детские
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Тема урока: "История русского костюма" : Технология

Цели:

  • Познакомить учащихся с историей русского костюма:

- одежда, входящая в русский костюм;

- ткани, применяемые для изготовления русского костюма в старину;

- виды отделочных материалов;

- отделка самотканых тканей.

  • Воспитывать дисциплину, ответственность за порученное дело.
  • Содействовать развитию эстетического вкуса.
  • Содействовать развитию умения видеть и оценивать прекрасное.
  • Содействовать развитию творческих способностей, художественного вкуса.

Оборудование: Вышивки, поделки, большой старинный сундук, иконы, лампада, лавки, стол, самовар, печеные изделия, чайные пары, прялка, старинные вещи.

Оформление: В кабинете оборудована русская изба. В красном углу – божница: иконы, лампадка, под ними яркий рушник. У окна две лавки, сидят девушки. Под окном большой сундук, на нем висит большой замок. В сундуке лежат русские костюмы, в которых в старину ходили женщины. На сундуке сидит бабка Катя. Чуть в стороне стол с самоваром, заварным чайником, печеньем. В углу прялка.

 Ход занятия

/Звучит русская народная песня /

Ведущий 1: От того, как мы относимся к старине, зависит быть или не быть отечественной культуре.

Среди горя и обид
Бес не дремлет,
Бог не спит.
Иль безверье одолеет
Или … вера исцелит.

Ведущий 2: Многое забыли, растеряли. Давайте собирать по крохам то, что уцелело. И как пригодится нам для этого старинный бабушкин сундук! Сколько интересного может рассказать его содержимое. А главная хранительница сундука - баба Катя, считает, что это не только скопленное добро- это целая жизнь!

Мы чуем с предками родство,
Их золотое мастерство,
Одолевая жизни зло
Хотим, чтобы к потомкам перешло.

Баба Катя: Проходите, проходите, красавицы мои ненаглядные, самовар готов, чайком угощайтесь, пироги мои пробуйте.

Ведущий 1: Баба Катя, какой у вас сундук старый большой. Да под замком. Верно много в нем добра хранится!

Баба Катя: Старый… Верно старый, ему уже больше 100 лет. Хотите покажу, что я в нем храню?

Ведущий 2: Покажи, бабуленька! Открывай сундук!

/Девочки нетерпеливо заглядывают в сундук./

Баба Катя: Интересно? Все покажу! Растрогали вы меня. Расскажу вам, как мое поколение одевалось.

/Достает из сундука головной убор./

В русском народном костюме особое внимание уделялось головному убору. Он являлся своебразной визитной карточкой. По нему можно было узнать из какой местности его владелица, ее возраст, семейное положение и социальную принадлежность. Как известно головные уборы замужних женщин отличались от головного убора девушек. Характерным признаком девичьего головного убора была открытая макушка, женщины волосы закрывали.

Красотка - девичий свадебный головной убор. Он снимался во время девичника. Снятие означало расставание девушки с родным домом. А потеря ее воспринималась как утрата девичества, чистоты.

Расплетение косы – один из моментов свадебного обряда, предшествующий венчанию. Он знаменовал переход молодой в распоряжение мужа.

Ведущий 1: Народную одежду изготавливали главным образом из домотканого холста или сукна, а также употребляли привозные хлопчатобумажные ткани. Ткань, окрашенная в красный цвет, получила название кумач. Качество ткани зависело от обработки волокна. Тонкий холст, хорошо выбеленный, употреблялся для праздничной одежды. Грубый холст из льняных очесов использовали для женских рубах и повседневной одежды. Шерстяная ткань, полушерстяная толстая домашняя ткань называлась “сукно”, употреблялась для верхней одежды, кушаков, сарафанов.

Узорные ткани вырабатывали из окрашенной пряжи, применяли для повседневной одежды. Орнамент пестряди чаще всего состоял из клетки, полоски. Применялась узорная крашенная холщевая ткань- набойка. Набойку в старину выполняли масляной краской по холсту желто-оранжевой, бело-синей.

Ведущий 2: А вот этот наряд свой помните?

/Достает костюм: сарафан, рубаху, передник./

Баба Катя: Помню, помню, как Ваню своего в нем привораживала.

Раньше основными частями женского костюма были рубаха, сарафан, передник. Женскую рубаху шили из белого полотна или цветного шелка и носили с поясом. Она была длинной, до ступни. С длинными, собранными в низках рукавами, с разрезом по горловине, застегивающимся на пуговицу. По горловине, разрезу, низкам рукавов ее украшали вышивкой или обшивками-полосками отделочной ткани.

Вышивка представляла собой сложные композиции с крупным рисунком. Узоры тканые, вышитые выполнялись льняными, конопляными и шерстяными нитками, окрашенными растительными красителями в разнообразную гамму.

Сарафан - пестротканый в красно-черный, бело-синий цвет или в клетку. Отделка проходит по низу юбки, ее ширина 30 сантиметров. Вверху сарафан заложен в складку.

Этим сарафаном я приворожила своего Ваню. На Крещенье девушки выходят на перекресток дорогу, бросают на дорогу сарафан по очереди, и куда он ляжет проймами – в ту сторону и замуж идти.

Самой декоративной, богато украшенной частью женского костюма был передник, закрывающий женскую фигуру спереди. Обычно его делали из холста орнаментировали вышивкой, тканым узором, цветными отделочными вставками, шелковыми узорными лентами. Край передника оформляли бахромой из шелка, белым или цветным кружевом, оборкой разной ширины.

Ведущий 1: Баба Катя, а какая была в то время зимняя одежда?

Баба Катя: /склоняется над сундуком, достает зимнюю шубу./

Верхней русской одеждой называется вся наплечная одежда, надеваемая крестьянами поверх рубахи, сарафана, передника. Женская верхняя одежда по конструкции почти не отличается от мужской, различия только в размерах. Вся одежда запахивалась одинаково и завязывалась кушаком.

Широкое распространение у крестьян получила шуба – удлиненная одежда из овчины.

/Показывает шубу./

Давайте-ка, девоньки, сложим все обратно в сундук. Невелико мое богатство.

Ведущий 2: Значит шили, ткали, вышивали и в сундук клали?

Баба Катя: Да, девоньки, каков сундук - таково и приданое. Чем больше сундук – тем богаче невеста. И ценилось больше то приданое, в котором труд невесты есть. Думала я, что богатство моего сундука никому не нужно будет, да вот вам показала – на душе полегчало, молодость свою вспомнила.

Ведущий 1: Спасибо Вам, баба Катя, за ваш рассказ.

Баба Катя: Спасибо вам, приходите еще. А сундук /закрывает/ - дело наживное. Только скажу я вам: не в добро, что в нем спрятано дело. Копите, милые, сундуки добра души вашей! Копите любовь к земле на которой живете, пуще глаза берегите любовь свою к матери, отцу, брату, сестре, жениху, невесте. Если будет среди вас лад – будет вам и клад. Дом, земля наша любовью богата и трудом.

Ведущий 2: Старое уходит, но его нужно знать и беречь. Русская старина пронизана добром, а это очень важно в наше время.

Ведущий 1:

Процветай, народ,-
Твердый, как скрижаль,
Жаркий, как гранит,
Чистый, как хрусталь!

Итог урока

Тема нашего урока: “История русского костюма” Главной героиней стала бабушка Катя. Она познакомила нас с содержанием своего сундука, рассказала об одежде, в которой ходила в молодости, рассказала о тканях, из которых шили одежду, об отделочных тканях, о вышивках и кружевах.

© Блог Димы Шпилера / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

"Ребята, надо верить в чудеса". Внеклассное мероприятие по математике :: Характер и здоровье :: Занятия по развитию способности слушать у детей с умственной отсталостью: "Искусство слушать" :: Моделирование научно-практического семинара как актуальной формы методической работы :: Итоговое повторение по курсу "История России конца XVI–XVIII вв." :: Гуляй, Вася!, 2016 ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

06.12.17: Ямагатский грипп, надвигающийся на Россию: чем страшен, а чем нет? (Спойлер: прививки в данном случае не помогут)

05.12.17: Травля в детских коллективах (да и не только детских): коротко и образно в изложении Валерия Воскобойникова

01.12.17: Напоминаем, что мы уже больше 10 лет отбираем для Вас самые лучшие сценарии новогодних праздников и утренников для детей!

02.11.17: «Стрепсилс» изымают из аптек: почему и что это для нас значит? (Спойлер: да, в общем-то, ничего)

30.10.17: Подробности об эпидемии пневмонии-2017

25.10.17: Что такое "внебольничная пневмония" 2017 года?

22.10.17: Особенности гриппа "Мичиган" (штамм сезона 2017-2018 гг.)

09.09.17: Чемпионский титул или смартфон? Выбор для подростка

26.08.17: Букеты из чая, кофе и конфет

11.08.17: Готовимся к 1 сентября: Модные букеты 2017

16.07.17: До какого возраста и на каком сиденье необходимо автокресло ребенку. Изменения в ПДД с июля 2017

09.07.17: Влияют ли позы партнеров на вероятность успешной беременности и если да, то как.

02.07.17: Режутся зубки у ребенка: чем снимать боль



Подписаться на новые статьи:


Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

?нтегрированный урок (технология + основы проектной деятельности) в 9-м классе. Анкетирование — метод исследовательской работы в проекте
контакты
 
Рейтинг@Mail.ru