детские
Хелси и Смарт официальный сайт
Хелси и Смарт официальный сайт

Урок-путешествие по теме: "Передняя Азия в древности" : История и обществознание

Задачи:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся о вкладе, сделанном древними народами Передней Азии в развитие хозяйства и культуры всего мира;
  • развивать умения, обобщать исторические факты, делать выводы;
  • способствовать формированию познавательного интереса к истории.

План урока:

  1. Вводное слово учителя;
  2. Работа в группах по карточкам (подготовка краткой информации о своем исследовании той или иной страны);
  3. Представление итогов работы. Вопросы классу по своей стране;
  4. Рефлексия (по тестам).

Карточки для работы в группах:

Карточка №1

Подготовьте ответ по теме “Вавилонское царство”. Для этого вспомните параграфы 13,14,19 пункт 1 (учебник А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И. Свеницкой).

  1. Где находилась Вавилония?
  2. Каковы были природные условия?
  3. Чем занимались вавилоняне?
  4. В чем состояли особенности письменности?
  5. Кем был Хаммурапи? Чем он прославился?
  6. Чем славился город Вавилон?

Карточка №2

Подготовьте ответ по теме “Финикия”. Для этого вспомните параграф 15.

  1. Где находилась Финикия?
  2. Каковы были природные условия?
  3. Какое было главное занятие финикийцев? Что называется колонией?
  4. Что умели изготовлять финикийские ремесленники?
  5. В чем преимущество финикийского алфавита?

Карточка №3

Подготовьте ответ по теме “Палестина”. Для этого вспомните параграф 16,17.

  1. Где жили еврейские племена в 2000 году до н.э.?
  2. В какую книгу вошли предания этого народа?
  3. Что означает понятие “единобожие”?
  4. Где находилась Палестина – страна, в которой поселились евреи в XIII веке до н.э.
  5. Кто такие филистимляне?
  6. За что царя Соломона признали мудрым? Как он разрешил спор двух женщин?

Карточка №4

Подготовьте ответ по теме “Ассирийская держава”. Для этого вспомните параграф 18.

  1. Где находилась Ассирия?
  2. Какие изменения происходили в жизни ассирийцев с освоением ими железа?
  3. Что представляло собой ассирийское войско?
  4. Как поступали ассирийские воины с пленными?
  5. Какие земли были покорены ассирийцами?
  6. Что собирал в своем дворце царь Ашшурбанапал?

Карточка №5

Подготовьте ответ по теме “Персидская держава”. Для этого вспомните параграф 19.

  1. Где находилась Персия?
  2. Какие государства входили в состав Персидской державы?
  3. При каких правителях персы начали завоевания?
  4. Как было организовано управление Персидской державой при ДарииI?
  5. Как была налажена связь при ДарииI?

Материалы к сообщениям групп:

Вавилонское царство

Государство, расположенное в Междуречье, между Тигром и Евфратом. Города Двуречья долго воевали между собою – кому из них быть главным. Победил Вавилон, под властью которого объединилось почти все Двуречье.

В Южном Двуречье нет гор, строительного камня и леса. Из глины возводили стены домов, лепили фигурки богов, а также на глине писали. Земля Южного Двуречья плодородна. Реки дарили жизнь и процветание этой теплой стране. Однако разливы проходили бурно, поэтому строили насыпи.

Особое письмо Двуречья – клинопись. На табличках из мягкой глины концом специально заостренной палочки выдавливали значки в виде клинышков. Каждый знак в клинописи происходит из рисунка и обозначает или целое слово, или сочетание звуков. В клинописи несколько сот знаков и учиться было сложно.

Самым могущественным и знаменитым царем Вавилонии был Хаммурапи (1792-1750гг. до н.э.). Он прославился своими законами, которые были высечены на большом каменном столбе. Этот документ дает нам очень много сведений о жизни жителей Древнего Вавилона.

В VIII-VII веках до н.э. ассирийские цари завоевали Вавилонию. Однако после гибели Ассирийской державы (612г. до н.э.) все Двуречье вновь покорилось вавилонскому царю.

Вавилон стал самым большим и знаменитым городом Азии. Купцы привозили сюда товары со всех концов света. Он был обнесен мощными стенами. В Вавилоне находилось одно из “чудес света” - Висячие сады.

Вопрос классу: В Южном Двуречье в древности богатые люди указывали в своем завещании среди прочего имущества деревянную кровать, табуретку и дверь. Почему дети и внуки получали в наследство наряду с домом, домашней утварью, слитками серебра такой странный, на ваш взгляд, предмет, как дверь?

Финикия

Финикия – государство, расположенное на восточном побережье Средиземного моря (между Средиземным морем и Ливанскими горами). На узкой полоске земли между морем и цепью Ливанских гор не было крупных рек и долин с плодородными почвами. Финикийцы сажали виноградники и рощи оливковых деревьев. Славилась Финикия и строительным лесом (ливанский кедр).

Много было у финикийцев искусных ремесленников – ювелиров, резчиков по дереву и слоновой кости. Здесь было изобретено прозрачное стекло. Финикийцы умели окрашивать ткани в пурпурный цвет.

Основное занятие финикийцев - торговля. Из прочного дерева строили финикийцы свои быстроходные корабли. Из страны в страну путешествовали отважные мореходы, получая не малую прибыль. Но если предоставлялся удобный случай, не стеснялись финикийцы и разбойничать (грабили поселения, похищали людей). В тех краях, где постоянно бывали финикийцы, они стали основывать свои поселения – колонии. Это способствовало торговли. Финикийские колонии появились вдоль побережья Средиземного моря (например, Карфаген). Финикийцы первые совершили плавание вокруг Африки.

В Финикии придумали очень простую систему письма. Каждый значок соответствовал отдельному звуку и был буквой (всего 22 буквы). Но букв для гласных звуков финикийцы не изобрели. Так появился первый алфавит.

Вопрос классу: Более трех тысяч лет назад в Египте и Двуречье ученики писцовых школ тратили на овладение письмом и чтением долгие-долгие годы. Напротив, в древних городах Тире, Библе и Сидоне школьники, едва только начав учится – проходило каких-нибудь несколько недель, - могли записать и прочитать несложный текст. Чем объяснить различие в сроках обучения грамоте в разных странах древности?

Палестина

В степях между Египтом, Вавилонией и Финикией издавна пасли свои стада скотоводы. Во втором тысячелетии до н.э. среди других народов здесь жили и еврейские племена.

Преданья этого народа вошли в Библию – священную книгу христиан. Первая часть этой книги называется Ветхий завет. Евреи пришли к единобожию, т.е. вере в одного бога – Яхве. Они верили, что он дал людям заповеди, правила, по которым им надо жить. Евреи верили, что мир и первых людей создал этот Бог. Он же и наказал людей за непослушание, устроив потоп.

Древние евреи после долгих странствий в XIII веке до н.э. поселились на восточном побережье Средиземного моря, в долине реки Иордан (Палестина). За право жить на этих землях им пришлось долго бороться с филистимлянами. По преданию с ними боролся и богатырь Самсон. Благодаря смелости и ловкости смог Давид расправиться с Голиафом. После смерти Давида правил государством царь Соломон, который прославился своей мудростью. Примером этому может служить его решение в споре двух женщин, за право владеть живым ребенком. Таким образом библейские сказания рассказывают о героях еврейского народа.

Вопрос классу: В Ветхом завете сказано: “И простер он руку свою, и расступились воды”. О чем идет речь? Что было дальше?

Ассирийская держава

Ассирия – государство, расположенное в верхнем течении реки Тигр. Значительную часть ее территории составляли предгорья и горы, богатые залежами железной руды. Ассирийцы издавна занимались охотой и скотоводством. Однако около X века до н.э. люди начали обрабатывать железо. Это позволило им изготовлять новые орудия труда и оружия, которые были прочнее медных.

Ассирийская армия по тем временам стала самой сильной в мире. У воинов были железные мечи, топорики, круглые щиты, обитые металлическими бляхами, а также луки и панцири. Ассирийцы впервые широко стали использовать конницу. Если путь армии преграждала река, воины надували кожаные мешки и на них переправлялись вплавь. Крепостные сооружения воины разрушали с помощью тарана. Благодаря этому они смогли покорить Вавилонию, финикийские города, часть Палестины, Урарту и даже Египет.

В завоеванных странах ассирийцы прибегали к страшным жестокостям. Недаром в древности столицу Ассирии, город Ниневию назвали “логовищем львов” и “городом крови”.

Один из последних ассирийских царей Ашшурбанапал был человеком образованным. Он собрал большую библиотеку из глиняных книг.

После смерти Ашшурбанапала против ассирийского владычества восстали Вавилония и Мидия. В 612 году до н.э. Ниневия была осаждена и захвачена.

Вопрос классу: Древний путешественник рассказывал, что видел в одной из стран быков с пятью ногами. Шутил ли этот путешественник?

Персидская держава

Персы – народ, населявший землю вблизи Персидского залива. Персидская держава поглотила почти все государства Передней Азии (Междуречье, Лидию, Мидию, Палестину) и Египет. Предводителем персов был Кир. В VI веке до н.э. он разгромил Мидию, Лидию, Вавилонию. Держава Кира Великого простиралась от границ Индии на востоке до греческих городов на западе. Сын Кира Камбиз продолжил завоевания и захватил Египет.

Самым могущественным правителем Персии был Дарий I. Для того, чтобы ему было легче управлять такой большой державой, он разделил страну на 20 областей - сатрапий, поставил во главе их своих наместников – сатрапов. Дарий I заставил платить покоренные народы налоги золотом и серебром. Чтобы обезопасить себя от заговоров и восстаний, царь содержал огромное количество тайных осведомителей (“глаза и уши царя”). За любые преступления назначались страшные наказания. Для быстрого передвижения была создана “царская дорога” из Суз в Сарды. Дороги содержали в порядке для облегчения связи между округами.

Вопрос классу: Какое название получила дорога в Персидской державе созданная для быстрого передвижения и облегчения связи между округами?

Тесты

  1. Древняя страна, расположенная между морем и цепью Ливанских гор?
  2. А) Междуречье
    Б) Египет
    В) Финикия

  3. Письменность в Древнем Двуречье?
  4. А) линейное письмо
    Б) иероглифы
    В) клинопись

  5. Вавилонский царь, при котором были записаны первые законы?
  6. А) Хаммурапи
    Б) Соломон
    В) Гильгамеш

  7. Где был придуман первый алфавит?
  8. А) В Финикии
    Б) В Нубии
    В) В Египте

  9. Что обозначает понятие “колония”?
  10. А) поселение финикийцев в других странах
    Б) свободная территория
    В) город-порт

  11. Кто первый совершил плавание вокруг Африки?
  12. А) египтяне
    Б) израильтяне
    В) финикийцы

  13. Что вывозили торговцы из Финикии?
  14. А) бумагу и чай
    Б) сахар и хлопок
    В) строительный лес

  15. Как называлась страна, где находились города Библ, Сидон, Тир?
  16. А) Израиль
    Б) Ассирия
    В) Финикия

  17. Древнее государство, захватившее в VI веке до н.э. Вавилонское и Египетское царства?
  18. А) Лидия
    Б) Персия
    В) Израиль

  19. Столица Ассирийской державы, которую называли “логовищем львов” и “городом крови”?
  20. А) Ниневия
    Б) Персеполь
    В) Вавилон

© Блог Хелси и Смарт / Школа и школьники

Читать еще:

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:

Школьные занятия:
RSS (видео) // RSS (статьи)
контакты
 
Рейтинг@Mail.ru
ADD