекционной деятельности, как одно из условий "школьной успешности" :: Использование новых технологий на уроке русского языка :: Комплексный анализ текста. Обобщающий урок по теме: "Причастие" ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:


Школьные занятия: Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD