детские
Хелси и Смарт официальный сайт
Хелси и Смарт официальный сайт

Интегрированный урок на тему: "Торговля как средство обмена" : Экономика

Цели урока:

Образовательные познакомить учащихся с механизмами торгового обмена, правилами осуществления покупок, сформировать представление о природе обмана и возможных ситуациях его зарождения;

Воспитательные - формирование у учащихся познавательной потребности, интереса к предмету за счёт игровой формы работы, коллективизма и здорового соперничества, повышение грамотности устной речи, отстаивание собственной точки зрения;

Развивающие - развитие критического мышления учащихся через призму обобщения представляемой информации; развитие воображения; мобильности внимания.

Тип урока: эвристическая беседа.

Метод обучения: игровой (аукцион) с элементами частично-поискового (выводы по предложенным ситуациям).

Формы учебной работы:

  • Фронтальная работа
  • Индивидуальная работа

Обоснование метода обучения и форм работы.

Перечисленные выше метод обучения и формы работы:

  • помогают активизировать внимание учащихся, даже самых неактивных;
  • воспитывают дух здорового соперничества;
  • служат формированию у учащихся собственного мнения, критического и логического мышления;
  • стимулируют на собственные умозаключения и выводы, которые в свою очередь являются
  • фундаментом прочных знаний.

План урока:

  1. Организационный момент - 3 мин.
  2. Актуализация знаний – 7 мин.
  3. Формирование и углубление знаний – игра «Аукцион» - 30 мин.
  4. Подведение итогов урока. Домашнее задание – 5 мин.

Средства обучения и материалы:

Деньги или символы денег (ксерокопии реальных купюр), колпак, молоток и деревянная тарелка для учителя (при проведении аукциона), чёрный ящик, товары: коробка печенья «Чоко-пай», рулон туалетной бумаги, бутылка сока 2 литра, 2 одинаковых календаря – один чистый, а другой с автографом учителя, либо любого известного человека, значимого для учащихся..

Оформление кабинета: 2 плаката в разных углах доски (см. Приложение 1, Приложение2)

Основные понятия: обмен, торговля, товар, альтернативная стоимость, аукционная продажа, лот.

Ход урока и комментарии.

I. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте! Я очень рада всех вас видеть, надеюсь, что это взаимно. И в доказательство оного улыбнемся, друг другу и начнём урок.

Суть любого явления нельзя увидеть, услышать, пощупать или даже распробовать на вкус.

Её можно лишь осмыслить! Обратим наши взгляды на плакат, прочитаем внимательно высказывание Гюго (Приложение 2), обдумаем: «Согласны мы с ним?» и в течение урока попробуем анализировать все ситуации и явления, которые встретятся нам на пути изучения темы: «Торговля как способ обмена».

Вспомним, что такое торговля? Взгляните, пожалуйста, на второй плакат (Приложение 1), всё верно?

Актуализация знаний.

Учитель: Итак, тема нашего урока «Торговля как способ обмена».

Учитель, объявляя тему, записывает её на доске с ошибкой – «Торговля как способ обмана». Внимательные ученики замечают ошибку!

Учитель (исправляя ошибку): Современные психологи утверждают, что любая ошибка неслучайна, есть ли здесь доля правды? Как вы думаете, почему я ошиблась?

Ученики: Наверное, вас часто обсчитывали в магазине,… Чем больше людей продавец обманет, тем больше он получит прибыль… Продавцы все обманщики, им это выгодно… и т.д.

Комментарий для учителя: выгода, продавец, прибыль, обман – ключевые слова обычного ассоциативного ряда, связанного с проблемами, возникающими в торговле. Дождавшись их, можно ставить проблему урока, если же класс слабый следует задать наводящие вопросы.

Учитель: а кто, по-вашему, может быть виноват в обмане?

Ученик: нечестные продавцы!

Учитель: неужели они такие плохие и злые люди?

Ученики: Они, может, и не злые, но обманывают, чтобы получить себе больше выгоды.

Учитель: Именно! Может кто-либо, слышал, существует даже поговорка: «Не обманешь, не продашь». И она сегодня будет эпиграфом к нашему уроку (записывает на доске). Только в конце предложения мне бы хотелось поставить знак вопроса, а вам? Действительно ли это так? Можно ли избежать обмана? Сейчас мы это выясним.

Комментарий для учителя: поскольку проблема объявлена и многие уже готовы сделать всё, чтобы не попасться на обман «злого продавца», переходим к игре. Учитель перевоплощается в шоумена-продавца, надевает колпак, берёт в руки молоток и начинает аукцион.

III. Формирование и углубление знаний – игра «Аукцион».

Учитель: Внимание! Внимание! Сеньоры ля сеньориты, дамы и господа, леди энд джентльмены, объявляется аукцион супертоваров! Спешите и будьте активны! Первый лот аукциона - «Чёрный ящик». Могут поучаствовать все желающие, кто, готов купить товар, не глядя! Итак, мы приступаем.

Комментарий для учителя: в оплату за товар можно принимать как реальные карманные деньги учащихся (можно заранее предупредить принести небольшие суммы), что сделает игру более реальной (после игры, естественно деньги возвращаются), либо игровые купюры, подготовленные специально и полученные учащимися в равном количестве.

Учитель: (предъявляет чёрный ящик с неизвестным товаром) Приобретаем наилучшее изобретение человечества, о котором я как всякий уважающий себя продавец, готов предоставить вам минимальную информацию. По сегодняшний день этот предмет является неотъемлемым атрибутом каждой интеллигентной семьи и альтернативой официальной прессе. Начинаю торги. Начальная цена – 5 рублей!

Ученики (перебивая друг друга): 10! 15! 20! 25!

Учитель: 25 рублей раз, два, три! Продано!

Счастливый ученик направляется за товаром. Учитель ведёт диалог с ним.

Учитель: Как ты думаешь, что в ящике?

Ученик: Журнал, сборник или книга.

Учитель (достаёт из ящика товар). Это….. рулон туалетной бумаги. Скажи, ты рад? Какие чувства ты испытываешь?

Ученик: Меня обманули.

Учитель: Давайте разберёмся. Туалетная бумага – изобретение человечества?

Ученики: Да

Учитель: Признак интеллигентной семьи?

Ученики: Да

Учитель: Альтернатива газетам?

Ученики: Да

Учитель: Можно ли сказать, что информация о товаре ложна? Или неточна?

Ученики: Нет

Учитель: Скажите, какую ошибку совершил покупатель?

Ученики: Купил неизвестное… Он не знал, что там…Вы предоставили мало информации…

Учитель: А как же не обмануться, что надо знать?

Ученики: Больше информации о товаре…

Учитель: Верно! Сформулируем и запишем в тетради первое правило покупателя:

Необходимо иметь полную информацию о товаре. (Учитель записывает на доске).

Учитель: Господа ученики! Объявляется второй лот продаж! Печенье «Чоко-пай» (показывает коробку печенья). Стоимость печенья в магазине – 30 рублей! Начальная цена лота – 20 рублей!

Ученики: Я! Мне! 30! 35! 45!50 рублей!

Учитель: Раз! Два! Три! Продано!

Ученик: Только «Чоко-пай». Как обещали, ничего другого!

Учитель: Я обещала печенье «Чоко-пай». Получайте! (Выдаёт 1 печенюшку из пачки из 12).

Учитель: Вы можете уличить меня сейчас во лжи?

Ученики: Нет

Учитель: Какую ошибку совершил покупатель на этот раз?

Ученики: Не спросил сколько покупает… Не всё узнал…

Учитель: Формально я прав, о количестве и весе товара мы с вами не договаривались. Следовательно , вы можете теперь пенять только на своё доверие и самоуверенность.

Можно записать второе правило покупателя: необходимо знать количество покупаемого товара. (Записывает на доске).

Учитель: Теперь мы, знаем много о вариантах обмана, и больше нас никто не обманет! Я объявляю третий лот нашего аукциона! Если у вас перехватило дыхание и пересохло в горле от наших бурных дебат, вам просто необходима, нежная, пузырящаяся, живительная влага! На торги выставляется 2 литра супернапитка ( выставляется бутылка сока). Спешите! Тем более, что без всякого обмана вы приобретаете 2 литра вкуснейшего персикового сока. Стоимость его в магазине – 30 рублей. На нашей распродаже только 15! Начальная цена – 15 рублей.

Начинается торг. На этом лоте он доходит обычно до 50-60 рублей.

Учитель: Продано. Примите товар, но деньги вперёд! Пожалуйста (как бы спохватываясь). Да, я обещала, что продам 2 литра сока?

Ученики: Да-ааа!

Учитель: Но я ничего не говорила о том, что я продаю бутылку. Уважаемый покупатель, вам придётся выпить напиток прямо сейчас!

Комментарий для учителя: выпить 2 литра газированного сока залпом не сможет и былинный богатырь. Вдохновение самых азартных игроков проходит после трёх-четырёх стаканов. В этот момент учитель начинает подтрунивать.

Учитель: Пытка соком продолжалась третий час. Пятый стакан….Минздрав предупреждает: пить много вредно! Вы заплатили за сок 60 рублей?

Ученик (чуть живой): Да!

Учитель: Я готова избавить вас от мучений, если вы мне заплатите 10 рублей.

Комментарий для учителя: В конце концов, даже самый упорный сдаётся и платит … за возврат товара! Ничего удивительного, работает закон предельной полезности блага.

Ученик: Согласен!

Учитель: И снова ошибки покупки. Кто виноват? Какой закон сработал?

Ученики: Покупатель. Он не знал об условиях продажи! А не смог выпить, благодаря закону убывающей предельной полезности. Он «насытился» уже 4-мя стаканами…

Учитель: Ну, молодцы, и всё – то вы знаете! Давайте запишем третье правило покупки: необходимо иметь информацию об условиях покупки!

Комментарий для учителя: существуют и другие способы обмана покупателя, но все они укладываются в принцип неполной информации. Приведённых выше способов (3 лота) достаточно для долговременного запоминания. Игра незаметно перетекает в стадию анализа, не прерываясь.

Учитель: Уважаемые трижды обманутые и сочувствующие им покупатели! Я объявляю последний лот на торгах! Будьте бдительны и расторопны, ибо это… календарь на год с фотографией вашего класса и вашего любимого учителя (то бишь – меня)! Начальная цена – 10 рублей! Купивший приобретает пятёрку по предмету и моё расположение. Раз, два, три! Продано!

Ученик подходит за товаром.

Учитель: Вы честно приобрели товар и честно его получаете. Но не хотите ли календарь с моим автографом?

Ученик: А за сколько?

Учитель: А сколько вы бы дали?

Ученик: В два, в три, в четыре раза дороже.

Учитель: Хорошо! Они ваши! И календарь и автограф! Но позвольте спросить… В чём разница между календарём и календарём с автографом?

Ученики: Автограф можно показать… Доказательство знакомства с автором…Больше зауважают…

Учитель: То есть вы покупаете себе уважение?!

Ученики: Ну да…

Учитель: А разве подписи других уважаемых людей делают вас умнее, лучше, уважаемей?

Ученики: Наверное, нет…

Учитель: Значит, вы обманываете себя, заплатив деньги за псевдоуважение!

IV. Итог урока.

Учитель: Не кажется ли вам, что обман покупателей заключается в их самообмане?

Комментарий для учителя: Дать возможность высказаться учащимся, обсудить их точки зрения.

Учитель: Вспомните: первый покупатель был уверен, что ему продают журнал или книгу, а не туалетную бумагу, так как, скорее всего, хотел быть, более уважаем. Второй и не предполагал, что его могут обмануть, и переоценил уважение к себе. Третий и не думал, что над ним так поиздеваются, ибо он – то себя уважает. Наконец,  четвёртый решил просто прикупить уважение. Все готовы были самообманываться и оттого были обмануты! Вы согласны?

Отметим главное правило покупки: Нельзя обмануть того, кто не самообманывается! (Вывешивается на плакате на доску и учащиеся записывают в тетради).

Учитель: Урок окончен. Есть ли ко мне вопросы? Всем спасибо! К следующему уроку попрошу поинтересоваться ценами на любые группы товаров (не менее 5-ти), но в разных местах их реализации, сделать свои выводы о справедливости ценообразования и возможностях установить единые цены во всех местах реализации данных групп товаров.

© Блог Хелси и Смарт / Школа и школьники

Читать еще:

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD