детские
Хелси и Смарт официальный сайт
Хелси и Смарт официальный сайт

Конференция с элементами дискуссии по теме: "Человек и его права" : История и обществознание

Цель: сформировать у учащихся представление о современном понимании прав человека, прав и обязанностей гражданина. Сделать еще один шаг на пути формирования гражданственности.

Задачи:

  • Сформировать представление о международных и российских документах гарантирующих права и свободы человека и гражданина.
  • Создать образ “гражданина”.
  • Определить свое отношение к современной системе прав и свобод человека и гражданина.
  • Давать правовую оценку своим действиям.

Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый и исследовательский.

Средства обучения: документы, учебник, ТСО, слово учителя.

ХОД УРОКА:

I. Вступительное слово учителя: актуализация проблемы занятия, постановка задачи занятия.

Значительным прогрессом в развитии мирового сообщества в 20 веке явилось понимание ценности человеческой личности, ее достоинства в неразрывной связи с необходимостью обеспечения минимальных гарантий существования и свободного развития индивида. Практическим выражением этого стало стремление передовой мировой общественности определить общечеловеческий минимум прав и свобод, который был бы обеспечен любому человеку и в любой стране. Первая статья “Всеобщей Декларации прав человека” гласит: Все люди рождаются свободными и равными в своих правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.
Когда мы говорим о главных препятствиях на пути к правовому государству, прежде всего, обращает на себя внимание невысокая правовая культура значительной части населения. Речь здесь идет об индивидуальной правовой культуре, которая, если говорить коротко, есть концентрированное отношение человека к праву. Но это понятие имеет и широкое значение – все то положительное, ценное, что имеется в правовой действительности (нормы и институты права, правоотношения, законность и т.д.). То, что мы называем “правовой культурой”, что помогает нам строить правовое государство и чувствовать себя в нем не бесправными “винтиками” или внутренними эмигрантами, а полноправными и активными гражданами, создается постепенно, нелегко – как все по-настоящему ценное и крупное в духовном багаже человека.
Цель нашего сегодняшнего заседания сделать еще один шаг на пути формирования нашей правовой культуры. Сегодня мы поговорим о том, что такое права и свободы человека, когда они были впервые сформулированы, какие международные и российские документы гарантируют эти права и свободы. Мы попытаемся нарисовать портрет идеального гражданина и определить степень нашего соответствия идеалу.

II. Выступления учащихся.

(Опережающее задание к уроку подготовить материалы к обсуждению по темам)

  1. Всеобщая декларация прав человека, международные документы по правам человека;
  2. Современное понимание прав человека
  3. Конституция РФ: гражданство, система основных прав и свобод, и обязанностей гражданина.

III. Дискуссия: “О гражданине”.

Вопросы для обсуждения:

1. Что Вы вносите в понятие “гражданин”?

2. Система основных прав, свобод и обязанностей.

У каждого человека как гражданина есть определенные права, свободы и обязанности (знание Конституции РФ), назовите их.

А) права;
Б) свободы;
В) обязанности.

3. Какие права, свободы и обязанности имеете Вы как гражданин Российской Федерации на данный момент? Всегда ли Вы соблюдаете свои обязанности гражданина РФ? Если нет, то почему?

IV. Судебные гарантии прав и свобод.

Выступление учащихся, затем дискуссионное обсуждение вопросов:

  1. Соотнесите практику и законы. Всегда ли Ваши права и свободы защищает государство, суд, прокуратура?
  2. Что нужно изменить, чтобы продекларированные права стали реальностью.

V. Подведение итогов.

Наше заседание подходит к концу, и хотелось бы услышать ваше мнение, насколько важный для вас вопрос мы сегодня обсуждали, возьмете ли вы что-нибудь из нашей беседы с собою в жизнь?
Цицерон говорил: “Мы должны быть рабами законов, чтобы быть свободными”. Мы, вступая в третье тысячелетие, должны не только знать какие права нам даны, но и уметь активно защищать их. Возможно лишь став активными гражданами своего государства, мы будем жить в более справедливом мире.

Приложение 1.

Задания к вопросу дискуссии “о гражданине”.

1. Определите достоинства и недостатки человека:

    мужество, скромность, эгоизм, малодушие, хвастливость, честь, приспособленчество, жестокость, зависть, жесткость, трусость, тщеславие, хитрость, болтливость, простота, справедливость, правдивость, искренность, совесть, лицемерие, тактичность, практичность, праздность, милосердие, угодничество, уважительность, честность, жадность, стыдливость, лживость, сдержанность, выдержка, бестактность.

2. Попробуйте поспорить:

  • Главное не высовываться.
  • Вы меня не трогайте – я вас не трону.
  • На мой век хватит.
  • Каждый должен быть героем.
  • Для солдата важен приказ, а не гражданский долг.
  • Вокруг одни обыватели
  • Вор не может быть гражданином.

Приложение 2.

© Блог Хелси и Смарт / Школа и школьники

Читать еще:

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD