детские
Хелси и Смарт официальный сайт
Хелси и Смарт официальный сайт

Урок природоведения в 5-м классе по теме: "Жизнь в морях и океанах" : Биология

Задачи:

  • дать учащимся представление о разнообразии растений и животных морей и океанов, об их распространении: в мелководной прибрежной части, в толще и на дне, в коралловых рифах;
  • раскрыть взаимосвязи и приспособленность обитателей морей и океанов к жизни в разнообразных условиях.

Оборудование:

  • таблицы;
  • рисунки учащихся по изучаемой теме;
  • аудиоматериалы “Голоса океанов”;
  • схема “Обитатели различных сообществ океана”, помещенная на магнитной доске, заполняемая по ходу урока.

Содержание урока:

(Звучит музыка океана в течение всего урока)

Земная жизнь зародилась в воде. Все что сейчас ползает, бегает и растет на земле, все, что летает над землей и все что роется под землей — все когда-то вышло из моря. Значит и мы люди, тоже начинались в море.

Наше тело до сих пор наполовину состоит из воды, наши руки и ноги - это бывшие грудные и брюшные плавники рыб. Наши легкие образовались из рыбьего плавательного пузыря. Наше сердце гонит по жилам кровь соленную, как морская вода, а удары нашего пульса так же ритмичны, как приливы и отливы моря.

Море, а точнее Мировой океан покрывает 2/3 земного шара, содержит 97% всей воды на Земле. Для миллионов удивительных существ море — родной дом. Дом не простой многоэтажный. Давайте пройдем с вами по этажам этого дома и познакомимся с его обитателями, решим их основные, жизненные проблемы.

Наше путешествие начинается с верхнего этажа, здесь живут организмы, образующие сообщество поверхности воды. Вот плывет странное существо, синее с красным парусом - Португальский военный кораблик (в старину португальцы ярко окрашивали свои боевые корабли). Это близкий родственник медуз. В воду уходят щупальца с помощью, которых он ловит себе еду: маленьких рачков и рыбок.

Проблема № 1. Как удерживается на поверхности воды и не тонет Португальский кораблик? (Имеет большой легкий воздушный пузырь, а сверху есть большой гребень, который служит парусом). Здесь у самой поверхности светло и тепло.

По поверхности океана плывет и родственник Португальского военного кораблика - Парусник. Тело его плоское, как плот, на нем возвышается треугольный парус. Это хищник, который добывает себе пищу с помощью щупалец. А на палубе этого корабля можно увидеть матросов маленьких Крабиков. Захотят они есть спустятся вниз к днищу живого корабля и выхватят из его щупалец пойманных рыбок, рачков. А другой рачок Морская уточка может отгрызать от Парусника кусочки. На палубу может откладывать икру даже Летучие рыбы.

Доводилось ли вам слышать, что рыбный косяк улетел (уплыл, ушел)? Разогнавшись из воды, рыба выскакивает, плавники-крылья расплавляет и летит! Чем не птица? Летит несколько секунд, но может развивать скорость до 70 км\час. ( на магнитную доску помещаем представителей данного сообщества )

Следующий этаж – сообщество толщи воды. Этот этаж полон света.

Проблема № 2. Как удерживается в толще воды, и передвигаться в ней? Здесь в толще воды живет Планктон и свободно активно-плавающие организмы.

Планктон — множество живых существ (водоросли, рачки, лучевики) свободно парящие в толще воды, а для этого они должны иметь приспособления. Какие? (Выросты, щетинки, чтобы вода активно поддерживала их.)

Какие приспособления для жизни в воде имеют активно плавающие животные?

  1. Стройные обтекаемые формы (сельди, тунцы, акулы, киты, дельфины).
  2. Плавают с помощью плавников. Хвостовой плавник толкает рыбу вперед. Спинной плавник, словно лодочный киль не дает опрокинуться на бок. Боковые плавники рули поворотов, поднятия и погружения.

У рыбы Парусника спинной плавник выставляется наружу, и ветер гонит его со скоростью 130 км\час словно парусную лодку.

У каких рыб из воды выступают косые, зловещие плавники?

Стремительно носятся свирепые хищники моря Акулы. Но и они бывают разные: есть среди них и гиганты (20 метров) и карлики до 15 см. Самые огромные безобидные - Тигровая и Гигантская акулы. Питаются планктоном и мелкой рыбой. Акулы представляются нам зоркими, но они подслеповатые, для них главное не зрение, а обоняние. Акула чует лучше, чем гончая собака.

Белая акула до 6 метров – людоед. Охотится по ночам на кальмаров и своих мелких сородичей. На челюстях акулы множество зубов, если они выпадают, за 8 дней вырастают новые “страшные улыбки”. Темные, круглые, завораживающиеся глаза акулы мгновенно распознают свою добычу. Акула испытывает постоянный голод, она вечно в движении, если акула перестанет двигаться, она утонет (нет плавательного пузыря).

А вот блестят выпуклые щиты среди волн. Плывут черепахи через океан.

Театр-экспромт.

Рыба-пила: Куда путь держите?

Черепаха: К далекому острову. Там мы на свет божий вылупились. Пришла пора нам самим откладывать яйца в тот же песок.

Рыба-пила: Велик океан, не собьетесь с пути?

Черепаха: Не собьемся. Помощников много ведут нас и солнце, и звезды, и вкус и запах воды. Точно приплывем к заветному берегу. А сама - то далеко плывешь?

Рыба-пила: Я на дно опущусь и своей костлявой пилой наковыряю себе ракушек, да пообедаю.

Театр-экспромт.

Вот плывет стайка сельдей, а впереди длинная похожая на ремень рыба, плывет, извивается, как змея.

Сельдяной король: Я Сельдяной король, неужели вы не заметили моей яркой короны? А сельди мои придворные. Я раза в 2 длиннее своих подданных и раз в 100 тяжелее. Тело мое переливается перламутром. В воде я похож на ожившую радугу: многоцветный и яркий, как лента.

Рыба-клоун: А, правда, что рыбаки, если встретят блистательного короля селедок, стараются тебя не пугать, не трогать, ведь ты редок и скрытен.

Сельдяной король: Если меня обидеть, я разгневаюсь и уведу с собой все сельдевые косяки. И оставлю рыбаков без улова.

Рыба-клоун: Возьми меня придворным шутом. Посмотри, какой я заметный, плавники, как маленькие кривые ручки, я могу кувыркаться через голову.

Сельдяной король: Куда тебе, ты же плавать не умеешь, ползешь да кувыркаешься в своих саргассовых водорослях рыба- клоун.

Сельдь: Надо же король нашелся, плавает плохо, по-змеиному, изгибаясь. Длинный до 6 метром и весит 250 кг, мясо не съедобное. Но встречается с нашими косяками сельди не потому, что он король, а потому, что беззубый и питается, как сельдь мелкими рачками. Где скопление рачков там и сельди косяками, там и селедочный король.

А еще, какие приспособления имеют обитатели толщи воды?

И у великана кита и у крошки планктонной водоросли - у всех морских пловцов есть жир, это хорошее подспорье, ведь жир легче воды. Есть и другие приспособления, например у кальмара, осьминога, каракатицы.

Сокращает мышцы, кальмар выпускает струю воды и отброшенный толчком, сам плывет в противоположную сторону. Выходит, что под водой есть своего рода реактивные двигатели. ( на магнитной доске размещаются представители данного сообщества )

Следующий этаж - сообщество донных обитателей.

Очень богато видами донное сообщество. Здесь на более низких этажах живут многочисленные моллюски с красивыми раковинами, морские звезды, ежи, скаты, креветки, осьминоги, удильщики, камбалы. Вот уж кто умеет и любит прятаться, и для того, чтобы защищаться и для того, чтобы нападать.

Проблема № 3. Как передвигаться по дну и защищаться от врагов?

Вот мордатый ерш - Скорпена! Весь в бурых шишечках, страшный, как черт. Как будто его из ноздреватых и щербатых камней слепили. Выскочил на камни, прижался к ним и стал, не видим.

А вот на дне шевелится кучка песка, под ним флажок, покачивается. Подплыла к веточке рыбка, коснулась губами, песок в миг разлетелся в стороны, распахнулся огромный рот, как в песок и провалилась в него рыбка. Это Морской черт охотится.

Сказка “Как кошка с собакой...”

Жили-были кот и собака, терпеть не могли друг друга. Только не собака гоняла кота, а кот собаку и не просто гонял, а все поймать норовил, чтобы потом съесть, сильно свирепый был кот и очень ядовитый, да и собака была не простая, не лаяла, не кусала, да и в дом не пускала.

Собака: Не подумайте, что я маленькая комнатная собачка, у меня домик в норке под камнем, где я прячусь от свирепого кота. Я не комнатная - я Морская собачка. Рыбка такая, которая может делать стойку на грудных плавниках, приподнимаюсь и смотрю по сторонам, чтобы кота рассмотреть вовремя.

Кот: А я и прозван Морским котом, потому что бесшумно могу подкрадываться к добыче. И живем мы не во дворе, а в море, и хоть не собака и кот мы, но живем как кошка с собакой.

Как приспособились к обитанию на дне скаты, камбалы, удильщики?(Уплощенная форма тела, окраска под цвет дна, умение маскироваться)

Как-то на дно аквариума опустили шахматную доску и пустили туда камбалу, через некоторое время она исчезла. Оказалось, что она раскрасилась в светлые и темные квадратики, под шахматную доску. (На магнитную доску помещаются представители данного сообщества)

Как донные обитатели защищаются от врагов?

Театр-экспромт.

На золотом дне морском сидели: Актиния, Морской огурец, Осьминог и дружно учили уму разуму Рака, который прятался за камнем.

Актиния: Ну, что ты все прячешься ты же рак, ты одет в прочную броню, тебе ли бояться врагов, у тебя такое грозное оружие клешни, а ты живешь отшельником.

Рак: Легко тебе рассуждать, у самой щупальца с крапивной жидкостью, которая свободно может если не убить, то обездвижить врагов, а у меня брюшко мягкое, ранимое, а панцирь сковывает движения, если нападут сзади я не смогу себя защитить.

Осьминог: Учись у меня, я умею маскироваться так, что меня трудно отыскать. Если меня разозлить, по телу могу пустить зеленые или малиновые искры, а то и вовсе могу стать красным, или выстрелю чернильной жидкостью и сделаю “дымовую завесу”.

Морской огурец: Лучше учись у меня. Я похож на толстую сосиску, неуклюжему мне от врагов не убежать. Да я и не пытаюсь этого делать, когда на меня нападут, я сам выброшу, свои внутренности наружу, возьмите, ешьте! Пока едят я уползаю, и прячусь до тех пор, пока не вырастут новые.

Морской еж: А я, как только тревога глотаю воду и раздуваюсь, как шар, иглы растопырю. Попробуй, схвати.

Рак: Придумал. Спрячу я свое брюшко в пустую раковину моллюска, вон их сколько. И буду путешествовать по дну.

Актиния: А еще лучше возьми меня с собой, я тебя буду охранять, а ты меня кормить, да мир показывать. ( на магнитную доску помещаем представителей этого сообщества )

Приложение № 1. Сколько осьминогов на рисунке?

Сообщество кораллового рифа.

Но еще более разнообразны живые существа в сообществе кораллового рифа. Это сообщество по богатству форм не уступает тропическому лесу. Они напоминают роскошные сказочные сады, населенные причудливыми обитателями. Коралловые рифы расположены на мелководье здесь много тепла, света, пищи. Коралловый риф гостеприимное место для многих рыб. Догадайтесь, как они называются. Почему же их так назвали?

Приложение № 2

Театр-экспромт.

Петух: Меня прозвали петухом за яркую окраску, за то, что умею ходить по дну пешком на шести костных лучах, ими я могу выковыривать из песка червей и рачков. А еще я знаменит своим голосом, правда, кукарекать я не умею, но скрипеть, кряхтеть, ворчать с помощью плавательного пузыря могу.

Конек: А я умею вставать на якорь. Подплыву к водорослям, зацеплюсь за них хвостом и брошу якорь, а еще я умею менять свою окраску от зеленого цвета до серого. Своих детей я вынашиваю в сумке на животе, как кенгуру.

Морская игла: Меня не просто разглядеть среди водорослей и кораллов, замру, вытянувшись вниз головой, и ищите иголку в стоге “сена”.

Рыба-зебра: Осторожно! Я очень ядовита, трогать меня нельзя. В спинном плавнике на спине спрятаны острейшие колючки с ядом. Я полосатая, как зебра, меня не сразу заметишь среди кораллов.

Рыба-попугай: Меня так назвали за яркую окраску и “птичий” рот. Крепкими, сросшимися, как клюв, зубами я обкусываю водоросли, растущие на коралловых веточках. А ночью опускаюсь на дно и строю себе домик-кокон из слизи. Так маскируюсь от хищников.

Бычок: А я уживаюсь в одной норке с креветкой, она чистит норку, а я добываю пищу и охраняю ее.

Рыба-белка: Я тоже полосатая, как зебра, а еще у меня огромные глаза и я могу плавать на боку и вверх “ногами”.

Морской волк: А я заглатываю добычу целиком.

(Помогите морскому коньку отыскать своих мальков) Приложение № 3.

Внимание! Внимание! Только, что найдена в океане бутылка с посланием. Какой океан без бутылочной почты? Приложение № 4.

Хищная морская звезда акантастер. Вся покрыта колючками, поэтому ее называют “терновым венцом”. Она питается кораллами, превращая их в безжизненные скелеты. Помогите отыскать акантастер среди кораллов. Приложение № 5.

Сообщество глубоководных организмов.

А вот какие проблемы решает сообщество глубоководные организмы? Растений здесь нет, зато живут причудливые организмы. (Размещаем представителей данного сообщества на магнитной доске )

Проблема № 4. Как ориентироваться в темноте?

Как приманивают добычу, спасаются от врагов глубоководные рыбы?

Почему у Морского окуня огромные глаза и красная окраска?

Чем питаются глубоководные рыбы?

Но самая важная проблема океанов и морей – это экологическая проблема и решать ее уже не обитателям “нашего многоэтажного дома”, а нам – людям.

Сказка о золотой рыбке.

Жили старик со старухой у самого синего моря. Забросил в море дед невод и вытащил ...

Пришел невод обратно с одной тиной морскою, а также ржавыми банками, битыми бутылками, рваными пакетами и прочим мусором.

Закинул дед невод во второй раз, выловил рваный башмак и лысую резину.

В третий раз закинул он невод и поймал Золотую рыбку, которая заговорила с ним человеческим голосом:

- Не опускай меня старче в синее море, лучше кинь в аквариум в чистую воду – отслужу тебе за это любую службу. Не хочу быть рыбкой нефтяною, хочу остаться золотою.

Грустная сказка, да и быль не радостней, потому что превращаются голубые морские просторы в грязную свалку. Погибают рыбы, водоросли, рачки. Поэтому эти проблемы решать уже не обитателям океана, а нам людям.

Рассказ - загадка “Два голодных людоеда”.

Два людоеда качались в лодке. Вдали виднелся пальмовый островок. На белый пляж накатывались зеленые волны. На рифах гремел прибой. Людоеды мечтали:

Самое вкусное, что я когда-нибудь ел - это Император. Жарить можно и на вертеле и в золе. Неплох суп и из Генералов и Адмиралов.

- Замолчи — прохрипел второй. - ну, что ты завел разговор о еде. Генералы, адмиралы, да попадись мне сейчас хоть младший сержант или мичман, я бы их съел живьем. Третий день крошки во рту не было.

- А еще хорош шашлык из Монаха! Или салат из Отшельников и Богомолов. Мясо нежнейшее, само во рту тает. Можно конечно и Кардиналов испечь, да больно много надо наловить около 100.

- Да замолчи ты наконец. - взвыл второй людоед.

- Греби скорее к берегу, может на пляже хоть захудалого Скрипача или Вора пальмового поймаем.

Лодка развернулась и поплыла к берегу. Но в наше время нет людоедов, кто же тогда эти двое в лодке? (два рыболова, они мечтали о блюдах из рыб, крабов, рачков и тюленя.)

Велик, интересен, не до конца ещё изучен животный мир океана. И подобно тому, как мы охраняем животных наших лесов, гор и степей, надо охранять животных моря.

Нельзя допустить, чтобы исчезли прекрасные разноцветные рыбы, огромные киты, причудливые осьминоги, веселые дельфины — удивительные существа, о которых мы говорили на нашем уроке.

© Блог Хелси и Смарт / Школа и школьники

Читать еще:

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD