детские
Хелси и Смарт официальный сайт
Хелси и Смарт официальный сайт

Самостоятельные работы по валеоэкологическому воспитанию школьников : Экология

1. Как работать самостоятельно?

Самостоятельность – замечательное свойство человека – результат воспитания и самовоспитания. Она же важнейшее условие самореализации личности, ее творческих возможностей.

Личность учащегося самоценна, и у каждого пришедшего на урок есть свой личный опыт, свое восприятие окружающего мира. Самое главное – признание самобытности и уникальности учащегося. Педагогическая наука давно установила: "Обучать надо не всех, а каждого". Но говорить об этом возможно только в том случае, когда при обучении акцент делается на развивающую функцию. Для формирования и развития знаний и интеллектуальных умений учащихся необходимо организовывать их работу по самостоятельного добыванию знаний в процессе творческого поиска с любым источником информации: учебной, научно-популярной литературой, наглядными пособиями, натуральными объектами и текстами, составленными преподавателем.

Самостоятельная работа такого творческого типа, которую я предлагаю – создает атмосферу заинтересованности, дает возможность каждому учащемуся проявить инициативу и самостоятельность. Обеспечить различные виды деятельности и их оптимальное сочетание помогают дифференцированные дидактические материала, а также оперативный контроль, возможны также "мягкие" формы: самоконтроль и взаимоконтроль.

При выполнении самостоятельных творческих работ можно применять работу в группах, при таком подходе создаются возможности для диалога и полилога всех участников, а это развивает умение не только говорить, но и быть понятым, доказательно отстаивать свое участие в работе группы. Необходимо организовать учебную деятельность, основанную на индивидуальном подходе к обучению в условиях сотрудничества. Основные условия работы в группах: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимная зависимость. При этом создается хороший доверительный климат в группе не только между самими учащимися, но и между учеником и учителем. Исчезает боязнь ответа у доски, неудачного ответа. Общение в группах помогает управлять каждым действием учащегося при решении конкретных задач и вовремя вносить необходимые коррективы в ход урока, создает условия для самореализации возможностей учащегося, позволяет адаптировать содержание учебного материала, приемы и темп учебной деятельности учащегося к его психологическим особенностям.

 2. Алгоритм самостоятельной работы

  1. Прочти внимательно цели – они результат работы!
  2. Прочти предлагаемый план работы.
  3. Выдели проблемный вопрос.
  4. Прочти внимательно тексты предлагаемой литературы.
  5. а) составь план содержания по теме;
    б) сопоставь с планом самостоятельной работы.
  6. Составь краткий конспект.
  7. Рассмотри необходимые рисунки, таблицы:
    а) какому вопросу они соответствуют?
    б) какой вывод можно сделать?
  8. Составь самостоятельно таблицу, схему. (Для этого требуется глубокое знание материала, умение ориентироваться в общем материале, выразить свои мысли в виде кратких обобщений).
  9. Сформулируй и запиши вывод.
  10. Отбери факты, свидетельствующие о правильности сделанного вывода.

3. Технология группового самостоятельного обучения

При моделировании уроков в режиме группового самостоятельного обучения важно учитывать, что студент выполняя проблемное задание в группе, расширяет поле решений, прогнозирует большее число учебных действий, яснее осознает свои потребности. В итоге у него развиваются способности находить решение в новых ситуациях, т.е.развивается интеллект.

Особую значимость в группе приобретают действия лидера, которому стремятся подражать другие члены группы, поэтому преподавателю необходимо в процессе формирования учебных групп провести специальную работу с лидерами, которые выполняют функцию консультанта Г.А. Русских, “Адаптивные технологии обучения”.

При групповом самостоятельном обучении особую структуру и содержание имеют задания для учащихся. При конструировании важно учитывать следующие правила:

  • количество заданий по изучению нового материала должно быть равно количеству учащихся в группе;
  • в течение года каждый учащийся выполняет разные виды задания;
  • в групповом задании сочетаются репродуктивные и творческие вопросы;
  • количество вопросов и заданий репродуктивного и творческого характера, их сочетание изменяются в зависимости от цели, содержания урока и уровня познавательной возможности учащихся;
  • при определении времени выполнения группового задания учитывается время на “репетицию” и оформление ответа группы.

Вот пример группового задания для самостоятельной работы учащихся на уроке изучения нового материала.

Групповое задание. Прочитайте текст учебника на странице …, § ….

Выполните задания:

  • разработайте опорный конспект (ЛОС) содержания учебной статьи;
  • подготовьте краткий пересказ содержания статьи;
  • сконструируйте репродуктивные вопросы для взаимопроверки усвоения знаний статьи;
  • сконструируйте проблемное задание с целью организации групповой дискуссии на уроке;
  • ответьте на вопросы учителя (предлагается 2-3 вопроса разного уровня сложности (по выбору) для письменной работы учащегося));
  • подготовьте рассказ к тексту учебной статьи, используя дополнительную литературу;
  • разработайте свой вариант домашнего задания по теме урока.

 4. Использование таблиц в самостоятельной работе студентов

Как известно, заполнение тематических и синхронических таблиц, составление диаграмм и схем дает многое для развития логического мышления студентов, освоения ими навыков анализа причинно-следственных связей, явлений путем их сопоставления и противопоставления. Составление таблиц и схем требует глубокого знания материала, умения быстро ориентироваться в большом по объему материале, умения выражать свои мысли в виде кратких обобщений, вместе с тем такого типа самостоятельная работа придает знаниям необходимую глубину и прочность, поднимают их на новую ступень. При организации самостоятельной работы с таблицей преподаватель учитывает объем и сложность изучаемых параграфов, характер составления таблиц, загруженность и тип урока.

Заполнение синхронической или развернутой тематической таблицы требует много времени, а работа с таблицей в течение ряда уроков способствует более прочному усвоению материала.

Примером составления аналитической таблицы является составление таблицы по теме “Биотические взаимоотношения в биоценозах”, где необходимо отразить не только типы биотических взаимоотношений, но и привести примеры, отразить взаимосвязь между биотическими взаимоотношениями: (Приложение 1).

 5. Примерные вопросы самостоятельных заданий учащихся

 5.1. ТЕМА: “ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ”

Цели:

  • познакомить с особенностями индивидуального развития;
  • научить работать с книгой, справочниками;
  • самостоятельно добывать знания.

Вопросы и задания:

  1. Какова роль клеток в процессах онтогенеза?
  2. Какова роль процессов оплодотворения и клеточного деления в поддержании преемственности между поколениями особей вида? Какие положения клеточной теории помогают сформулировать ответ на этот вопрос?
  3. Используя знания о процессах гаметогенеза, оплодотворения, индивидуального развития, попытайтесь определить причины перечисленных ниже нарушений процессов онтогенеза человека (Приложение 2).

 6. Самостоятельная творческая работа по экологии

Содержание предмета – экология позволяет учащемуся в содружестве познавать мир живой природы, себя, закономерности развития органического мира, устанавливать внешние и внутренние связи между объектами окружающего мира, осознавать, что человек – это его малая часть. Проблемы природы – это проблемы человека. Научиться разрешать их – задача наших учащихся. Поэтому обучение на уроке, во внеурочное время, в виде самостоятельной работы, должно проходить под девизом: "Живя в мире, будь его полноценной частью". Воспитание учащегося-исследователя – это процесс, который открывает широкое пространство для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения, нести за них ответственность.

 6.1. Составление валеоэкологического дневника: (Приложение 3).

Страницы валеоэкологического дневника:

  • Моя родословная.
  • Мои заповеди.
  • Рассуждения о смысле жизни: " Не удивляйся, что умрешь – дивись тому, что ты живешь". (В.Федоров.)
  • Правила поведения в природе.
  • Помогу себе сам: изменю образ жизни, привычки, режимы.
  • Любимые рецепты.
  • Пословицы, стихи, поговорки, загадки о здоровье. ("Здоровое тело – продукт здорового рассудка" Б.Шоу.)
  • Тренинги релаксации.
  • "Скажи мне, друг…"

 6. 2. Самостоятельная творческая работа "Правила от имени…"

6.3. Самостоятельная творческая работа – "Экологические сказки". (Приложение 4)

Качественно новый результат, приобретаемый студентами – высокий уровень познавательной самостоятельности, владение системой умений осуществлять поисковую деятельность, готовность к самостоятельной работе в режиме технологий развивающего обучения.

© Блог Хелси и Смарт / Школа и школьники

Читать еще:

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD