детские
Хелси и Смарт официальный сайт
Хелси и Смарт официальный сайт

Использование учебного проекта на уроках химии : Химия

Учебный проект – с точки зрения учителя

- это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т. е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении их в определенной ситуации.

- это интегративное динамическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно учить:

  • Проблематизации (рассмотрение проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задачи, вытекающей из этой проблемы)
  • Целеполаганию и планированию деятельности
  • Самоанализу и рефлексии (самоанализу успешности и результативности решения проблемы проекта)
  • Презентации (самопредъявлению) хода своей деятельности и результатов
  • Умению готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования
  • Поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля
  • Практическому применению знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях
  • Выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования
  • Проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению)

Учебный проект - с точки зрения ученика

– это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности;

– это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат, деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими уч-ся в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

– это и задание для уч-ся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.

В основе каждого проекта лежит проблема. Нет проблемы – нет проекта.

Методический паспорт учебного проекта

Адресация

  1. Тема учебно-тематического плана предмета.
  2. Цели: образовательные, воспитательные, развивающие.
  3. Задачи учебно-педагогические (класса, группы, каждого уч-ся)
  4. Возраст уч-ся.
  5. Время работы над проектом.
  6. Режим работы.

Обеспечение

  • Материально-техническое и учебно-методическое оснащение, информационное обеспечение.
  • Дополнительно привлекаемые (участники, специалисты, информационные и материально-технические ресурсы)
  • ЗУН и общеучебные навыки, необходимые уч-ся для самостоятельной работы.
  • Специфические умения и навыки, необходимые уч-ся для работы в проекте.
  • Мотивация к работе.

Предполагаемые приращения

  • Новое содержание по каждой теме.
  • Новые практические приемы.
  • Обобщающие понятия, представления, знания, на получение которых нацелен результат проекта.
  • Развитие навыков:

- самостоятельной работы с:

- источниками информации

- инструментами

- технологиями

- самостоятельное принятие решения

- коммуникативности:

- в информационном обмене

- в ролевом взаимодействии

- мыслительной деятельности при:

- проектировании

- планировании

- анализе

- синтезе

- структурировании

- другое

- самоанализ и рефлексия

  • Воспитание толерантности.
  • Расширение кругозора.

Статус учебного проекта

- Автор – разработчик

- опыт использования (апробация)

- степень распространения: № школы

Метод учебных проектов – учение через деятельность, учение в кооперации, групповое.

  • Личностно-ориентированный
  • Деятельностный
  • Обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности
  • Построенный на принципах проблемного обучения
  • Развивающий умения самовыражения, самопроявления, самопрезентации и рефлексии
  • Формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах
  • Воспитывающий целеустремленность, толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность, творческое отношение к делу
  • Здоровьесберегающий.

Методика осуществления учебного проекта

Этапы

1) – погружение в проект

2) – организация деятельности

3) – осуществление деятельности

4) –  презентация результатов

Учитель Учащиеся

1 –ый этап – погружение в проект

Формулирует:

1 – проблему проекта

2 – сюжетную ситуацию

3 – цель и задачи

Осуществляют:

1 – личностное присвоение проблемы

2 – вживание в ситуацию

3 – принятие, уточнение и конкретизация цели и задач

2 –ой этап – организация деятельности

Организует деятельностьпредлагает:

- организовать группы

- распределить амплуа в группах

- спланировать деятельность по решению задач проекта

- возможные формы презентации проектов

Осуществляют:

- разбивку на группы

- распределение ролей в группе

- планирование работы

- выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов

3 –ий этап – осуществление деятельности

Не участвует, но:

- консультирует учащихся по необходимости

- ненавязчиво контролирует

- дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость

- репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов

Работают активно и самостоятельно:

- каждый в соответствии со своим амплуа и сообща

- консультируются при необходимости

- “добывают” недостающие знания

- подготавливают презентацию результатов

4-ый этап - презентация

Принимает отчет:

-обобщает и резюмирует полученные результаты

- подводит итоги обучения

- оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность …

- акцентирует внимание на воспитательном моменте: умение работать в группе, на общий результат …

Демонстрируют:

- понимание проблемы, цели, задачи

- умение планировать и осуществлять работу

- найденный способ решения проблемы

- рефлексию деятельности и результата.

Дают взаимооценку деятельности и ее результативности

1 этап – погружение в проект

Учитель пробуждает в учащихся интерес к теме проекта, очерчивает проблемное поле, расставляет акценты значимости, предлагает тот или иной ракурс рассмотрения темы, формулирует тему проекта. Из общей темы проекта вычленяются подпроблемы, ее уточняющие (проблематизация). В результате проблематизации выделяют цели и задачи проекта – поиск способа или способов решения проблемы проекта.

Проблемное поле – это часть предметной области теоретического или практического знания человечества, в котором имеются неразрешенные задачи, непознанные разделы и вопросы.

Проблематизация – это аналитический процесс работы в проблемном поле с целью выделения проблемы или ряда проблем для последующего их рассмотрения и /или решения.

Этапы проблематизации:

  1. Очерчивание и обозначение проблемного поля и/или его частей.
  2. Формулировка проблемы в общих чертах, задается только вектор направления поиска проблем(ы).
  3. Обозначение (выделение, высказывание) ракурсов, точек обзора, углов зрения, под которыми может рассматриваться предложенная проблема.
  4. При рассмотрении под определенным углом зрения происходит сужение, конкретизация, уточнение проблемы.
  5. А рассмотрение общей проблемы под разными углами зрения приводит к формулированию нескольких похожих проблем, которые можно назвать подпроблемой исходной.
  6. Формулируется подпроблема. Если она еще общая, то процесс повторяется.
  7. Поиск нужной формулировки заканчивается, когда найденная формулировка устраивает.

4 –ый этап – презентация.

Необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов.

Интересующий результат проектной деятельности – это, прежде всего ход самой деятельности.

Для учеников – предъявления роста своей компетентности, самоанализа.

Результат проекта – найденный способ решения проблемы. Надо рассказать доказательно, поясняя, как была поставлена проблема, какие были вытекающие из нее цель и задача, кратко охарактеризовать возникавшие и отвергнутые побочные способы ее решения, показать преимущества выбранного способа.

Учебный проект тем и отличается от коллективно подготовленного мероприятия, групповой работы с предоставлением наглядных результатов, что демонстрируется главный результат работы над проектом – анализ деятельности и предъявления способа решения проблемы проекта.

Для успешной работы на этом этапе нужно научить учащихся сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала, понадобятся так же приемы самоанализа и рефлексии.

Ученики учатся:

  1. Аргументировано излагать свои мысли
  2. Анализировать свою деятельность
  3. Предъявлять результаты

- рефлексии,

- анализа групповой и индивидуальной самостоятельно работы

- вклада каждого участника проекта

Вид продукта определяет форму проведения презентации.

Толерантность закладывается тогда, когда мы даем детям возможность научиться понимать и выражать себя, не бояться себя “предъявлять”, высказывать свое мнение, даже если оно отличается от позиции остальных, слышать мнение других, соглашаться или возражать, вступать в дискуссию.

Презентативные умения и навыки:

  • кратко, достаточно полно и лаконично (укладываясь в 10-12 минут) рассказать о постановке и решении задачи проекта;
  • демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения;
  • анализировать ход поиска решения для аргументации выбора способа решения;
  • демонстрировать найденное решение;
  • анализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом;
  • проводить самоанализ успешности и результативности решения проблемы, адекватности уровня постановки проблемы тем средствам, с помощью которых отыскивалось решение.

Этапы работы над проектом

Этапы Содержание Деятельность уч-ся Деятельность учителя
Подготовка Определение темы и целей проекта Обсуждают предмет с учителем, получают при необходимости информацию, устанавливают цели. Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует уч-ся, помогает в постановке целей
Планирование 1) определение источников информации

2) определение способов сбора и анализа информации

3) определение способа предъявления продукта

4) установление процедур и критериев оценки результатов процесса

5) распределение задач (обязанностей между членами команды)

Вырабатывают план действий, формулируют задачи Предлагает идеи, высказывает предположения
Исследование Сбор информации, решение промежуточных задач. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдение, эксперименты. Выполняют исследование, решая промежуточные задачи. Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью.
Результаты и (или) выводы Анализ информации. Формулирование выводов. Отчитываются, обсуждают результаты.  
Представление (или отчет) Форма зависит от вида продукта Презентация Слушает, задает целенаправленные вопросы в роли рядового участника.
Оценка результатов и процесса в целом   Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок Оценивает усилия уч-ся, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения, качество презентации.

В данной работе представлен один из видов заключительного этапа работы над проектами и обобщение изученной темы.

Урок “Углеводороды. Обобщение и систематизация”

1. Приветствие.

Цели урока: обобщить, систематизировать, углубить знания по теме “Углеводороды: алканы, алкены, алкины, арены”.

Учитель: Сегодня вы представите результаты своих проектов, над которыми вы самостоятельно работали группами.

2. Актуализация знаний, опорных понятий.

Учитель: Но прежде, чем начать презентацию вашей проектной деятельности, необходимо вспомнить некоторые понятия, которые пригодятся вам в течение урока для работы.

Задание: раскрыть содержание понятий: - углеводороды,

  • Классификация углеводородов
  • Гомология, гомологи
  • Изомерия, изомеры
  • Сигма-связь, пи-связь
  • Ковалентная связь
  • Гибридизация, ее типы

3. Учитель: Перед нами четыре команды, в каждой есть капитан, который координировал деятельность участников при подготовке проекта. У каждой команды на столах есть критерии оценки проектов. Приложение 2.

Презентация проекта “Алканы”

Презентация проекта “Алкены”

Презентация проекта “Алкины”

Презентация проекта “Арены”. Приложение 1.

После выступления каждой команды учащиеся задают вопросы, делают замечания, дополнения.

На рейтинговых листах оценивают защиту проекта.

4. Подведение итогов защиты проектов. Учитель делает резюме по каждому выступлению, оценивает деятельность учащихся при работе над проектом и его защиту.

5. Работа в группах. Учащимся раздаются карточки с заданиями.

Карточка № 1. Запишите уравнение химических реакций, с помощью которых можно охарактеризовать свойства вашей группы углеводородов:

Типы реакций

1. Замещения

А – хлорирования
Б – нитрования

2. Отщепления

А – дегидрирования
Б – дегидратации

3. Присоединения

А – галогенирование
Б – гидрогалогенирование
В – гидрирование
Г – гидратации

4. Окисления

А – растворами сильных окислителей
Б – горение.

По мере готовности участники приступают к заполнению таблицы на доске. Отчет идет с комментариями. Остальные команды дополняют, исправляют, задают вопросы.

6. Учитель: Посмотрите внимательно на доску, сравните химические свойства всех четырех классов неорганических соединений, найдите общее в химических свойствах углеводородов. Эта таблица очень важна для нас. Посмотрев на нее, вы с легкостью сможете сравнить химические свойства любых интересующих вас углеводородов.

7. Завершающий этап – минисрез.

Каждому выдается индивидуальное задание с учетом способностей; выполнив задания, учащиеся показывают свой уровень усвоения материала на данном уроке. Приложение 3.

8. Подведение итогов. Резюме о проделанной работе. Объявление отметок учащимся.

9. Домашнее задание: подготовиться к контрольной работе, используя составленный конспект. Повторить задачи на вывод молекулярной формулы вещества.

10. Учитель: Спасибо за отличную работу, проявленное творчество, оригинальный подход к своему проекту.

Приложение 1.

Защита проекта команды “Арены”. Предвыборная агитация. Раздают красочно оформленные агитационные листовки. Призывают с трибуны.

Кто такие "Арены"?

Бензол – представитель в кандидаты.

Биография.

В органической химии большое значение имеют так называемые ароматические соединения. Термин “ароматические соединения” сформировался исторически: первые представители этих веществ обладали приятным запахом, а позднее оказалось, что большинство веществ, которые по строению и химическим свойствам, бесспорно принадлежат к той же группе, не имеют ароматического запаха. Однако первое название так и осталось в литературе. Простейший и самый важный представитель ароматических углеводородов – бензол. Бензол был открыт в 1825 году английским ученым М.Фарадеем. Бензол представляет собой легкокипящую бесцветную нерастворимую в воде жидкость со своеобразным запахом. При охлаждении легко застывает в белую кристаллическую массу с температурой плавления 5,50 С.

Молекулярная формула бензола С6Н6. По соотношению углерода и водорода можно предположить, что бензол - сильно ненасыщенное соединение. Между тем, если бензол взболтать с бромной водой или с раствором перманганата калия, то, к нашему удивлению, мы не обнаружим характерной реакции непредельных соединений.

Почему именно за него мы голосуем?

Бензол и его гомологи применяются как химическое сырье для производства лекарств, пластмасс, красителей, ядохимикатов, душистых веществ, взрывчатых веществ, мономеров для последующего синтеза высокомолекулярных соединений. Он применяется также в качестве растворителя и как добавка к моторному топливу в целях улучшения его свойств.

Важный источник получения бензола – коксование каменного угля. Отечественные ученые открыли способы получения бензола из неароматических углеводородов. Академик Н.Д. Зелинский установил, что бензол легко образуется из циклогексана при каталитическом воздействии платины или палладия.

Голосуйте за "Арены"! Проголосовали?
Вы сделали правильный выбор!

Приложение 2.

Рейтинговая оценка проекта

Критерии

Коллеги по классу

Педагог

Итог

I

II

III

IV

  1. Презентация
  2. А – достигнутый результат: актуальность темы и предлагаемых решений, реальность, практическая направленность и значимость работы.

    Б – аргументированность предлагаемых подходов

    В – оформление

           
  • Процесс проектирования
  • А – интеллектуальная активность

    Б – творчество

    В – умение работать в команде

           
  • Защита
  • А – качество доклада, полнота представления, убедительность, аргументированность

    Б – объем и глубина знаний

    В – ответы на вопросы.

           

Приложение 3.

Дифференцированная работа

Вариант 1.

1.Напишите уравнения реакций по схеме:

С –> CH4 –> CH3CL –> C2H6 –> C2H2 –> C6H6 –> C6H5Br

Укажите условия протекания реакций, назовите вещества.

2.Даны вещества: С3Н6, С3Н8, С3Н4. Какие из них могут вступать в реакцию гидрирования? Напишите уравнения реакций, назовите вещества.

Вариант 2.

1.Напишите уравнения реакций по схеме:

Ацетилен –> бутадиен

Укажите условия протекания реакций, назовите вещества.

2. Даны вещества: этан, этен, ацетилен, бензол,циклопропан,бутадиен-1,3. Какие вещества будут реагировать с бромной водой? Напишите уравнения реакций, назовите все полученные вещества.

Вариант 3.

1. Напишите уравнения реакций по схеме:

Углерод –> метан –> хлорметан –> этан –> ацетилен –> уксусная кислота

Укажите условия протекания реакций, назовите вещества.

2. Даны вещества: бутадиен-1,3,бензол,пентан, 2-метилпентен-1. Какие из данных веществ будут вступать в реакции замещения с галогенами? Запишите уравнения реакций.

Вариант 4.

1.Напишите уравнения реакций по схеме:

CH4 –> C2H2 –> C6H6 –> C6H5NO2

Укажите условия протекания реакций, назовите вещества.

2. К каким гомологическим рядам относятся вещества, молекулярные формулы которых приведены: С2Н6, С4Н10, С4Н8, C6H6, С7Н8, С6Н12, С6Н14? Назовите эти вещества, составьте их структурные формулы.

© Блог Хелси и Смарт / Школа и школьники

Читать еще:

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD