детские
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.
Дима Шпилер - детский психолог, тренер. Официальный сайт.

Когда ребенка травят в школе

эффективная помощь ребенку в ситуации травли в школе На самом деле, перечень коллективов, где группа детей может выбрать одного (или нескольких) в качестве социально допустимого объекта насилия и издевательств, конечно же, не ограничивается школой. Такая ситуация может сложиться и во дворе, и в летнем лагере, и в спортивной секции. В дальнейшем я буду использовать слово "школа" только для удобства и потому, что школьная ситуация - все же самая распространенная и дающая ребенку меньше всего возможностей сбежать и скрыться.

Явление это не является, в отличие от дедовщины армейской, сугубо российским, или вообще имеющим какое-либо отношение к уровню цивилизованности культуры в целом. Травля более сильными, социализованными и жестокими детьми слабых - проблема общемировая, и решать ее стараются везде, но в общем случае пока так и не сумели. В англоязычной среде эта проблема называется "буллинг", в японской, например - "идзимэ". По данным зарубежных ученых, последние исследования показали, что от буллинга страдают до 20% школьников - http://www.education-support.org.uk/russian/parents/education-welfare-service/bullying/#q3

Нас не будет интересовать социальная сторона явления - причины, побуждающие обидчиков так себя вести, роль учителя и окружающих, итд. Все эти факторы находятся вне зоны нашего влияния. Переделать агрессоров и увеличить количество добра в этом мире не в наших силах. Давайте сейчас сконцентрируем свои усилия на то, почему именно интересующий нас ребенок был выбран объектом насилия, и что ему теперь делать, чтобы перестать быть таковым.

Как в типичном случае действуют агрессоры? Они последовательно прощупывают всех членов своего коллектива, проверяя их реакцию на свои агрессивные действия. Сначала не слишком уж агрессивные - толкнуть, кинуть бумажкой (можно потом списать на игру), взять ручку с парты (можно потом вернуть, типа, ну очень надо было, ты че), итд. Эти действия вообще нормальны для детей, и между детьми, определяющими друг друга, как "свои", вообще агрессией не воспринимаются. Если в ответ на такое прощупывание сразу ломать нос (что с большой вероятностью сделает плохо социализованный ребенок с лидерскими амбициями), то травить, конечно, не будут, но к обеспечению вокруг себя социального вакуума будет сделан большой шаг. Вообще, определение того, является ли такое поведение по отношению к ребенку началом действительной травли, можно только с помощью социального чутья самого ребенка, но если мы исходим из того, что оно у ребенка еще не очень развито, то за формальный показатель можно принять частотность таких действий. Если один и тот же "хулиган" толкает одну и ту же "жертву" каждый раз, когда проходит мимо - то это уже буллинг, требующий силового ответа.

Как правило, после некоторого количества итераций таких "игровых" нападок большинство детей демонстрирует агрессору свое возмущение, показывая, где проходит та "красная линия", после которой тот может и огрести. Поэтому в конце концов потенциальными жертвами становятся те дети, которые не в силах эту красную линию либо провести, либо удержать. То есть, слабые либо физически, либо психологически.

И, как правило, им можно помочь. Работа с такими случаями - это сложный процесс, требующий от специалиста внимательности к конкретной ситуации ребенка и четкого представления о желаемом результате. В общих чертах помочь ребенку, попавшему в такую беду, рвется каждый. Ну, там, например, дать мудрый совет побить всех своих обидчиков. Или, как более реалистичный и одновременно с этим более претенциозный вариант - занять по жизни нишу диссидента с чувством морального превосходства. Или даже отец может взять мальчика за руку и отвести в секцию бокса, а там - приковать к мешку, как маленького Моцарта приковывали к роялю. Получится ли в этом случае хороший боксер - возможно, да, а возможно и нет, зависит от упорства родителей. Получится ли уверенный в себе успешный человек - большой вопрос.

Занятия единоборствами в группе могут принести такому ребенку несомненную пользу только в одном случае - если там у него сложатся дружеские отношения с товарищами, продлятся за пределы секции и смогут дать ему необходимую поддержку в том микросоциуме, где ему предстоит работа по борьбе за новый статус.

Сами же по себе занятия в секции долгожданной смены статуса не гарантируют. Если у ребенка существует внутренний запрет на агрессию - он будет проявляться и в секции. Ребенок может прекрасно выучить боевые движения и при этом стопориться в любой реальной ситуации, требующей их применения. Поэтому я веду эти тематические занятия только индивидуально. Потом, если ребенку понравится ушу само по себе, и он захочет заниматься дальше - он может перейти в секцию.

Дима Шпилер, тренер Polar Fox Kungfu

По поводу записи на занятия обращайтесь, пожалуйста, по адресу mail@spieler.ru или по телефону +7 916 148 4547