детские
Хелси и Смарт официальный сайт
Хелси и Смарт официальный сайт

Тема урока: "Симфонии Севера" : Классное руководство

Цели: Развить познавательные способности учащихся, ознакомить с поэтами Югры и Тюменской области, повысить интерес к урокам литературы, воспитать чувство патриотизма и любви к своей малой Родине, приобщить к прекрасному.

Оснащение: Сборники стихов Т. Крюковой, А. Тарханова, Э. Пахомова, В. Замятина, В. Матвеева, Н. Вторушина, А. Радченко, С. Козлова; свечи, музыкальный центр, CD диски “Полет шмеля”, “Прокофьев”, “Хачатурян”, “Чайковский” (диск №1), “Рахманинов”.

Класс: 8-й

Звучит мелодия № 3 из сборника “Полет шмеля”.

Учитель: “…И какая-то огромная мощь чудится мне там, на родине, какая-то животворная сила, которой надо коснуться, чтобы обрести утраченный напор в крови. Видно, та жизненная способность, та стойкость духа, которую принесли туда предки, живет там с людьми поныне, и не зря верится, что родной воздух, родная речь, песня знакомая с детства, ласковое слово матери врачуют душу. Благослови тебя, родина моя, труд и разум человеческий! Будь счастлива. Будешь счастлива ты, и я буду счастлив…”.

Сегодняшний час литературного общения посвящается Дню Поэзии и его эпиграфом являются слова русского писателя и всеми известного актера кино Василия Шукшина. Мы с вами окунемся в мир лирики и поэзии, сотворенный мастерами словесности – поэтами и писателями Югры и Тюменской области.

Наш край богат творческими и талантливыми людьми. Листая страницы книги замечательного поэта Э. Пахомова, мы листаем его страницы жизни. А она у него богата и насыщена событиями и достижениями.

Ученик 1: Э. Пахомов родился в 1937 г. в селе Исетском Тюменской области. Начал работать с 13 лет учеником слесаря в Архангельской МТС. Закончил исторический факультет Тюменского государственного университета, Академию МВД. Долгие годы возглавлял органы милиции Ханты-Мансийского автономного округа, г. Тюмени и Тюменской области. Участвовал в боевых операциях в Афганистане с отрядом специального назначения “Кобальт”. Полковник милиции. Заслуженный работник МВД.

Звучит соната №4 “Хачатуряна”.

Ученик 2:

“Во многой мудрости есть многая печали”.
Об этом мы у мудрецов читали.
Да, это так. Чем больше мы копаемся в себе,
Тем меньше оправдания судьбе.
Что дали предки нам совсем не по злобе,
Они ведь нам добра желали,
Своей судьбой мы сами управляли.
И что хотел в ней каждый, то творил,
Плывя по жизни без руля и без ветрил,
Как мог, так и себе кумира сотворил.
Кто, может быть, врагов себе нажил,
А кто-то свой очаг друзьями окружил,
А это не одно и то же,
Хотя, что те, то и другие схожи,
И разница лишь небольшая в том,
Что другом будешь предан,
А убит врагом.
Выходит, правду предки говорят:
“Ты сам способен от врагов спастись,
а от друзей спасти кого-то попроси”.
Верней всего надейся ты, а не плошай,
Иначе попадешь ты в ад, не в рай.

Звучит соната № 4 “Рахманинова”.

Ученик 3:

Ее глаза мне заглянули в душу,
Я околдовано молчал в ответ.
Мгновенно мой покой нарушив,
То взгляд мне прошептал: “Привет”.
Как жаль, что сразу я не вспомнил,
Кому принадлежат разрез красивых глаз.
Они смотрели ласково и томно,
В них мудрость ожила без слов и фраз.
И, замешательство преодолеть не в силах,
Я нехотя, с надеждой уходил,
А мудрость глаз, ее улыбка снились,
Казалось, не ушел я, а еще не приходил.
Потом от корки и до корки
“Молчанье лотоса”, читая, я страдал,
О, как нас беспощадно время портит.
Как жаль, не разглядел, не угадал…

Звучит соната №12 “Чайковского”.

Ученик 4:

Отец, отечество, отчизна,
Твой отчий дом и отчий край.
Тут корни слова, словно афоризмы,
Ты уваженья к ним не растеряй.
Мы жили верой к коммунизму,
Но только вот другие “измы”
Посеяли в умах вождей туман.
И ныне от капитализма
Царит в стране дурман.
Под дудку Запада в России власти пляшут,
И землю русскую почти не пашут.
Бросают зерна в мерзлоту,
Народ толкают в темноту,
И наш парламент избирают
Из тех, кто попадал в тюрьму.
Правителей собрался круг
Из дураков, упорно к власти прут.
Отсюда Родина и отчий край
Делиться стали, словно каравай.

Учитель: Поэт и художник Валентин Матвеев прожил недолгую жизнь. Она трагически оборвалась, когда ему было всего 58 лет. Но она была яркой, творческой. Добрую память оставил о себе поэт в сердцах людей. Стихи, живопись, иконы – на все он находил время и душевные силы. Наверное, его питала любовь – к жизни, к своей семье, к северной природе.

Ученик 5: Валентин Васильевич Матвеев родился 28 июля 1935 года в деревне Старово Комсомольского района Ивановской области. После окончания семилетней школы Валентин поступил в Ивановское железнодорожное училище, по окончании которого стал работать в Ивановском депо помощником машиниста. С 1967 по 1976 год Валентин Матвеев с женой и двумя сыновьями проживал на Брянщине в городе Жуковка. Работал в Доме культуры художником, руководителем драмкружка. На севере стали жить с 1976 года. Все годы он был предан художественному творчеству, сценическому искусству и писательскому делу.

Звучит соната №2 “Прокофьева”.

Ученик6:

Любимый край, сибирский край таежный,
Ты был тюрьмой и ссылкой наречен!
И за хребтом Урала, бездорожьем,
Трещал мороз и плыл кандальный звон.
На сотни верст – едва один учитель,
Больниц и школ не видывал урман;
И царь, и бог, и врач, и просветитель –
Над всем шаманский властвовал дурман…
И в нашем веке долго, днем и ночью,
Огромным расстояньем приглушен,
Еще звенел почтовый колокольчик,
Как отзвук из радищевских времен!
И не заслугой частною кого-то
Был день и час, - когда, как ураган,
Итогом изысканий и расчетов
Взметнулся к небу газовый фонтан!
С трудом поверят внуки наши былям,
Потомкам нашим мыслью не объять
Как корчевали, строили, бурили,
Мужали и учились побеждать.
В жару и на морозе ошалелом –
И город, и поселок вырастал…
Сдавала сталь, звеня остекленело,
А человек работал – не сдавал!
И пролегли в тайге стальные плети,
И – не измерить бесконечность трасс!..
Сенсацией двадцатого столетья
Пульсирует по трубам нефть и газ!
…Сибирский край, любимый край таежный,
великий край озер, болот и рек!
Все, что казалось сделать невозможно,-
Осилить смог рабочий человек!

Ученик 7:

“Реченька”

Откуда ты, Реченька, - тихая речка?
И где родничок – изначальный твой дом?
Шепни камышинкой, скажи мне словечко,
Как ты половодья ждала подо льдом?
Я тоже весну ожидаю зимою,
Я верю в цветение, верю в тепло, -
Хотя и кружили снега надо мною,
И в реках немало воды утекло…
Смотри, по омутам бешено крутит
Наносную грязь и природную муть…
Не дай этой грязи, не дай этой мути
Смешаться с тобой и отправиться в путь!
За дальними далями, где-то в тумане,
Ты будешь не Реченька, будешь – РЕКА!
Я очень прошу тебя: и в океане
В себе пронести чистоту родника.

Учитель: Чудом поэзии, живущим в стихах Татьяны Крюковой, можно назвать ее умение находить высокий смысл бытия в сплетении цветов и трав, ветвей деревьев и морозных узоров, восхищаться первым снегом и птичьими голосами, угадывать судьбу по “ладошке” кленового листа…

Ученик 8: Родилась Татьяна Ивановна Крюкова в Татьянин день – 25 января 1947 года в г. Рассказово Тамбовской области. Имеет высшее педагогическое образование. На Севере с 1992 года. Работала и метеорологом, и телефонисткой, и лесником, и прачкой, и птичницей, и уборщицей. Ее стихи рассказывают о любви и страданиях женского сердца, о прощениях, об ожиданиях и надеждах.

Звучит соната №6 “Хачатуряна”.

Ученик 9:

“Октябрь”

Еще так зелена трава…
Но принесла октябрь синица.
И все ажурней кружева,
Все молчаливей кружевница…
Еще на кончиках берез дрожат сердечки золотые,
Но не скрывает осень слез,
Роняет капли дождевые…
Она все знает наперед
И ждет трагической развязки:
Когда тропинки заметет
Снежинками из зимней сказки.

Ученик 10:

“Первый снег”

Бездонно-синим и безбрежным
Я небо видела во сне,
И будто лебедь белоснежный
Спустился на руки ко мне…
Проснулась: белое величье
Сияет строгой красотой,
Мир за ночь поменял обличье
И ослепляет чистотой.
Как оперенье царской птицы,
Снега пушистые легки,
И лес задумчиво глядится
В стальное зеркало реки.
Во всем царит покой и нега,
Благоговейна тишина.
И запах молодого снега
Пьянее старого вина.

Звучит соната №16 “Хачатуряна”

Ученик 11:

“Романс”

Я с Вами говорю на языке цветов,
На языке дождей и ожиданий.
Все высказать хочу, но не хватает слов,
Настурции горят огнем признаний.
Я вспоминаю Вас, хоть мы так далеки,
Нас разделяют время и событья.
Но стоит утром мне увидеть васильки,
И не могу весь день Ваш взгляд забыть я.
Да надо ли внимать суду людской молвы
И стоит ли считать свои промашки?
Мне хочется узнать, что чувствуете Вы,
Но лгут золотоглазые ромашки.
Я с Вами говорю на языке ветров,
И снится мне, что получаю письма.
Наверное, и Вам, чтоб выразить любовь,
Достаточно вполне кленовых листьев.
Я думаю о Вас. Чтоб образ Ваш сберечь,
Не отвлекаюсь на другие темы.
Вас осень ждет и я,
А счастье наших встреч
Вдали сияет солнцем хризантемы.

Учитель: Мансийский поэт Андрей Тарханов – один из замечательных новаторских поэтов Севера. Смысл его жизни и его поэзии – любовь к родному краю, к красоте мира.

Звучит симфония №6 “Рахманинова”.

Ученик 12:

“Ночной кедровник”

Кедровник темно-сер, как порох,
Свой у него и нрав, и свод.
И всюду шорох, шорох, шорох,
В лаптях из хвои Страх идет.
Для нас, сидящих на поляне
Невдалеке от кедрача,
Мелькнет в ветвях зарницей тайна,
Как высверк лезвия меча.
Мы замираем в сладкой дрожи,
Явленья этой тайны ждем.
Сейчас на предков мы похожи,
Впервые услыхавших Гром.
А в кедраче живо движенье
Зелено-желтых огоньков:
То вновь погаснут на мгновенье,
То вспыхнут углями костров.
Мы взгляда отвести не можем
От хоровода тех огней.
Мы чувствуем горячей кожей
Священнодействие ветвей.
Зарница странная с востока
Над кедрачом, святясь, прошла.
И встали мы в молчаньи строгом,
К покою позвала душа.

Ученик 13:

“Дождливая ночь августа”

Клекот ворона мокрым приглушен крылом.
Кто страдает еще под унылым дождем?
Прошептала рябина: “Мне холодно здесь.
Мой костер потушили потоки небес”.
И качает рогами олень под сосной,
Неуютно ему в канители ночной.
В непогоду такую хозяйствует зло.
Облака нынче в тучу сплошную свело.
Люди спят тяжело. Это знает ворье,
И вершит оно темное дело свое.
Сколько стонов, зловещих угроз: замолчи!
Видно, сам Сатана бродит в этой ночи.
Он идет, и хрустят под ногами грибы.
Эх, зачем родились мы у самой тропы!
Затаилась рябина. Притихнул олень.
Приходи же скорей, ясновидящий день!

Ученик 14: Валентин Петрович Замятин родился в 1940 году в селе Тундрино Сургутского района в семье учителей. рано приучился к деревенской работе, полюбил рыбалку и охоту. После окончания педагогического института трудился учителем Ляминской, затем директором Песчановской и Сытоминской школ. В настоящее время на заслуженном отдыхе. Вместе с женой вырастили четверых детей, помогают в воспитании внуков. Награжден знаком “Отличник народного просвещения”. В 1998 году присвоено звание “Почетный гражданин Сургутского района”.

Звучит симфония №10 “Сладкая греза” с “Полета шмеля”.

Ученик 15:

Я храню в своей памяти зыбкой
Старой песни припев дорогой:
Если мать провожает с улыбкой,
То с улыбкой вернешься домой.
В час беды эта песня спасала,
Словно ангел-хранитель в ночи,
Погибающим силы давала,
Согревала, как солнца лучи.
Пел солдат, получая открытки.
Пел израненный весь, но живой:
Если мать провожает с улыбкой,
Сын с улыбкой вернется домой.
И когда меня буря накрыла
Белым гребнем кипящей реки,
Эта песня мне жизнь подарила,
Сберегла всем смертям вопреки.
И когда в дни болезни суровой
Я у жизни стоял на краю,
Мне казалось, что снова и снова
Эту песню себе я пою.
Испытаний изведав с избытком,
Скажем вместе с тобою, друг мой:
Провожайте нас, мамы, с улыбкой,
Мы с улыбкой вернемся домой!

Ученик 16:

“Песня о нефтяниках”

Вам, нефтяники, песню мы сегодня поем,
Вы ее заслужили нелегким трудом.
Вы спасали Россию в дни тревог и забот.
Подвиг ваш не забудет благодарный народ!
Днем и ночью на вахте нефтяник стоит,
Древним золотом черным страну он поит.
На Югорских просторах буровые гудят,
Здесь рабочие парни легенды творят.
Проверяла на прочность нас метельная мгла,
Только справиться с вами она не могла.
Лютый ветер порой обжигал горячо,
Но всегда вы готовы подставить плечо!
Где под северным небом у великой реки
Малый город когда-то возвели казаки,
Здесь живет, молодеет нефтяной наш Сургут,
И дороги России все к Сургуту ведут.

Учитель: А сейчас обратимся к творчеству писателей и поэтов, о которых мы знаем не понаслышке. Мы с ними встречаемся в буднях: на улице, в школе, в магазине… Один из них житель п. Бобровки Николай Михайлович Вторушин. Сочинитель из народа покоряет своим творчеством не только души односельчан, но и жителей Ханты-Мансийского района и даже округа. Николаю Михайловичу близки по духу напевная народная песня, бойкая частушка, притча, короткий веселый рассказ. Отсюда песенный лад стихов, та красивая грусть, которую встретишь только в народных песнях.

Звучит симфония №18 “Чайковского”.

Ученик 17:

Белые розы”

Белым пухом покрылись березы,
Сосны тоже отстать не хотят,
По зеленому белые розы
Украшают игривую стать.
Ореолом мороза искрились
В ярком солнце холодного дня,
Белым счастьем вокруг затаились,
Первозданность, как чудо, храня.
Все невесты, невесты, невесты –
Белым призраком в небо глядят.
Облака из высот поднебесных
Дополняют их белый наряд.
Восхищаюсь я зимнему чуду,
Поклоняюсь ему до земли.
Красоты я такой не забуду –
Эти розы мне в сердце легли.

Ученик 18:

Я люблю вас, туманы седые,
Сущность белую вашу люблю,
Очень сильно в года молодые
Вы тревожили душу мою.
Ранним утром туман невысоко
Белым дымом накроет луга, -
И по белому лугу наметом
Звонко цокают чьи-то слова.
Пробегут и исчезнут в тумане,
Только ветки воспрянут стволов,
И, как в сказке, следов не оставят –
Только эхо в плену облаков.

Учитель: Сергей Сергеевич Козловталантливый поэт и прозаик. Это имя вам всем очень знакомо. Сергей Сергеевич – директор нашей школы, прекрасный семьянин, замечательный учитель, великолепный музыкант и композитор, интереснейший собеседник и просто очень хороший и добропорядочный человек. Обратимся к его многогранному творчеству.

Звучит соната №18 “Рахманинова”.

В исполнении учащихся звучат стихи С. С. Козлова “Остановите время”, “Когда-нибудь наступит это утро”, “Не хочешь приезжать, не надо…”, “Кузнечик”, “Все та же роща, та же осень”.

Учитель: Подошла к концу наша встреча с поэзией. Сегодня мы с вами услышали много стихов, узнали что-то об их авторах. Пусть сегодняшний час литературного общения “Симфонии Севера” затронет струны вашей души и оставит в вашей памяти яркую, светлую вспышку “северного сияния”.

© Блог ВМЭШ / Школа и школьники

Читать еще:

Новые материалы:

Внеклассное мероприятие по английскому языку :: Методические рекомендации по подготовке и проведению праздника "Easter in Britain" (Пасха в Британии) :: Урок по наглядной геометрии в 5-м классе "Равносоставленные фигуры" :: Интегрированные уроки "Математика + физика" в общеобразовательной школе :: Устный зачет для 5-го класса с расширенным изучением математики :: Урок литературы в 7-м классе по теме: "Мир детства в повестях Льва Толстого "Детство" и Джеймса Олдриджа "Последний дюйм" :: Самостоятельная работа как один из способов формирования мыслящей личности ::

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:


Школьные занятия: Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы


RSS (видео) // RSS (статьи)
Педагогические материалы:

контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD